Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








"Устав Куньинского района Псковской области"
(принят решением Собрания депутатов Куньинского района от 25.06.1996)
(Зарегистрировано в Управлении юстиции Псковской области 04.02.1997 № 21)

Официальная публикация в СМИ:
"Пламя", № 18, 05.03.1997,
"Пламя", № 20, 12.03.1997,
"Пламя", № 21, 14.03.1997,
"Пламя", № 22, 19.03.1997,
"Пламя", № 23, 21.03.1997


Вступает в силу с момента опубликования в местной печати (пункт 2 статьи 71 данного документа).



Зарегистрировано в Управлении юстиции Псковской области 4 февраля 1997 г. № 21
   ------------------------------------------------------------------


СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ КУНЬИНСКОГО РАЙОНА

УСТАВ
КУНЬИНСКОГО РАЙОНА
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Собранием депутатов района
25 июня 1996 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования Устава

Настоящий Устав определяет на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Псковской области и Закона Псковской области "О местном самоуправлении в Псковской области" правовые, экономические и финансовые принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Куньинском районе Псковской области.

Статья 2. Статус района

Куньинский район имеет правовой статус муниципального образования и является совокупностью поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и предусмотренные настоящим Уставом выборные органы местного самоуправления.

Статья 3. Система местного самоуправления

1. Местное самоуправление осуществляется гражданами Российской Федерации, проживающими на территории района, путем местных референдумов, собраний (сходов) граждан, выборов в органы местного самоуправления.
2. Органами местного самоуправления в районе являются Собрание депутатов района, глава района, Администрация района и органы территориального общественного самоуправления.

Статья 4. Территория муниципального образования

1. Территорией муниципального образования является территория Куньинского района в границах, установленных на момент принятия настоящего Устава. Административный центр района - поселок Кунья. В состав района входят 11 волостей: Жижицкая, Западно-Двинская, Каськовская, Октябрьская, Пухновская, Назимовская, Усмынская, Ущицкая, Куньинская, Морозовская, Крестовская.
2. Местное самоуправление осуществляется на всей территории района.
3. Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений и другие земли в границах района, независимо от формы собственности и целевого назначения. Общая площадь района - 2,6 тыс. квадратных километров.
4. Установление и изменение границ района, в том числе при объединении, преобразовании или упразднении района осуществляется областным Собранием депутатов с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе местного населения, выраженной через решение Собрания депутатов района, а также по инициативе органов государственной власти области.
5. Изменение границ района по инициативе органов государственной власти, без учета мнения населения не допускается.
6. Порядок объединения, преобразования или упразднения района, установления или изменения его границ, наименования определяются законом области.

Статья 5. Символ района

Район вправе иметь герб, описание которого утверждается Собранием депутатов района.
Герб района подлежит регистрации в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации.

Статья 6. Предметы ведения местного самоуправления района

1. В ведении района находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми наделены органы местного самоуправления.
2. К вопросам местного значения относятся:
2.1. Принятие и изменение Устава района, контроль за его соблюдением;
2.2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
2.3. Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение районного бюджета, внебюджетных фондов, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов районного значения;
2.4. Комплексное социально-экономическое развитие района;
2.5. Содержание и использование муниципального жилого и нежилого фондов;
2.6. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного школьного и профессионального образования;
2.7. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения;
2.8. Охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальной службы охраны общественного порядка, осуществление контроля за ее деятельностью;
2.9. Регулирование планировки и застройки территории района;
2.10. Создание условий для жилищного, социально-культурного и бытового строительства;
2.11. Контроль за использованием земель на территории района;
2.12. Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
2.13. Организация, содержание и развитие муниципального энерго-, газо-, тепло-, и водоснабжения и канализации;
2.14. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
2.15. Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
2.16. Благоустройство и озеленение территории района;
2.17. Организация утилизации и переработки бытовых отходов;
2.18. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
2.19. Организация и содержание муниципальных архивов;
2.20. Организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
2.21. Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
2.22. Создание условий для деятельности учреждений культуры;
2.23. Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, местных традиций, контроль за сохранением иных памятников истории и культуры, находящихся на территории района;
2.24. Организация и содержание муниципальной информационной службы;
2.25. Создание условий для деятельности средств массовой информации района;
2.26. Создание условий для организации зрелищных мероприятий;
2.27. Создание условий для развития физической культуры и спорта в районе;
2.28. Содействие обеспечению социальной поддержки и занятости населения;
2.29. Деятельность по охране окружающей среды района;
2.30. Обеспечение пожарной безопасности в районе, организация районной пожарной службы.
3. Органы местного самоуправления района вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований, органов государственной власти.
4. Органы местного самоуправления района вправе передавать полномочия по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления других муниципальных образований на основе договора.

Статья 7. Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти области

1. Взаимоотношения органов государственной власти области и органов местного самоуправления района осуществляются посредством:
а) принятия законов области по вопросам местного самоуправления;
б) заключения договоров, соглашений;
в) создания кардинальных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих;
2. Собрание депутатов района и глава района обладают правом законодательной инициативы в областном Собрании депутатов. Осуществление права законодательной инициативы регулируется Регламентом Собрания депутатов Псковской области.
3. Администрация области и федеральные органы государственной исполнительной власти передают отдельные свои полномочия органам местного самоуправления района в соответствии с законом, договором с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. В случае необеспеченности их материальными и финансовыми средствами органы местного самоуправления района не несут ответственности за осуществление этих полномочий.
4. Реализация государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления подконтрольна Администрации области и федеральным органам государственной исполнительной власти. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления района отдельных государственных полномочий определяются Законом Российской Федерации и Законом области.
5. Споры между органами государственной власти и органами местного самоуправления района разрешаются в судебном порядке.

Статья 8. Органы местного самоуправления - юридические лица

Юридическими лицами в системе местного самоуправления района являются:
- Собрание депутатов района;
- Администрация района;
- комитеты, управления, отделы и другие самостоятельные структурные подразделения Администрации района;
- органы территориального общественного самоуправления в соответствии с актами об их регистрации.

Глава 2. СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ РАЙОНА

Статья 9. Собрание депутатов района - выборный представительный орган района

1. Собрание депутатов района - выборный представительный орган местного самоуправления, состоит из 11 депутатов, избираемых сроком на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Псковской области. Установленный срок полномочий Собрания депутатов не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
2. Собрание депутатов района представляет интересы населения и принимает от его имени решения, действующие на территории района.
3. Сессия Собрания депутатов района считается правомочной, если на ней присутствует не менее 2/3 от установленного для Собрания числа депутатов.
4. Решения Собрания депутатов района принимаются большинством голосов присутствующих депутатов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Уставом.

Статья 10. Полномочия Собрания депутатов района

К ведению Собрания депутатов района относятся:
1) принятие и изменение Устава района и Регламента работы Собрания депутатов;
2) досрочное прекращение полномочий депутатов в случаях, предусмотренных законодательством;
3) защита прав депутатов, лишение депутатской неприкосновенности, установление в соответствии с законодательством ответственности за невыполнение депутатских обязанностей;
4) заслушивание отчетов о деятельности главы района;
5) заслушивание отчетов Администрации;
6) образование, избрание и упразднение постоянных и других комиссий Собрания депутатов, изменение их состава, заслушивание отчетов об их работе;
7) рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений;
8) утверждение структуры органов местного самоуправления;
9) утверждение планов и программ экономического, социального и экологического развития района, районного бюджета и отчета об его исполнении;
10) принятие обязательных общих правил по предметам ведения муниципального образования;
11) установление в соответствии с законодательством, местных налогов и сборов;
12) определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
13) определение направления использования капитальных вложений;
14) образование внебюджетных и валютных фондов района, определение их целевого назначения;
15) учреждение фондов для кредитования целевых программ и мероприятий по решению территориальных задач, утверждение отчетов об их пользовании;
16) принятие решения о выпуске и размещении лотерей, займов;
17) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
18) установление в соответствии с законодательством порядка назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций;
19) определение условий и порядка приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества;
20) установление в соответствии с законодательством порядка передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду;
21) установление квоты на разработку находящихся в ведении района месторождений полезных ископаемых и плату за их использование;
22) определение в соответствии с законодательством правил пользования природными ресурсами, вынесение решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной району территории;
23) определение в соответствии с законодательством льгот и преимуществ, в том числе налоговых, в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности;
24) определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на территории района;
25) решение в соответствии с законодательством вопросов административно-территориального устройства, утверждение схем и проектов районной планировки;
26) запрещение, на основании заключения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по экологии и природопользованию, проведения на территории района мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменения демографической ситуации и другие негативные последствия;
27) установление правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения, а также зоны санитарной охраны одних объектов в соответствии с требованиями санитарных норм;
28) принятие в соответствии с законодательством решения, устанавливающего административную ответственность;
29) учреждение районных средств массовой информации;
30) предъявление в случаях, предусмотренных законодательством, в суд или арбитражный суд требования о признании недействительными актов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций;
31) объявление природных и других объектов районного значения, представляющих собой экологическую, историческую и научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, определение правил их охраны и использования;
32) определение за счет собственных средств дополнительных льгот и преимуществ для граждан, проживающих на территории района;
33) осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
34) рассмотрение иных вопросов, отнесенных законодательством к его ведению.

Статья 11. Депутат Собрания депутатов района

1. Депутат Собрания депутатов района:
а) представляет интересы своих избирателей и всего населения района;
б) строит свою деятельность в Собрании депутатов района в соответствии с законодательством и нормативными актами Российской Федерации, Псковской области и настоящим Уставом;
в) отчитывается о своей деятельности перед избирателями не реже 1 раза в год;
г) ведет работу в Собрании депутатов района на непостоянной основе;
2. Количество депутатов Собрания депутатов района, работающих на постоянной основе, размер их заработной платы, порядок перехода на постоянную работу в Собрании депутатов района устанавливается решением Собрания депутатов района.
3. Возмещение депутатам Собрания депутатов района, не работающим в Собрании на постоянной основе, среднего заработка за время их участия в заседаниях Собрания депутатов района, комиссиях, в которые они избраны, и других случаях, предусмотренных законодательством и решениями Собрания депутатов района, осуществляется из средств районного бюджета в порядке, установленном Собранием депутатов района.
4. Депутату Собрания депутатов района гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
5. Установленный срок полномочий депутата Собрания депутатов района не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
6. Полномочия депутата Собрания депутатов района начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы Собрания депутатов района нового созыва.
7. Статус депутата Собрания депутатов района и ограничения, связанные с его статусом, устанавливаются федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом.
8. Депутат Собрания депутатов района не может быть задержан (за исключением задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без санкции прокурора Псковской области.
9. Депутату Собрания депутатов района, работающему на постоянной основе, социальные гарантии, связанные с пребыванием на этой должности, устанавливаются законом области.

Статья 12. Структура Собрания депутатов района

1. Собрание депутатов района самостоятельно определяет свою структуру.
2. В структуру Собрания депутатов района входят постоянные и временные комиссии, образуемые для подготовки вопросов, отнесенных к компетенции Собрания депутатов района.
3. Собранием депутатов района из числа депутатов избирается на срок полномочий Собрания заместитель главы района по работе с депутатами на неосвобожденной основе, который осуществляет полномочия главы района по руководству работой Собрания в период отсутствия главы района.
4. Организация работы постоянных и временных комиссий определяется Регламентом Собрания депутатов района и утвержденными Собранием Положениями о комиссиях.
5. Депутаты Собрания депутатов района могут объединяться в депутатские группы, Положение о которых утверждается решением Собрания депутатов района

Статья 13. Регламент Собрания депутатов района

Организация работы представительного органа определяется Регламентом, который утверждается Собранием депутатов района.

Статья 14. Заседания Собрания депутатов района

1. Заседания Собрания депутатов района являются основной формой работы Собрания депутатов района как представительного органа местного самоуправления.
2. Решения Собрания депутатов района, принятые в пределах его компетенции, обязательны к исполнению всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение решений Собрания депутатов района влечет установленную законодательством ответственность юридических и физических лиц.
3. Очередные заседания Собрания депутатов района созываются главой района не реже 1 раза в квартал.
В случае отсутствия главы района заседания Собрания депутатов созываются лицом, замещающим главу района, а проводятся лицом, определенным Регламентом Собрания депутатов.
4. Внеочередные заседания могут созываться: главой района, его заместителем по работе с депутатами по инициативе не менее 1/3 от числа депутатов, установленного для Собрания депутатов района. Инициатива депутатов оформляется в виде заявления на имя главы района или его заместителя, в котором обосновываются причины ее созыва, формулируются планируемые для рассмотрения вопросы. Решения о проведении внеочередного заседания должно быть принято главой района в двухнедельный срок с момента получения заявления депутатов.
О времени созыва, месте проведения, предполагаемой повестке дня очередных и внеочередных заседаний глава района или его заместитель сообщают не позднее 3 дней с момента назначения заседания в средствах массовой информации или иным путем доводят до сведения депутатов и населения.
5. Продолжительность как очередного, так и внеочередного заседания определяется Собранием депутатов района. Собрание депутатов района может принять решение о продлении работы заседания или перерыве в его проведении.
6. Для предварительного обсуждения вопросов повестки дня, выявления и согласования мнений депутатов Собрания депутатов района в период проведения заседания могут проводиться заседания рабочих групп и постоянных комиссий.
7. Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний, рассмотрения и принятия решений, осуществления контрольных полномочий, участия в работе заседания комиссий, групп должностных лиц органов местного самоуправления района, депутатов органов местного самоуправления других муниципальных образований, государственной власти, представителей общественности, населения, а также правила организационно-технического обеспечения работы заседания устанавливаются Регламентом Собрания депутатов района.

Статья 15. Контрольная деятельность Собрания депутатов района

1. Собрание депутатов района осуществляет контрольную деятельность по предметам ведения местного самоуправления района через постоянные и временные комиссии, с привлечением органов территориального общественного самоуправления, депутатов и населения.
Собрание депутатов района вправе создавать специальные контрольные комиссии, приглашать независимых экспертов, назначать аудиторские проверки.
2. Постоянные комиссии Собрания депутатов района не реже 1 раза в год отчитываются перед Собранием депутатов района на его заседаниях о своей деятельности. Отчеты иных комиссий Собрания депутатов района заслушиваются по мере необходимости.
3. Выборные и иные должностные лица органов местного самоуправления района подотчетны и подконтрольны в своей деятельности Собранию депутатов района.

Статья 16. Досрочное прекращение полномочий Собрания депутатов района

1. Полномочия Собрания депутатов района могут быть прекращены досрочно:
а) в результате самороспуска Собрания, решение о котором принимается большинством в 2/3 голосов от числа депутатов, установленного для Собрания депутатов;
б) в результате решения местного референдума, инициатива проведения которого должна исходить от главы района или не менее чем от 5 процентов граждан, проживающих на территории района;
в) на основании решения областного Собрания депутатов по заключению суда о признании несоответствия деятельности Собрания депутатов района законодательству.
Порядок инициирования и проведения местного референдума о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов района устанавливается законодательством области.
2. Постановление о назначении выборов в Собрание депутатов района в случаях, предусмотренных настоящим Уставом, должно быть принято окружной избирательной комиссией не позднее семи дней со дня принятия референдумом решения о прекращении полномочий Собрания депутатов района, самороспуска Собрания или принятия решения областным Собранием депутатов.
Выборы проводятся в трехмесячный срок со дня принятия окружной избирательной комиссией постановления об их назначении.

Глава 3. ГЛАВА РАЙОНА

Статья 17. Глава района - высшее должностное лицо в системе органов местного самоуправления

1. Глава района - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории района. Глава района избирается гражданами, проживающими на территории района, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, сроком на 4 года в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
2. Глава района:
1) входит в состав Собрания депутатов района, руководит его деятельностью и председательствует на его заседаниях;
2) подотчетен населению непосредственно и Собранию депутатов района;
3) осуществляет на принципе единоначалия руководство работой Администрации района;
4) представляет муниципальное образование во взаимоотношениях с другими органами местного самоуправления и органами государственной власти, иными юридическими и физическими лицами;
5) осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
3. Главе района гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
4. Полномочия главы района начинаются со дня регистрации его избрания избирательной комиссией и прекращаются в день регистрации вновь избранного главы района.
5. Статус главы района и ограничения, связанные со статусом главы района, устанавливаются федеральным и областным законодательством, а также настоящим Уставом.
6. Глава района не может быть задержан (за исключением задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без санкции прокурора Псковской области.
7. Главе района социальные гарантии, связанные с пребыванием его в этой должности, устанавливаются законом Псковской области.

Статья 18. Полномочия главы района

Глава района:
1) созывает сессии Собрания депутатов района, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;
2) осуществляет руководство подготовкой сессии и вопросов, выносимых на рассмотрение Собрания депутатов района;
3) председательствует на сессии, ведает внутренним распорядком Собрания депутатов района в соответствии с Регламентом работы Собрания депутатов;
4) информирует Собрание депутатов района о положении дел в районе;
5) подписывает решения Собрания депутатов, подписывает протоколы сессий (совместно с секретарем сессии) и другие документы Собрания депутатов;
6) оказывает содействие депутатам Собрания депутатов района в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;
7) координирует, по согласованию с Собранием депутатов района, деятельность постоянных и других комиссий Собрания депутатов района;
8) дает поручения постоянным и иным комиссиям Собрания, принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Собрания депутатов;
9) является распорядителем кредитов по бюджету района;
10) в пределах своих полномочий, в случаях, предусмотренных законодательством, подписывает исковые заявления, направляемые в суд или арбитражный суд;
11) вносит в Собрание депутатов района предложения об образовании муниципальных предприятий;
12) разрабатывает и вносит на утверждение Собрания депутатов района структуру органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительные полномочия;
13) осуществляет в пределах своей компетенции руководство органами и структурными подразделениями Администрации района, а также полномочия по управлению предприятиями, находящимися в муниципальной собственности и финансируемыми из местного бюджета, назначает и освобождает, в порядке, установленном Собранием депутатов района, руководителей муниципальных предприятий;
14) организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение решений Собрания депутатов района и собственных решений;
15) заключает договоры и соглашения с органами власти и управления и общественными юридическими и физическими лицами, в том числе зарубежными;
16) представляет Собранию депутатов района ежегодный отчет о деятельности Администрации района;
17) организует прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принятие по ним решений;
18) рассматривает предложения органов территориального общественного самоуправления, сообщает им результаты рассмотрения предложений;
19) в соответствии со структурой Администрации района, определенной настоящим Уставом, утверждает штаты, организует работу с кадрами Администрации района, их аттестацию, принимает меры по повышению квалификации работников;
20) представляет интересы района в суде, в арбитражном суде, а также в соответствующих органах государственной власти и управления;
21) имеет право отменить приказы руководителей структурных подразделений Администрации района;
22) оказывает содействие соответствующим избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий по подготовке и проведению выборов депутатов Собрания депутатов района, организации голосования по отзыву депутатов Собрания депутатов района, референдума;
23) открывает и закрывает счета Администрации района;
24) принимает решение о передаче отдельных полномочий Администрации района в ведение волостных подразделений Администрации района;
25) решает иные вопросы, которые ему поручены Собранием депутатов района или возложены законодательством.

Статья 19. Досрочное прекращение полномочий главы района

1. Полномочия главы района могут быть прекращены досрочно в случаях:
а) письменного заявления главы района о сложении своих полномочий;
б) утраты главой района гражданства Российской Федерации;
в) выезда главы района на постоянное место жительства за пределы района;
г) вступления в отношении главы района в законную силу обвинительного приговора суда;
д) вступления в отношении главы района в законную силу решения суда о признании его недееспособным;
е) отзыва главы района избирателями;
ж) признание главы района умершим или безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
з) смерти главы района.
2. Порядок инициирования и проведения местного референдума о досрочном прекращении полномочий главы района устанавливается законодательством области.
3. Постановление о назначении выборов главы района должно быть принято Собранием депутатов района не позднее 7 дней со дня принятия местным референдумом решения о прекращении полномочий главы района или принятия решения Собрания депутатов района о прекращении полномочий главы района в случаях, предусмотренных подпунктами "а" - "ж", либо в тот же срок со дня наступления обстоятельств, предусмотренных подпунктом "з" пункта 1 настоящей статьи.
Выборы проводятся в трехмесячный срок со дня принятия Собранием депутатов района постановления об их назначении.

Глава 4. АДМИНИСТРАЦИЯ РАЙОНА

Статья 20. Администрация района - исполнительный орган местного самоуправления района

1. Администрация района осуществляет исполнительные полномочия органов местного самоуправления района и действует под непосредственным руководством главы района.
2. Администрация района является юридическим лицом.

Статья 21. Структура Администрации района

Структура Администрации района утверждается Собранием депутатов района по представлению главы района и включает в себя отделы, комитеты, управления, иные структурные подразделения.

Статья 22. Взаимодействие Администрации района с территориальными подразделениями органов государственной власти

Администрация района взаимодействует с территориальными подразделениями органов государственной власти в районе, а в случае наделения Администрации района отдельными полномочиями территориальных подразделений органов государственной власти, с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, выполняет переданные законом полномочия.

Статья 23. Заместители главы района

1. Заместители главы района назначаются главой района самостоятельно.
2. Распределение обязанностей между заместителями устанавливается распоряжением главы района.
По вопросам своего ведения заместители главы района издают распоряжения, обязательные к исполнению соответствующими органами и должностными лицами муниципального образования.
3. Глава района вправе передать своим заместителям осуществление отдельных своих полномочий, как в целях выполнения отдельных поручений, так и без ограничения срока.
4. Не подлежат передаче заместителям полномочия главы района:
а) по назначению на должность руководителей комитетов, отделов и управлений Администрации района;
б) по отмене актов главы района;
в) по вынесению протестов на решения Собрания депутатов района;
г) по заключению договоров с другими органами местного самоуправления и органами государственной власти;
д) права первого распорядителя кредитов бюджета района;

Статья 24. Организационные основы деятельности Администрации района

1. В Администрации района создаются в соответствии со структурой управления районом самостоятельные структурные подразделения Администрации района, обладающие полномочиями по осуществлению исполнительной деятельности в определенной сфере управления районом. Функции и полномочия структурных подразделений Администрации района, а также организация и порядок их деятельности определяется настоящим Уставом, а также Положениями о них, утверждаемыми главой района по согласованию с соответствующими руководителями структурных подразделений Администрации.
2. Имущество Администрации района передается структурным подразделениям Администрации на правах оперативного управления распоряжением главы района в порядке, предусмотренном Собранием депутатов района, если иное не предусмотрено законодательством.
3. Комитеты, управления, отделы и приравненные к ним Администрации волостей возглавляются руководителями - председателями комитетов, начальниками управлений, заведующими отделами, главами администраций. Руководители этих органов в целях осуществления их полномочий издают приказы.
4. Комитеты, управления, отделы и приравненные к ним Администрации волостей решают вопросы, отнесенные к их ведению положениями о данных структурных единицах Администрации, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями при соблюдении гарантий самостоятельности этих предприятий, учреждений и организаций, установленных законодательством.
5. В своей деятельности структурные подразделения Администрации подконтрольны главе района и Собранию депутатов района.
6. Должностные инструкции для сотрудников структурных подразделений Администрации утверждаются руководителем соответствующего структурного подразделения по согласованию с главой района.
7. Оклады должностным лицам органов Администрации района устанавливаются главой района в соответствии с утвержденной схемой должностных окладов. Оклады другим сотрудникам органов Администрации района устанавливаются руководителями этих органов в соответствии с имеющимися схемами должностных окладов.

Статья 25. Полномочия Администрации района в области планирования, бюджета, финансов и учета

Администрация района:
1. Разрабатывает проекты планов и программ социально-экономического развития района, бюджета, осуществляет их исполнение;
2. Запрашивает сведения и получает от предприятий, организаций, расположенных на территории района, безвозмездно необходимые сведения о проектах планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения района, осуществляет обязательное для этих планов и мероприятий согласование;
3. Разрабатывает предложения по проектам планов социально-экономического развития района в программы органов государственной власти, а также в проекты планов и мероприятий организаций, расположенных на территории района, по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения;
4. Обеспечивает составление балансов: финансового, денежных доходов населения, трудовых и других, необходимых для управления экономическим и социальным развитием района;
5. Составляет планы размещения, развития и специализации муниципальных предприятий и организаций;
6. Вносит предложения, в соответствии с законодательством, в Собрание депутатов района по льготам и преимуществам, в том числе налоговым, в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
7. Оклады должностным лицам органов Администрации района устанавливаются главой района в соответствии с утвержденной схемой должностных окладов. Оклады другим сотрудникам органов Администрации района устанавливаются руководителями этих органов в соответствии с имеющимися схемами должностных окладов.

Статья 25. Полномочия Администрации района в области планирования, бюджета, финансов и учета

Администрация района:
1. Разрабатывает проекты планов и программ социально-экономического развития района, бюджета, осуществляет их исполнение;
2. Запрашивает сведения и получает от предприятий, организаций, расположенных на территории района необходимые сведения о проектах планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения района, осуществляет обязательное для таких планов и мероприятий согласование;
3. Разрабатывает предложения по проектам планов социально-экономического развития района в программы органов государственной власти, а также в проекты планов и мероприятий организаций, расположенных на территории района, по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения;
4. Обеспечивает составление балансов: финансового, денежных доходов населения, трудовых и других, необходимых для управления экономическим и социальным развитием района;
5. Составляет планы размещения, развития и специализации муниципальных предприятий и организаций;
6. Вносит предложения, в соответствии с законодательством в Собрание депутатов района по льготам и преимуществам, в том числе налоговым, в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

Статья 26. Полномочия Администрации района в области управления муниципальной собственностью, регулирования социально-экономических отношений с предпринимателями, учреждениями, организациями на территории района

Администрация района:
1. Управляет муниципальной собственностью района в порядке, установленном Собранием депутатов района, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности;
2. Утверждает и регистрирует уставы муниципальных предприятий, если иное не предусмотрено законом;
3. Готовит предложения Собранию депутатов района о приватизации муниципальной собственности;
4. Устанавливает при отчуждении муниципальных предприятий ограничения на определенный срок по перепрофилированию этих предприятий, а также по изменению ассортимента выпускаемой ими продукции;
5. Требует от соответствующих органов передачи или продажи в муниципальную собственность предприятий, их структурных подразделений, а также иного имущества, находящегося в государственной собственности, если они имеют особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения района, функционирования его хозяйственного комплекса;
6. Получает полную компенсацию за причиненный ущерб в случае отчуждения в государственную собственность объектов муниципальной собственности;
7. В соответствии с решением Собрания депутатов района передает право распоряжения отдельными объектами муниципальной собственности другим органам местного самоуправления.

Статья 27. Полномочия Администрации района в области ценообразования

Администрация района:
1. Обеспечивает в соответствии с действующим законодательством, нормативно-правовыми актами федеральных органов власти, органов власти Псковской области реализацию единой государственной ценовой политики.
2. Осуществляет регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) муниципальных предприятий, учреждений и организаций, контролирует их применение.
3. Реализует государственные полномочия в части регулирования цен (тарифов), возложенные на органы местного самоуправления в установленном порядке. Реализация государственных полномочий подконтрольна Администрации области.
4. Изыскивает возможности для оказания финансовой поддержки за счет местного бюджета предприятиям и учреждениям, расположенным на территории района, в целях снижения уровней цен (тарифов) на социально значимые виды товаров (услуг), в том числе реализуемых малообеспеченным категориям граждан.

Статья 28. Полномочия Администрации района в области материально-технического обеспечения социально-экономического развития района

Администрация района:
1. Осуществляет материально-техническое обеспечение мероприятий и программ, предусмотренных планом экономического и социального развития района.
2. Выступает заказчиком на выполнение работ по благоустройству района, коммунального обслуживания населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения района, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Статья 29. Полномочия Администрации района в области сельского хозяйства, использования земли

Администрация района:
1. Предоставляет в установленном порядке в бессрочное (постоянное) и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
2. Регистрирует права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды.
3. Организует ведение земельного кадастра.
4. Планирует использование земель, находящихся в муниципальной собственности.
5. Организует разработку и осуществление планов земельно-хозяйственного устройства населенных пунктов на территории района.
6. Взимает плату за землю и расходует полученные средства в соответствии с действующим законодательством.
7. Производит разграничение полномочий путем заключения договоров (соглашений) по владению, пользованию, распоряжению земельными и другими природными ресурсами между муниципальными образованиями на территории района; до проведения разграничения полномочий управление земельными и другими природными ресурсами осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
8. Устанавливает границы территории земель, передаваемых в ведение территориальных подразделений Администрации района.
9. Защищает права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.
10. Организует проведение работ по землеустройству на территории района.
11. Определяет условия проведения изыскательских работ на территории района.
12. Контролирует на территории района выполнение всеми землепользователями обязательств по повышению плодородия почв, борьбе с эрозией, рекультивации нарушенных земель, использованию земли по назначению.

Статья 30. Полномочия Администрации района в области охраны природы

Администрация района:
1. Определяет основные направления охраны окружающей среды района.
2. Совместно со специально уполномоченными государственными органами в сфере экологической экспертизы планирует, финансирует, обеспечивает материально-техническими ресурсами природоохранные мероприятия.
3. Координирует деятельность экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения.
4. Совместно со специально уполномоченными государственными органами в сфере экологической экспертизы выдает разрешение на отдельные виды природопользования, выбросы и сборы вредных веществ, захоронение токсических отходов.
5. Принимает решение об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности.
6. Вносит предложения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на территории района, ограничении или запрещении использования питьевой воды в промышленных целях.
7. Организует охрану памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий.
8. Проводит экологическое воспитание, образование, просвещение.
9. Организует проведение экологической экспертизы проектов и строящихся объектов, а также предприятий и хозяйственных организаций, загрязняющих воздушный и водный бассейны и не обеспечивающих функционирование очистных сооружений.
10. Способствует осуществлению государственного контроля за исполнением и охраной земель, при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:
а) делегировать экспертов в состав экспертных комиссий для участия в экологической экспертизе объектов, реализация которых намечается на их территории и в случаях возможного воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности, намечаемой другим муниципальным образованием;
б) принимать и реализовывать в рамках своих полномочий решения по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, референдумов, опросов, заявлений общественных экологических организаций и движений, информации об объектах экологической экспертизы;
в) организовывать общественные обсуждения, проведения опросов, референдумов среди населения об экспертируемой деятельности;
г) организовывать по требованию местного населения общественные экологические экспертизы;
д) информировать специально уполномоченные государственные органы в сфере экологической экспертизы о намечаемой деятельности на территории района;
е) информировать органы прокуратуры и территориальные, специально уполномоченные органы в сфере охраны окружающей природной среды, органы государственной власти области о начале строительства без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
ж) получать от соответствующих компетентных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую природную среду района, и о ее результатах;
з) направлять в письменном виде специально уполномоченным государственным органам в сфере экологической экспертизы аргументированные предложения, касающиеся экологических аспектов реализации намечаемой деятельности;
11. Осуществляет в соответствии с законодательством и в пределах своих прав и полномочий управление и контроль в области использования и охраны вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на территории района.
12. Обеспечивает проведение на территории района мероприятий по охране окружающей среды и соблюдение правил охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих растений, плодов, ягод и другого.
13. Информирует население об экологической обстановке, принимает в случае стихийных бедствий и аварий меры по обеспечению безопасности населения, сообщает в соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании.

Статья 31. Полномочия Администрации района в области строительства, транспорта и связи

Администрация района:
1. Разрабатывает и вносит на утверждение Собрания депутатов района схемы и проекты районной планировки, утверждает проекты и титульные списки строек, осуществляемых за счет средств местного бюджета и контролирует их соблюдение.
2. Организует разработку и осуществление генеральных планов, проектов планировки и застройки населенных пунктов на территории района.
3. Выступает заказчиком на строительство и ремонт объектов социальной и производственной инфраструктуры, находящейся в муниципальной собственности, а также создаваемых за счет собственных средств или на основе долевого участия.
4. Выдает разрешения на строительство на подведомственной территории объектов всех форм собственности, приостанавливает строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки.
5. Назначает местные приемочные комиссии, утверждает акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством муниципальных объектов жилищно-гражданского назначения, а также принимает участие в приемке в эксплуатацию других законченных строительством объектов, расположенных на территории района.
6. Руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися муниципальной собственности, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, при согласии предприятий и организаций привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории района.
7. Выполняет за счет собственных средств или на хозрасчетных договорных началах заказы территориальных подразделений Администрации района по развитию электрификации, газоснабжения, водоснабжения населенных пунктов, дает заключение по планам строительства инженерных сетей на территории района.
8. Содействует организации работы предприятий связи, развитию радио- и телевещания.

Статья 32. Полномочия Администрации района в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения

Администрация района:
1. Организует эксплуатацию муниципального жилого фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности.
2. Определяет в установленном порядке муниципальный жилой фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилого фонда, решает в соответствии с законодательством вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдает ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам.
3. Осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией муниципальной собственности, в том числе: жилого фонда, всех объектов коммунального хозяйства, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения, принимает меры по обеспечению населения топливом.
4. Организует благоустройство населенных пунктов, привлекает на договорной основе к этой работе предприятия, организации, учреждения, а также население, контролирует благоустройство производственных территорий, создает места отдыха граждан.
5. Развивает сеть муниципальных торговых предприятий, координирует планы розничного товарооборота торговли в районе, организует рынки и ярмарки, устанавливает в соответствии с законодательством правила торговли, контролирует соблюдение цен и правил торговли, санитарное состояние мест торговли, организует закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов, оказывает содействие в развитии садово-огороднических обществ.
6. Организует оказание ритуальных услуг и содержит места захоронения.

Статья 33. Полномочия Администрации района в социально-культурной сфере

Администрация района:
1. Осуществляет управление всеми находящимися в ведении района учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями, обеспечивает их материально-техническое снабжение, назначает и освобождает от должности руководителей соответствующих учреждений.
2. Планирует развитие на территории района сети учреждений народного образования.
3. Организует на территории района работу культурно-просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций населения.
4.Осуществляет охрану и организует использование переданных в ведение района памятников природы, культуры, истории.
5. Создает объекты социально-культурного, физкультурно-спортивного назначения.
6. Разрабатывает комплексные программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания человека и условий его жизнедеятельности.
7. Организует проведение общерайонных мероприятий в области образования, здравоохранения, культуры и спорта.
8. Организует проведение на территории района гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, а также обеспечивает соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.

Статья 34. Полномочия Администрации района в области социальной защиты населения

Администрация района:
1. Контролирует работу предприятий и учреждений (независимо от форм собственности), представляющих социальную поддержку, оказывающих социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги, материальную помощь населению района.
2. Организует проведение мероприятий, способствующих социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Оказывает, на основе анализа социальных и экономических условий жизни пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, других нуждающихся в государственной поддержке групп населения, из средств районного бюджета материальную помощь перечисленным категориям граждан, назначает за счет собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям.
4. Принимает меры по улучшению жилищных и материально-бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, а также меры по устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения.
5. Предоставляет в пределах своих полномочий и осуществляет контроль за реализацией законодательных актов по предоставлению льгот и преимуществ, связанных с охраной материнства и детства, улучшением жизни многодетных семей, одиноких пенсионеров и инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и труда.
6. Содействует созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей.
7. Создает комплексную сеть социальной помощи лицам, нуждающимся в поддержке, на государственной и благотворительной основе - Центры социального обслуживания населения, дома ветеранов, специальные дома для проживания одиноких престарелых граждан и инвалидов, учреждения социальной защиты материнства и детства, дома ночного пребывания и социальные гостиницы для лиц, оказавшихся в экстремальной ситуации, пункты общественного питания, социальные, торговые, бытовые и другие предприятия.
8. Содействует созданию предприятий, акционерных обществ, товариществ с полной или ограниченной ответственностью, других коммерческих структур для оказания социальных услуг нетрудоспособному населению и финансирования программ социальной помощи.
9. Вносит на рассмотрение Собрания депутатов района предложения по дополнительной компенсации населению за счет средств районного бюджета расходов, связанных с приобретением некоторых видов товаров, а также оказанием услуг.
10. Осуществляет общее руководство опекой и попечительством в районе.
11. Входит с предложением в соответствующие органы по разработке и реализации программ повышения занятости населения.
12. Организует с целью обеспечения занятости населения общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий и сооружений и тому подобного за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств.

Статья 35. Полномочия Администрации района в области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан

Администрация района:
1. Обеспечивает на территории района соблюдение законов, актов органов государственной власти и управления, охрану прав и свобод граждан, осуществляет контроль за соблюдением решений Собрания депутатов района предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
2. Готовит исковые заявления в суд или арбитражный суд с требованием о признании недействительными актов органов государственной власти, предприятий, организаций, учреждений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории района, а также права Собрания депутатов района, Администрации района.
3. Осуществляет в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотии, пожаров, массовых нарушений общественного порядка предусмотренные законом меры, связанные со спасением и охраной жизни людей, защитой их здоровья и прав, сохранением материальных ценностей, поддержанием порядка, обеспечением деятельности предприятий, учреждений, организаций, организует проведение противопожарных мероприятий.
4. Налагает взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения в соответствии с действующим законодательством.
5. Принимает предусмотренные законодательством меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организацией спортивных, зрелищных и других массовых общественных мероприятий.
6. Координирует взаимодействие районных правоохранительных органов, создает за счет собственных и привлеченных средств дополнительные подразделения милиции общественной безопасности (муниципальной милиции).
7. Содействует районным органам записи актов гражданского состояния, районным государственным архивам.
8. Содействует правоохранительным органам в их работе.
9. Организует прием населения, а также рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан, принимает по ним необходимые меры в пределах своей компетенции.
10. Содействует выполнению законодательства о всеобщей воинской обязанности.
11. Содействует развитию гражданской обороны в районе.
12. Готовит ходатайства и вносит представления в соответствующие органы о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий.

Глава 5. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 36. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения издают правовые акты.
Собрание депутатов района принимает постановления и решения.
Глава района издает постановления и распоряжения.
2. Акты главы района и Собрания депутатов района, имеющие нормативное содержание, затрагивающие права граждан, а также связанные с решением важных вопросов экономического и социального развития района, использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов, принимаются в форме постановлений, которые доводятся до населения в средствах массовой информации в полном объеме или в изложении, а постановления, затрагивающие права граждан, - в полном объеме.
3. Руководители структурных подразделений Администрации района издают приказы, а руководители структурных подразделений Администрации района и Администрации волостей, являющиеся юридическими лицами, издают приказы и распоряжения.
4. Постановления, распоряжения, приказы органов и должностных лиц местного самоуправления, противоречащие законодательству, нормативным актам органов государственной власти и решениям Собрания депутатов района, принятым в пределах его компетенции, могут быть обжалованы в суд в установленном порядке или опротестованы в порядке прокурорского надзора в соответствии с федеральными законами.
5. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми гражданами, проживающими на территории района и предприятиями, организациями и учреждениями независимо от подчиненности и форм собственности, расположенными на территории района.
6. Глава района вправе опротестовать решение Собрания депутатов района, если это решение, по его мнению, противоречит законодательству или решениям Собрания депутатов района, либо недостаточно обеспечено финансовыми и материальными средствами.
Протест с необходимым обоснованием вносится в письменной форме в Собрание депутатов района не позднее 10 дней со дня принятия Собранием решения. Действие опротестованного решения приостанавливается с момента внесения протеста главой района,
Собрание депутатов района отклоняет протест главы района, если за опротестованное решение проголосует не менее 2/3 от числа депутатов Собрания депутатов района. В этом случае решение Собрания депутатов района вступает в силу в срок, указанный Собранием депутатов района, и не может быть опротестовано повторно главой района.
Если решение Собрания депутатов опротестовано по мотивам его противоречия действующему законодательству, глава района после отклонения его протеста Собранием депутатов вправе обжаловать решение Собрания депутатов района в суд.
Глава района в случае внесения протеста обязан созвать сессию Собрания депутатов района в течение месячного срока для решения вопроса по существу.
7. Акты должностных лиц и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, вступают в силу с момента их опубликования, если иное не предусмотрено самими актами в соответствии с законодательством.
8. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, а также руководителей территориальных подразделений этих органов, противоречащие законодательству и решениям Собрания депутатов района, принятым в пределах его компетенции, могут быть отменены Собранием депутатов района. Решения Собрания депутатов района об отмене акта органа местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном порядке.

Глава 6. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Статья 37. Служащие органов местного самоуправления

1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими и нанимаются на основе договора. Им обеспечиваются социальные гарантии, предусмотренные федеральным, областным законами о муниципальной службе и местными нормативными и правовыми актами.
2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой вносится правовым актом Собрания депутатов района, в соответствии с федеральным законом и законом области.

Глава 7. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН
И ДРУГИЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 38. Местный референдум

1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
2. Решение о проведении местного референдума принимает Собрание депутатов района по требованию граждан в количестве не менее 5 процентов от числа граждан, проживающих на территории района, по собственной инициативе или инициативе главы района.
3. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории района, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в референдуме непосредственно и на добровольной основе.
4. Голосование в местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
5. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо государственными органами, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию водит данный вопрос, принимает такой акт.
Решение, принятое на местном референдуме и итоги голосования подлежат опубликованию не позднее 3-х дней после определения результатов референдума.
Порядок назначения и проведения местного референдума устанавливается законом области.

Статья 39. Муниципальные выборы

1. Выборы депутатов Собрания депутатов района, главы района осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, при обеспечении установленных федеральным и областным законодательством избирательных прав граждан.
2. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами Псковской области.

Статья 40. Собрания (сходы) граждан

1. В районе для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.
2. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются правовым актом, принятым Собранием депутатов района, в соответствии с законом области.

Статья 41. Народная правотворческая инициатива

Население имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные инициативными группами или отдельными гражданами в Собрание депутатов района, подлежат обязательному рассмотрению в месячный срок на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному обнародованию (опубликованию).

Статья 42. Обращения граждан в органы местного самоуправления

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в Собрание депутатов района, к главе района, в администрацию района и к другим должностным лицам органов местного самоуправления района, которые обязаны дать ответ по существу обращений в течение одного месяца.
2. За нарушение сроков и порядка ответов на обращения граждан должностные лица местного самоуправления района несут административную ответственность, установленную законодательством.

Глава 8. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 43. Система территориального общественного самоуправления населения

1. Система территориального общественного самоуправления населения включает в себя собрания (сходы), местные референдумы, иные формы непосредственной демократии; органы территориального общественного самоуправления населения (советы или комитеты поселков, сельских населенных пунктов, улиц, кварталов), совет уполномоченных представителей.
2. Территории, на которых действуют органы общественного территориального самоуправления населения, устанавливаются по предложению населения Собранием депутатов района.

Статья 44. Собрания (сходы) граждан

1. Собрания (сходы) граждан созываются органами территориального общественного самоуправления населения по мере необходимости.
2. К компетенции собраний (сходов) относятся следующие вопросы:
а) избрание органов территориального общественного самоуправления и принятие положений (уставов) о них;
б) утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;
в) решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления населения, затрагивающих интересы населения соответствующей территории.
3. Собрания (сходы) граждан по выборам органов территориального общественного самоуправления населения правомочны, если в них принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории.
В общем собрании (сходе) принимают участие граждане, достигшие 16 лет.

Статья 45. Выборы органов территориального общественного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления населения создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.
Выборы органов территориального общественного самоуправления населения могут проводиться на собраниях (сходах) граждан по месту их жительства, а также на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательным участкам на срок полномочий. Собрание (сход) жителей вправе устанавливать другой срок полномочий территориального и общественного самоуправления.
2. Собрание депутатов района по предложению инициативных групп согласовывает порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органа общественного территориального самоуправления, а при проведении прямых выборов по избирательным участкам образуют из числа жителей избирательные комиссии и согласовывают порядок выдвижения кандидатов.
3. Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления население осуществляет открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет бюджета района (в случае принятия соответствующего решения Собранием депутатов района).
4. Выборы органов территориального общественного самоуправления по избирательным участкам признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины избирателей, внесенных в списки.
5. Избранными в состав органов территориального общественного самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Статья 46. Основные полномочия органов территориального общественного самоуправления населения

1. Компетенция органов территориального общественного самоуправления населения определяется их положениями (уставами) с учетом полномочий, передаваемых им Собранием депутатов района и Администрацией района.
2. Собрание депутатов района может устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления населения по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления населения.
3. Органы территориального общественного самоуправления населения могут наделяться правами юридического лица с момента их регистрации в органах юстиции. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Статья 47. Экономическая деятельность органов территориального общественного самоуправления населения

Органы территориального общественного самоуправления вправе:
1. Создавать в установленном порядке предприятия и организации, удовлетворяющие потребность населения в товарах и услугах.
2. Выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилого фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств района и собственных финансовых ресурсов.
3. Кооперировать на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных программ.
4. Участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово-кредитных учреждений на акционерной и паевой основе.
5. Организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения.
6. Определять в соответствии со своим положением (уставом) штаты и порядок оплаты труда работников.

Статья 48. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления

1. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления населения состоят из собственных, заемных средств, а также средств, передаваемых им Собранием депутатов района.
Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от экономической деятельности органов территориального общественного самоуправления населения, добровольных взносов и пожертвований предприятий, учреждений и организаций, граждан, а также других поступлений.
2. Органы территориального общественного самоуправления населения самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.

Статья 49. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления населения с Собранием депутатов района и с Администрацией района

1. Собрание депутатов района, Администрация района содействуют органам территориального общественного самоуправления населения в осуществлении их полномочий.
2. Представители органов территориального общественного самоуправления населения вправе участвовать в работе сессий Собрания депутатов района при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.

Статья 50. Уполномоченные представители сельских населенных пунктов

1. В сельских населенных пунктах или группе населенных пунктов выбираются уполномоченные представители. Они выбираются сходами граждан сроком на четыре года.
Уполномоченные представители организуют жителей на решение вопросов местного значения. Они действуют в пределах границ населенного пункта с учетом присоединения отдельных малочисленных деревень, хуторов.
2. Уполномоченные представители сельских поселений доводят до населения, разъясняют и контролируют в пределах своей компетенции исполнение законов, Указов Президента Российской Федерации, нормативно-правовых актов государственной власти области и местного самоуправления района в части, непосредственно касающейся прав и обязанностей граждан - жителей сельских поселений.
3. Осуществляют постоянную взаимосвязь и взаимодействие органов местного самоуправления района и населения по вопросам местного территориального общественного самоуправления, информируют население и организуют участие в проводимых в районе массовых мероприятиях: выборах, референдумах, переписях, единовременных учетах, месячниках, осмотрах, медицинских и санитарных мероприятиях, ярмарках, юбилеях, торжественных собраниях.
4. Уполномоченные представители созывают собрания (сходы) граждан, председательствуют на них, подписывают принимаемые на них решения и доводят их до органов местного самоуправления района, совместно с активом осуществляют контроль за выполнением принятых сходом решений.
5. Уполномоченные представители контролируют на подведомственной территории состояние общественного порядка, при необходимости могут составлять протоколы об административных нарушениях и передавать их для принятия мер в администрацию района в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
6. Уполномоченные представители при установлении фактов нарушения гражданами действующего законодательства выносят устное или письменное предупреждение с требованием прекратить нарушение, при невыполнении их законных требований они информируют об этом органы местного самоуправления района (вопросы самовольного строительства, захвата земли, нарушение правил охоты, рыболовства, лесопользования и т.д.)
7. Уполномоченные представители контролируют на подведомственной территории режим работы почты, медпунктов, магазинов, автолавок, подразделений службы быта, следят за состоянием дорог, колодцев, плотин, прудов, мостов, объектов муниципальной собственности, вносят свои предложения по этим вопросам в органы местного самоуправления района, на сходы граждан.
8. Уполномоченные представители осуществляют контроль за уплатой налогов по самообложению.
9. Не реже одного раза в год отчитываются о проделанной работе на сходах граждан.
За выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Уставом уполномоченные представители могут получать вознаграждение в порядке, установленном Собранием депутатов района.

Глава 9. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 51. Экономическая основа местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления составляют:
1. Муниципальная собственность.
2. Внебюджетные и валютные фонды.
3. Налоговые и другие финансовые поступления в местный бюджет.
4. Имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления района и иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения, проживающего на данной территории.
5. Результаты хозяйственной и финансовой деятельности органов местного самоуправления.

Статья 52. Состав муниципальной собственности

1. В состав муниципальной собственности входят:
а) муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
б) имущество органов местного самоуправления;
в) средства районного бюджета, внебюджетных, валютных фондов;
г) муниципальный жилой фонд;
д) нежилые помещения в домах муниципального жилого фонда;
е) имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной инфраструктуры, объекты, используемые для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения;
ж) имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности;
з) имущество, переданное органам местного самоуправления безвозмездно на основе соглашений и договоров, а также односторонних актов передачи имущества;
и) муниципальные предприятия и организации;
к) финансово-кредитные организации;
л) муниципальные учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта;
м) другое движимое и недвижимое имущество.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
3. Население владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, через органы местного самоуправления
4. Муниципальная собственность признается и защищается равным образом наряду с частной, государственной и иными формами собственности.
5. Условия использования земель, находящихся в границах района, порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются Собранием депутатов района. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в районный бюджет.

Статья 53. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности

1. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности осуществляет Администрация района в соответствии с положениями о структурных подразделениях Администрации, принятых решением Собрания депутатов района.
2. Администрация района в пределах своей компетенции управляет объектами муниципальной собственности.
3. Имущество, являющееся муниципальной собственностью и закрепленное за муниципальным предприятием, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения.
4. Имущество, являющееся муниципальной собственностью и закрепленное собственником за учреждением, состоящим на муниципальном бюджете, находится в оперативном управлении этого учреждения.
5. Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Статья 54. Финансы района

1. Финансы района включают: средства местного бюджета, внебюджетные, валютные фонды, финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности.
2. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах: автономности местных финансов, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.
3. Право собственника в отношении местных финансов осуществляется от имени населения Собранием депутатов района и Администрацией района.
4. Местные финансы признаются и защищаются государством.
5. Администрация района вправе координировать и объединять на добровольной основе средства юридических и физических лиц для финансирования программ развития территории района.

Статья 55. Бюджет района

1. К местному бюджету относится районный бюджет. Район имеет право на получение в соответствии с федеральным законодательством средств в порядке бюджетного регулирования за счет источников федерального бюджета и бюджета Псковской области.
2. Формирование и исполнение районного бюджета основываются на принципах самостоятельности, реальности, гласности.
Самостоятельность районного бюджета обеспечивается:
а) правом органов местного самоуправления района самостоятельно разрабатывать, утверждать и исполнять бюджет;
б) наличием в районном бюджете собственных доходов;
в) правом органов местного самоуправления определять направления использования средств районного бюджета;
г) запретом на изъятие органами государственной власти свободных остатков средств районного бюджета, образовавшихся в результате увеличения поступлений доходов или экономии расходов;
д) возмещением районному бюджету ущерба, нанесенного принятием законов и решений органами государственной власти;
е) ответственностью органов местного самоуправления района за исполнение местного бюджета;
3. Рассмотрение проекта районного бюджета, утверждение, исполнение бюджета, рассмотрение и утверждение отчета о его исполнении, установление местных налогов и сборов, льгот по ним, введение территориальных надбавок к федеральным и областным налогам в пределах федерального законодательства находится в ведении органов местного самоуправления района.
4. Формирование районного бюджета базируется на единых методологических подходах, минимальных федеральных и областных государственных социальных стандартах, социальных и финансовых нормах, устанавливаемых федеральными и областными органами государственной власти.
5. Органы местного самоуправления района с учетом имеющихся финансовых возможностей, включая средства, передаваемые в порядке бюджетного регулирования, вправе увеличивать социальные и финансовые нормы.
6. В районном бюджете могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов и бюджетов отдельных населенных пунктов и волостей, не являющихся муниципальными образованиями.

Статья 56. Доходы и расходы районного бюджета

1. В доходы районного бюджета зачисляются:
а) местные налоги, сборы и штрафы;
б) отчисления от федеральных и областных налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральными и областными законами и закрепленными на долговременной основе;
в) финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления района для реализации отдельных государственных полномочий;
г) поступления от приватизации имущества и сдачи муниципального имущества в аренду;
д) поступления от местных займов и лотерей;
е) часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений, организаций;
ж) дотации, субвенции, субсидии и трансфертные платежи;
з) иные поступления в соответствии с законодательством, решениями Собрания депутатов района;
и) другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
2. В доходной и расходной частях районного бюджета финансирование, решение вопросов местного значения и осуществление органами местного самоуправления района отдельных федеральных полномочий государственных органов Псковской области предусматривается раздельно.

Статья 57. Обеспечение минимального бюджета района

1. Органы государственной власти, в соответствии с законодательством обеспечивают району минимальный районный бюджет путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов районного бюджета.
2. Минимально необходимые расходы районного бюджета устанавливаются законом области на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
3. Доходная часть минимального районного бюджета обеспечивается путем закрепления на долговременной основе законом области доходных источников.
4. Органы местного самоуправления района обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению района, на уровне не ниже государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется путем закрепления в доход районного бюджета отчислений от федеральных и областных налогов.
5. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.
6. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления района, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти, соответственно компенсируются органами, принявшими их.
Размер компенсации определяется одновременно с принятием решения. Органы местного самоуправления района реализуют решения органов государственной власти в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Статья 58. Самообложение

Население района непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или Собрание депутатов района с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования мероприятий местного значения.

Статья 59. Муниципальные внебюджетные фонды

1. Собрание депутатов района образует и определяет порядок использования внебюджетных фондов, в которые включаются:
а) дополнительные расходы и сэкономленные финансовые ресурсы, полученные за счет осуществления организованных органами местного самоуправления мероприятий по решению экономических и социальных проблем;
б) добровольные взносы и пожертвования граждан, предприятий, учреждений и организаций;
в) доходы от местных займов и денежно-вещевых лотерей, аукционов;
г) штрафы за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежи, компенсирующие причиненный ущерб;
д) штрафы за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, другие нарушения соответствующего законодательства, а также платежи, компенсирующие причиненный ущерб;
е) штрафы за административные правонарушения, совершенные на территории района;
ж) доходы от реализации бесхозного и конфискованного имущества;
з) иные внебюджетные средства.
2. Средства внебюджетных фондов находятся на специальных счетах в банковских учреждениях, изъятию не подлежат и расходуются Администрацией района.

Статья 60. Муниципальный валютный фонд

1. Собрание депутатов района имеет право формировать валютный фонд за счет отчислений от валютной выручки предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также предприятий, расположенных на соответствующей территории. Нормативы отчислений в валютный фонд устанавливаются законодательством.
2. Средства валютного фонда хранятся на счетах, открываемых в банковских учреждениях и используются Администрацией района. Порядок контроля за использованием средств валютного фонда устанавливается Собранием депутатов района.

Статья 61. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях

Органы местного самоуправления района в соответствии с законодательством вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

Статья 62. Внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления

Органы местного самоуправления района в интересах населения, в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Статья 63. Отношения органов местного самоуправления района с муниципальными организациями, предприятиями

1. Администрация района определяет цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет регулирование цен, тарифов на их продукцию (услуги), утверждает и изменяет их уставы, назначает и увольняет руководителей данных организаций, заслушивает отчеты об их деятельности, осуществляет другие правомочия, предусмотренные законодательством.
2. Отношения между Администрацией района и руководителями организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с действующим законодательством.
3. Имущество, закрепленное за организациями, находящимися в муниципальной собственности и не состоящими на бюджете, принадлежит им на праве хозяйственного ведения.
Имущество, закрепленное за организациями, находящимися в муниципальной собственности и финансируемыми из бюджета находится в их оперативном управлении.

Статья 64. Отношения органов местного самоуправления и предприятий, не входящих в муниципальную собственность

1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления района, их отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.
2. Администрация района в соответствии с действующим законодательством вправе:
а) координировать деятельность организаций в комплексном социально-экономическом развитии района;
б) объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций различных форм собственности для финансирования программ развития своей территории;
в) привлекать на договорных началах организации к участию в благоустройстве, строительстве, содержании объектов на данной муниципальной территории;
г) участвовать на правах одного из собственников в создании предприятий с различными формами собственности;
д) содействовать созданию на территории района предприятий различных форм собственности, занятых обслуживанием населения, созданию крестьянских (фермерских) хозяйств;
е) оказывать, с целью формирования и функционирования системы управления и регулирования социально-экономических отношений, помощь и осуществлять взаимодействие с общественными объединениями товаропроизводителей и предпринимателей;
ж) заключать с предприятиями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, договоры о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии района, на производство товаров народного потребления и иной продукции.

Глава 10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ И
ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 65. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Органы и должностные лица местного самоуправления района несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством.

Статья 66. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением

1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в случаях утраты доверия населения.
2. Формами ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления являются: отзыв депутата Собрания депутатов района, главы района, досрочное прекращение полномочий Собрания депутатов района.
3. Депутат Собрания депутатов района может быть отозван избирателями соответствующего избирательного округа. Предложение о проведении голосования об отзыве депутата не может быть внесено ранее года с момента его избрания. Процедура отзыва депутата может быть начата по инициативе не менее 5% избирателей избирательного округа, имеющих право на участие в голосовании.
Порядок отзыва депутата устанавливается законом области.
4. Глава района может быть отозван его избирателями. Предложение о проведении голосования об отзыве главы района не может быть вынесено ранее года с момента его избрания.
Процедура отзыва главы района может быть начата по инициативе Собрания депутатов района или не менее 5% избирателей района.
Порядок отзыва главы района устанавливается законом области.
5. Полномочия Собрания депутатов района могут быть прекращены досрочно избирателями. Решение об этом принимается голосованием населения муниципального образования.
Порядок назначения и проведения референдума о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов района определяется законом области.

Статья 67. Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством

1. Ответственность Собрания депутатов района, главы района, Администрации района перед государством наступает в случае нарушения ими действующего законодательства.

Статья 68. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

1. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед физическими и юридическими лицами, которая наступает в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 69. Надзор за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц

Прокурорский надзор за исполнением федеральных, областных законов, Уставов области и района органами и должностными лицами местного самоуправления осуществляется органами прокуратуры.

Статья 70. Обжалование в суд решений референдумов, решений органов и должностных лиц местного самоуправления

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления района могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

Глава 11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 71. Принятие Устава района

1. Устав района принимается Собранием депутатов района и подлежит государственной регистрации в Управлении юстиции Псковской области.
2. Устав района вступает в силу с момента его опубликования в местной печати.

Статья 72. Внесение изменений в Устав района

1. Правом инициативы по внесению изменений и дополнений в Устав района обладают общественные объединения, местные отделения общероссийских объединений, действующие в установленном законодательством порядке на территории района, депутаты Собрания депутатов района, глава района.
2. Изменения и дополнения в Устав района принимаются не менее чем 2/3 голосов от установленного числа депутатов Собрания депутатов района.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru