Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 31.05.2001 № 775
(ред. от 25.12.2003)
"Об утверждении областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования в Псковской области на 2001 - 2006 годы"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Сборник законодательства Псковской области", 2001, № 35.



Изменения, внесенные постановлением Псковского областного Собрания депутатов от 25.12.2003 № 635, вступили в силу с 25 декабря 2003 года.



ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2001 г. № 775

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИПОТЕЧНОГО
ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001 - 2006 ГОДЫ

(в ред. постановления Псковского
областного Собрания депутатов
от 25.12.2003 № 635)

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.98 № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 № 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации", постановлением Администрации Псковской области от 12.09.2000 № 240 "Об утверждении Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Псковской области" и в целях создания благоприятных условий приобретения доступного по стоимости жилья, удовлетворения потребности населения Псковской области в улучшении жилищных условий и улучшения социально - экономической ситуации в Псковской области областное Собрание депутатов постановляет:
1. Утвердить Областную целевую программу ипотечного жилищного кредитования в Псковской области на 2001 - 2006 годы.
2. Объемы финансирования Программы определять при формировании бюджета на очередной год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов разработать и утвердить планы мероприятий и определить объемы финансирования в целях участия в Областной целевой программе ипотечного жилищного кредитования в Псковской области.

Председатель областного
Собрания депутатов
Ю.А.ШМАТОВ





Утверждена
постановлением
Псковского областного
Собрания депутатов
от 31 мая 2001 г. № 775

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2001 - 2006 ГОДЫ

Паспорт
Областной целевой программы
ипотечного жилищного кредитования в Псковской области
на 2001 - 2006 годы

Наименование Программы Областная целевая программа ипотечного
жилищного кредитования в Псковской
области на 2001 - 2006 годы

Перечень основополагающих Закон РФ от 24 декабря 1992 г. № 4218-1
нормативных документов для "Об основах федеральной жилищной
разработки Программы политики" (с изменениями от 12 января
1996 г.; 21 апреля 1997 г.; 10 февраля,
17 июня, 8 июля 1999 г.),
Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N
102-ФЗ "Об ипотеке (залоге
недвижимости)",
Постановление Правительства РФ от 11
января 2000 г. № 28 "О мерах по
развитию системы ипотечного жилищного
кредитования в Российской Федерации",
постановление Администрации Псковской
области от 12 сентября 2000 г. № 240
"Об утверждении концепции развития
системы ипотечного жилищного
кредитования в Псковской области"

Областной заказчик Главное управление строительства и
Программы архитектуры Псковской области

Основные разработчики Главное управление строительства и
Программы архитектуры Псковской области,
некоммерческая организация "Фонд
развития жилищного строительства
Псковской области",
комитет экономического развития и
промышленной политики Псковской
области,
Главное финансовое управление Псковской
области

Цели Программы Обеспечение граждан Псковской области
доступным по стоимости жильем,
- предоставление возможности улучшения
жилищных условий средним слоям
населения, имеющим стабильную работу,
- привлечение частных инвестиций в
отрасль жилищного строительства,
- улучшение демографической ситуации в
области,
- улучшение социально - экономической
ситуации в области,
- подъем отрасли жилищного
строительства в области,
- подъем отрасли производства
строительных материалов в области

Сроки реализации - 2001 - 2006 годы
Программы

Основные исполнители Главное управление строительства и
Программы архитектуры Псковской области,
Главное финансовое управление Псковской
области
- администрации городов и районов,
- некоммерческая организация "Фонд
развития жилищного строительства
Псковской области";

Объемы и источники 2002 г.: 30 млн. руб. - из средств обл.
финансирования бюджета,
48,95 млн. руб. - средства населения
области;
2003 - 2006 г.г. - объемы и источники
финансирования подлежат уточнению;

Ожидаемые конечные - Улучшение жилищных условий граждан с
результаты реализации помощью оказанной им финансовой
Программы поддержки,
- привлечение личных сбережений граждан
в экономику Псковской области,
- увеличение налогооблагаемой базы в
регионе за счет увеличения объемов
строительства жилья;

Контроль за исполнением Псковское областное Собрание депутатов,
Программы Администрация Псковской области.

Настоящая Программа разработана в соответствии с концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Псковской области, отражает становление областной системы ипотечного жилищного кредитования на первом этапе ее развития и направлена на улучшение социально-экономической ситуации в области, на создание благоприятных условий для приобретения и строительства доступного по стоимости жилья и удовлетворение потребности населения Псковской области в улучшении жилищных условий.

1. Цель областной целевой программы
ипотечного жилищного кредитования

Цель Областной целевой программы ипотечного жилищного кредитования - создание системы обеспечения доступным по стоимости жильем жителей Псковской области путем:
1.1. Повышения платежеспособного спроса на жилье со стороны значительной части населения, прежде всего со средними доходами, за счет продажи жилья с рассрочкой платежа.
1.2. Увеличения объемов жилищного строительства.
1.3. Контроля и регулирования рынка жилья.
1.4. Обеспечения роста доходов бюджетов всех уровней за счет привлечения дополнительных денежных средств в жилищное строительство.
1.5. Создания современной инфраструктуры рынка жилья, активизирования рынка жилья и связанного с ним рынка инвестиционного капитала.

2. Задачи областной целевой программы ипотечного
жилищного кредитования

- Разработка и внедрение единых норм и правил ипотечного жилищного кредитования, развертывание системы ипотечного жилищного кредитования на территории области;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей функционирование системы ипотечного жилищного кредитования на основе организации деятельности Областного фонда развития жилищного строительства;
- совершенствование законодательной и нормативной базы, обеспечивающей исполнение обязательств при ипотечном жилищном кредитовании и стимулирование его развития;
- повышение эффективности использования жилого фонда за счет реконструкции и модернизации старого жилого фонда, перераспределения жилья между различными категориями населения в целях улучшения жилищных условий;
- формирование финансовых ресурсов для реализации Программы за счет привлечения бюджетных средств, средств организаций и населения, иных не запрещенных законом средств;
- организация информационного обеспечения Программы;
- формирование первичного и вторичного рынков ипотечного жилищного кредитования.

3. Организация системы ипотечного жилищного кредитования

Участники Программы:
некоммерческая организация (НО) "Фонд развития жилищного строительства Псковской области" (Фонд), органы законодательной и исполнительной власти области, органы местного самоуправления. Регистрационная палата Псковской области, покупатели жилья, продавцы жилья, риэлтерские организации, страховые компании, поручители, оценщики, инфраструктурные звенья системы ипотечного жилищного кредитования (нотариат, паспортные службы, органы опеки и попечительства, юридические консультации), инвесторы.

Функции участников Программы:
Фонд:
- реализует Программу путем продажи жилья с рассрочкой части платежа;
- выступает инвестором и направляет средства по договорам инвестиций строительной организации на строительство жилья;
- определяет платежеспособность покупателя жилья, оформляет договоры купли - продажи приобретаемого жилья, обремененного ипотекой, является залогодержателем, отслеживает возврат средств;
- содействует продвижению закладных бумаг на вторичном рынке при его формировании;
- разрабатывает и внедряет единые ипотечные стандарты и технологии, разрабатывает положения и правила, применяемые всеми участниками Программы.
В целях реализации Программы может быть создана сеть филиалов (представительств) Фонда в муниципальных образованиях.
Органы законодательной и исполнительной власти области:
- принимают решение о разработке и внедрении Программы;
- разрабатывают Программу;
- учреждают областной Фонд;
- создают законодательную и нормативную базу для реализации Программы;
- осуществляют государственную поддержку Программы, в том числе путем финансирования из областного бюджета, предоставления гарантий и налоговых льгот;
- вносят предложения по изменению действующего федерального законодательства;
- предоставляют государственные жилищные субсидии на приобретение жилья;
- разрабатывают и контролируют соблюдение единых норм и правил ипотечного жилищного кредитования.
Органы местного самоуправления:
- формируют местные программы ипотечного жилищного кредитования;
- участвуют в управлении Фондом, в создании филиалов (представительств) Фонда;
- осуществляют субсидирование ипотечных кредитов для отдельных категорий граждан;
- создают условия для увеличения объемов жилищного строительства, комплексного освоения территорий;
- поддерживают застройщиков за счет налоговых льгот и других мер, стимулирующих развитие строительства.
Регистрационная палата Псковской области:
- обеспечивает государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являясь единым административным источником информации о правах собственности на жилье на всей территории области;
- ведет единый государственный реестр прав собственности на недвижимое имущество, включая жилые дома и жилые помещения.
Покупатели жилья:
- приобретают жилье с рассрочкой части платежа, добровольно предоставляют приобретаемое таким образом жилье в залог и вносят авансовые платежи при приобретении жилья (покупателями могут быть физические и юридические лица).
Продавцы жилья:
- осуществляют продажу жилья.
Застройщики:
- осуществляют комплексную застройку жилых строительных сооружений с инженерными сетями, благоустройством. Застройщики по договору подряда осуществляют застройку жилья. Выбор застройщиков производится на конкурсной основе или по правилам, действующим в области и муниципальном образовании.
Риэлтерские организации:
- осуществляют продажу жилья по поручению других участников рынка.
Страховые компании:
- осуществляют имущественное страхование (заложенного жилья), страхование жизни и трудоспособности заемщика, страхование гражданско - правовой ответственности участников ипотечного рынка жилья.
Поручители:
- выступают поручителями за приобретателя жилья;
- несут имущественную ответственность по обязательствам покупателя.
Оценщики:
- осуществляют независимую профессиональную оценку жилых помещений, являющихся предметом залога по ипотеке (при выдаче промежуточных и ипотечных кредитов, при реализации заложенного имущества, торгах и пр.).
Инфраструктурные звенья системы ипотечного кредитования (нотариат, паспортные службы, органы опеки и попечительства, юридические консультации):
- обеспечивают необходимое юридическое сопровождение сделок с жилой недвижимостью, регистрацию граждан по месту жительства, в том числе в заложенных квартирах и домах, защиту прав несовершеннолетних при заключении сделок с недвижимостью.
Инвесторы:
- передают средства в Фонд на развитие Программы.

3.1. Порядок финансирования строительства и реализации жилья в рассрочку

В качестве базовой схемы используется вариант продажи жилья Фондом гражданам в рассрочку. При этом согласно Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)" жилье до момента расчетов с Фондом будет находиться в залоге у Фонда с оформлением закладной или ипотека возникает в силу закона при регистрации договора купли - продажи жилья в рассрочку.
Базовыми условиями финансовой схемы являются следующие положения:
1. Фонд аккумулирует целевые бюджетные и иные средства с целью дальнейшего финансирования части стоимости приобретаемого покупателями жилья на возвратной и платной основе.
2. Средства, выделенные Фонду, направляются Фондом по договорам в строительные организации на финансирование строительства жилья. Затем это жилье покупается гражданином по договору, в соответствии с действующим законодательством РФ, с рассрочкой платежа до 10 лет. На основании указанного договора в силу закона на новое жилье распространяется ипотека и Фонд становится залогодержателем.
Условия участия покупателей в Программе:
- первоначальный денежный взнос в размере не менее 30% от стоимости приобретаемого жилья;
- размер обязательного ежемесячного платежа в погашение рассрочки не должен превышать 30% совокупного (семейного) месячного дохода покупателей жилья;
- все финансовые операции производятся в рублях;
- выплата суммы для погашения рассрочки платежа в срок до 10 лет, в том числе под 7% годовых от суммы долга при оплате в первые 7 лет (84 месяца), 8% годовых от суммы долга при оплате в последующие 85 - 96 месяцев, 9% годовых от суммы долга при оплате в последующие 97 - 108 месяцев, 10% годовых от суммы долга при оплате в последующие 109 - 120 месяцев.
Право приобретения жилья в рассрочку предоставляется гражданам, проживающим в РФ, изъявившим желание участвовать в Программе.
Отбор участников осуществляется Фондом на конкурсной основе в соответствии с установленными экономическими, жилищными и социальными критериями.

Критерии отбора участников Программы:
- критерий экономический:
преимущественным правом приобретения жилья в рассрочку пользуется претендент, который в большей степени способен оплатить новое жилье своими денежными средствами;
- критерий жилищный:
при равных условиях по первому критерию преимуществом пользуется претендент, сдающий свое собственное жилье в счет оплаты приобретаемого жилья;
- критерий социальный:
преимущественным правом приобретения жилья в рассрочку пользуется претендент, зарегистрированный в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства. Число участников Программы, зарегистрированных в списках нуждающихся, должно быть не менее 10% от общего количества участников программы.
До начала работы с гражданами Фонд подготавливает перечень объектов жилья для участников Программы. Для этого производится опрос субъектов рынка жилья в области. Запрашиваются строительные организации на предмет предоставления данных по продаже жилья, характеристикам квартир, ценовым параметрам, срокам ввода в эксплуатацию и желаемым графикам оплаты.
Фонд формирует покупательский спрос, собирает базу данных потенциальных покупателей жилья, формирует очередь в соответствии с критериями отбора участников Программы.
Фонд заключает договоры с риэлтерскими компаниями по предоставлению текущей информации об имеющемся предложении на рынке вторичного жилья как на покупку, так и на продажу квартир.
Сдаваемые Фонду участниками Программы квартиры поступают в общую базу предлагаемого для покупки жилья как для участников Программы, так и для остальных субъектов рынка жилья в городе.
Покупатель жилья, обращаясь в Фонд, выбирает подходящее жилье из предложенного ему.
Фонд, являясь продавцом, определяет платежеспособность покупателя, первоначальный взнос, суммы ежемесячных платежей, срок рассрочки платежей, сумму рассрочки, подписывает с покупателем предварительный договор купли - продажи; оформляет договор купли - продажи квартиры, обремененной ипотекой; осуществляет учет и контроль поступлений денежных средств по рассрочке платежа.

3.2. Страхование в областной системе ипотечного жилищного кредитования

В качестве обеспечения выполнения обязательств покупателя жилья принимается:
- залог жилья
- поручительство или страхование рисков.
Юридические или физические лица могут выступить поручителями за приобретателя жилья.
Объектами обязательной страховой программы при ипотечном кредитовании являются:
1. Имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью заемщика, - личное страхование.
2. Имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, - имущественное страхование.
Объектом имущественного страхования является жилье, предоставляемое в залог (ипотеку) в качестве обеспечения обязательств по оплате.
Страхование осуществляется за счет средств покупателя. Страхователем по договорам страхования должен являться покупатель. Первым выгодоприобретателем по договорам страхования является Фонд, продающий квартиры с рассрочкой платежа. В случае уступки прав требования по кредитному договору на вторичном ипотечном рынке права первого выгодоприобретателя должны перейти к новому кредитору.
Сумма страхового возмещения определяется на каждую конкретную дату периода кредитования и должна быть не менее остатка обязательств заемщика по обеспечиваемому обязательству. Срок действия договоров страхования должен быть не менее срока кредитования.

4. Организационно - экономический механизм привлечения
ресурсов в сферу ипотечного жилищного кредитования.
Источники финансирования программы

Источниками финансирования Программы являются:
- средства областного бюджета, выделенные Фонду в рамках реализации данной Программы;
- средства федерального бюджета (в объеме их выделения на Программу);
- средства местных бюджетов (по согласованию);
- инвестиции организаций;
- личные средства граждан (в том числе приватизированное жилье по рыночным ценам на момент заключения договора);
- иные не запрещенные законом средства.
Эти средства направляются в Фонд и используются Фондом для организации системы ипотечного жилищного кредитования.

5. Организационное и информационное обеспечение

Реализация Программы предполагает:
- формирование инфраструктуры ипотечного кредитования, создание Фонда;
- выделение бюджетных средств органами местного самоуправления в целях стимулирования спроса на жилье в рамках Программы (по согласованию при формировании бюджетов на очередной финансовый год);
- льготный порядок регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в рамках Программы;
- разработку и принятие нормативных актов о предоставлении налоговых льгот участникам Программы;
- своевременное обеспечение информацией по условиям участия населения в Программе и об итогах ее реализации.

6. Ожидаемый результат

Ожидаемый результат на 2002 год рассчитан по итогам работы "Фонда развития жилищного строительства Псковской области" в 2000 году.
Инвестиции в отрасль жилищного строительства - 78,95 млн. рублей

в том числе:
средства областного бюджета - 30 млн. рублей
средства населения - 48,95 млн. рублей
улучшение жилищных условий - не менее 400 семей
(при стоимости жилья
на 01.11.2000 )
Возврат средств через налоги - не менее 37,58 млн.
рублей
в том числе в областной, местный - не менее 24,79 млн.
бюджеты рублей
(в ред. постановления Псковского областного
Собрания депутатов от 25.12.2003 № 635)
Создание дополнительных рабочих
мест - 800 - 1000

Мероприятия по реализации
областной целевой программы ипотечного жилищного
кредитования в Псковской области на 2001 - 2006 годы

1. Утверждение объемов и
финансирование Программы из
областного бюджета 30 млн. руб. 2002 год
7,5 млн. руб. 1 квартал
7,5 млн. руб. 2 квартал
7,5 млн. руб. 3 квартал
7,5 млн. руб. 4 квартал
Исполнитель: Администрация Псковской области, областное Собрание депутатов.

2. Разработка финансово - кредитного и
инвестиционного механизмов 1 - 4 квартал 2001 года

Исполнитель: НО "Фонд развития жилищного строительства Псковской области".

3. Пилотные проекты по внедрению
Программы в соответствии с
выделенными средствами 2001 год

Исполнитель: НО "Фонд развития жилищного строительства Псковской области".

4. Привлечение частных инвестиций 48,95 млн. руб. 2002 год
12 млн. руб. 1 квартал
12 млн. руб. 2 квартал
12 млн. руб. 3 квартал
12,95 млн. руб. 4 квартал

Исполнители:
НО "Фонд развития жилищного строительства Псковской области",
граждане РФ.

5. Инвестирование в отрасль
строительства 78,95 млн. руб. 2002 год
19,5 млн. руб. 1 квартал
19,5 млн. руб. 2 квартал
19,5 млн. руб. 3 квартал
20,45 млн. руб. 4 квартал

Исполнитель: НО "Фонд развития жилищного строительства Псковской области".

6. Строительство нового жилья в
соответствии с объемом инвестиций 16000 м2 2002 год
(в ценах на 01.11.2000)

Исполнители: строительные организации Псковской области.

7. Приобретение
Фондом строящегося жилья
(в ценах на 01.11.2000) 400 квартир 2002 год
98 квартир 1 квартал
98 квартир 2 квартал
98 квартир 3 квартал
106 квартир 4 квартал

Исполнитель: НО "Фонд развития жилищного строительства Псковской области".

8. Приобретение покупателями
у Фонда строящегося
жилья (в ценах на 01.11.2000) 400 квартир 2002 год
98 квартир 1 квартал
98 квартир 2 квартал
98 квартир 3 квартал
106 квартир 4 квартал

Исполнитель: НО "Фонд развития жилищного строительства Псковской области".

9. Обобщение и распространение в
регионах механизмов финансиро-
вания и кредитования жилищного
строительства с привлечением
средств населения и долгосрочных
кредитов 2001 - 2006 годы

Исполнитель: НО "Фонд развития жилищного строительства Псковской области".

10. Информирование населения о работе
Программы постоянно

Исполнитель: НО "Фонд развития жилищного строительства Псковской области".

11. Строительство и реализация
жилья в соответствии с финансированием 2003 - 2006 годы
(в ценах 2000 года ), в том числе
финансирование Программы из
средств бюджета области - 24 млн. руб. 2003 г.
реализация жилья в рамках
Программы - 400 квартир 2003 г.

финансирование Программы из
средств бюджета области - 18 млн. руб. 2004 г.
реализация жилья в рамках
Программы - 400 квартир 2004 г.

финансирование Программы из
средств бюджета области - 12 млн. руб. 2005 г.
реализация жилья в рамках
Программы - 400 квартир 2005 г.

финансирование Программы из
средств бюджета области - 6 млн. руб. 2006 г.
реализация жилья в рамках
Программы - 400 квартир 2006 г.

Данный расчет составлен без учета инфляции. Ежегодное финансирование Программы подлежит уточнению.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru