Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Определение Псковского областного суда от 27.02.2007 № 33-234
Решение вопросов по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог возложено на орган исполнительной власти, в ведении которого находится дорога, следовательно, органы местного самоуправления к числу лиц, несущих финансовые обязательства относительно проходящих через муниципальные образования федеральных автомобильных дорог, отнесены быть не могут.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 февраля 2007 года

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда рассмотрела в судебном заседании дело по кассационным жалобам Администрации Псковской области и Администрации Псковского района на решение Псковского районного суда от 26 декабря 2006 года, которым постановлено:
- заявление прокурора Псковского района в интересах Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов граждан к Администрации сельского поселения "Ядровская волость" и Администрации Псковского района удовлетворить;
- признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения "Ядровская волость" и Администрации Псковского района, содержащееся в необеспечении пос. Стремутка и пос. Череха Псковского района и их населения электрической энергией для освещения участков автодороги М-20, проходящей через данные населенные пункты;
- решение суда направить в Администрацию сельского поселения "Ядровская волость" и Администрацию Псковского района для устранения допущенных нарушений.
Выслушав доклад судьи Е., объяснения представителей Администрации Псковского района - П., Г., главы Ядровской волости - С., представителя Администрации Псковской области - Т., представителя ОАО "Псковэнергоагент" - А., представителя ФГУ "Севзапуправтодор" - У., Госкомитета Псковской области по дорожному хозяйству - Л., заключение прокурора Б., считавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

прокурор Псковского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Псковского района и Администрации сельского поселения "Ядровская волость" в части неисполнения требований федерального законодательства о местном самоуправлении по вопросу обеспечения населения поселков Стремутка и Череха Псковского района электрической энергией на участках автодороги М-20, расположенных в административных пределах этих поселков.
В обоснование указал, что с марта 2006 года участки автомобильной дороги федерального значения М-20, расположенные в поселках Стремутка и Череха Псковского района, не освещаются, что ставит под угрозу безопасность дорожного движения и может вызвать рост аварийности, в том числе повлечь гибель людей. Отсутствие освещения стало следствием уклонения органов местного самоуправления от решения вопросов электроснабжения населения и организации освещения улиц в указанных поселках. Указал, что такое бездействие противоречит положениям действующего законодательства, а именно пунктам 4, 21 ст. 14, п. 4 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", п. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", п. 10 ст. 3 Закона Псковской области от 05.12.2005 № 490-оз "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в период 2006 - 2008 г.г.", п. 16 Устава автомобильного транспорта, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969.
Представители Администрации сельского поселения "Ядровская волость", Администрации Псковского района и Администрации Псковской области заявленные требования не признали, сославшись на ошибочность доводов прокурора о наличии у органов местного самоуправления законодательно закрепленной обязанности по обеспечению освещения автодороги федерального значения, следовательно, никакого бездействия, нарушающего права и интересы граждан, допущено не было.
Представители ОАО "Дорожное эксплуатационное предприятие № 279", ОАО "Псковэнерго" филиал "Северные электрические сети", ОАО "Псковэнергоагент", ОАО "Псковэнергосбыт", филиала ФГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" им. Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства" в г. Пскове, Главного государственного финансового управления Псковской области и Территориального дорожного комитета по Псковской области оставили рассмотрение вопроса о правомерности заявленных требований на усмотрение суда.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационных жалобах Администрация Псковского района и Администрация Псковской области просили отменить решение суда, считая его постановленным с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела с учетом доводов кассационных жалоб, судебная коллегия находит состоявшееся судебное решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно п. 21 ч. 1 ст. 14 и п. 4 ч. 1 ст. 15 указанного Закона к вопросам местного значения, кроме прочего, относится организация освещения улиц, а также организация в границах муниципального района электроснабжения населения.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что участки федеральной автомобильной дороги М-20, проходящей по поселкам Череха и Стремутка Псковского района, являются полноценными улицами данных населенных пунктов, поэтому подлежат освещению за счет средств бюджета муниципального образования.
Не соглашаясь с указанным выводом, судебная коллегия признает, что суд 1 инстанции неправильно применил нормы материального права, допустив необоснованно расширительное толкование понятий, определенных федеральным законодательством.
Согласно абзацу 8 статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 г. № 61 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" установлено, что автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, классифицируются:
а) на автомобильные дороги общего пользования, в том числе:
относящиеся к собственности Российской Федерации (автомобильные дороги федерального значения);
относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации (автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, за исключением автомобильных дорог федерального значения);
относящиеся к собственности муниципальных образований, предназначенные для решения вопросов местного значения или вопросов местного значения межмуниципального характера (автомобильные дороги местного значения, за исключением автомобильных дорог федерального и регионального значения), включая относящиеся к собственности:
поселений (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов поселений);
муниципальных районов (автомобильные дороги, расположенные между населенными пунктами, а также вне границ населенных пунктов в границах муниципальных районов);
городских округов (автомобильные дороги, расположенные в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами);
относящиеся к частной и иным формам собственности;
б) на автомобильные дороги общего пользования (автомобильные дороги, находящиеся во владении или пользовании юридических или физических лиц и используемые ими для обеспечения собственных, технологических или частных нужд).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 года № 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" автомобильная дорога М-20 Санкт-Петербург - Псков - Пустошка - Невель до границы с республикой Беларусь (на Киев, Одессу) отнесена к автомобильным дорогам федерального значения.
Из материалов дела следует, что до границы с республикой Беларусь км 175+925-307+840 данная трасса находится на балансе ФГУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" им. Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства" и обслуживается ОАО "ДЭП № 279" (ранее - "Псковское государственное дорожное ремонтное строительное предприятие" - ПГДРСП).
Проходя по территории Псковского района через населенные пункты Череха и Стремутка, автодорога М-20 сохраняет свой федеральный статус, что не оспаривается никем из заинтересованных лиц и объективно подтверждается фактом ее содержания и обслуживания вышеназванной организацией за счет средств федерального бюджета.
В этих условиях определение судом спорных участков автодороги М-20 как "полноценных улиц населенных пунктов" неправомерно.
Оно основано на смешении понятий, позволяющем фактически относить отдельные участки федеральной автодороги к ведению муниципального образования. Это противоречит требованиям законодательства, регламентирующим соответствующие вопросы, как в целом, так и в части энергоснабжения.
Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (приложение 1, раздел IV, п. 5) федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации относятся исключительно к федеральной собственности.
Федеральные автомобильные дороги общего пользования как один из основных видов федеральных путей сообщения представляют собой единый и неделимый имущественный комплекс, включающий в себя полотно, конструктивные земляные элементы, искусственные инженерные дорожные сооружения и здания, необходимые для нормального функционирования автомобильной дороги, и полосу отвода, являющуюся неотъемлемой частью дороги.
В настоящее время состав имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, определены соответствующим Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ № 461 от 26.07.06.
Согласно ему к имущественному комплексу автодороги федерального значения относится в том числе комплекс электроснабжения, представляющий собой инженерные коммуникации для освещения территории... федеральных автодорог и включающий в себя помимо прочего линии электропередач, воздушные и кабельные, а также опоры и светильники.
Из общего смысла данных норм бесспорно следует, что органы МСУ к числу лиц, несущих финансовые обязательства относительно проходящих через муниципальные образования федеральных автомобильных дорог, отнесены быть не могут.
Приходя по настоящему делу к обратному выводу и фактически возлагая на ответчиков обязанность по несению расходов по освещению трассы М-20 в пос. Череха и Стремутка, суд сослался на нахождение линий электропередач в указанных населенных пунктах на балансе филиалов ОАО "Псковэнерго".
Однако отсутствие линий электропередач, расположенных вдоль указанных участков федеральной автодороги, на балансе организации, представляющей интересы ее собственника, само по себе не означает, что обязанность по оплате за электроэнергию лежит на органах МСУ.
Тем более, что до января 2006 г. обслуживающая организация (на тот момент - ПГДРСП) в рамках договора с заказчиком - "Севзапуправтодор" производила оплату освещения трассы М-20 в пос. Стремутка и Череха на основании соответствующего договора с ОАО "Псковэнерго" (л.д. 21).
Это свидетельствует о признании балансодержателем дороги обязанности по оплате за ее освещение.
Последующее прекращение в феврале 2006 г. договорных отношений в этой части было мотивировано абонентом - ПГДРСП - отсутствием необходимого финансирования (л.д. 32).
Вместе с тем недостаточность денежных средств сама по себе не является правомерным основанием для отказа от выполнения обязательств.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция признает, что незаконное бездействие Администрации Псковского района и Администрации Ядровской волости в части неисполнения требований федерального законодательства о местном самоуправлении по вопросу обеспечения населения поселков Стремутка и Череха Псковского района электрической энергией на участках автодороги М-20, расположенных в административных пределах этих поселков, места не имело.
Относительно соблюдения ответчиками п. 2 ст. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" судебная коллегия приходит к выводу, аналогичному вышеуказанному.
Данная норма определяет основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и устанавливает, что решение указанных вопросов возложено на орган исполнительной власти, в ведении которого находится дорога.
Как указано выше, содержание и обслуживание федеральной автодороги М-20 к компетенции органов МСУ не относится. Причем данный факт в рамках судебного разбирательства самим представителем заявителя не оспаривался.
Соответственно, и обеспечение безопасности дорожного движения после ремонта и в процессе эксплуатации в полномочия муниципального образования не входит.
В настоящем случае это тем более справедливо, что устройство электроосвещения на отдельных участках дорог осуществляется, как правило, исходя из интенсивности движения (ГОСТ Р 50597-93).
Интенсивность дорожного движения по автодороге М-20 на участках в пос. Череха и Стремутка обусловлена федеральным статусом данной трассы.
При таких обстоятельствах судебная коллегия признает состоявшееся судебное постановление подлежащим отмене.
Учитывая, что все юридически значимые обстоятельства по делу установлены, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Псковского районного суда от 26 декабря 2006 года отменить.
Постановить новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Псковского района о признании незаконным бездействия Администрации Псковского района и Администрации сельского поселения "Ядровская волость" в части неисполнения требований федерального законодательства о местном самоуправлении по вопросу обеспечения населения поселков Стремутка и Череха Псковского района электрической энергией на участках автодороги М-20, расположенных в административных пределах этих поселков, отказать.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru