Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение Псковского областного суда от 03.02.2004 № 3-1/04
Признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения в законную силу второе предложение пункта 4 статьи 6, пункт 1 статьи 10, пункт 3 статьи 10 (в части предоставления права председателю областного суда осуществлять привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи) Закона Псковской области от 07.04.2000 № 79-оз "О мировых судьях в Псковской области".

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 3 февраля 2004 года

Псковский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании 3 февраля 2004 года дело по заявлению прокурора Псковской области о признании отдельных положений Закона Псковской области "О мировых судьях в Псковской области" от 07.04.00 № 79-оз (в редакции от 09.10.02) противоречащими федеральному законодательству,

установил:

Прокурор Псковской области обратился в суд с заявлением о признании отдельных положений Закона Псковской области "О мировых судьях в Псковской области" от 7 апреля 2000 года № 79-оз (в редакции от 9 октября 2002 года) противоречащими федеральному законодательству.
В заявлении указано, что установленное в пункте 4 статьи 6 названного Закона ограничение, заключающееся в невозможности повторного обращения в квалификационную коллегию судей кандидата в мировые судьи ранее чем через год со дня отказа в даче рекомендации, принято с превышением компетенции субъекта РФ, установленной статьей 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации".
Пункт 1 статьи 10 того же Закона области, предусматривающий возложение обязанностей временно отсутствующего мирового судьи судебного участка на других мировых судей, по мнению прокурора, противоречит пункту 1 статьи 4 ФЗ "О мировых судьях в РФ", согласно которому мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, а также статьям 28 - 33 ГПК РФ и статьям 32 и 35 УПК РФ, устанавливающим территориальную подсудность гражданских и уголовных дел. Возложением обязанностей на мирового судью другого судебного участка фактически изменяется территориальная подсудность.
Этот же пункт указанной выше статьи в части возложения обязанностей отсутствующего мирового судьи на федерального судью противоречит статье 31 УПК РФ и статьям 23 и 24 ГПК РФ.
Кроме того, прокурор считает, что пункт 3 статьи 10 оспариваемого Закона, предусматривающий привлечение судьи в отставке к исполнению обязанностей мирового судьи председателем областного суда, противоречит пункту 2 статьи 7-1 ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.92 № 3132-1 (в редакции от 15.12.01), согласно которому вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям является районный (городской) суд. Поэтому привлечение судьи должно осуществляться председателем районного (городского) суда.
С учетом изложенного прокурор просил признать указанные выше положения Закона области "О мировых судьях в Псковской области" противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия.
Выслушав прокурора Тимофеева С.В., поддержавшего заявление, представителя Псковского областного Собрания депутатов Маркову Н.А., представителей Администрации Псковской области Лугину Р.Н. и Шерстобитова С.В., возражавших против удовлетворения требований только в отношении пункта 1 статьи 10 Закона области, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Следовательно, в силу ч. 2 ст. 76 Конституции законы субъектов Российской Федерации по данному предмету ведения должны приниматься в соответствии с федеральными законами.
Мировые судьи, как это следует из статьи 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17.12.98 № 188-ФЗ, являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации, единство которой обеспечивается путем законодательного закрепления единства статуса судей (ст. 3 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в редакции от 15.12.01 № 5-ФКЗ).
Статьей 2 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.92 № 3132-1 с последующими изменениями установлено, что все судьи в РФ обладают единым статусом.
Содержание приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что мировые судьи обладают единым с другими судьями статусом судей и на них распространяются нормы указанного выше Закона.
Гарантии единого статуса судей установлены статьями 5 и 6 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и заключаются в едином порядке отбора кандидатов и порядке наделения судьями полномочий.
Такого ограничения для кандидата на должность судьи, как невозможность в течение года после отказа в даче рекомендации повторно обратиться в квалификационную коллегию, они не содержат.
Следовательно, установив во втором предложении пункта 4 статьи 6 Закона Псковской области "О мировых судьях в Псковской области" указанное ограничение для кандидатов на должность мирового судьи, субъект РФ по предмету совместного ведения в нарушение требований части 2 статьи 76 Конституции РФ принял норму, противоречащую федеральному законодательству.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ, ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", иными федеральными конституционными законами, указанным Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей - также законами субъекта РФ.
Таким образом, вопросы порядка отбора кандидатов на должность судьи, урегулированные статьями 5 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" к компетенции субъекта РФ не отнесены.
Законом субъекта, согласно части 3 приведенного выше Закона, могут быть установлены лишь дополнительные требования к кандидату на должность мирового судьи.
Оспариваемое ограничение, предусмотренное пунктом 4 статьи 6 Закона Псковской области, к категории дополнительных требований не относится.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что при установлении ограничений на стадии порядка отбора кандидатов на должность мирового судьи, органы государственной власти Псковской области вышли за пределы своей компетенции.
Обоснованными, по мнению суда, являются и требования прокурора о признании противоречащим федеральному законодательству п. 1 ст. 10 Закона области.
Указанная правовая норма предусматривает возложение обязанностей временно отсутствующего мирового судьи на других мировых или федеральных судей районных (городских) судов.
Вместе с тем, регулирование данного вопроса неразрывно связано с подсудностью уголовных и гражданских дел, которая определена соответствующими нормами Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов РФ, в частности, статьями 32, 35 УПК РФ, 28 - 33 ГПК РФ.
Согласно п.п. "г", "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации судоустройство, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное законодательство, установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.
Исходя из этого и с учетом положений ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предмету ведения РФ субъект не вправе был осуществлять правовое регулирование.
Установив в оспариваемой норме областного Закона порядок замещения временно отсутствующего мирового судьи, которым фактически изменяется территориальная подсудность уголовных и гражданских дел, субъект принял законодательный акт с превышением своих полномочий.
Доводы представителей Псковского областного Собрания депутатов и Администрации Псковской области о том, что оспариваемая норма принята в пределах компетенции, поскольку относится к установлению порядка деятельности мировых судей (ч. 1 ст. 1 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации"), не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неправильном толковании нормы материального права.
Ссылка на статью 5 Федерального закона "О введении в действие Гражданского процессуального кодекса РФ" от 14.11.02 № 137-ФЗ, предоставляющую, по мнению представителей Собрания и Администрации, возможность возлагать исполнение обязанностей временно отсутствующего мирового судьи на федеральных судей районного (городского) суда, также несостоятельна.
Указанная норма, как следует из ее содержания, действует на переходный период до введения в субъекте должностей мировых судей и назначения (избрания) мировых судей.
С августа 2003 года на всей территории Псковской области действует институт мировых судей: во всех районах введены соответствующие должности и на них назначены мировые судьи.
Кроме того, как отмечалось выше, регулирование данного вопроса должно осуществляться федеральным законодателем.
Согласно ч. 2 ст. 7-1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей судьи производится председателем вышестоящего суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.
Вышестоящим судом для мировых судей в силу ст. 21 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" является районный (городской) суд.
Соответственно привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи должно производиться председателем районного (городского) суда, а не областного, как установлено ч. 3 ст. 10 Закона области "О мировых судьях в Псковской области".
Поскольку в указанной части норма областного Закона прямо противоречит федеральному законодательству, что недопустимо с позиции части 5 статьи 76 Конституции РФ, требования прокурора о признании ее недействующей также подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, суд признает правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Принимая во внимание достаточно длительный период действия Закона Псковской области "О мировых судьях в Псковской области", и тем самым применение оспоренных норм на практике, в целях исключения возможной отмены правильных по существу судебных решений лишь по формальным основаниям и тем самым нарушения прав граждан, суд считает необходимым признать оспоренные прокурором нормы указанного областного Закона недействующими с момента вступления решения в законную силу.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 253 ГПК РФ,

решил:

Признать второе предложение пункта 4 статьи 6, пункт 1 статьи 10, пункт 3 статьи 10 (в части предоставления права председателю областного суда осуществлять привлечение судьи, находящегося в отставке, к исполнению обязанностей мирового судьи) Закона Псковской области "О мировых судьях в Псковской области" от 07.04.00 № 79-оз (в редакции от 09.10.02) противоречащими федеральному законодательству, недействующими с момента вступления решения в законную силу.
Обязать редакцию газеты "Псковская правда" на основании ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" опубликовать резолютивную часть решения по истечении 5 дней со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru