Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение Великолукской городской Думы от 30.06.2004 № 49
"Об утверждении городской целевой программы "Развитие донорства крови и ее компонентов на 2004 - 2008 годы"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Вступает в силу со дня опубликования в газете "Великолукская правда" (пункт 2 данного документа).



ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 30 июня 2004 г. № 49

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ДОНОРСТВА КРОВИ И ЕЕ
КОМПОНЕНТОВ НА 2004 - 2008 ГОДЫ"

Принято на 31-м заседании
городской Думы третьего созыва

В соответствии с Законом Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.1993 № 5142-1 для развития донорства крови и ее компонентов, повышения качества и оперативности оказания помощи больным и пострадавшим, защиты прав и интересов доноров городская Дума решила:
1. Утвердить городскую целевую программу "Развитие донорства крови и ее компонентов на 2004 - 2008 годы" согласно приложению.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования в газете "Великолукская правда".

Мэр города Великие Луки
Л.Г.ГОЛУБЕВА

Председатель Великолукской
городской Думы
И.А.ЖИТКОВ





Приложение
к решению
городской Думы
от 30 июня 2004 г. № 49

ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ДОНОРСТВА КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ
НА 2004 - 2008 ГОДЫ"

ПАСПОРТ
городской целевой программы "Развитие донорства
крови и ее компонентов на 2004 - 2008 годы"

Наименование программы Городская целевая программа "Развитие донорства
крови и ее компонентов на 2004 - 2008 годы"

Основание для Распоряжение Администрации города Великие Луки
разработки программы "О разработке городской программы "Развитие
донорства крови и ее компонентов" на 2004 - 2008
годы"

Городской заказчик - развитие и поддержка донорства крови и ее
Разработчик программы компонентов;
Цели и задачи программы - создание необходимых условий для улучшения
качества оказания медицинской помощи больным и
пострадавшим;
- укрепление материально-технической базы
учреждений службы крови;
- защита населения от инфекционных заболеваний,
передаваемых при донорстве крови и ее
компонентов;
- внедрение новых методик и технологий по
безопасности донорства крови.

Срок реализации программы 2004 - 2008 годы

Исполнитель основных МУЗ "Центральная городская больница", комитет
мероприятий программы здравоохранения при Администрации города
Великие Луки

Объемы и источники Финансирование программы предусматривается за
финансирования программы счет средств бюджета города Великие Луки. Объем
ассигнований из городского бюджета на 2004 -
2008 г.г. составляет 5 млн. рублей, в т.ч. 2004
- 1 млн. руб., 2005 - 1 млн. руб., 2006 - 1 млн.
руб., 2007 - 1 млн. руб., 2008 - 1 млн. руб.

Ожидаемые результаты - рост престижности безвозмездного донорства;
- стабильное и оптимальное обеспечение
лечебно-профилактических учреждений города
качественными и инфекционно безопасными
компонентами крови;
- создание банка благовременного хранения
компонентов крови на случай чрезвычайных
ситуаций и катастроф

Контроль за реализацией Контроль осуществляется в соответствии со
программы статьями 12, 13 Закона области "Об областных
целевых программах Псковской области", с
ежегодным отчетом перед Администрацией города
Великие Луки.

1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами

Городская программа "Развитие донорства крови и ее компонентов на 2004 - 2008 г.г." разработана в целях реализации Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.1993 № 5142-1.
Разработка программы продиктована тем, что в условиях неустойчивого развития экономики донорство России как социальное явление существует и развивается в крайне неблагоприятных условиях, что негативно отражается как на здоровье, так и на донороспособности населения. Налицо падение донорства в России, увеличение риска передачи инфекционных заболеваний при гемотрансфузиях.
Все эти проблемы проецируются и на наш город. За период с 1997 года по 2000 год количество доноров уменьшилось в 1,5 раза, доноров-родственников - в 2,5 раза, количество сдавших кровь впервые в жизни сократилось в 5 раз.
Кроме не зависящих от службы крови причин: неблагополучная демографическая ситуация в городе, отрицательный прирост населения есть и другие причины падения донорства. Одна из них - это низкие побудительные мотивы к даче крови.
Низкий уровень жизни населения, несбалансированное питание ведут к патологическим изменениям в морфологии крови. Так, в 2003 году не допущено к донорству 1078 человек, что составляет 11,5% от общего количества кроводач.
Высокий уровень заболеваемости гепатитами "В" и "С", вирусоносительство, рост числа переболевших сифилисом, наркомания также ведут к резкому снижению донорства, и это вынуждает обратить пристальное внимание на проблемы обеспечения инфекционной безопасности крови.
Одной из важных проблем является "старение" донорского контингента, 85% доноров представлены возрастной группой от 35 до 50 лет. В течение последних 5 лет практически не сдают кровь учащиеся профессионально-технических училищ, очень мало - средних специальных заведений, студентов высших учебных заведений.
Несмотря на существование Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" с 1993 года, администрации промышленных предприятий препятствуют осуществлению сотрудниками их донорских функций.
Переливание крови и ее компонентов успешно применяется при возмещении больших потерь крови при лечении ранений, тяжелых операциях и родах, является одним из самых эффективных способов лечения многих заболеваний (лейкоз, гемофилия, тяжелые ожоги и т.д.).
Терапия иммуноглобулинами из донорской крови необходима при инфекционных заболеваниях (сифилис, тяжелые вирусные инфекции, в том числе клещевой энцефалит).
Учитывая, что на современном этапе единственный механизм действия гемотрансфузии - заместительный, на смену трансфузии из крови приходит использование биологически полноценных компонентов крови, в т.ч. замороженных. Быстрое замораживание плазмы, соблюдение режимов (в первую очередь температурных) хранения компонентов крови - непременное условие обеспечения их полноценности и клинической эффективности.
Программа развития службы крови в области трансфузиологии основывается на расчетах соотношения затраты - эффективность для лучшего использования имеющихся ресурсов. Например, использование более дорогого специализированного оборудования и одноразовых пластиковых контейнеров для дотации и фракционирования донорской крови, которые позволяют исключить бактериальную контаминацию, увеличить выход компонентов из дозы цельной крови, сделать процедуру для донора и медицинского персонала, оказывается в конечном итоге более дешевым и эффективным для здравоохранения в целом.
Отделения переливания крови (ОПК) при лечебно-профилактических учреждениях представляют собой периферийную часть службы крови. Их основная задача - быстрое обеспечение кровью или ее компонентами потребностей клиницистов, активное внедрение методов сбережения крови.
Для получения инфекционно безопасных компонентов и препаратов крови большое значение имеет качество формирования донорских кадров, состояние здоровья каждого донора, полнота обследования и, конечно, постоянное пополнение донорского состава.
Немаловажную роль в обеспечении инфекционной безопасности крови будет играть карантинизация донорской плазмы.
Организация Единого донорского центра на базе городской станции переливания крови, создание базы данных лиц, отстраненных от донорства по инфекционным заболеваниям, обмен базой данных на доноров и лиц, отстраненных от донорства, со специализированными медицинскими учреждениями открывает широкие возможности в формировании донорских кадров и в обеспечении инфекционной безопасности донорства.

2. Цели и задачи программы

Основной целью программы является развитие донорства крови и ее компонентов, повышение качества и оперативности оказания трансфузиологической помощи, обеспечение безопасности трансфузионной терапии (иммунологической, инфекционной), совершенствование оказания помощи больным и пострадавшим, защита прав и интересов донора.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- информационное обеспечение населения по вопросам пропаганды донорского движения, обеспечение комплекса социально-экономических, правовых механизмов развития донорского движения;
- обеспечение иммунологической и инфекционной безопасности крови и ее компонентов путем совершенствования методов исследования крови, создания системы эффективного учета донорских ресурсов;
- увеличение производства компонентов и препаратов крови на основе совершенствования существующих и внедрения современных технологий, роста номенклатуры выпускаемых компонентов и препаратов;
- совершенствование профессиональной подготовки медицинских кадров службы крови.

3. Основные направления реализации программы

Совершенствование мероприятий по развитию донорства крови и ее компонентов.
Обеспечение инфекционной безопасности трансфузии, внедрение современных ресурсосберегающих технологий.

3.1. Совершенствование мероприятий по
развитию донорства крови и ее компонентов

Цель мероприятий данного раздела состоит в создании системы информирования населения по вопросам донорства, пропаганды донорского движения. Для выполнения этих мероприятий предусмотрено следующее:
- разработка тематических лекций и бесед о донорстве;
- публикация материалов по пропаганде донорства в средствах массовой информации;
- подготовка и выпуск массовым тиражом, а также распространение пропагандистских изданий с освещением вопросов службы крови и донорства (рекламные плакаты, брошюры, памятки);
- организация агитационной работы среди медицинских работников лечебно-профессиональных учреждений с целью привлечения к донорству доноров-родственников;
- организация мероприятий по награждению доноров нагрудным знаком "Почетный донор России";
- включение в учебные планы средних специальных и высших учебных заведений по подготовке специалистов, работающих с подростками и молодежью, дополнительных тем по пропаганде донорства.

3.2. Обеспечение инфекционной безопасности гемотрансфузий,
внедрение современных ресурсосберегающих технологий

Целью мероприятий данного раздела является:
- создание Единого донорского центра с компьютерной базой данных о донорах крови и ее компонентов, а также лиц, отстраненных от донорства в связи с заболеваниями и перенесших трансмиссивные инфекции;
- организация карантинизации компонентов донорской крови с целью повышения их вирусобезопасности;
- осуществление мер по укреплению материально-технической базы учреждений службы крови, приобретению технических средств специального назначения;
- активное внедрение технологий сбережения ресурсов донорства за счет плазмафереза, сокращение числа необоснованных трансфузий крови путем эффективного клинического ее использования, включая альтернативы для переливания крови;
- внедрение в практику методик получения компонентов со сниженным содержанием лейкоцитов, использование трансфузий компонентов по индивидуальному подбору.

4. Ресурсное обеспечение программы

Объемы финансирования программы за счет средств бюджета города Великие Луки составят 5 млн. рублей.

   -------------------------T-------------------------------------------------¬

¦Исполнители, которым для¦ Млн. рублей ¦
¦реализации мероприятий +---------T-------T-------T-------T-------T-------+
¦программы требуется ¦ 2004 - ¦2004 г.¦2005 г.¦2006 г.¦2007 г.¦2008 г.¦
¦финансирование ¦2008 г.г.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+
¦МУЗ "ЦГБ", КЗ при ¦ 5 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦
¦Администрации города ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Великие Луки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+---------+-------+-------+-------+-------+--------


Программу предусмотрено реализовать за счет городского бюджета, финансирование из других источников не предусмотрено.
Объемы финансирования программы указаны исходя из расходов на реализацию мероприятий и подлежат ежегодному уточнению при формировании городского бюджета на соответствующий год.

5. Медико-экономическое обоснование
приобретения дорогостоящего оборудования

Внедрение международных стандартов качества крови и ее компонентов, обеспечивающих безопасность доноров, реципиентов и медицинского персонала, требует от учреждений службы крови перехода на новые технологические процессы и применения современного оборудования.
Принципы современной трансфузиологии внесли существенные изменения в тактику трансфузионной терапии и определили изменение спектра получаемых со станции переливания крови (отделений переливания крови) трансфузионных сред в сторону увеличения высококачественных компонентов крови и отказ от клинического применения цельной донорской крови.
Применение квалифицированной трансфузионной терапии повысит качество и оперативность оказания медицинской помощи кровью, ее компонентами и препаратами на основе снижения инвалидности и смертности населения от острых и хронических заболеваний, несчастных случаев, в том числе при ликвидации массовых катастроф и других чрезвычайных ситуаций.
Учитывая, что современные технические возможности обследования донорской крови не дают полной гарантии ее вирусной безопасности, особенно в серонегативном периоде вирусоносительства, возникла острая необходимость выдерживать компоненты донорской крови в замороженном состоянии (-40 град. С) в течение возможного серонегативного периода с повторным обследованием крови донора или карантинизация.
Экономическое значение приобретения и эффективность применения дорогостоящего оборудования очевидна и позволит решить вопросы развития донорства крови и ее компонентов.

6. Основные программные мероприятия

6.1. Совершенствование мероприятий по
развитию донорства крови и ее компонентов

(млн. руб.)
   -------T-------------------------T--------T-------------T---------------------------------------T------¬

¦ № ¦ Содержание ¦ Срок ¦ Исполнители ¦ Финансирование, в т.ч. по годам ¦Общая ¦
¦ п\п ¦ мероприятий ¦исполне-¦ +-------T-------T-------T-------T-------+сумма ¦
¦ ¦ ¦ ния ¦ ¦2004 г.¦2005 г.¦2006 г.¦2007 г.¦2008 г.¦затрат¦
+------+-------------------------+--------+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+------+
¦6.1.1.¦Создать систему ¦ 2004 - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информирования ¦ 2008 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения по вопросам ¦ г.г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦донорства, пропаганда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦донорского движения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------+--------+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+------+
¦6.1.2.¦Подготовка и выпуск ¦ 2004 - ¦ МУЗ ¦ 0,012¦ 0,012¦ 0,012¦ 0,012¦ 0,012¦ 0,060¦
¦ ¦массовым тиражом, а ¦ 2008 ¦ "Станция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гор. ¦
¦ ¦также распространение ¦ г.г. ¦ переливания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюдж.¦
¦ ¦пропагандистских ¦ ¦ крови" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦изданий с освещением ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вопросов службы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦крови и донорства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(рекламные плакаты, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦брошюры, памятки) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------+--------+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+------+
¦6.1.3.¦Мероприятия по ¦ 2004 - ¦ МУЗ ЦГБ, ¦ 0,029¦ 0,029¦ 0,029¦ 0,029¦ 0,029¦ 0,145¦
¦ ¦награждению доноров ¦ 2008 ¦ КЗ при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гор. ¦
¦ ¦нагрудным знаком ¦ г.г. ¦ Администр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюдж.¦
¦ ¦"Почетный донор России" ¦ ¦ города, МУЗ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ "Станция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ переливания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ крови" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------+-------------------------+--------+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------


6.2. Обеспечение инфекционной безопасности гемотрансфузий,
внедрение современных ресурсосберегающих технологий

   -------T-------------------------T--------T-------------T-------T-------T-------T-------T-------T------¬

¦6.2.1.¦С целью внедрения ¦ 2004 - ¦ МУЗ ЦГБ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3,895¦
¦ ¦технологий ¦ 2008 ¦ КЗ при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гор. ¦
¦ ¦сбережения ресурсов ¦ г.г. ¦ Администр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюдж.¦
¦ ¦донорства за счет ¦ ¦ города, МУЗ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦плазмафереза ¦ ¦ "Станция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сокращено число ¦ ¦ переливания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦необоснованных ¦ ¦ крови" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гемотрансфузий путем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эффективного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦клинического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦включая альтернативы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для переливания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦крови, приобрести: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-------------------------+ ¦ +-------+-------+-------+-------+-------+ ¦
¦ ¦центрифуга ¦ ¦ ¦ 0,909¦ ¦ ¦ ¦ 0,909¦ ¦
¦ ¦рефрижераторная - 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------+ ¦ +-------+-------+-------+-------+-------+ ¦
¦ ¦тромбомиксер - 1 ¦ ¦ ¦ ¦ 0,409¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------+ ¦ +-------+-------+-------+-------+-------+ ¦
¦ ¦весы-помешиватели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0,759¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для крови ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------+ ¦ +-------+-------+-------+-------+-------+ ¦
¦ ¦аппарат для плазмафереза ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0,909¦ ¦ ¦
+------+-------------------------+--------+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+------+
¦6.2.2.¦Для организации ¦ 2004 - ¦ МУЗ ЦГБ, ¦ ¦ 0,500¦ ¦ ¦ ¦ 0,500¦
¦ ¦карантинизации ¦ 2008 ¦ КЗ при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гор. ¦
¦ ¦компонентов ¦ г.г. ¦ Администр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюдж.¦
¦ ¦донорской крови с ¦ ¦ города, МУЗ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦целью повышения их ¦ ¦ "Станция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вирусобезопасности ¦ ¦ переливания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦приобрести: ¦ ¦ крови" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦низкотемпературный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦холодильник "Sanuo" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦t - 40 град. С - 2 ед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------+--------+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+------+
¦6.2.3.¦С целью укрепления ¦ 2004 - ¦ МУЗ ЦГБ, ¦ ¦ ¦ 0,150¦ ¦ ¦ 0,150¦
¦ ¦материально-технической ¦ 2008 ¦ КЗ при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гор. ¦
¦ ¦базы приобрести ¦ г.г. ¦ Администр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюдж.¦
¦ ¦специальный транспорт для¦ ¦ города, МУЗ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выездной бригады ¦ ¦ "Станция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ переливания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ крови" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------+--------+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+------+
¦6.2.4.¦С целью внедрения в ¦ 2004 - ¦ МУЗ ЦГБ, ¦ 0,050¦ 0,050¦ 0,050¦ 0,050¦ 0,050¦ 0,250¦
¦ ¦практику методик ¦ 2008 ¦ КЗ при ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гор. ¦
¦ ¦получения компонентов со ¦ г.г. ¦ Администр. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюдж.¦
¦ ¦сниженным содержанием ¦ ¦ города, МУЗ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лейкоцитов приобрести: ¦ ¦ "Станция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гемотрансфузионные ¦ ¦ переливания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦фильтры ¦ ¦ крови" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+-------------------------+--------+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+------+
¦ ¦ВСЕГО денежных средств, ¦ ¦ 1,000 млн.¦ 1,000¦ 1,000¦ 1,000 ¦ 1,000¦ 1,000¦ 5,000¦
¦ ¦необходимых для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гор. ¦
¦ ¦реализации программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюдж.¦
L------+-------------------------+--------+-------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru