Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение Псковского областного суда от 26.03.2007 № 3-1/2007
Об отказе в удовлетворении заявления о признании Закона Псковской области от 11.01.2005 № 401-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области" противоречащим федеральному законодательству в части.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2007 № 91-Г07-17 данное решение оставлено без изменения.



ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2007 г. № 3-1/2007

Псковский областной суд Псковской области в составе:
председательствующего Новиковой Л.А.,
с участием прокурора Лепихиной М.Н.,
при секретаре Хохловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ф. о признании Закона Псковской области от 11 января 2005 г. № 401-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области" противоречащим федеральному законодательству в части,

установил:

30 декабря 2004 года Псковским областным Собранием депутатов принят и 11 января 2005 года подписан главой Администрации Псковской области Закон Псковской области № 401-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области". Закон опубликован в издании "Псковская правда" № 7 15 января 2005 года.
В статье 6 указанного Закона определены меры социальной поддержки реабилитированных лиц.
Пунктом 1 этой статьи предусмотрена мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
Ф. обратился в суд с заявлением о признании п. 1 ст. 6 оспариваемого Закона противоречащим федеральному законодательству.
В обоснование заявленного требования он указал, что установленная п. 1 ст. 6 оспариваемого Закона ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей не компенсирует прежние натуральные льготы в полном объеме. Считает, что данная норма противоречит ст. 55 Конституции Российской Федерации и преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в которых говорится о сохранении достигнутого уровня социальной поддержки.
В судебном заседании Ф. и его представитель З. поддержали требования. Ф. пояснил, что оспариваемым Законом он лишен 9 натуральных льгот: бесплатного проезда в пригородном транспорте, бесплатного проезда в пригородных поездах, бесплатного проезда один раз в год на железнодорожном транспорте, 50-процентной скидки на лекарства, бесплатного протезирования, льготного обеспечения товарами, обеспечения автомобилем, первоочередного получения путевок, погребения за счет государства. Установленная Законом области выплата не компенсирует эти льготы.
Представители Псковского областного Собрания депутатов Ц., Администрации Псковской области Н., Государственного управления социального развития и труда Псковской области К., Главного государственного финансового управления А. возражали против удовлетворения заявленных требований. Они считают, что оспариваемый Закон не противоречит федеральному законодательству, так как общий объем финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот реабилитированным лицам, в бюджете растет. Первоначальный размер ежемесячной денежной выплаты был установлен по рекомендациям Правительства РФ.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении требований, суд находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель Ф. имеет право на льготы, предусмотренные Законом РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
В соответствии со статьей 16 этого Закона реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
В статье 6 Закона Псковской области от 11 января 2005 года № 401-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области" реабилитированным лицам установлены такие меры социальной поддержки за счет средств областного бюджета, как получение ежемесячной денежной выплаты в размере 200 рублей (статьей 52 Закона Псковской области от 29 декабря 2006 года № 621 "Об областном бюджете на 2007 год" в 2007 году размер этой выплаты установлен в 240 рублей); оплата жилья, коммунальных услуг в размере 50 процентов; первоочередное обеспечение жилыми помещениями; первоочередная бесплатная установка телефона; первоочередное вступление в жилищные, жилищно-строительные, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; первоочередное выделение земельных участков под жилищное строительство; внеочередной прием в дома-интернаты, другие стационарные учреждения социального обслуживания для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания; ежегодная денежная выплата на приобретение твердого топлива при наличии печного отопления в размере 800 рублей.
Пункт 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит требования о том, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставляющихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляющихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Как установлено в судебном заседании, при осуществлении мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, вышеуказанные требования о сохранении объема финансирования соблюдены.
Из справки Главного государственного финансового управления Псковской области следует, что объем финансирования расходов на предоставление льгот указанной категории граждан с 2004 года возрос.
Для обеспечения расходов, связанных с предоставлением льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг и единовременной денежной выплаты реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, на 2004 год было запланировано на эти расходы 5053 тыс. руб., кассовое исполнение составило 5053 тыс. руб., на 2005 год план составил 9448,2 тыс. руб., кассовое исполнение - 7829,8 тыс. руб., на 2006 год план составил 8923,7 тыс. руб., кассовое исполнение - 8922,5 тыс. руб., на 2007 год уточненный план составил 12737 тыс. руб.
Расходы определены исходя из численности этой категории граждан, в 2004 году численность этой категории граждан составляла 3261 человек, в 2007 году - 1473 человека.
Из федерального бюджета поступило в 2005 году 4347,6 тыс. руб. (по заявке на 4347,6 тыс. руб.), в 2006 году - 8675,9 тыс. руб. (по заявке на 8675,9 тыс. руб.), заявка на 2007 год составляет 9146,3 тыс. руб., поступило по состоянию на 26.03.2007 - 3042 тыс. руб.
Следует также иметь в виду, что ранее действующим законодательством не предусматривалась такая мера социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата, льготы предоставлялись в натуральном виде.
Федеральный закон № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года не предусматривает механизма перерасчета натуральных льгот при изменении порядка реализации льгот и гарантий, порядка получения ежемесячной денежной выплаты, установления ее размера, в том числе ее минимального или максимального размера, и, следовательно, субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать размер этой выплаты.
Таким образом, положение оспариваемого Закона, устанавливающее такую меру социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, как ежемесячная денежная выплата в 200 рублей, не может быть расценено как противоречащее Федеральному закону № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года.
В связи с вышеизложенным доводы заявителя о том, что размер денежной выплаты, предусмотренный Законом области, не может компенсировать те льготы, которыми он пользовался ранее, необоснованны.
Доводы заявителя о том, что в оспариваемом Законе отсутствует часть льгот, не могут свидетельствовать о противоречии его федеральному законодательству, поскольку полномочия по осуществлению мер социальной поддержки реабилитированным лицам переданы субъектам Российской Федерации.
Разрешение вопросов о том, какие меры социальной поддержки должны быть предусмотрены в законе субъекта Российской Федерации, не отнесено к компетенции судов общей юрисдикции.
Не может суд принимать решения и по увеличению ежемесячной денежной выплаты, установлению какого-либо иного ее размера.
В силу ст. 10 Конституции РФ суд не вправе разрешать вопросы, отнесенные к компетенции законодательной и исполнительной власти.
Компетенция суда при рассмотрении данных категорий дел изложена в ст. 253 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части его со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов наряду с проверкой нормативного акта на несоответствие закону или иному правовому акту необходимо также установить наличие нарушения указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан.
Как видно из преамбулы Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, целью настоящего Закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
Поэтому суд считает, что оспариваемой нормой права заявителя не нарушены и не ущемлены, поскольку льготы носят компенсаторный характер, призваны способствовать возмещению причиненного репрессиями вреда и общий объем финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот, в областном бюджете растет. Расходы в областном бюджете на эти цели установлены с учетом финансовых возможностей субъекта.
Доводы Ф. о том, что оспариваемая норма противоречит ст. 55 Конституции Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 251 ГПК РФ не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном настоящей главой, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, соответствует действующему законодательству, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителей, а значит, заявление не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Ф. в удовлетворении заявления о признании Закона Псковской области от 11 января 2005 г. № 401-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Псковской области" противоречащим федеральному законодательству в части отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Псковский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru