Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Определение Псковского областного суда от 17.02.2004 № 33-1246/2003
Признано недействующим с 17 февраля 2004 года постановление Псковской городской Думы от 28.04.2001 № 437 "Об утверждении Порядка оформления разрешений на перепрофилирование, переоборудование, перепланировку жилых и нежилых помещений".

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебной коллегии по гражданским делам
от 17 февраля 2004 года

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора на решение Псковского городского суда от 31 октября 2003 года, которым постановлено прокурору города Пскова в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Псковской городской Думы от 28 апреля 2001 года № 437 "Об утверждении Порядка оформления разрешений на перепрофилирование, переоборудование, перепланировку жилых и нежилых помещений" в части перепрофилирования отказать.
Судебная коллегия

установила:

Прокурор города Пскова обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Псковской городской Думы от 28 апреля 2001 года № 437 "Об утверждении Порядка оформления разрешений на перепрофилирование, переоборудование, перепланировку жилых и нежилых помещений" в части перепрофилирования жилых помещений в нежилые.
В обоснование требований указано, что орган местного самоуправления превысил свои полномочия, поскольку вопросы перевода жилых помещений в нежилые относятся к компетенции органа власти субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ и жилищным законодательством.
Оспариваемый правовой акт противоречит действующему законодательству, поэтому недействителен.
Представитель Псковской городской Думы не согласилась с требованиями прокурора.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с неправильным применением материального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит его обоснованным, поскольку суд неверно истолковал и применил действующее законодательство по предмету спора, а поэтому пришел к неправильным выводам.
Предметом спора по настоящему делу является вопрос компенсации перевода жилых помещений в нежилые.
Согласно ч. 3 ст. 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений и организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
То есть Гражданский кодекс предусмотрел право собственника жилого помещения произвести его перевод в нежилое помещение, но в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Такой порядок определен ст.ст. 8 и 9 ЖК РСФСР и является общим как для государственного, муниципального, так и частного жилищного фонда, так как другого законом не предусмотрено.
В соответствии со ст.ст. 8 и 9 ЖК РСФСР перевод пригодных для проживания жилых домов и жилых помещений в домах государственного жилищного фонда в нежилые, как правило, не допускается.
В исключительных случаях перевод жилых домов и жилых помещений в нежилые может осуществляться по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Таким образом, данными нормами закона решение вопроса о переводе жилых помещений в нежилые отнесено к компетенции исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом следует иметь в виду, что в силу ст. 1 Закона РФ от 24.12.1992 № 4218 "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции Закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ) жилой фонд - это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
С учетом изложенного, вывод суда о том, что орган местного самоуправления вправе был урегулировать своим положением порядок перевода жилых помещений в нежилые, нельзя признать соответствующим действующему законодательству.
Выводы суда основаны на ошибочном толковании рассматриваемых норм.
Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" (в редакции ФЗ от 04.08.2000 № 107-ФЗ) определено, что в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия (п. 1 ст. 6); муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти (последняя часть п. 2 ст. 6), это закон, действовавший на день принятия постановления № 437. В силу п. 4 ст. 6 названного Закона наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Следует вывод, что органы местного самоуправления вправе решать вопрос о переводе жилых помещений в нежилые только в случае наделения их такими полномочиями законом Псковской области.
Между тем, Псковская область орган местного самоуправления указанными полномочиями не наделяла.
Более того, в Псковской области 7 августа 2003 года принято постановление за № 300 "Об утверждении Порядка перевода жилых домов и жилых помещений в нежилые в жилищном фонде Псковской области", пунктом 2 которого рекомендовано органам местного самоуправления городов и районов привести свои правовые акты, касающиеся данного вопроса, в соответствии с данным Порядком.
Как видно из материалов дела, принятый в августе 2003 года по переводу жилых помещений в нежилые действует на территории области, в том числе и в городе Пскове, что не оспаривается ответной стороной, а также подтверждается письменными доказательствами (распоряжение Администрации области № 764-р от 05.12.2003).
Согласно ст. 13 ГК РФ условием признания судом недействительным ненормативного акта местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, нормативного акта, является несоответствие их закону.
Изложенным выше установлено несоответствие закону оспариваемого прокурором постановления.
По делу не требуется собирать новые доказательства, поэтому судебная коллегия считает возможным постановить новое решение об удовлетворении требований прокурора, признав постановление № 437 от 28 апреля 2001 года недействующим в полном объеме и со дня принятия судебного решения.
При этом судебная коллегия исходит из того, что текст оспариваемого постановления изложен таким образом, что вопросы перевода жилого помещения в нежилое (перепрофилирования - по постановлению) содержатся так или иначе по всему постановлению, а спорный вопрос субъектом урегулирован только в августе 2003 года.
Довод суда первой инстанции о том, что имеются судебные постановления, в которых изложена правовая позиция о законности оспариваемого постановления, не может иметь существенного значения по настоящему делу, поскольку эти судебные решения принимались в отсутствие правового регулирования предмета спора субъектом федерации (Псковской областью).
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Псковского городского суда от 31 октября 2003 года отменить, постановить новое решение и признать постановление Псковской городской Думы от 28 апреля 2001 года № 437 "Об утверждении Порядка оформления разрешений на перепрофилирование, переоборудование, перепланировку жилых и нежилых помещений" недействующим с 17 февраля 2004 года.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru