Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Распоряжение Администрации города Пскова от 31.01.1996 № 205-р
"О профилактике загрязнений городских земель"
(вместе с "Правилами охраны почв в городе Пскове")

Официальная публикация в СМИ:
"Муниципальный вестник", № 24, 1996


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 31.01.1996.
   ------------------------------------------------------------------




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 января 1996 г. № 205-р

О ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ

В целях обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения при организации землепользования на территории города:
1. Утвердить Правила охраны почв города Пскова согласно приложению № 1.
2. При принятии решений о землепользовании на территории города Пскова руководствоваться экологическими исследованиями и картами-схемами загрязнений, выполняемыми аналитическим центром Геологического института Российской академии наук.
3. Отделу по экологии (Балахонов А.С.):
3.1. Направить материалы экологических исследований, карты-схемы загрязнений территории города в Управление архитектуры и градостроительства для практического использования в работе.
3.2. Совместно с соответствующими подразделениями Администрации и органами госнадзора подготовить до 01.07.96 предложения по охране здоровья населения, проживающего на загрязненных территориях.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя главы Администрации Иванова В.Н.

И.о. главы Администрации города
М.Я.ХОРОНЕН





ПРАВИЛА ОХРАНЫ ПОЧВ В ГОРОДЕ ПСКОВЕ

Настоящие Правила регулируют деятельность землепользователей независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности (предприятия, организации, учреждения и частные лица) на территории г. Пскова и землях, находящихся в ведении Администрации города.
Правила определяют необходимые критерии качества почвы в вопросах экологической безопасности и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Нарушение природоохранного законодательства и настоящих Правил влечет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

1. Назначение правил и область их применения

1.1. Настоящие Правила имеют целью предупреждение и устранение существующего загрязнения почв города, которое может привести к общему ухудшению экологической ситуации и увеличению заболеваемости населения.
1.2. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законами РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1991 г.), "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.), Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель (№ 594-92), Руководством по санитарно-химическому исследованию почв (1993 г.), Правилами благоустройства, санитарного содержания городов, рабочих поселков и сельских населенных пунктов Псковской области (постановление № 89, 1995 г.).
1.3. Правила распространяются на все земли, находящиеся в ведении городской Администрации.
1.4. Правила регламентируют:
1.4.1. Оценку качества почв при различных видах землепользования.
1.4.2. Порядок контроля за качеством почвы.
1.4.3. Порядок использования и охраны почвы на:
- землях городской застройки;
- землях общего пользования;
- землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
- землях, занятых городскими лесами;
- землях промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, энергетики, обороны и иного назначения;
- землях коллективного садоводства.
1.4.4. Порядок и форму обязанностей граждан и должностных лиц за нарушение действующего законодательства.

2. Требования к качеству земель (почвы)

Требования к качеству почвы формируются в зависимости от характера землепользования. Этим также обусловлен объем необходимых химических, бактериологических и радиологических исследований почвы.
Перечень показателей, необходимых для оценки возможности использования территории, приведен в ГОСТе 17.4.2.01-81 "Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния".
Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве указаны в Перечне, утвержденном Мин-вом экологии и природных ресурсов РФ № 20-2-39/14 от 16.03.92.
В связи с отсутствием гигиенических нормативов (ПДК) для многих химических элементов в почвах в качестве показателей техногенной нагрузки используется коэффициент концентрации химического вещества (Кс), который является отношением его реального содержания в почве (С) к фоновому (Сф) или к ПДК (Спдк):

Кс = С : Сф или Кс = С : Спдк

Суммарный показатель загрязнения (Zc):

n
Zс = сумма Кс - (П - I),
i

где П - число суммируемых элементов.
Оценку загрязненности почв комплексом металлов в населенных пунктах следует производить по оценочной шкале, приведенной в таблице:

   -----------------------------T-------------------¬

¦ Категория загрязнения почв ¦ Величина Zс ¦
+----------------------------+-------------------+
¦ Допустимая ¦ менее 16 ¦
¦ Умеренно опасная ¦ 16 - 32 ¦
¦ Опасная ¦ 32 - 128 ¦
¦ Чрезвычайно опасная ¦ более 128 ¦
L----------------------------+--------------------


Оценку эпидемиологической опасности почв населенных пунктов, зон, курортов, СЗО источников водоснабжения проводят на основании "Оценочных показателей санитарного состояния почвы населенных мест" (МЗ СССР, 1977 г.) и методических рекомендаций санитарно-эпидемиологических служб.

3. Порядок контроля качества почв

Настоящими Правилами определяется порядок унифицированного подхода при контроле загрязнения почвы. Выбор показателей для контроля производится по ГОСТ 17.4.2.01-81 "Охрана природы. Почвы. Номенклатура показателей санитарного состояния" с учетом характера землепользования.
Предприятия, организации, учреждения осуществляют производственный экологический контроль за соблюдением нормативов качества почв в соответствии с Законом "Об охране окружающей природной среды".
В каждом конкретном случае перечень необходимых для исследования показателей согласовывается с санитарной службой и городским комитетом по охране природы. Отбор проб почвы производится в соответствии с ГОСТ 17.4.4.02-84 "Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа" и ГОСТ 17.4.3.01-83 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб", как правило, осенью и весной.
Методы определения загрязняющих веществ изложены в СанПиНе 42-128-4433-87 "Санитарные нормы допустимых концентраций химических веществ в почве".
Бактериологические и гельминтологические исследования проводятся по методикам, утвержденным государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора.
Периодичность контроля качества почв пользователями земли производится по согласованию с санитарной службой, но не реже 1 раза в 3 года.

4. Требования к качеству земель по радиационному фактору при их отводе

При любом виде землепользования (ГОСТ 17.5.1.04-80) должны быть обеспечены радиационная безопасность населения и окружающей среды, отсутствие радиоактивных загрязнений (аномалий) в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды", Законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Нормами радиационной безопасности - НРБ 76/87, Основными санитарными правилами - ОСП - 72/87, Санитарными правилами обращения с радиоактивными отходами - СПОРО - 85, "Временными критериями по ограничению облучения населения" - ВКПР - 90 № 43-10/796, "Временными критериями по принятию решений при обращении с почвами..., содержащими гамма-излучающие радионуклиды" - № 01-19/5-11, "Инструкцией по измерению гаммафона в городах и населенных пунктах (пешеходным методом)" - N№ 3255-85, 4240 б-86, "Временными допустимыми уровнями радиоактивного загрязнения локальных участков городской территории при ликвидации радиоактивного загрязнения" - № 3906-85 и настоящими Правилами.
Объем и характер радиационного обследования земельного участка, с учетом складывающейся радиационно-гигиенической обстановки, может быть изменен по согласованию с отделом радиационной гигиены городского центра госсанэпиднадзора.
Радиационный контроль в процессе проведения земляных работ должен проводиться:
- при освоении участков на территории бывших свалок и прилежащих территориях;
- в случаях выявления техногенных радиоактивных загрязнений;
- в случаях выявления радиационных аномалий естественного происхождения.
Заключение о возможности и порядке использования территории по радиационному фактору выдает городской центр госсанэпиднадзора.

5. Земли городской застройки (жилые зоны)

5.1. Под землями жилых зон следует понимать территории жилых кварталов, включая инфраструктуры (детские учреждения, объекты торговли и пр.).
5.2. Выбор территории под застройку жилой зоны должен быть аргументирован с учетом суммарного показателя загрязнения (Zс) почв, качества почв, изложенных в настоящих Правилах, а также и требований городского центра госсанэпиднадзора.
5.3. Показатели качества почвы в жилых кварталах являются основанием для применения дифференцированного налога на землю.
5.4. Работы по благоустройству территорий, в т.ч. включая подготовку к застройке, проводятся с учетом действующих нормативных документов. Плодородный слой почвы, земельные смеси (грунты), подлежащие снятию с застраиваемой территории, должны перемещаться на специально выделенные места для дальнейшего использования.
5.5. Земли, загрязненные химическими веществами, не подлежат передаче в частную собственность без определения условий по реабилитации, санации указанных земель.

6. Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, энергетики, обороны и иного назначения (земли транспорта, земли промышленности, земли обороны)

6.1. Земли транспорта.
6.1.1. В соответствии с ГОСТ 26640-85 "Земли. Термины и определения" под транспортными землями следует понимать территории города, занятые под:
- автомобильные магистрали различной категории, внутриквартальные проезды, зоны открытых автостоянок и парковок автомобилей, автодромы, территории АЗС и гаражей;
- межрельсовые пространства и поля отчуждения от них железнодорожных магистралей в черте города;
- территории города, попадающие под прямое воздействие аэропортов и авиатранспорта.
6.1.2. Организация движения, хранения транспорта, эксплуатация объектов по обслуживанию транспорта должны полностью исключить возможность загрязнения почвы нефтепродуктами.
6.1.3. При устройстве дорог, стоянок, объектов по обслуживанию транспорта, гаражей должны предусматриваться мероприятия, препятствующие загрязнению почвы нефтепродуктами, а также обеспечиваться условия механизации уборки (очистки) и удаления почвенных загрязнений.
6.1.4. При строительстве автомобильных дорог, железнодорожных путей расчеты санитарно-защитной зоны должны быть проведены с учетом возможного загрязнения почвы.
6.1.5. При аварийном разливе загрязняющих веществ на транспортных землях организацией, по вине которой произошел разлив, организуется проведение мероприятий по локализации, уборке территории (при необходимости дезинфекции, дезактивации, нейтрализации и др.).
Возможно проведение указанных мероприятий муниципальными службами с последующим возмещением затрат за счет виновных лиц или организаций.
6.2. Земли промышленности.
6.2.1. В соответствии с ГОСТ 26640-85 "Земли. Термины и определения" к землям промышленности относятся земли, предоставленные в пользование промышленным предприятиям для осуществления возложенных на них задач производства.
6.2.2. Организация производства должна полностью исключать загрязнение почв техногенными веществами, нефтепродуктами.
6.2.3. При аварийном разливе загрязняющих веществ на промышленных землях организацией, по вине которой произошел разлив, организуется проведение мероприятий по локализации, уборке территории.
Возможно проведение указанных мероприятий муниципальными службами с последующим возмещением затрат за счет виновных лиц или организаций.
6.3. Земли обороны.
6.3.1. Экологические требования к землям обороны, на которых располагаются военные и оборонные объекты и осуществляется военная деятельность, те же, что и к землям промышленности (кроме особых случаев).

7. Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения

7.1. Земли природоохранного назначения.
7.1.1. На территории города к землям природоохранного назначения относятся земли, занятые лесами, выполняющими защитные функции, водоохранные зоны рек и ручьев.
7.1.2. На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при условии соблюдения установленного на них режима.
7.1.3. Порядок использования земель природоохранного назначения, установления и использования зон с особыми условиями землепользования определяется законодательством РФ.
7.2. Земли оздоровительного назначения.
7.2.1. К землям оздоровительного назначения относятся земельные участки, обладающие природными лечебными факторами.
7.2.2. В целях создания необходимых условий для охраны земель оздоровительного назначения устанавливаются три зоны с особыми условиями использования.
Порядок использования земель в охранных зонах устанавливается законодательством РФ.
7.3. Земли рекреационного назначения.
7.3.1. Землями рекреационного назначения являются выделенные в установленном порядке участки земли, предназначенные и используемые для организованного массового отдыха и туризма населения.
7.3.2. Выделение земель рекреационного назначения производится по решению исполнительной власти.
7.3.3. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, препятствующая использованию их по целевому назначению.

8. Земли общего пользования (земли, используемые под полигоны отходов)

8.1. На землях города организация и эксплуатация новых полигонов твердых бытовых отходов допускаются только в соответствии с действующим законодательством.
8.2. Полигоны организуются для приема и технологической переработки:
- отходов потребления;
- отходов производства;
- вторичных материальных ресурсов;
- снега.
Примечание: допускается накапливание отходов производства на специально оборудованных промплощадках. Предельное количество единовременного накопления отходов, сроки и способы их накопления утверждаются городским комитетом по охране природы.
8.3. Ведущим направлением землепользования при организации полигонов по размещению отходов является обязательное внедрение технологических процессов (производств) по переработке и утилизации свалочных масс.
8.4. Размещение отходов на полигоне допускается только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения, которое выдается городским комитетом по охране природы и согласовывается с городским центром госсанэпиднадзора.
Специализированное предприятие, осуществляющее производственную деятельность с целью размещения отходов, также является природопользователем, и на него распространяются законодательные акты РФ в области охраны окружающей природной среды.
8.5. Природопользователь обязан:
- принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды меры по обращению с отходами;
- соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами;
- обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей;
- обеспечивать выполнение установленных нормативов предельного размещения отходов.
8.6. Организация и режим эксплуатации полигона должны обеспечивать экологическую безопасность и санитарно-эпидемиологическую надежность с учетом перспективных процессов и осуществляться в соответствии с законодательством РФ.

9. Обязанность

9.1. Любой вид землепользования должен быть юридически закреплен в установленном порядке. Самозахват земли преследуется по закону.
9.2. Землепользователь обязан:
- постоянно осуществлять мероприятия по охране земель от загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от подтопления, заболачивания, эрозии:
- производить рекультивацию и реабилитацию загрязненных земель;
- информировать контролирующие органы, органы исполнительной власти о фактах загрязнения почв;
- нести ответственность за загрязнение земель.
9.3. За нарушение природоохранного законодательства и настоящих Правил виновные лица несут административную, материальную и уголовную ответственность, предусмотренные законодательством РФ.
9.4. Контроль за выполнением данных Правил осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ и инструкцией по осуществлению государственного контроля.

И.о. зав. отделом по экологии
И.Е.ГРИШКИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru