Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








[Извлечение из решения Арбитражного суда Псковской области от 15.05.2006 № А52-457/2006/2]
в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отказано, поскольку возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов не относится к компетенции налоговых органов.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2006 г. № А52-457/2006/2

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ООО "Агрофирма Пограничник" обратилось с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Псковской области от 30.11.2005 № 1608 об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 34738 руб. 74 коп. и об обязании ответчика произвести возврат указанной суммы.
Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Псковской области требование не признала, сославшись на законность и обоснованность принятого решения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд

установил:

Платежными поручениями от 25.08.2005 № 486 и от 30.08.2005 № 688 общество перечислило 34738 руб. 74 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (страховая часть). При оформлении платежных поручений общество допустило ошибку, неправильно указав реквизиты получателя платежа (ОКАТО). В результате денежные средства были зачислены на счет ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Пскове вместо ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Гдовском районе.
Самостоятельно обнаружив ошибку, 19.10.2006 общество обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 34738 руб. 74 коп. в Межрайонную инспекцию ФНС России № 1 по Псковской области.
30.11.2005 налоговым органом принято решение № 1608 об отказе в возврате вышеуказанной суммы в связи с отсутствием у него соответствующих полномочий.
С данным решением заявитель не согласен, мотивируя тем, что в соответствии со статьей 25 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами.
Суд находит доводы заявителя необоснованными, а его требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абзацу 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определены законодателем как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Статьей 3 Закона № 167-ФЗ также определено, что средства обязательного пенсионного страхования - это денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является формой образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии. Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации - на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации (пункты 1, 3, 4 статьи 16 Закона № 167-ФЗ).
Как следует из Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.2004 № 114н, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты обязательных платежей осуществляют администраторы поступлений в бюджет. Они ведут начисление, учет и взыскание, а также принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Вместе с тем, Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ делит функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование между двумя ведомствами - Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации.
При этом Закон прямо не называет орган, который должен проводить зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов. Федеральная налоговая служба России неоднократно обращала внимание налоговых органов на отсутствие в действующем законодательстве правовых норм, возлагающих на налоговые органы обязанности по проведению зачетов (возвратов) излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (письма от 25.08.2005 № 19-4-04/000015@, от 08.02.2005 № 19-4-03/000005@, от 05.07.2004 № 05-0-09/20@). На это же указывало и Министерство финансов Российской Федерации в письме от 03.06.2005 № 03-05-02-04/04/115.
Из вышеизложенного следует, что обязанности налоговых органов и территориальных органов Пенсионного фонда разграничены, однако функции по контролю за уплатой страховых взносов не предполагают управление денежными средствами страховщика, следовательно, возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов не относится к компетенции налоговых органов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины в сумме 3389 руб. 55 коп. суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требования Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Пограничник" к Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Псковской области о признании недействительным решения от 30.11.2005 № 1608 и об обязании произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 34738 руб. 74 коп. отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма Пограничник" госпошлину в сумме 3389 руб. 55 коп. в доход федерального бюджета.
Выдать исполнительный лист.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Псковской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru