Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Определение Псковского областного суда от 27.02.2007 № 33-245
Взыскание недополученных сумм возмещения вреда, причиненного вследствие чернобыльской катастрофы, не ограничивается тремя годами, предшествующими предъявлению иска, в случае, если суммы возмещения вреда были назначены ранее и не индексировались по вине органов социальной защиты населения.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам
от 27 февраля 2007 года

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Рассмотрела в судебном заседании 27 февраля 2007 года дело по кассационным жалобам Л. и представителя Б. и Л. - К. на решение Псковского городского суда от 29 января 2007 года, которым постановлено: исковые требования Б. и Л. к Главному государственному управлению социального развития и труда Псковской области об индексации и взыскании задолженности компенсации на приобретение продовольственных товаров удовлетворить частично. Обязать Главное государственное управление социального развития и труда Псковской области назначить в установленном порядке с 01.01.2007 ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров Л. в размере 1897 рублей 92 копеек, Б. в размере 1780 рублей 50 копеек. Обязать Главное государственное управление социального развития и Псковской области включить в заявку на финансирование в отдел Федерального казначейства по городу Пскову Управления федерального казначейства по Псковской области единовременную сумму компенсации на приобретение продовольственных товаров:
- Б. за период с 01.11.2003 по 31.12.2006 включительно в размере 28484 рублей 94 копеек;
Л. за период с 01.12.2003 по 31.12.2006 в размере 28332 рублей 33 копеек. В остальной части иска отказать. Взыскать с ответчика в доход государства пошлину, уменьшив ее размер до 100 рублей.
Заслушав доклад судьи Е., объяснения К. и представителя Главного государственного управления социального развития и труда Псковской области Г., судебная коллегия областного суда

установила:

Б. и Л. обратились в суд с исками к Главному государственному управлению социального развития и Псковской области об индексации компенсации на приобретение продовольственных товаров (далее - КППТ) и взыскании задолженности.
Указанные исковые требования объединены судом в одно производство.
В обоснование исковых требований указывается, что ранее суды (26.05.2003 - в отношении Б. и 10.02.2003 - в отношении Л.) при индексации КППТ исходили из суммы в 300 рублей. При этом суды не входили в обсуждение того, проиндексирована ли начальная сумма в установленном законом порядке.
Истцы полагают, что при расчете следовало исходить из размера, соответствующего трем МРОТ (89,49 руб.), который в дальнейшем следовало проиндексировать в соответствии со ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пропорционально увеличению МРОТ с 1 июля 2000 года в 1,581 раза (132:89,49), а с 1 января 2001 года - в 1,515 раза (200:132). Таким образом, на момент вынесения решений судами следовало исходить не из 300 рублей, а из 599 рублей 92 копеек. В дальнейшем истцы просят проиндексировать КППТ с учетом состоявшихся ранее решений судов, применив указанный в решениях коэффициент роста величины прожиточного минимума, установленный для пенсионеров Псковской области, а после 01.06.2004 - на прогнозные индексы инфляции в целом по РФ за 2004 - 2007 годы.
В судебном заседании представитель истцов заявленные требования поддержал. Однако в уточненных исках увеличил период, за который исчислил задолженность по ВВЗ. По его мнению, трехлетний срок для взыскания, установленный в ст. 208 ГК РФ, не должен применяться, так как заявленные иски связаны не с первичным обращением, а с тем, что властями Российской Федерации своевременно не проводилась надлежащая индексация. Кроме этого, представитель истцов уточнил порядок индексации в отношении Л., указав на необходимость индексации по прогнозному уровню инфляции с 01.06.2004. Согласно уточненным требованиям в пользу Б. подлежит взысканию задолженность в сумме 49119,17 руб., а в пользу Л. - 44242,18 руб. за период с 01.07.2000 по 31.12.2006.
Л., кроме того, просил суд взыскать с ответчика понесенные им расходы за оформление доверенности в сумме 500 рублей.
Представитель Главного государственного управления социального развития и труда Псковской области иск признал в части, заявив о применении исковой давности.
Судом постановлено указанное решение.
В кассационной жалобе представитель Б. и Л. - К. фактически ставит вопрос об изменении решения суда, ссылаясь на ошибочность вывода суда относительно периода, за который подлежит взысканию задолженность, а также на необоснованное уменьшение размера госпошлины, подлежащей взысканию с ответчика.
Л. в своей кассационной жалобе ставит вопрос об отмене решения суда в части отказа в его требованиях о взыскании судебных расходов.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из решений Псковского городского суда от 26 мая 2003 года и от 10.02.2003, Б. и Л. ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров индексировалась с 01.07.2002 исходя из суммы в 300 рублей, которая была установлена п. 22 ст. 14 базового чернобыльского Закона РФ № 1244-1 от 15.05.1991 (в редакции Закона от 07.08.2000 № 122-ФЗ).
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что индексации подлежал установленный изначально чернобыльским Законом размер КППТ в размере трех МРОТ, составляющий по состоянию на 01.01.97 250,47 рубля (83,49 х 3), который в соответствии с разъяснениями, данными Пленумом Верховного Суда РФ в п. 5 постановления от 05.04.2005 № 7, следовало проиндексировать с применением коэффициента роста минимального размера оплаты с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132:83,49), а с 1 января 2001 г. - с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132).
В то же время нельзя согласиться с выводом суда о том, что взыскание задолженности недополученных сумм возмещения вреда за прошлое время должно быть ограничено тремя годами в силу ст. 208 ГК РФ.
Так, действительно в соответствии с этой нормой права исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.
Анализ содержания нормы позволяет сделать вывод о том, что ее положения подлежат применению в случаях первичного обращения граждан с требованиями о возмещении вреда.
В данном же случае суммы возмещения вреда уже были назначены ранее.
Кроме того, Конституционный Суд РФ своем определении от 03.11.2006 № 445-О указал, что положения статьи 208 ГК РФ во взаимосвязи с положениями ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не препятствуют взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовом договору, а также причиненного вследствие чернобыльской катастрофы по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.
Суд первой инстанции при разрешении данного спора пришел к выводу об отсутствии вины органов социальной защиты населения в выплате сумм возмещения вреда в ненадлежащих размерах.
Однако с таким выводом нельзя согласиться, поскольку в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и изданными в его развитие постановлениями Правительства РФ именно на органах социальной защиты населения лежит обязанность по индексации сумм возмещения вреда.
При таких обстоятельствах в их совокупности оснований для ограничения выплат трехлетним сроком у суда не было.
Нельзя согласиться и с решением суда в части размера подлежащей взысканию с ответчика в доход государства государственной пошлины, поскольку в соответствии со ст. 333.20 Налогового кодекса РФ уменьшение размера государственной пошлины возможно лишь в случае тяжелого имущественного положения плательщика, соответствующих доказательств в материалах дела нет.
Помимо изложенного, суд не рассмотрел вопрос о судебных расходах, о чем просил в своем иске Л., его исковые требования в судебном заседании были полностью поддержаны представителем.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Псковского городского суда от 29 января 2007 года изменить, изложив его резолютивную часть следующим образом: "Обязать Главное государственное управление социального развития и Псковской области назначить в установленном порядке с 01.01.2007 ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров Л. в размере 1897 рублей 92 копеек, Б. - в размере 1780 рублей 50 копеек. Обязать Главное государственное управление социального развития и Псковской области включить в заявку на финансирование в отдел Федерального казначейства по городу Пскову Управления федерального казначейства по Псковской области единовременную сумму компенсации на приобретение продовольственных товаров: Б. за период с 01.07.2000 по 31.12.2006 включительно в размере 49119 рублей 17 копеек, Л. за период с 01.07.2000 по 31.12.2006 в размере 44242 рублей 18 копеек. Взыскать с Главного государственного управления социального развития и Псковской области в пользу Л. расходы по оформлению нотариальной доверенности в сумме 500 рублей и в доход государства государственную пошлину в размере 3000 руб. 84 коп. (1573 руб. 57 коп. по иску Б., 1427 руб. 27 коп. - по иску Л.).".


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru