Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение Псковского областного суда от 14.03.2007 № 7-15а
Прекращая производство по делу о несоблюдении таможенного режима, суд указал, что имеется неясность правовых норм, регулирующих условия использования транспортных средств, ввезенных на территорию Калининградской области и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, в международных перевозках, осуществляемых между территорией иностранного государства и остальной территорией РФ.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 14 марта 2007 года

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Судья Псковского областного суда С., рассмотрев протест транспортного прокурора Псковской области на постановление Псковского городского суда от 29 января 2007 г., которым постановлено: прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, в отношении ООО "Транссервис Плюс", расположенного по адресу: Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Лесная, д. 13.
Вещественные доказательства: автомобиль "DAF", регистрационный № М 711 ТХ 39, идентификационный № ХLRАЕ47ХSОЕ491811, и прицеп "SАМRО", регистрационный АВ 8996 39, идентификационный № VК13ЕС24DАР4W0223, - вернуть ООО "Транссервис Плюс".
Заслушав представителей прокуратуры Б. и Л., представителя Псковской таможни М., представителей ООО "Транссервис Плюс" Р. и К., суд

установил:

10.11.2006 на таможенном пункте "Убылинка" Псковской таможней был осуществлен таможенный контроль перемещаемой фирмой-перевозчиком ООО "Транссервис Плюс" автомашины "DAF", регистрационный № М 711 ТХ 39, идентификационный № ХLRАЕ47ХSОЕ491811, прицепа "SАМRО", рег. № АВ 899639, иден. № VK13ЕС24DАР4W0223, принадлежащих ООО "Транссервис Плюс" (Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Лесная, д. 13), на которых перевозился товар (колеса ходовые, код ТН ВЭД России - 8708709900) из Литвы от отправителя фирмы "ТОRWЕY СОRР", Британские Виргинские острова, в адрес фирмы ООО "Планета" (г. Москва) по документам: САRNЕТ TIR ХК 52733610, СМR № 50330 от 07.11.2006, инвойс № 201 от 07.11.2006.
Определением главного государственного таможенного инспектора ОТО и ТК № 1 П. от 10.11.2006 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ в отношении ООО "Транссервис Плюс".
15.01.2007 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО "Транссервис Плюс" о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, в котором указано, что автомашина марки "DAF", регистрационный № М 711 ТХ 39, идентификационный № ХLRАЕ47ХSОЕ491811, и прицеп "SАМRО", рег. № АВ 8996 39, иден. № VК13ЕС24DАР4W0223, принадлежащие ООО "SАМRО" (Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Лесная, д. 13) с апреля 2005 года, зарегистрированы на территории Калининградской области и помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны в соответствии с 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" от 22 января 1996 года.
Указанные автомашина марки "DAF" и прицеп "SАМRО", принадлежащие ООО "Транссервис Плюс", используются владельцем для международных перевозок без соблюдения ограничений, установленных ФЗ от 10.01.2006 № 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ". На указанном транспортном средстве перемещались товары из Литвы кода ТН ВЭД 8708709900 (колеса ходовые), грузоотправителем выступала фирма "ТОRWЕY СОRР", Британские Виргинские острова, груз следовал в адрес получателя ООО "Планета", 107078, Москва, ул. Калачевская, д. 31, кор. 1, ИНН 7708612300, по товаротранспортной накладной книжке МДП ХК 52733610, СМR № 50330 от 07.11.06, инвойс № 201 от 07.11.2006, а поэтому в действиях перевозчика ООО "Транссервис Плюс" усматривается наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.19 ч. 2 КоАП РФ.
15 января 2007 г. данный административный материал в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ Псковской таможней был направлен для рассмотрения в Псковский городской суд.
В судебном заседании представитель Псковской таможни М. пояснила, что 01.04.2006 в силу вступил Федеральный закон от 10.01.2006 № 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", который регулирует отношения, возникшие в связи с созданием Особой экономической зоны в Калининградской области с учетом геополитического развития.
ООО "Транссервис Плюс" (Калининградская область, г. Гурьевск) использовало вышеуказанное транспортное средство для международных перевозок грузов, не связанных с территорией Калининградской области, а именно: между остальной частью РФ и другими иностранными государствами.
В данном случае транспортное средство совершало перевозку товаров из Литвы в Москву, что не соответствует условиям режима свободной таможенной зоны и ведет к нарушению ст. 15 названного выше ФЗ № 16, то есть в нарушение условий таможенного режима, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ.
Учитывая то, что таможенные платежи ООО "Транссервис Плюс" были уплачены на момент вынесения определения о передаче дела в суд, представитель Псковской таможни просит дело производством прекратить за малозначительностью.
Представитель ООО "Транссервис Плюс" Р. возражала против прекращения производства по делу с признанием в действиях организации административного правонарушения. В обоснование своей позиции ссылаясь на то, что ООО "Транссервис Плюс" зарегистрировано 06.04.1999 в Администрации Гурьевского района Калининградской области. Целью общества является удовлетворение потребностей общества в различного рода работах, товарах и услугах.
Оказывая услуги по перевозке грузов, предприятие руководствовалось Федеральным законом РФ от 22.01.1996 № 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", действовавшим на момент приобретения автомобилей, и который не ограничивал использование транспортных средств, ввезенных на территорию Калининградской области и помещенных под таможенный режим СТЗ, на международных перевозках территорией их эксплуатации. Нормы права, закрепленные в указанном ФЗ, и нормы ТК РФ определили содержание режима СТЗ только в отношении товаров, их размещения и использования в соответствующих территориальных границах.
Ограничения, установленные указанными правовыми актами, выражались в том, что товары не могли продаваться на остальной части таможенной территории РФ без уплаты таможенных платежей, что подтверждается соответствующей записью в паспорте транспортного средства.
Согласно ч. 1 п. 4 ст. 18 ТК РФ (1993 г.), а также пп. 1 и 5 п. 1 ст. 11 ТК РФ 2003 г. транспортные средства, используемые для международных перевозок, не являются товаром, а международные перевозки являются услугой. В соответствии с Федеральным законом № 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" транспортные средства имели право осуществлять международные перевозки, в том числе между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории РФ.
Однако 10.01.2006 был принят новый Федеральный закон "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" № 16-ФЗ, который ограничил права собственников транспортных средств, ввезенных в Калининградскую область и оформленных там, в таможенном отношении в режиме "Свободная таможенная зона".
По мнению представителя, данный Закон значительно ухудшил положение ООО "Транссервис Плюс" по использованию транспортных средств в международных перевозках и, следовательно, не может иметь обратной силы на те правовые отношения, которые возникли до его вступления в законную силу.
Судом постановлено указанное выше постановление.
В протесте транспортного прокурора Псковской области ставится вопрос об отмене судебного постановления ввиду его незаконности. Прокурор полагает, что суд пришел к неправильному выводу о том, что транспортные средства, являющиеся предметом административного правонарушения по данному делу, в соответствии со ст. 11 ТК РФ не являются товарами, поскольку на момент их ввоза в Калининградскую область имели статус товара, в связи с чем они как иностранные товары были помещены под режим свободной экономической зоны, согласно которому ввоз на остальную часть таможенной территории РФ и Таможенного Союза разрешен при условии уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, нахожу судебное постановление законным, соответствующим п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, согласно которому начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Вывод суда о том, что в действиях ООО "Транссервис Плюс" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ, вытекает из фактических обстоятельств по делу, которые верно установлены судом и подробно изложены в судебном постановлении, а также из таможенного законодательства, регулирующего использование транспортных средств, ввезенных в особую экономическую зону Калининградской области.
Так, судом установлено, что спорные правоотношения были урегулированы пунктом 2 ст. 155 ТК РФ, которым предусмотрено, что содержание и условия применения таможенного режима свободной таможенной зоны (СТЗ) определяются законодательством РФ.
На момент ввоза указанных транспортных средств в Российскую Федерацию - в Калининградскую область - режим свободной экономической зоны установлен в Калининградской области на основании Федерального закона № 13-ФЗ от 22.01.1996 "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", который не содержал ограничений прав юридических лиц и граждан в использовании и распоряжении транспортом, помещенным под режим свободной таможенной зоны.
ООО "Транссервис Плюс" занималось предпринимательской деятельностью в соответствии с предоставленными Федеральным законом № 13-ФЗ от 22.01.1996 "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" правами.
При этом статья 7 данного Закона содержала перечень товаров, подпадающих под действие режима свободной таможенной зоны; возможность использования таких товаров как транспортных средств при перевозках по определенным маршрутам не регулировалась этой правовой нормой.
По действующему на тот момент законодательству в ПТС была поставлена отметка "Разрешена международная перевозка, в т.ч. между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории РФ", таким образом, это транспортное средство использовалось на международных перевозках до 10.11.2006.
Ситуация изменилась с принятием Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу 01.04.2006.
В соответствии со ст. 15 данного Федерального закона и письмом ФТС России от 24.10.2006 № 01-06/36988 моторные транспортные средства для перевозки грузов, зарегистрированные в Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства только при осуществлении двух видов перевозок:
- между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств;
- между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации.
Таким образом, суд верно указал, что Федеральный закон № 16-ФЗ от 10.01.2006 "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" ограничил право собственников транспортных средств, ввезенных в Калининградскую область и оформленных там, в таможенном отношении в режиме "Свободная таможенная зона", что не соответствует Конституции РФ, в частности, ч. 2 ст. 74, которой закреплено ограничение перемещения товаров и услуг только федеральными законами, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей; на это было обращено и внимание Конституционного Суда РФ в постановлении № 5-П от 21 марта 1997 года "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Суд при рассмотрении административного материала правильно применил и общие положения Таможенного кодекса.
Так, согласно ч. 5 ст. 6 Таможенного кодекса РФ никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение таможенных правил, если это нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах в области таможенного дела.
Имеется неясность правовой нормы, содержащейся в ст. 15 Федерального закона № 16-ФЗ, в том числе по ее применению к юридическим лицам, осуществлявшим свою деятельность в соответствии с ФЗ от 22.01.1996 № 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", в отношении которых действует в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 16-ФЗ переходный период в течение 10 лет, и к транспортным средствам, ввезенным на территорию Калининградской области и помещенным под таможенный режим СТЗ до 01.04.2006.
Из смысла ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 16-ФЗ и письма Федеральной таможенной службы от 24.10.2006 № 01-06/36988 "О направлении разъяснений по вопросам таможенного оформления отдельных категорий товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, а также реагирования на факты нарушений данного режима" следует, что при осуществлении международных перевозок грузов и (или) пассажиров между территорией иностранного государства и остальной частью таможенной территории Российской Федерации, что подтверждается транспортными и коммерческими документами, представленными перевозчиками таможенным органам при ввозе на остальную часть таможенной территории Российской Федерации либо вывозе с такой территории, не будут соблюдаться требования, установленные ст. 15 Закона, указанные транспортные средства рассматриваются для таможенных целей как иностранные товары.
Данное положение вступает в противоречие со ст. 11 Таможенного кодекса РФ, дающей определение транспортных средств без ограничения, установленного ст. 15 Закона № 16-ФЗ. Так, в соответствии со ст. 11 ТК РФ: товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу, отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства;
транспортные средства, указанные в подпункте 5 настоящего пункта, к товарам не относятся (п. 1);
транспортные средства - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами (п. 5).
Более того, в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с Администрацией Особой экономической зоны устанавливается упрощенный порядок таможенного оформления товаров, указанных в части 1 настоящей статьи, при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации. Однако до настоящего времени такой порядок не установлен.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд полагает, что ООО "Транссервис Плюс" были предприняты все необходимые меры по соблюдению условий таможенного режима свободной экономической зоны.
Так, наличие в техническом паспорте отметки "разрешена международная перевозка, в том числе между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории РФ" с учетом неоднократного пересечения таможенной границы РФ до 10.11.2006 в условиях отсутствия претензий со стороны таможенных органов способствовали формированию у руководства ООО "Транссервис Плюс" убеждения о правомерности его действий.
Отсутствие претензий со стороны таможенных органов до получения разъяснения - письма ФТС от 24.10.2006 № 01-06/36988 - свидетельствует о неясности правовой нормы таможенного законодательства для самих сотрудников таможенных органов, о недостаточном совершенстве действующего таможенного законодательства в отношении Особой экономической зоны Калининградской области.
Следует также принять во внимание, что ООО "Транссервис Плюс" действовало добросовестно: транспортные средства предъявлены к таможенному оформлению, сведения о режиме СТЗ предоставлены, общество намерено использовать и использовало транспортное средство исключительно в связи с территорией Калининградской области, иных действий, направленных на нарушение режима, не осуществляло, так как использовало транспортное средство в пределах Особой экономической зоны в Калининградской области, зарегистрировано в Калининградской области, где уплачивается транспортный налог, рабочие места создаются в Калининградской области.
Ссылка прокурора на ст. 37 ФЗ от 22.07.2005 № 116-ФЗ (в ред. от 18.12.2006) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" несостоятельна, поскольку согласно ч. 2 ст. 40 этого же Закона положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, урегулированные Федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области и Федеральным законом об Особой экономической зоне в Магаданской области.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения протеста прокурора не имеется.
Суд при вынесении постановления не решил вопрос об издержках по делу, поэтому в этой части судебное постановление следует дополнить и в соответствии с ч. 3 ст. 24.7 КоАП РФ издержки, связанные с хранением изъятых транспортных средств, отнести на счет федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

постановление Псковского городского суда от 29 января 2007 года оставить без изменения, протест транспортного прокурора Псковской области - без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть постановления указанием о том, что издержки, связанные с хранением транспортных средств, отнести на счет федерального бюджета.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru