Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Определение Псковского областного суда от 11.11.2003 № 33-1136
Требования к представительному органу местного самоуправления о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума являются неосновательными, поскольку федеральный закон не предоставил представительному органу права регистрации данных групп.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебной коллегии по гражданским делам
от 11 ноября 2003 года

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе председателя Собрания депутатов Печорского района на решение Печорского районного суда от 27 октября 2003 г., которым постановлено обязать Собрание депутатов Печорского района Псковской области зарегистрировать инициативную группу по проведению референдума на территории Печорского района.
Судебная коллегия

установила:

Уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума Ф. обратился с заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме.
В обоснование заявления указано, что 19 сентября 2003 г. с целью выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей в его поддержку была организована инициативная группа по проведению референдума на территории Печорского района, которая обратилась в районное Собрание депутатов с ходатайством о регистрации инициативной группы.
2 октября 2003 г. Собрание депутатов Печорского района отказало в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума ввиду отсутствия муниципальной избирательной комиссии и предложило обратиться в территориальную избирательную комиссию Печорского района после делегирования ей полномочий муниципальной избирательной комиссии.
Отказ в регистрации инициативной группы является незаконным, так как не соответствует ст. 9, п. 2 Закона Псковской области "О местном референдуме в Псковской области" и п. 5 ст. 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".
Председатель Собрания депутатов Печорского района В. и представитель Собрания депутатов Печорского района Ш. возражали против удовлетворения заявления.
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе председатель Собрания депутатов Печорского района ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на то, что суд руководствовался п. 2 ст. 9 Закона Псковской области "О местном референдуме в Псковской области" № 125-оз от 11 марта 2001 г., который предусматривает, что в случае, если постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования отсутствует, функции комиссии местного референдума до ее сформирования осуществляет представительный орган местного самоуправления.
Однако судом не учтено, что Закон Псковской области "О местном референдуме в Псковской области" № 125-оз от 11 марта 2001 г. принят на основании ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" № 124-ФЗ от 19 сентября 1997 г., который с 25 декабря 2002 г. утратил силу.
В ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. законодателем исключена любая возможность органов местного самоуправления каким-либо образом вмешиваться в работу и исполнять обязанности избирательной комиссии муниципального образования.
При вынесении решения суд должен был руководствоваться п. 6 ст. 1 Закона № 67-ФЗ, который предусматривает, что в случае противоречия Закона субъекта РФ Закону № 67-ФЗ необходимо руководствоваться нормами Закона № 67-ФЗ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Ст. 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. предусмотрено, что в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:
Центральная избирательная комиссия РФ,
избирательные комиссии субъектов РФ,
избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии,
территориальные комиссии,
участковые комиссии.
По делу установлено, что 19 сентября 2003 г. с целью выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей в его поддержку была организована инициативная группа по проведению референдума на территории Печорского района.
Пунктом 2 ст. 36 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.
Согласно п. 2 ст. 9 Закона Псковской области "О местном референдуме в Псковской области" от 22 февраля 2001 г. инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования, которая действует в качестве комиссии местного референдума муниципального образования, с ходатайством о регистрации группы.
Как видно из материалов дела, в Печорском районе муниципальная комиссия не создана.
Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из того, что согласно п. 2 ст. 9 Закона Псковской области № 125-оз "О местном референдуме в Псковской области" от 11 марта 2001 г. в случае, если постоянно действующая комиссия муниципального образования отсутствует, функции комиссии местного референдума до ее оформления осуществляет представительный орган местного самоуправления, который обязан рассмотреть ходатайство инициативной группы о регистрации.
При этом судом не учтено то обстоятельство, что ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" № 124-ФЗ от 19 сентября 1997 г. утратил силу 25 декабря 2002 г.
Ст. 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. представительному органу местного самоуправления не предоставляет права рассмотрения ходатайства о регистрации инициативной группы. Пункт 2 ст. 9 Закона Псковской области № 125-оз "О местном референдуме в Псковской области" от 11 марта 2001 г. в той части, что если постоянно действующая комиссия муниципального образования отсутствует, функции комиссии местного референдума до ее сформирования осуществляет представительный орган местного самоуправления, который обязан рассмотреть ходатайство инициативной группы о регистрации, противоречит ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г., поэтому при рассмотрении заявления Ф. суду руководствоваться нормами Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г.
Кроме этого, судом не принято во внимание то обстоятельство, что ст. 21 Устава муниципального образования "Печорский район" Псковской области, принятого решением Собрания депутатов Печорского района 28 марта 2003 г., которая регулирует полномочия районного Собрания депутатов, не наделяет Собрание депутатов полномочиями по регистрации инициативной группы по проведению референдума на территории Печорского района.
Пунктом 11 ст. 22 Закона Псковской области № 295-оз от 1 августа 2003 г. "Избирательный кодекс Псковской области" предусмотрено, что в случае отсутствия избирательной комиссии муниципального образования ее полномочия по решению избирательной комиссии области, принятому на основании обращения представительного органа местного самоуправления этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию.
Как пояснил в заседании судебной коллегии председатель Собрания депутатов Печорского района В., Собрание депутатов направило обращение в избирательную комиссию Псковской области о возложении на территориальную избирательную комиссию полномочий муниципальной избирательной комиссии.
С учетом изложенного постановленное решение не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, так как судом допущено неправильное применение норм материального права.
В связи с тем, что обстоятельства дела установлены судом полно и правильно, но суд неправильно применил закон, судебная коллегия считает возможным постановить новое решение, которым Ф. отказать в удовлетворении заявления о регистрации Собранием депутатов Печорского района инициативной группы по проведению референдума на территории Печорского района.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Печорского районного суда от 27 октября 2003 г. отменить.
Ф. отказать в удовлетворении заявления о регистрации Собранием депутатов Печорского района инициативной группы по проведению референдума на территории Печорского района.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru