Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








[Извлечение из решения Арбитражного суда Псковской области от 02.11.2004 № А52/3877/2004/2]
О признании недействующими абзацев 1 и 3 пункта 1.3, абзацев 2 и 6 пункта 1.4, раздела 2, пункта 3.1, абзаца 3 пункта 4.1, абзаца 3 пункта 4.2, абзаца 1 пункта 4.3 "Правил организации перевозки пассажиров маршрутными такси на регулярных маршрутах общего пользования в городе Великие Луки", утвержденных решением Великолукской городской Думы от 30.06.2004 № 58.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.02.2005 № А52/3877/2004/2 данное решение изменено. Абзац 2 пункта 1.4, абзац 3 пункта 4.1 и раздел 2 "Правил организации перевозки пассажиров маршрутными такси на регулярных маршрутах общего пользования в городе Великие Луки", утвержденных решением Великолукской городской Думы от 30.06.2004 № 58, признаны законными.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 2 ноября 2004 г. № А52/3877/2004/2

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Псковская региональная общественная организация "Союз частных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров" просит признать недействующими абзацы 1 и 3 пункта 1.3, абзацы 2 и 6 пункта 1.4, раздел 2, пункт 3.1, абзац 3 пункта 4.1, абзац 3 пункта 4.2, абзац 1 пункта 4.3 "Правил организации перевозки пассажиров маршрутными такси на регулярных маршрутах общего пользования в городе Великие Луки", утвержденных решением Великолукской городской Думы от 30.06.04 № 58.
Представители заявителя поддержали требование по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к заявлению, с учетом уточнений, отраженных в протоколе судебного заседания от 26.10.04.
В отзыве на заявление ответчик требование не признал. Представители ответчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на заявление и дополнениях к отзыву.
Представитель третьего лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поддерживает позицию заявителя.
Представитель третьего лица - Администрации города Великие Луки поддерживает позицию ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд

установил:

30.06.04 решением № 58 Великолукской городской Думы утверждены "Правила организации перевозки пассажиров маршрутными такси на регулярных маршрутах общего пользования в городе Великие Луки", которые опубликованы в газете "Великолукская правда" от 03.07.2004 № 140.
В пункте 1.3 названных Правил обозначены основные понятия и термины, используемые в настоящих Правилах. Так, согласно абзацу 1 пункта 1.3 под "перевозчиком" понимается зарегистрированная в установленном порядке коммерческая организация, обладающая лицензией на право осуществления перевозки пассажиров автотранспортом на территории РФ, имеющая в своей структуре диспетчерскую службу, признанная победителем конкурса на право осуществления перевозок пассажиров маршрутными такси и заключившая договор с Администрацией города на право осуществления перевозок пассажиров маршрутными такси;
согласно абзацу 3 пункта 1.3 под "претендентом на участие в конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров маршрутными такси" понимается зарегистрированная в установленном порядке коммерческая организация, обладающая лицензией на право осуществления перевозки пассажиров автотранспортом на территории РФ, имеющая в своей структуре диспетчерскую службу, подавшая заявку на участие в конкурсе со всеми необходимыми документами, предусмотренными настоящими Правилами, являющаяся владельцем маршрутных такси, обладающая необходимыми трудовыми ресурсами, не имеющая задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты всех уровней;
абзацами 2 и 6 пункта 1.4 Правил закреплено, что не допускается использование в качестве маршрутного такси автомобилей: с числом посадочных мест, не считая водителя, менее 13 и более 30 и со сроком эксплуатации свыше 10 лет;
раздел 2 определяет порядок проведения конкурса на право осуществления перевозок пассажиров маршрутными такси;
пункт 3.1 Правил устанавливает, что посадка и высадка пассажиров осуществляется на остановочных пунктах;
абзац 3 пункта 4.1 предоставляет право водителю отказать в посадке пассажирам в состоянии опьянения либо в других случаях, предусмотренных Правилами перевозки пассажиров в автобусах;
абзац 3 пункта 4.2 обязывает водителя осуществлять посадку и высадку пассажиров на остановочных пунктах;
абзац 1 пункта 4.3 обязывает перевозчика обеспечить проведение комиссионного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта маршрутных такси, организовать прохождение предрейсового медицинского осмотра водителей и технического осмотра транспорта в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Заявитель просит признать недействующими указанные части пунктов и раздел 2 "Правил организации перевозки пассажиров маршрутными такси на регулярных маршрутах общего пользования в городе Великие Луки", поскольку считает, что абзацы 1 и 3 пункта 1.3 Правил противоречат статье 34 Конституции РФ, статьям 23 и 49 Гражданского кодекса РФ, пункту 1 статьи 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", так как в них не указаны предприниматели; абзацы 2 и 6 пункта 1.4, абзац 1 пункта 4.3 Правил противоречат статьям 16, 17, 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Положению "О лицензировании перевозок и грузов автомобильным транспортом", утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.06.02 № 402, так как запрещают использование в качестве маршрутного такси автомобилей с числом посадочных мест, не считая водителя, менее 13 и более 30 и со сроком эксплуатации свыше 10 лет; раздел 2 Правил противоречит статье 72 Бюджетного кодекса РФ и утвержден в нарушение подпункта 20 пункта 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", так как муниципальный заказ не имел места, а вопросы привлечения к транспортному обслуживанию населения города предприятий и организаций на договорных началах относится к компетенции Администрации города Великие Луки; пункт 3.1 и абзац 3 пункта 4.1, абзац 3 пункта 4.2 Правил противоречат пунктам 78 и 79 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 № 176, так как обязывают перевозчика осуществлять высадку пассажиров на остановочных пунктах, исключая возможность остановки по требованию, а также лишают права безусловного отказа в перевозке пассажиров в нетрезвом состоянии. По мнению заявителя, указанные нормы создают не основанные на федеральном законодательстве ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности и порождают условия, вследствие которых хозяйствующие субъекты на рынке пассажирских перевозок в городе Великие Луки могут быть поставлены в неравное положение.
Ответчик требование не признал, ссылаясь на то, что Правила организации перевозки пассажиров маршрутными такси на регулярных маршрутах общего пользования в городе Великие Луки соответствуют действующему законодательству, направлены на усиление мер по обеспечению безопасности дорожного движения, совершенствование правил отбора перевозчиков, способных осуществлять наиболее качественное и безопасное оказание услуг; повышенные требования к перевозчикам предъявляются только в отношении осуществления перевозок пассажиров на регулярных маршрутах общего пользования; 02.10.2004 в газете Великолукская Правда опубликовано официальное толкование пункта 1.3 Правил, разъясняющее, что определение понятий "перевозчика" и "претендента на участие в конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров маршрутными такси" распространяется, в том числе, на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) (том 1, л.д. 77, 82); согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления выступают заказчиком на выполнение работ по оказанию услуг, в том числе транспортом общего пользования. "Проведение публичного конкурса и последующее заключение публичного договора с перевозчиком-претендентом, выигравшим конкурс, и является мерой реализации своих организационных полномочий органами местного самоуправления". Указанные организацией в дополнении к заявлению раздел 2, положения пункта 3.1, абзаца 3 пункта 4.1, абзаца 3 пункта 4.2 не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, у заявителя отсутствует право на обращение в арбитражный суд, поскольку заявитель является общественной организацией, лицензии на право осуществления пассажирских перевозок не имеет, предпринимательскую деятельность не осуществляет (том 1, л.д. 72).
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению исходя из нижеследующего.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Таким образом, Закон установил, что к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Псковская региональная общественная организация "Союз частных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров" зарегистрирована 29.05.1997 Управлением юстиции Псковской области и является юридическим лицом, что также подтверждается Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 60 № 000146640 (том 1, л.д. 24, 26, 96). Согласно пункту 2.1 Устава "Союз" имеет своей целью, в том числе, оказание содействия своим членам в реализации своих юридических, экономических, социальных и культурных прав. Для достижения уставной цели "Союз" осуществляет защиту прав индивидуальных автопредпринимателей (пункт 2.2.1 Устава, том 1. л.д. 97). Как видно из протокола № 2 общего собрания Псковской региональной общественной организации "Союз частных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров", 06.07.04 собрание решило обратиться в Арбитражный суд по вопросу несоответствия "Правил организации перевозки пассажиров маршрутными такси на регулярных маршрутах общего пользования в городе Великие Луки" транспортному, антимонопольному и гражданскому законодательству. Также в судебном заседании установлено (том 2, л.д. 68), что на маршрутах "Телецентр - Мясокомбинат" № 5, "Райбольница - ул. Дружбы - Мебельный комбинат" № 7; "Телецентр - ПМК-1", вошедших в Перечень регулярных маршрутов (л.д. 21), в течение 2000 - 2002 г. на основании договоров осуществляли перевозки предприниматели, члены Союза.
Учитывая изложенное, суд не принимает довод ответчика о том, что у заявителя отсутствует право на обращение в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 и подпункту 20 пункта 2 статьи 6 Закона об общих принципах организации местного самоуправления организация транспортного обслуживания находится в ведении муниципальных образований и отнесена к вопросам местного значения. В связи с чем суд считает, что Великолукская городская Дума имела право утвердить "Правила организации перевозки пассажиров маршрутными такси на регулярных маршрутах общего пользования в городе Великие Луки".
Вместе с тем суд полагает, что абзацы 1 и 3 пункта 1.3 Правил противоречат действующему законодательству.
В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Ограничение этого права в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации допустимо только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статьям 23 и 49 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане - предприниматели и юридические лица имеют право заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации, а ее отдельными видами - после получения лицензии.
Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" для осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), требуется лицензия.
Таким образом, деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, вправе осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели при наличии у них соответствующей лицензии.
На основании изложенного, содержащееся в абзацах 1 и 3 пункта 1.3 Правил указание на то, что "перевозчиком" и "претендентом на участие в конкурсе" является коммерческая организация, противоречит названному законодательству и пункту 1 статьи 7 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 № 948-1 (с последующими изменениями и дополнениями).
Суд не принимает ссылку ответчика на опубликованное в газете "Великолукская правда" официальное толкование понятий "перевозчика" и "претендента на участие в конкурсе", поскольку, по мнению суда, правовая норма должна быть сформулирована таким образом, чтобы каждый точно знал, относится ли он к субъектному составу лиц, на которых распространяются названные Правила или нет, без дополнительных разъяснений и толкований.
Абзац 2 пункта 1.4 Правил противоречит статье 17 Федерального Закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", поскольку запрещает использование в качестве маршрутного такси автомобилей: с числом посадочных мест, не считая водителя, менее 13 и более 30, в то время, как вышеназванная норма устанавливает возможность получения лицензии для осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), требуется лицензия.
Абзац 6 пункта 1.4 Правил противоречит пунктам 1 и 2 статьи 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 № 196-ФЗ, поскольку запрещает использование в качестве маршрутного такси автомобилей со сроком эксплуатации свыше 10 лет, в то время, как в силу Закона "О безопасности дорожного движения" запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, и владельцами которых не исполнена обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.
Относительно Раздела 2 Правил "Порядок проведения конкурса на право осуществления перевозок пассажиров маршрутными такси" суд считает, что указанный раздел включен в Правила и утвержден Великолукской городской Думой с превышением полномочий.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ, а не Закона РФ от 06.07.1991 № 1550-1.
   ------------------------------------------------------------------

Согласно подпункту 20 пункта 2 статьи 6 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 06.07.1991 № 1550-1 в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым относится организация транспортного обслуживания.
В то же время, пунктом 6 статьи 72 названного Закона руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности; осуществляет контроль за работой иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города; утверждает маршруты и графики движения местного транспорта; привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории города; обеспечивает учет автомобилей и других видов механических транспортных средств в городе; организует и контролирует обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах - городская администрация.
Таким образом, привлечение на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятий и организаций, действующих на территории города, возложено на городскую администрацию. Ранее действовавшее Положение о порядке проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на пассажирских маршрутах общего пользования в городе Великие Луки было утверждено распоряжением Администрации города Великие Луки от 11.11.1998 № 1233-р (том 2, л.д. 142).
Пункт 3.1, абзац 3 пункта 4.1, абзац 3 пункта 4.2 Правил противоречат пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 6 Устава автомобильного транспорта РСФСР, пунктам 78 и 79 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 24.12.1987 № 176, так как обязывают перевозчика осуществлять высадку пассажиров на остановочных пунктах, исключая возможность остановки по требованию, а также лишают права безусловного отказа в перевозке пассажиров в нетрезвом состоянии.
Абзац 1 пункта 4.3 Правил, обязывающий перевозчика обеспечить проведение комиссионного технического осмотра, противоречит пункту 2 статьи 17 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 № 196-ФЗ.
Учитывая изложенное, указанные пункты (их части) в нарушение статей 23, 49, пункта 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пункта 2 статьи 17, пунктов 1 и 2 статьи 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" создают не основанные на федеральном законодательстве ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности и порождают условия, вследствие которых хозяйствующие субъекты на рынке пассажирских перевозок в городе Великие Луки могут быть поставлены в неравное положение.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействующими в силу несоответствия положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона "О конкуренции и монополистической деятельности на товарных рынках", Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона "О безопасности дорожного движения" следующие пункты или части пунктов "Правил организации перевозки пассажиров маршрутными такси на регулярных маршрутах общего пользования в городе Великие Луки", утвержденных решением Великолукской городской Думы от 30.06.04 № 58:
абзацы 1 и 3 пункта 1.3,
абзацы 2 и 6 пункта 1.4,
раздел 2,
пункт 3.1,
абзац 3 пункта 4.1,
абзац 3 пункта 4.2,
абзац 1 пункта 4.3
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru