Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Определение Псковского областного суда от 03.02.2004 № 33-135
При назначении досрочной трудовой пенсии по старости и выслуге лет исчисление стажа производится в соответствии с законодательством, действовавшим в момент возникновения правоотношений, и не подлежит применению закон, ухудшающий положение граждан и влекущий отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действующим законодательством.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебной коллегии по гражданским делам
от 3 февраля 2004 года

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в гор. Пскове на решение Псковского городского суда от 9 декабря 2003 года, которым постановлено признать решение комиссии по назначению пенсий при ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в гор. Пскове в отношении О. неправомерным.
Обязал ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в гор. Пскове включить О. в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии как педагогическому работнику, периоды отпусков по уходу за детьми с 24 октября 1978 года по 1 июля 1979 года, с 29 декабря 1986 года по 4 мая 1988 года; периоды обучения на курсах повышения квалификации с 12 января 1981 года по 10 февраля 1981 года; установить факт работы О. в должности медицинской сестры в ясли-саду № 15 в гор. Пскове со 2 декабря 1977 года по 31 июля 1979 года и этот период также засчитать в специальный педагогический стаж, назначить ей пенсию со дня приобретения права как педагогического работника с учетом вышеуказанных периодов и стажа 25 лет.
Судебная коллегия

установила:

О. обратилась в суд с иском к ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в гор. Пскове о признании неправомерным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по выслуге лет.
В обоснование своих требований указала, что имеет педагогический стаж 25 лет, дающий право в соответствии с п. 11 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на досрочную пенсию по старости. Однако ответчик отказал ей в назначении пенсии с 29 сентября 2003 года, поскольку исключил из стажа работы периоды отпуска по уходу за детьми с 24 октября 1978 года по 1 июля 1979 года, с 29 декабря 1986 года по 4 мая 1988 года; периоды обучения на курсах повышения квалификации с 12 января 1981 года по 10 февраля 1981 года; учебный отпуск со 2 февраля 1985 года по 15 февраля 1985 года, а также период работы в качестве сестры-воспитателя в ясли-саду № 15 гор. Пскова со 2 декабря 1977 года.
Истица считает отказ в назначении льготной пенсии незаконным, ограничивающим ее конституционные права, учитывая, что ограничения в пенсионном законодательстве появились только в 2002 году.
Представитель ответчика, ссылаясь на постановление Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года и ст. 256 Трудового кодекса РФ, возражал против включения в специальный стаж спорных периодов работы истицы.
Представитель обкома профсоюза педагогических работников поддержала заявленные требования.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене судебного решения в связи с неправильным применением материального закона, суд не учел, что ранее действовавшее законодательство утратило силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, которым дана надлежащая оценка.
Действительно, в соответствии со ст. 256 Трудового кодекса РФ, введенного в действие с 1 февраля 2002 года, отпуск по уходу за ребенком в стаж назначения пенсии на льготных условиях не засчитывается.
Такой же вывод вытекает и из Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года.
Вместе с тем, истица находилась в отпуске по уходу за ребенком с 24 октября 1978 года по 1 июля 1979 года и с 29 декабря 1986 года по 4 мая 1988 года, то есть задолго до введения в действие Трудового кодекса РФ и названного постановления Правительства РФ.
В соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей до внесения в нее изменений и дополнений ФЗ от 25 сентября 1992 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком включался в стаж, с учетом которого назначалась трудовая пенсия, это же положение содержалось и в разъяснениях Минтруда РФ от 22 мая 1996 года за № 5.
Что касается периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 12 января 1981 года по 10 февраля 1981 года, то этот период суд обоснованно включил в льготный стаж на основании п/п "ж" п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 г. и действовавшего до 1 октября 1993 года.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия руководствуется ст. 4 ГК РФ, согласно которой акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие.
Кроме того, вопрос о конституционности норм, в силу которых граждане утрачивают права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, был предметом неоднократного рассмотрения в Конституционном Суде РФ.
Так, Конституционный Суд в своем определении от 5 ноября 2002 года указал, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из ст. 2, 18, 19, 39, 54, 55 Конституции РФ.
Отказывая во включении в специальный стаж истицы время ее работы в детском учреждении, ответчик ссылается на то обстоятельство, что в Списке профессий, должностей и учреждений, утвержденном постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, действующим на сегодняшний день, который содержит необходимые перечни для признания права на получение льготной пенсии, не предусмотрена должность сестры-воспитателя и наименование детского учреждения "детский комбинат".
С подобным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям. При разрешении дела в этой части следует руководствоваться п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (вступил в действие с 1 января 2002 года), согласно которому оценка прав застрахованных лиц на 1 января 2002 года производится с применением порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу названного закона.
До вступления названного закона действовал Федеральный закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года № 340-1 в редакции от 16 апреля 2001 года. По ст. 83 этого закона списки соответствующих работ, а в скобках законодатель уточнил (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом РФ.
Такой список был утвержден Правительством 6 сентября 1991 года за № 463, 22 сентября 1999 года за № 1067 (действовал до принятия нового списка 29 октября 2002 года за № 781).
Согласно данным спискам в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Таким образом, включив в Список наименования учреждений в сфере образования, работа в которых дает право на получение льготной пенсии, Правительство Российской Федерации вышло за пределы полномочий, предоставленных ему законом.
Федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования, помимо срока.
Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, что в полной мере соответствует ст. 19 Конституции РФ, которая гарантирует равенство прав и свобод, без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, а также выводам, изложенным по аналогичному вопросу в определении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 года № 310-О "По запросу законодательного Собрания Тверской области о проверке конституционности п.п. 2 и 3 постановления Правительства РФ "Об утверждении Списка должностей, работа на которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".
В судебном заседании установлено, что, работая в должности сестры-воспитателя в детском учреждении со 2 декабря 1977 года по 31 июля 1979 года, истица выполняла обязанности воспитателя, в этой части доводы суда достаточно мотивированы и подтверждены письменными доказательствами и подробно изложены в решении суда, поэтому судебная коллегия с ними соглашается. Должность воспитателя в названные выше Списки включена, поэтому и этот период работы обоснованно включен в льготный стаж.
В этой связи у суда не было необходимости дополнительно устанавливать решением суда факт работы истицы в должности медицинской сестры, поэтому судебная коллегия в этой части решение суда первой инстанции уточняет, исключая из резолютивной части решения установление данного факта.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Псковского городского суда от 9 декабря 2003 года уточнить, исключив из резолютивной части решения установление факта работы О. в должности медицинской сестры в ясли-саду № 15 г. Пскова в период со 2 декабря 1977 года до 31 июля 1979 года, в остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в гор. Пскове - без удовлетворения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru