Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








[Извлечение из решения Арбитражного суда Псковской области от 08.02.2006 № А52-6244/2005/1]
Отказ в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество на том основании, что на регистрацию не представлена программа приватизации, заявитель является некоммерческой организацией, а закон о приватизации не распространяется на случаи передачи государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, признан недействительным, так как указанные обстоятельства опровергаются материалами дела.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 8 февраля 2006 г. № А52-6244/2005/1

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Общество с ограниченной ответственностью "Великолукский рынок" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления федеральной регистрационной службы по Псковской области (далее - управление) от 28.10.2005 № 03/001/2005-8756 в государственной регистрации права собственности общества на здание рынка с КН 60:25:030903:0017:5795-А, расположенное по адресу: Псковская область, г. Великие Луки, ул. К. Либкнехта, д. 32, и обязании управления произвести государственную регистрацию права собственности ООО "Великолукский рынок" на указанный объект недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом г. Великие Луки.
Общество уточнило свое заявление и просит признать незаконным отказ управления от 28.10.2005 № 03/001/2005 - 8756 в государственной регистрации права собственности общества на здание рынка и обязать управление произвести государственную регистрацию права собственности общества на указанный объект недвижимости.
Управление в отзыве на заявление, объяснении на возражения истца исковые требования не признало, считает их незаконными и необоснованными по мотивам и доводам, изложенным в отзыве и объяснении, просит в удовлетворении заявления отказать.
Третье лицо в отзыве на заявление с исковыми требованиями истца согласно, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению по мотивам и доводам, изложенным в отзыве. Просит суд исковые требования удовлетворить.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 21.07.1997 имеет номер 123-ФЗ, а не 123.
   ------------------------------------------------------------------

Заявление мотивировано тем, что общество 29.08.2005 обратилось в управление (Великолукский отдел) с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на здание рынка с КН 60:25:030903:0017:5795-А, расположенное по адресу: Псковская область, г. Великие Луки, ул. К. Либкнехта, д. 32. Управление в сообщении от 28.10.2005 отказало обществу в государственной регистрации перехода права собственности на данный объект со ссылкой на абзац 4 п. 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку на государственную регистрацию не представлена программа приватизации; ТЗП "Великолукский рынок" является некоммерческой организацией и, соответственно, действие ФЗ № 123 от 21.07.1997 "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" не распространяется на случаи передачи государственного или муниципального имущества в уставный капитал некоммерческой организации.
Суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Российской Федерации от 25.12.1990 № 445-1 имеет название "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а не "О предпринимателях и предпринимательской деятельности".
   ------------------------------------------------------------------

Торгово-закупочное предприятие "Великолукский рынок" (далее - предприятие) в соответствии с Законами РФ "О потребительской кооперации в РФ" от 19.06.2002 № 3085-1 и "О предпринимателях и предпринимательской деятельности" зарегистрировано 01.03.1993 решением Малого Совета Великолукского городского совета народных депутатов № 34 как органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, что подтверждается представленным решением от 01.03.1993 № 34.
Согласно п. 6 решения № 34 указанное предприятие включено в реестр предприятий г. Великие Луки.
К основным видам деятельности предприятия согласно п. 2.2. его Устава относится, в том числе, торгово-закупочная деятельность.
В соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ под коммерческой деятельностью понимается такая деятельность, основной целью которой является извлечение прибыли.
Прибыль в результате торгово-коммерческой деятельности образуется в результате покупки товара и последующей его продажи по более высокой цене.
Извлечение прибыли - цель предпринимательской деятельности, а не ее обязательный реальный результат. Торгово-закупочная деятельность, указанная в п. 2.2. Устава и отнесенная к основным видам деятельности указанного предприятия, по своему характеру является предпринимательской деятельностью, и совокупности с другими положениями Устава (п.п. 2.3; 3.1; 5.1) дают суду основания отнести данное предприятие к коммерческим организациям.
Кроме того, 21.04.1993 в Устав предприятия (ТЗП) внесены изменения, в соответствии с которыми организационно-правовой формой ТЗП является товарищество с ограниченной ответственностью (п. 1.2. Устава). Пункт 2.1. Устава изложен в редакции, в соответствии с которой целью деятельности предприятия, помимо прочих, является извлечение прибыли.
22.04.1993 Великолукский городской Совет народных депутатов Псковской области был надлежащим образом уведомлен об указанных изменениях Устава.
Суд считает, что при таких обстоятельствах доводы Управления федеральной регистрационной службы, указанные в сообщении об отказе, о том, что ТОО "ТЗП "Великолукский рынок" является некоммерческой организацией и, как следствие, то, что в соответствии со ст. 3 действие ФЗ № 123 от 21.07.1997 "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" не распространяется на случаи передачи государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, нельзя признать законными и обоснованными в силу вышеизложенного.
В объяснении на возражения истца управление признало за предприятием с 21.04.1993 право на занятие предпринимательской деятельностью, вместе с тем возразило, пояснив, что изменения в Устав ТЗП от 21.04.1993 с документами на государственную регистрацию ему не представлялись.
Доводы управления, указанные в сообщении об отказе в государственной регистрации, о том, что на государственную регистрацию обществом не представлена программа приватизации, не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только в соответствии с законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 16 ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ" № 123-ФЗ от 21.07.1997 внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества является новым способом приватизации государственного и муниципального имущества, не предусмотренным в ранее действовавшем законе 1991 года.
В ст. 23 указанного закона, определяющей порядок реализации упомянутого способа приватизации, указано, что внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ осуществляется по решению соответственно Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке, установленном программой приватизации и программами приватизации субъектов РФ.
Государственной программой приватизации, утвержденной Указом Президента РФ № 2284 от 24.12.1993, этот порядок не был и не мог быть установлен, так как этот способ приватизации впервые был предусмотрен в ФЗ № 123 от 21.07.1997.
Соответственно по вышеизложенным основаниям такой порядок не установлен и постановлением Администрации Псковской области от 30.03.1994 № 30 "О программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Псковской области".
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят 28.08.1995, а не 29.08.2005 и имеет номер 154-ФЗ, а не 154.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с п. 4 ст. 29 ФЗ от 29.08.2005 № 154 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Указом Президента РФ от 21.05.1999 № 632 "Об особенностях применения основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" после 01.07.1994 порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются представительным органом местного самоуправления самостоятельно и лишь при отсутствии такого порядка применяются Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 01.07.1994, утвержденные Указом Президента РФ от 22.07.1994 № 1535.
Из решения Великолукской городской Думы "О дополнительных способах приватизации муниципального имущества", принятого 29.06.1999 № 67, следует, что временно, до принятия городской программы приватизации муниципального имущества, КУМИ г. Великие Луки на основании распоряжения мэра города при приватизации муниципального имущества использовать дополнительные способы приватизации, в том числе внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ.
Внесение муниципального имущества (здания рынка) по акту приема-передачи от 29.06.1999 в уставный фонд предприятия, имеющего организационно-правовую форму ТОО, в обмен на 51% доли в предприятии произведено на основании распоряжения Администрации г. Великие Луки от 29.06.1999 № 700-р, а также в соответствии с муниципалитетом и Псковоблпотребсоюзом.
Постановлением Совета Псковского областного потребительского союза от 29.06.1999 № 41-С (ч. 1 п.п. 1, 3) приведена в соответствие организационно-правовая форма предприятия (ТОО) путем реорганизации в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью "Великолукский рынок" и дано согласие на вступление муниципального образования "г. Великие Луки" в лице КУМИ г. Великие Луки в качестве второго учредителя в общество.
Учредителями ООО "Великолукский рынок" подписан протокол собрания учредителей общества от 30.06.1999 № 1 и учредительный договор от 30.06.1999.
В указанных документах определены порядок и сроки оплаты, а также денежная оценка вкладов каждого учредителя. Рыночная оценка муниципального имущества, переданного в качестве вклада, определена независимым оценщиком.
Распоряжение Администрации г. Великие Луки от 29.06.1999 № 700-р принято в соответствии с полномочиями, определенными Уставом города. 30.06.1999 Администрацией г. Великие Луки зарегистрирован Устав ООО "Великолукский рынок", согласно которому (п. 4.2.) номинальная стоимость доли муниципального образования "г. Великие Луки" (в лице КУМИ г. Великие Луки) составляет 2465000 рублей, что соответствует 51% уставного капитала.
Изложенное подтверждается и решением Великолукской городской Думы от 21.06.2005 № 49, согласно которому доля в уставном капитале ООО "Великолукский рынок" номинальной стоимостью 2465000 рублей принадлежит муниципальному образованию "Город Великие Луки".
В установленном законом порядке решение о регистрации ТЗП "Великолукский рынок", учредительный договор и Устав ООО "Великолукский рынок" недействительными не признаны.
При таких обстоятельствах суд считает, что при внесении муниципального имущества в уставный капитал предприятия (ООО "Великолукский рынок") выполнены необходимые условия приватизации, содержание вышеназванных документов по существу отражает нормативную базу плана приватизации муниципального имущества, следовательно, необходимые условия данного способа приватизации были выполнены.
Таким образом, суд разделяет позицию истца и третьего лица (комитета), которое признает исковые требования, то есть спор о праве с муниципалитетом отсутствует.
Доводы управления не приняты судом во внимание по вышеизложенным основаниям, опровергаются материалами дела, в том числе, решением Великолукского городского суда от 11.11.2005 (по делу № 3-1017/05).
Ссылка управления на непредставление обществом изменений в Устав ТЗП от 21.04.1993 является неосновательной, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистратор при возникновении сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав (а именно - организационно-правовой формы предприятия) обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений, в связи с чем приостановить государственную регистрацию прав. Однако, такие действия регистратором управления предприняты не были.
Таким образом, на основании изложенного, статей 16, 23 ФЗ от 21.07.1997 № 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", ст. 50 ГК РФ, ст. 17 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статей 197 - 201 АПК РФ исковые требования подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно волеизъявлению истца, следует отнести на общество.
Руководствуясь статьями 197 - 201, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд,

решил:

признать незаконным отказ Управления федеральной регистрационной службы по Псковской области от 28.10.2005 № 03/001/2005-8756 в государственной регистрации права собственности на нежилое здание (здание рынка) с КН 60:25:030903:0017:5795-А, расположенное по адресу: Псковская область, г. Великие Луки, ул. К. Либкнехта, д. 32.
Обязать Управление федеральной регистрационной службы по Псковской области произвести государственную регистрацию права собственности общества с ограниченной ответственностью "Великолукский рынок" на указанный объект недвижимости.
На решение в соответствии со статьями 257 - 260 АПК РФ может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Псковской области в течение одного месяца после принятия решения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru