Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








"Устав Бежаницкого района"
(принят решением Собрания депутатов Бежаницкого района от 24.07.1996)
(Зарегистрировано в Управлении юстиции Псковской области 08.08.1996 № 4)

Официальная публикация в СМИ:
"Сельская новь" от 17, 21, 24, 28.08.1996


Вступил в силу с момента опубликования в районной газете "Сельская новь" (пункт 2 статьи 75 данного документа).



Зарегистрировано в Управлении юстиции Псковской области 8 августа 1996 г. № 4
   ------------------------------------------------------------------


СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ БЕЖАНИЦКОГО РАЙОНА

УСТАВ
БЕЖАНИЦКОГО РАЙОНА

Принят
Собранием депутатов Бежаницкого района
24 июля 1996 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования Устава

Настоящий Устав в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Псковской области, Законом Псковской области "О местном самоуправлении в Псковской области" определяет правовые, экономические и финансовые основы организации местного самоуправления на территории Бежаницкого района Псковской области.

Статья 2. Правовой статус района

Бежаницкий район имеет правовой статус муниципального образования и является совокупностью поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и предусмотренные настоящим Уставом выборные органы местного самоуправления.

Статья 3. Система местного самоуправления

1. Местное самоуправление осуществляется гражданами, проживающими на территории района, путем местных референдумов, собраний (сходов) граждан, выборов в органы местного самоуправления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
2. Органами местного самоуправления в районе являются Собрание депутатов района, глава района, Администрация района и органы территориального общественного самоуправления.

Статья 4. Границы и состав территории района

1. Территорией муниципального образования является территория Бежаницкого района в границах, установленных на момент принятия Устава.
2. Административный центр района - поселок городского типа Бежаницы.
3. Территорию района составляют земли городских и сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах района независимо от форм собственности и целевого назначения.
Общая площадь района - 3,5 тысячи квадратных километров.
4. Территория района включает в себя поселок городского типа Бежаницы, рабочий поселок Красный Луч, четырнадцать волостей: Аполинская, Ашевская, Бардовская, Бежаницкая, Дворицкая, Добрывичская, Кудеверская, Лющикская, Махновская, Ново-Кузнецовская, Соколовская, Невельская, Чихачевская, Шиловская, входящих в единое муниципальное образование.
5. Установление и изменение границ района, в том числе при объединении, преобразовании или упразднении района, осуществляется Псковским областным Собранием депутатов с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, Собрания депутатов района, а также по инициативе органов государственной власти области.
6. Изменение границ района по инициативе органов государственной власти или местного самоуправления без учета мнения населения, выраженного путем референдума или схода граждан, не допускается.
7. Порядок объединения, преобразования или упразднения района, установления или изменения его границ и наименования определяется законом области.

Статья 5. Предметы ведения местного самоуправления района

1. В ведении района находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение Устава района, контроль за его соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение районного бюджета, внебюджетных фондов, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов районного значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие района;
5) содержание и использование муниципального жилого и нежилого фондов;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальной службы охраны общественного порядка, осуществление контроля за ее деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территории района;
10) создание условий для жилищного, социально-культурного и бытового строительства;
11) контроль за исполнением земель на территории района;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципального энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории района;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, местных традиций, контроль за сохранением иных памятников истории и культуры, находящихся на территории района;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации района;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в районе;
28) содействие обеспечению социальной поддержки и занятости населения;
29) деятельность по охране окружающей среды района;
30) обеспечение противопожарной безопасности в районе, организация районной пожарной службы.
2. Органы местного самоуправления района вправе передавать полномочия по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления других муниципальных образований на основе договора.
3. Органы местного самоуправления района вправе передавать полномочия по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления других муниципальных образований на основе договора.

Статья 6. Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти области

1. Взаимоотношения органов государственной власти области и органов местного самоуправления района осуществляется посредством:
а) принятия законов области по вопросам местного самоуправления;
б) заключения договоров, соглашений;
в) создание координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов как временных, так и постоянно действующих.
2. Собрание депутатов района и глава района обладают правом законодательной инициативы в областном Собрании депутатов. Осуществление права законодательной инициативы регулируется Регламентом Собрания депутатов Псковской области.
3. Органы местного самоуправления района могут на основании закона или договора наделяться отдельными полномочиями органов федеральной исполнительной власти и государственной власти области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. В случае необеспеченности переданных полномочий материальными и финансовыми средствами органы местного самоуправления района не несут ответственность за осуществление этих полномочий.
Передача отдельных полномочий органов государственной власти области органам местного самоуправления района осуществляется только в соответствии с договором, который заключается ежегодно в течение месяца после утверждения областного бюджета.
4. Реализация государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, подконтрольна Администрации области и федеральным органам государственной исполнительной власти. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления района отдельных государственных полномочий определяется законом Российской Федерации и законом области.
5. Споры между органами государственной власти и органами местного самоуправления района разрешаются в судебном порядке.

Статья 7. Органы местного самоуправления - юридические лица

Юридическими лицами в системе местного самоуправления района являются:
- Администрация района;
- администрации волостей и п. Красный Луч;
- Управление образования;
- комитет по управлению муниципальным имуществом;
- отдел культуры;
- отдел социальной защиты населения;
- финансовый отдел.
Статус юридического лица может быть придан иным структурным подразделениям Администрации района.

Глава 2. СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ РАЙОНА

Статья 8. Собрание депутатов района - выборный представительный орган местного самоуправления

1. Собрание депутатов района - выборный представительный орган местного самоуправления, состоит из 11 депутатов, избираемых сроком на 4 года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами Псковской области. Установленный срок полномочий Собрания депутатов не может быть изменен в течение текущего срока его полномочий.
2. Собрание депутатов района представляет интересы населения и принимает от его имени решения, действующие на территории района.
3. Собрание депутатов района принимает решения в коллегиальном порядке.

Статья 9. Полномочия Собрания депутатов

К ведению Собрания депутатов района относятся:
1) принятие и изменение Устава района и Регламента работы Собрания депутатов;
2) досрочное прекращение полномочий депутатов в случаях, предусмотренных законодательством;
3) защита прав депутатов, лишение депутатской неприкосновенности, установление в соответствии с законодательством ответственности за невыполнение депутатских обязанностей;
4) заслушивание отчетов о деятельности главы района;
5) заслушивание отчетов Администрации;
6) образование, избрание и упразднение постоянных и других комиссий Собрания депутатов, изменение их состава, заслушивание отчетов об их работе;
7) рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений;
8) утверждение структуры органов местного самоуправления;
9) утверждение планов и программ экономического, социального и экологического развития района, районного бюджета и отчета о его исполнении;
10) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования;
11) установление в соответствии с законодательством местных налогов и сборов;
12) определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
13) определение направления использования капитальных вложений;
14) образование внебюджетных и валютных фондов района, определение их целевого назначения;
15) учреждение фондов для кредитования целевых программ и мероприятий по решению территориальных задач, утверждение отчетов об их использовании;
16) принятие решения о выпуске и размещении лотерей, займов;
17) установление в соответствии с законодательством порядка назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
18) определение условий и порядка разгосударствления и приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества;
19) установление в соответствии с законодательством порядка передачи и продажи жилья в собственность граждан, организаций, сдачи жилья в аренду;
20) установление квоты на разработку находящихся в ведении района месторождений полезных ископаемых и платы за их использование;
21) установление в соответствии с законодательством льгот и преимуществ, в том числе налоговых, в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности;
22) установление в соответствии с законодательством правил пользования природными ресурсами, вынесение решения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на подведомственной району территории;
23) определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками на территории района;
24) решение в соответствии с законодательством вопросов административно-территориального устройства, утверждение схем и проектов районной планировки;
25) запрещение на основании заключения уполномоченных на то органов проведения на территории района мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменение демографической ситуации и другие негативные последствия;
26) установление правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения;
27) принятие в соответствии с законодательством решений, устанавливающих административную ответственность;
28) учреждение районных средств массовой информации;
29) предъявление в случаях, предусмотренных законодательством, в суд или арбитражный суд требования о признании недействительными актов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций;
30) объявление природных и иных объектов районного значения, представляющих собой экологическую, историческую или научную ценность, памятниками природы, истории и культуры, установление правил их охраны и использования;
31) установление за счет собственных средств дополнительных льгот и преимуществ для граждан, проживающих на подведомственной ему территории;
32) осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
33) рассмотрение иных вопросов, отнесенных законодательством к его ведению.

Статья 10. Депутат Собрания депутатов

1. Статус депутата Собрания депутатов района и ограничения, связанные с его статусом, устанавливаются федеральным и областным законодательством, а также настоящим Уставом.
2. Полномочия депутата Собрания депутатов района начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы Собрания депутатов района нового созыва.
3. Депутату Собрания депутатов района гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
4. Депутат Собрания депутатов района не может быть задержан (за исключением задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован или привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора Псковской области.
5. Депутат отчитывается о своей деятельности перед избирателями не реже двух раз в год.
6. Депутаты Собрания депутатов района осуществляют свои полномочия, как правило, без отрыва от основной производственной деятельности.
7. Возмещение затрат депутатам, связанных с осуществлением их полномочий (участие в сессиях, заседаниях постоянных и временных комиссий, работа в избирательных округах), осуществляется из средств районного бюджета в порядке, установленном Собранием депутатов.
8. Количество депутатов, работающих в Собрании на штатной оплачиваемой основе, и условия их работы устанавливаются решением Собрания депутатов района.
9. Депутату Собрания депутатов района, работающему в Собрании на штатной оплачиваемой основе, предоставляются в соответствии с законом области социальные гарантии, связанные с пребыванием в этой должности.

Статья 11. Заместитель главы района по работе с депутатами

1. Заместитель главы района по работе с депутатами выполняет функции в соответствии с распределением обязанностей и Регламентом работы Собрания депутатов, выполняет поручения главы района, а в случае отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей осуществляет его функции по организации работы Собрания.
2. Заместитель главы района избирается тайным голосованием на сессии Собрания депутатов по представлению главы района из числа депутатов на срок полномочий Собрания и работает на непостоянной основе без отрыва от основной работы.
3. Заместитель главы района подотчетен Собранию депутатов и может быть отозван путем тайного голосования на сессии.
Порядок внесения предложений об избрании заместителя главы района или освобождении его от должности определяется Регламентом работы Собрания депутатов.
4. Добровольное сложение заместителем главы района своих полномочий удовлетворяется на основании его письменного заявления большинством голосов от числа депутатов, установленного для Собрания.
В случае непринятия Собранием отставки заместитель главы района вправе сложить свои полномочия по истечении двух месяцев после подачи заявления.

Статья 12. Структура Собрания депутатов района

1. Собрание депутатов района самостоятельно определяет свою структуру.
2. В структуру Собрания депутатов района на срок его полномочий входят постоянные и временные комиссии, образуемые для подготовки вопросов, отнесенных к компетенции Собрания депутатов района.
3. Организация работы постоянных и временных комиссий определяется Регламентом Собрания депутатов района и положениями о комиссиях.
4. Депутаты Собрания депутатов района могут объединяться в депутатские группы, положение о которых утверждается решением Собрания депутатов района.

Статья 13. Регламент Собрания депутатов района

Организация работы представительного органа определяется Регламентом, который утверждается Собранием депутатов района.

Статья 14. Заседания (сессии) Собрания депутатов района

1. Заседания (сессии) Собрания депутатов района являются основной формой его работы.
2. Заседание Собрания депутатов района считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от установленного для Собрания числа депутатов.
3. Очередное заседание Собрания депутатов района проводятся не реже 1 раза в квартал, созываются и проводятся главой района.
В случае отсутствия главы района сессии Собрания депутатов созываются заместителем главы района по работе с депутатами.
4. Первая сессия вновь избранного Собрания депутатов созывается главой района не позднее чем в трехнедельный срок после избрания в Собрание не менее двух третей от числа депутатов, установленного для Собрания.
На первой сессии Собрания избирается заместитель главы района по работе с депутатами, постоянные комиссии Собрания и их председатели.
5. Заседания, созываемые в иные, кроме установленных, сроки, являются внеочередными. Внеочередные сессии могут созываться: главой района; его заместителем; по инициативе не менее 2/3 от числа депутатов, установленного для Собрания депутатов района. Инициатива депутатов оформляется в виде заявления на имя главы района или его заместителя, в котором обосновываются причины ее созыва, формулируются планируемые для рассмотрения вопросы. Принятие решения о проведении и подготовке внеочередной сессии осуществляется в двухнедельный срок.
О времени созыва, месте проведения, предполагаемой повестке дня очередных и внеочередных сессий глава района или его заместитель сообщают не позднее 3 дней в средства массовой информации или иным путем доводят до сведения депутатов и населения.
6. Продолжительность как очередного, так и внеочередного заседания определяется Собранием депутатов района. Собрание депутатов района может принять решение о продлении работы заседания или перерыве в его проведении.
7. Для предварительного обсуждения вопросов повестки дня, выявления и согласования мнений депутатов Собрания депутатов района в период проведения заседания могут проводиться заседания рабочих групп и постоянных комиссий.

Статья 15. Контрольная деятельность Собрания депутатов района

1. Собрание депутатов района осуществляет контрольную деятельность по предметам ведения местного самоуправления района с учетом разграничения полномочий органов местного самоуправления на территории района.
Свою контрольную деятельность Собрание депутатов района осуществляет через постоянные и временные комиссии, с привлечением органов территориального общественного самоуправления, депутатов и населения.
Собрание депутатов района вправе создавать специальные контрольные комиссии, приглашать независимых экспертов, назначать аудиторские проверки.
2. Постоянные комиссии Собрания депутатов района не реже 1 раза в год отчитываются перед Собранием депутатов района на его заседаниях о своей деятельности. Отчеты иных комиссий Собрания депутатов района заслушиваются по мере необходимости.
3. Выборные и иные должностные лица органов местного самоуправления района подотчетны и подконтрольны за свою деятельность Собранию депутатов района.
4. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, а также руководителей территориальных подразделений этих органов, противоречащие законодательству и решениям Собрания депутатов района, принятым в пределах его компетенции, могут быть отменены Собранием депутатов района. Решения Собрания депутатов района об отмене акта органа местного самоуправления могут быть обжалованы в суде в установленном порядке.

Статья 16. Право опротестования решения Собрания депутатов района

1. Глава района вправе опротестовать решение Собрания депутатов района, адресованное районной Администрации, если это решение, по его мнению, противоречит законодательству или другим решениям Собрания депутатов либо недостаточно обеспечено финансовыми, материально-техническими и организационными средствами.
2. Протест с необходимым обоснованием вносится в письменной форме в Собрание депутатов не позднее десяти дней со дня принятия Собранием депутатов решения.
3. Действие опротестованного решения приостанавливается с момента вручения протеста Собранию депутатов главой района, если за опротестованное решение проголосует не менее 2/3 от числа депутатов, установленного для Собрания депутатов. В этом случае решение Собрания депутатов вступает в силу в срок, указанный Собранием, и не может быть опротестовано повторно главой района.
Если решение Собрания депутатов опротестовано по мотивам его противоречия действующему законодательству, глава района после отклонения его протеста Собранием вправе обжаловать решение Собрания депутатов в суде.
5. Если в течение месяца протест главы района не будет отклонен, опротестованное решение Собрания депутатов считается отклоненным.

Статья 17. Обязательность явки должностных лиц на сессию Собрания депутатов района

1. По требованию Собрания депутатов или главы района руководители или другие должностные лица предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории района, обязаны являться на сессию Собрания депутатов для ответов на запросы депутатов и представления информации по вопросам, относящимся к компетенции Собрания. Неявка без уважительных причин влечет за собой ответственность, установленную за невыполнение решения Собрания депутатов.
2. По требованию Собрания депутатов руководитель органа или структурного подразделения районной Администрации обязан представить доклад на сессии или на заседании постоянной комиссии о состоянии дел в подведомственной сфере.

Статья 18. Досрочное прекращение полномочий Собрания депутатов района

1. Полномочия Собрания депутатов района могут быть прекращены досрочно в случаях:
а) самороспуска Собрания, решение о котором принимается большинством в 2/3 голосов от установленного для Собрания депутатов числа депутатов;
б) решение местного референдума, инициатива проведения которого должна исходить от главы района или не менее чем от 5 процентов избирателей района;
в) решения областного Собрания депутатов по заключению суда о признании несоответствия законодательству деятельности Собрания депутатов района.
Порядок назначения и проведения местного референдума о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов района устанавливается законом области.
2. Постановление о назначении выборов в Собрание депутатов района в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, должно быть принято территориальной избирательной комиссией не позднее семи дней со дня принятия референдумом решения о прекращении полномочий Собрания депутатов района, самороспуска Собрания или принятия соответствующего решения областным Собранием депутатов.
Выборы проводятся в трехмесячный срок со дня принятия территориальной избирательной комиссией постановления об их назначении.

Глава 3. ГЛАВА РАЙОНА

Статья 19. Глава района - высшее должностное лицо в системе органов местного самоуправления

Глава района - выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Глава района избирается гражданами, проживающими на территории района, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Глава района:
1) входит в состав Собрания депутатов района и председательствует на его заседаниях;
2) подотчетен населению непосредственно и Собранию депутатов района;
3) осуществляет на принципе единоначалия руководство работой Администрации района;
4) представляет муниципальное образование во взаимоотношениях с другими органами местного самоуправления и органами государственной власти, юридическими лицами и гражданами;
5) Осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Главе района гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
Полномочия главы района начинаются со дня регистрации его избрания и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы района.
Статус главы района и ограничения, связанные со статусом главы района, устанавливаются федеральным и областным законодательством, настоящим Уставом.
Глава района не может быть задержан (за исключением задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора Псковской области.
Главе района социальные гарантии, связанные с пребыванием на должности, устанавливаются законом Псковской области.

Статья 20. Полномочия главы района

Глава района:
1) созывает сессии Собрания депутатов района, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;
2) осуществляет руководство подготовкой сессии и вопросов, выносимых на рассмотрение Собрания депутатов района;
3) председательствует на заседаниях и организует работу Собрания депутатов района;
4) информирует Собрание депутатов района о положении дел в муниципальном образовании;
5) подписывает решения Собрания депутатов, подписывает протоколы сессии (совместно с секретарем сессии) и другие документы Собрания депутатов;
6) оказывает содействие депутатам Собрания депутатов района в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;
7) координирует по согласованию с Собранием депутатов района деятельность постоянных и иных комиссий Собрания депутатов района, депутатских групп;
8) дает поручения постоянным и иным комиссиям Собрания, принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Собрания депутатов;
9) является распорядителем кредитов по бюджету района;
10) в пределах своих полномочий, в случаях, предусмотренных законодательством, подписывает исковые заявления, направляемые в суд или арбитражный суд;
11) вносит в Собрание депутатов района предложения об образовании муниципальных предприятий;
12) представляет Собранию депутатов района на утверждение проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
13) представляет Собранию депутатов района на утверждение планы и программы развития района и отчеты об их исполнении;
14) разрабатывает и вносит на утверждение Собрания депутатов района структуру органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительные полномочия;
15) осуществляет в пределах своей компетенции руководство органами и структурными подразделениями Администрации района, а также полномочия по управлению предприятиями, находящимися в муниципальной собственности и финансируемые из местного бюджета, назначает и освобождает в порядке, установленном Собранием депутатов района, руководителей муниципальных предприятий;
16) организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение решений Собрания депутатов района и собственных решений;
17) заключает договоры и соглашения с органами государственной власти и управления, юридическими и физическими лицами, в том числе зарубежными;
18) представляет Собранию депутатов района ежегодный отчет о деятельности Администрации района;
19) организует прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан;
20) рассматривает предложения органов территориального общественного самоуправления;
21) в соответствии со структурой Администрации района, определенной настоящим Уставом, определяет штаты, организует работу с кадрами Администрации района, их аттестацию, принимает меры по повышению квалификации работников;
22) представляет интересы района в суде, в арбитражном суде, а также в соответствующих органах государственной власти и управления;
23) отменяет противоречащие закону или необоснованные приказы руководителей структурных подразделений Администрации района;
24) оказывает содействие соответствующим избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий по подготовке и проведению выборов депутатов Собрания депутатов района, организации голосования по отзыву депутатов Собрания депутатов района, референдума;
25) открывает и закрывает счета Администрации района в банках, распоряжается средствами Администрации района, подписывает финансовые документы;
26) принимает решение о передаче отдельных полномочий Администрации района в ведение волостных подразделений Администрации района;
27) решает иные вопросы, которые ему поручены Собранием депутатов района или возложены законодательством.

Статья 21. Досрочное прекращение полномочий главы района

Полномочия главы района могут быть прекращены досрочно в случаях:
а) письменного заявления главы района о сложении своих полномочий;
б) утраты главой района гражданства Российской Федерации;
в) выезда главы района на постоянное место жительства за пределы района;
г) вступления в отношении главы района в законную силу обвинительного приговора суда;
д) вступления в отношении главы района в законную силу решения суда о признании его недееспособным;
е) смерти главы района;
ж) объявления гражданина, являющимся главой района умершим или безвестно отсутствующим решение суда, вступившим в законную силу;
з) отзыва главы района избирателями.
Порядок инициирования и проведения местного референдума о досрочном прекращении полномочий главы района устанавливается законодательством области.
Постановление о назначении выборов главы района должно быть принято Собранием депутатов района не позднее 7 дней со дня принятия местным референдумом решения о прекращении полномочий главы района в случаях, предусмотренных пунктами "а" - "ж", либо в тот же срок со дня наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом "з" настоящей статьи.
Выборы проводятся в трехмесячный срок со дня принятия Собранием депутатов района постановления об их назначении.

Глава 4. АДМИНИСТРАЦИЯ РАЙОНА

Статья 22. Администрация района - исполнительный орган местного самоуправления района

1. Администрация района является исполнительным органом местного самоуправления района и действует под непосредственным руководством главы района.

Статья 23. Структура Администрации района

1. В структуру Администрации района входит: первый заместитель главы района, заместители главы района, управления, комитеты, отделы, администрации волостей и п. Красный Луч.
2. Структура Администрации района утверждается Собранием депутатов района.

Статья 24. Взаимодействие Администрации района с территориальными подразделениями органов государственной власти

Администрация района координирует деятельность территориальных подразделений органов государственной власти в районе, а в случае наделения Администрации района отдельными государственными полномочиями территориальных подразделений органов государственной власти, с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, выполняет переданные законом полномочия.

Статья 25. Заместители главы района

1. Первый заместитель главы района назначается на должность решением Собрания депутатов района по представлению главы района.
2. Заместители главы района назначаются на должность главой района самостоятельно.
3. Распределение обязанностей между заместителями устанавливается распоряжением главы района.
4. Глава района вправе передать своим заместителям осуществление отдельных своих полномочий как в целях выполнения отдельных поручений, так и без ограничения срока.
Не подлежат передаче заместителям полномочия главы района:
а) по назначению на должность руководителей комитетов, отделов и управлений района;
б) по отмене актов главы района;
в) по вынесению протестов на решение Собрания депутатов района;
г) по заключению договоров с другими органами местного самоуправления и органами государственной власти;
д) права первого распорядителя кредитов бюджета района.

Статья 26. Организационные основы деятельности Администрации района

1. Органами Администрации района являются созданные в соответствии со структурой управления районом самостоятельные структурные подразделения Администрации района, обладающие полномочиями по осуществлению исполнительной деятельности в определенной сфере управления районом. Функции и полномочия органов Администрации района, а также организация и порядок их деятельности определяются настоящим Уставом, а также положениями об этих органах, утверждаемыми главой района.
2. Имущество органов Администрации района передается структурным подразделениям Администрации на правах оперативного управления распоряжением главы района в порядке, установленном Собранием депутатов района, если иное не предусмотрено законодательством.
3. Комитеты, управления, отделы возглавляются руководителями - председателями комитетов, начальниками управлений, заведующими отделами.
Руководители этих органов в целях осуществления их полномочий издают приказы.
4. Комитеты, управления, отделы решают вопросы, отнесенные к их ведению положениями о данных структурных единицах Администрации, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями при соблюдении гарантий самостоятельности этих предприятий, учреждений и организаций, установленных законодательством.
5. В своей деятельности структурные подразделения Администрации подконтрольны главе района и Собранию депутатов района.
6. Должностные инструкции для сотрудников структурных подразделений Администрации утверждаются руководителем соответствующего структурного подразделения по согласованию с главой района.
7. Оклады должностным лицам и сотрудникам Администрации района устанавливаются главой района в соответствии с утвержденной схемой должностных окладов. Оклады другим сотрудникам органов Администрации района устанавливаются руководителями этих органов в соответствии с имеющимися схемами должностных окладов.

Статья 27. Территориальные подразделения Администрации района

1. Территориальные подразделения Администрации района создаются в соответствии со схемой управления районом и структурой Администрации. В структуру Администрации района входят администрации Аполинской, Ашевской, Бардовской, Бежаницкой, Дворицкой, Добрывичской, Кудеверской, Лющикской, Махновской, Ново-Кузнецовской, Соколовской, Цевельской, Чихачевской, Шиловской волостей, п. Красный Луч.
Районный центр п. Бежаницы управляется Администрацией района непосредственно.
2. Администрация района наделяет администрации волостей и п. Красный Луч отдельными своими полномочиями, имуществом, финансовыми и материальными ресурсами, необходимыми для решения стоящих перед ними задач.
3. Администрации волостей и п. Красный Луч финансируются из районного бюджета в соответствии со сметами расходов. В целях повышения заинтересованности в сборе местных налогов, собранные администрациями средства могут направляться в счет финансирования смет администраций волостей и п. Красный Луч в первоочередном порядке.
4. Деятельность территориальных подразделений Администрации осуществляется на основании положений, утверждаемых главой района.
5. Территориальные подразделения Администрации направляют деятельность старост сельских населенных пунктов и взаимодействуют с общественными территориальными органами местного самоуправления.
6. Штатная численность, фонд оплаты труда, перечень полномочий, переданных территориальному подразделению Администрации, определяются главой района.
7. Администрации волостей и п. Красный Луч возглавляются руководителями - главами администраций.
8. Главы администраций волостей и п. Красный Луч назначаются на должность главой района с учетом мнения совета старост сельских населенных пунктов волости или органа территориального общественного самоуправления поселка.

Статья 28. Полномочия Администрации района в области планирования, бюджета, финансов и учета

Администрация района:
1) разрабатывает проекты планов и программ социально-экономического развития района, бюджета, осуществляет их выполнение;
2) запрашивает сведения и получает от предприятий, организаций, расположенных на территории района, безвозмездно необходимые сведения о проектах планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения района; осуществляет обязательное для таких планов и мероприятий согласование;
3) разрабатывает предложения по проектам планов социально-экономического развития района в программы органов государственной власти, а также в проекты планов и мероприятий организаций, расположенных на территории района, по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения;
4) обеспечивает составление балансов: финансового, денежных доходов населения, трудовых ресурсов и других, необходимых для управления экономическим и социальным развитием района;
5) составляет планы размещения, развития и специализации муниципальных предприятий и организаций;
6) вносит предложения в соответствии с законодательством в Собрание депутатов района по льготам и преимуществам, в том числе налоговым, в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

Статья 29. Полномочия Администрации района в области управления муниципальной собственностью, регулировании социально-экономических отношений с предприятиями, учреждениями, организациями на территории района

Администрация района:
1) управляет муниципальной собственностью района в порядке, установленном Собранием депутатов района;
2) утверждает и регистрирует уставы муниципальных предприятий, если иное не предусмотрено законом;
3) готовит предложения Собранию депутатов района о разгосударствлении и приватизации муниципальной собственности;
4) вправе устанавливать при отчуждении муниципальных предприятий ограничения на определенный срок по перепрофилированию этих предприятий, а также по изменению ассортимента выпускаемой ими продукции;
5) вправе в соответствии с решением Собрания депутатов района передавать право распоряжаться отдельными объектами муниципальной собственности другим органам местного самоуправления.

Статья 30. Полномочия Администрации района в области ценообразования

Администрация района:
1) обеспечивает в соответствии с действующим законодательством, нормативно-правовыми актами федеральных органов власти, органов власти Псковской области реализацию единой государственной ценовой политики;
2) осуществляет регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) муниципальных предприятий, учреждений и организаций, контролирует их применение;
3) реализует государственные полномочия в части регулирования цен (тарифов), возложенные на органы местного самоуправления в установленном порядке. Реализация государственных полномочий подконтрольна Администрации области;
4) изыскивает возможности для оказания финансовой поддержки за счет местного бюджета предприятиям и учреждениям, расположенным на территории района, в целях снижения уровней цен (тарифов) на социально значимые виды товаров (услуг), в том числе реализуемых малообеспеченными категориями граждан.

Статья 31. Полномочия Администрации района в области материально-технического обеспечения социально-экономического развития района

Администрация района:
1) осуществляет материально-техническое обеспечение мероприятий и программ, предусмотренных планом экономического и социального развития района;
2) вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству района, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения района, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств.

Статья 32. Полномочия районной Администрации в области сельского хозяйства, использования земли

Администрация района:
1) предоставляет в установленном порядке в бессрочное и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду, изымает земельные участки из всех земель в границах района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
2) регулирует права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоры на временное пользование земельными участками и договоры их аренды;
3) организует ведение земельного кадастра;
4) планирует использование земель, находящихся в муниципальной собственности;
5) организует разработку и осуществление планов земельно-хозяйственного устройства населенных пунктов на территории района;
6) взимает плату за землю и расходует полученные средства в соответствии с действующим законодательством;
7) производит разграничение полномочий путем заключения договоров (соглашений) по владению, пользованию, распоряжению земельными и другими природными ресурсами между муниципальными образованиями на территории района, до проведения разграничения полномочий управление земельными и другими природными ресурсами осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством;
8) устанавливает границы территории земель, передаваемых в ведение территориальных подразделений Администрации района;
9) защищает права собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;
10) организует проведение работ по землеустройству на территории района;
11) определяет условия проведения изыскательских работ на территории района;
12) контролирует на территории района выполнение всеми землепользователями обязательств по повышению плодородия почв, борьбе с эрозией, рекультивации нарушенных земель, использованию земель по назначению.

Статья 33. Полномочия Администрации района в области регулирования лесных отношений

Администрация района:
1) ведет учет лесного фонда;
2) регулирует утвержденный лимит лесосечного фонда по лесопользователям;
3) организует выполнение мероприятий по охране лесов;
4) осуществляет контроль в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;
5) принимает решение о предоставлении участков лесного фонда в пользование;
6) организует и проводит лесные торги и конкурсы по предоставлению лесного фонда в пользование;
7) ограничивает, приостанавливает или прекращает права на пользование лесным фондом в установленном порядке.

Статья 34. Полномочия Администрации района в сфере регулирования отношений недропользования

Администрация района:
1) участвует в решении вопросов при предоставлении недр в пользование и отвода земельных участков;
2) определяет в установленном порядке горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых, находящихся в ведении района, разрешает споры по вопросам пользования недрами в соответствии с законодательством;
3) способствует развитию минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
4) предоставляет в соответствии с установленным порядком разрешения на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений районного значения;
5) приостанавливает работы, связанные с пользованием недрами, в установленном порядке;
6) контролирует использование и охрану недр.

Статья 35. Полномочия Администрации района в сфере водных отношений

Администрация района:
Предоставляет в пользование в установленном порядке водные ресурсы районного значения, разрешает в пределах своей компетенции споры о водопользовании, контролирует строительство и эксплуатацию сооружений водоснабжения, ирригационных и мелиоративных сооружений.

Статья 36. Полномочия Администрации района в области охраны природы

Администрация района:
1) определяет основные направления охраны окружающей среды района;
2) совместно со специально уполномоченными государственными органами в сфере экологической экспертизы планирует, финансирует, обеспечивает материально-техническими ресурсами природоохранные мероприятия;
3) координирует деятельность экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от их формы собственности и подчинения;
4) совместно со специально уполномоченными государственными органами в сфере экологической экспертизы выдает разрешение на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов;
5) принимает решение об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности;
6) вносит предложения о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм;
7) организует охрану памятников природы и иных особо охраняемых природных территорий;
8) организует проведение экологической экспертизы проектов и строящихся объектов, а также предприятий и хозяйственных организаций, загрязняющих воздушный и водный бассейны и не обеспечивающих функционирование очистных сооружений;
9) способствует осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель, при проведении государственной экологической экспертизы имеет право:
а) делегировать экспертов в состав экспертных комиссий для участия в экологической экспертизе объектов, реализация которых намечается на их территории, и в случаях воздействия на окружающую природную среду хозяйственной деятельности, намечаемой другим муниципальным образованием;
б) принимать и реализовывать в рамках своих полномочий решения по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, референдумов, опросов, заявлений общественных экологических организаций и движений, информации об объектах экологической экспертизы;
в) организовывать общественные обсуждения, проведение опросов, референдумов среди населения об экспертируемой деятельности;
г) организовать по требованию местного населения общественные экологические экспертизы;
д) информировать специально уполномоченных государственных органов в сфере экологической экспертизы о намечаемой деятельности на территории района;
е) информировать органы прокуратуры и территориальные специально уполномоченные органы в сфере охраны окружающей природной среды, органы государственной власти области о начале строительства без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
ж) получать от соответствующих компетентных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую природную среду района, и о ее результатах;
з) направлять в письменном виде специально уполномоченным государственным органам в сфере экологической экспертизы аргументированные предложения, касающиеся экологических аспектов реализации намечаемой деятельности;
10) осуществляет в соответствии с законодательством и в пределах своих прав и полномочий управление и контроль в области использования и охраны вод, лесов и недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на территории района;
11) обеспечивает проведение на территории района мероприятий по охране окружающей среды и соблюдение правил охоты, рыбной ловли, сбора дикорастущих растений, плодов, ягод и другого;
12) информирует население об экологической обстановке, принимает в случае стихийных бедствий и аварий меры по обеспечению безопасности населения, сообщает в соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании.

Статья 37. Полномочия Администрации района в области строительства, транспорта и связи

Администрация района:
1) разрабатывает и вносит на утверждение Собрания депутатов схемы и проекты районной планировки, утверждает проекты и титульные списки строек, осуществляемые за счет средств местного бюджета, и контролирует их соблюдение;
2) организует разработку и осуществление генеральных планов, проектов планировки и застройки населенных пунктов на территории района;
3) выступает заказчиком на строительство и ремонт объектов социальной и производственной инфраструктуры, находящейся в муниципальной собственности, а также создаваемых за счет собственных средств или на основе долевого участия;
4) выдает разрешение на строительство на подведомственной территории объектов всех форм собственности, приостанавливает строительство, осуществляемое с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки;
5) назначает местные приемочные комиссии, утверждает акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством муниципальных объектов жилищно-гражданского назначения, а также принимает участие в приемке в эксплуатацию других законченных объектов, расположенных на территории района;
6) руководит транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, при согласии предприятий и организаций привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории района;
7) выполняет за счет собственных средств или на хозрасчетных договорных началах заказы территориальных подразделений Администрации района по развитию электрификации, газоснабжения, водоснабжения населенных пунктов, дает заключение по планам строительства инженерных сетей на территории района;
8) содействует организации работы предприятий связи, развитию радио-, телевещания.

Статья 38. Полномочия Администрации района в области жилищного хозяйства, коммунально-бытового и торгового обслуживания населения

Администрация района:
1) организует эксплуатацию муниципального жилого фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;
2) распределяет в установленном порядке муниципальный жилой фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилого фонда, решает в соответствии с законодательством вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдает ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;
3) осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией муниципальной собственности, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения, принимает меры по обеспечению населения топливом;
4) организует благоустройство населенных пунктов, создает места отдыха граждан;
5) развивает сеть муниципальных торговых предприятий, координирует планы розничного товарооборота торговли в районе, организует рынки и ярмарки, устанавливает в соответствии с законодательством правила торговли, контролирует соблюдение цен и правил торговли, санитарное состояние мест торговли, организует закупку, хранение, переработку и продажу сельскохозяйственных продуктов, оказывает содействие в развитии садово-огороднических обществ;
6) организует ритуальные услуги и содержит места захоронения.

Статья 39. Полномочия Администрации района в социально-культурной сфере

Администрация района:
1) осуществляет управление всеми находящимися в ведении района учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивными учреждениями, обеспечивает их материально-техническое снабжение;
2) планирует развитие на территории района сети учреждений народного образования;
3) организует на территории района работу культурно-просветительных учреждений с учетом национально-культурных традиций населения;
4) осуществляет охрану и организует использование переданных в ведение района памятников природы, культуры, истории;
5) разрабатывает комплексные программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения;
6) организует проведение общественных мероприятий в области образования, здравоохранения, культуры и спорта.
7) организует проведение на территории района гигиенических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, а также обеспечивает соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.

Статья 40. Полномочия Администрации района в области социальной защиты населения

Администрация района:
1) контролирует работу предприятий и учреждений (независимо от форм собственности), предоставляющих услуги по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи населению района;
2) оказывает на основе анализа социальных и экономических условий жизни пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, других нуждающихся в государственной поддержке групп населения из средств районного бюджета материальную помощь перечисленным категориям граждан, назначает за счет собственных и привлеченных средств пособия, а также доплаты к пенсиям;
3) принимает меры по улучшению жилищных и материально-бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, а также меры по устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обеспечения;
4) осуществляет контроль за реализацией законодательных актов по предоставлению льгот и преимуществ, связанных с охраной материнства и детства, улучшением жизни многодетных семей, одиноких пенсионеров и инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и труда, а также предоставляет дополнительные льготы и преимущества за счет средств местного бюджета;
5) содействует созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей;
6) создает комплексную сеть службы социальной помощи;
7) содействует созданию предприятий и организаций для оказания социальных услуг нетрудоспособному населению и финансирования программ социальной помощи;
8) вносит на рассмотрение Собрания депутатов района предложения по дополнительной компенсации населению за счет средств районного бюджета расходов, связанных с приобретением некоторых видов товаров, а также оказанием услуг;
9) осуществляет общее руководство опекой и попечительством в районе;
10) выходит с предложениями в соответствующие органы по разработке и реализации программ повышения занятости населения;
11) организует с целью обеспечения занятости населения общественные оплачиваемые работы.

Статья 41. Полномочия Администрации района в области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан

Администрация района:
1) обеспечивает на территории района соблюдение законов, актов органов государственной власти и управления, охрану прав и свобод граждан, осуществляет контроль за соблюдением решений Собрания депутатов района предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами;
2) готовит исковые заявления в суд или арбитражный суд с требованиями о признании недействительными актов органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории района, а также права Собрания депутатов района, районной Администрации;
3) осуществляет в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка предусмотренные законом меры, связанные со спасением и охраной жизни людей, защитой их здоровья и прав, сохранением материальных ценностей, поддержанием порядка, обеспечением деятельности предприятий, учреждений, организаций, организует проведение противопожарных мероприятий;
4) налагает на граждан и должностных лиц взыскания за совершенные ими административные правонарушения;
5) контролирует соблюдение законодательства и обеспечение безопасности при проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организации спортивных, зрелищных и других массовых общественных мероприятий;
координирует деятельность районных органов внутренних дел, создает за счет собственных и привлеченных средств дополнительные подразделения милиции общественной безопасности (муниципальной милиции);
7) обеспечивает проведение выборов населением руководителей муниципальных органов охраны общественного порядка;
8) содействует районным органам записи актов гражданского состояния, районным государственным архивам;
9) содействует органам суда, прокуратуры и юстиции в осуществлении их деятельности;
10) организует прием населения, а также рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан;
11) содействует выполнению законодательства о всеобщей воинской обязанности;
12) содействует развитию гражданской обороны в районе;
13) готовит ходатайства и вносит представления в соответствующие органы о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий.

Глава 5. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 42. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения издают правовые акты.
Собрание депутатов района принимает постановления и решения.
Глава района издает постановления и распоряжения.
2. Акты главы района и Собрания депутатов района, имеющие нормативное содержание, затрагивающие права граждан, а также связанные с решением важных вопросов экономического и социального развития района, использование муниципальной собственности и финансовых ресурсов, принимаются в форме постановлений, которые доводятся до населения в средствах массовой информации в полном объеме или в изложении, а постановления, затрагивающие права граждан, в полном объеме.
3. Руководители структурных подразделений Администрации района издают приказы, а руководители структурных подразделений Администрации района, являющиеся юридическими лицами, издают приказы и распоряжения. Главы администраций волостей и п. Красный Луч издают постановления и распоряжения.
4. Постановления, распоряжения, приказы органов и должностных лиц местного самоуправления, противоречащие законодательству, нормативным актам органов государственной власти и решениям Собрания депутатов района, принятым в пределах его компетенции, могут быть отменены Собранием депутатов района, главой района, судом. Решения Собрания депутатов и главы района об отмене акта органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суде в установленном порядке.
5. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми гражданами, проживающими на территории района, и предприятиями, организациями и учреждениями независимо от подчиненности и форм собственности, расположенными на территории района.
6. Акты должностных лиц и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, вступают в силу с момента их опубликования, если иное не предусмотрено самими актами в соответствии с законодательством.

Глава 6. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Статья 43. Служащие органов местного самоуправления

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Им обеспечиваются социальные гарантии, предусмотренные федеральным, областным законами о муниципальной службе и местными нормативными и правовыми актами.

Глава 7. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН И
ДРУГИЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 44. Местный референдум

1. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум.
2. Решения о проведении местного референдума принимает Собрание депутатов района по собственной инициативе, а также по требованию граждан в количестве не менее 5 процентов от всех избирателей района или главы района.
3. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории района, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в референдуме непосредственно и на добровольной основе.
4. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
5. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо государственными органами, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, принимает такой акт.
Решение, принятое на местном референдуме, и итоги голосования подлежат опубликованию в пятидневный срок после проведения референдума.
Порядок назначения и проведения местного референдума устанавливается законом области.

Статья 45. Муниципальные выборы

1. Выборы депутатов Собрания депутатов района, главы района осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, при обеспечении установленных федеральным и областным законодательством избирательных прав граждан.
2. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами Псковской области.

Статья 46. Собрания (сходы) граждан

1. В районе для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан.
2. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются Положением, принятым Собранием депутатов района, в соответствии с законом области.

Статья 47. Народная творческая инициатива

Население имеет право на правотворческую инициативу в интересах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные инициативными группами или отдельными гражданами в Собрание депутатов района, подлежат обязательному рассмотрению в месячный срок на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения официальному обнародованию (опубликованию).

Статья 48. Обращения граждан в органы местного самоуправления

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в Собрание депутатов района, к главе района, в Администрацию района и к другим должностным лицам органов местного самоуправления района, которые обязаны дать ответ по существу обращений в течение одного месяца.
2. За нарушение сроков и порядка ответов на обращения граждан должностные лица местного самоуправления района несут административную ответственность, установленную законодательством.

Глава 8. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ
САМОУПРАВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 49. Система территориального общественного самоуправления населения

1. Система территориального общественного самоуправления населения включает в себя собрания (сходы) граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии; органы территориального общественного самоуправления населения (комитеты поселков, сельских населенных пунктов, улиц и кварталов).
2. Территории, на которых действуют органы общественного территориального самоуправления населения, устанавливаются по предложению населения Собранием депутатов района.

Статья 50. Собрания (сходы) граждан

1. Собрания (сходы) граждан могут созываться Собранием депутатов района, районной Администрацией, органами общественного самоуправления, старостами сельских населенных пунктов, а также по требованию не менее пяти процентов граждан поселка, сельского поселения, обладающих избирательным правом.
2. К компетенции собраний (сходов) граждан относятся следующие вопросы:
а) избрание органов территориального общественного самоуправления и принятие положений о них;
б) утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;
в) решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления населения.
3. Собрания (сходы) граждан правомочны, если в них принимает участие не менее половины жителей соответствующей территории, обладающих избирательным правом, или их полномочных представителей.

Статья 51. Выборы органов территориального общественного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления населения создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.
Выборы органов территориального общественного самоуправления населения проводятся на собраниях (сходах) граждан по месту жительства на срок полномочия Собрания депутатов района.
2. Собрание депутатов района по предложению инициативных групп согласовывает порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов общественного территориального самоуправления.
3. Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления население осуществляет открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет бюджета района (в случае принятия соответствующего решения Собранием депутатов района).
4. Избранными в состав органов территориального общественного самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Статья 52. Основные полномочия органов территориального общественного самоуправления населения

1. Компетенция органов территориального общественного самоуправления населения определяется их положениями с учетом полномочий, передаваемых им Собранием депутатов района.
2. Собрание депутатов района может устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления населения по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами общественного территориального самоуправления населения.
3. Органы общественного территориального самоуправления населения могут наделяться правами юридического лица с момента их регистрации в органах юстиции.

Статья 53. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления населения с Собранием депутатов района и с Администрацией района

1. Собрание депутатов района, Администрация района содействуют органам территориального общественного самоуправления населения в осуществлении их полномочий.
2. Органы территориального общественного самоуправления населения вправе участвовать в работе сессий Собрания депутатов района при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.

Статья 54. Старосты сельских населенных пунктов

1. В сельских населенных пунктах или группе населенных пунктов сходами граждан выбираются старосты сроком на четыре года.
Старосты организуют жителей на решение вопросов местного значения. Они действуют в пределах границ населенного пункта с учетом присоединения отдельных малочисленных деревень.
2. Старосты доводят до населения, разъясняют и контролируют в пределах своей компетенции исполнение законов, указов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов государственной власти области и местного самоуправления района в части, непосредственно касающейся прав и обязанностей граждан - жителей сельских поселений.
3. Старосты осуществляют постоянную взаимосвязь и взаимодействие органов местного самоуправления района и населения по вопросам местного территориального общественного самоуправления, информируют население и организуют его участие в проводимых в районе массовых мероприятиях.
4. Старосты созывают собрания (сходы) граждан, председательствуют на них, подписывают принимаемые на них решения и доводят их до органов местного самоуправления района, совместно с активом осуществляют контроль за выполнением принятых сходом решений.
5. Старосты контролируют на подведомственной территории состояние общественного порядка, при необходимости могут составлять протоколы об административных нарушениях и передавать их для принятия мер в администрацию волости или района в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
6. Старосты при установлении фактов нарушения гражданами действующего законодательства вносят устное или письменное предупреждение с требованием прекратить нарушение, при невыполнении их законных требований они информируют об этом органы местного самоуправления района (вопросы самовольного строительства, захвата земли, нарушения правил охоты, рыболовства, лесопользования и т.д.), составляют и передают в административную комиссию района протоколы на нарушителей.
7. Старосты контролируют на подведомственной территории режим работы почты, медпунктов, магазинов, автолавок, подразделений службы быта, следят за состоянием дорог, колодцев, плотин, прудов, мостов, объектов муниципальной собственности, вносят свои предложения по этим вопросам в органы местного самоуправления района, на сходы граждан.
8. Старосты осуществляют контроль за уплатой налогов по самообложению.
9. Не реже одного раза в полугодие отчитываются о проделанной работе на сходах граждан.
За выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Уставом, старосты могут получать вознаграждение в порядке, установленном Собранием депутатов района.
10. Порядок избрания и полномочия старост устанавливаются Положением о старостах сельских населенных пунктов района, принимаемым Собранием депутатов.
11. Старосты, избранные населением на территории волостей, могут образовывать советы старост сельских населенных пунктов. Порядок их образования, функционирования, взаимодействия с администрациями волостей определяются положением, принимаемым Собранием депутатов.

Глава 9. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 55. Экономическая основа местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления составляют:
1) муниципальная собственность;
2) финансы района;
3) имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления района, и иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения, проживающего на данной территории;
4) прибыль, полученная в результате хозяйственной и финансовой деятельности органов местного самоуправления.

Статья 56. Состав муниципальной собственности

1 В состав муниципальной собственности входят:
а) муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;
б) имущество органов местного самоуправления;
в) средства районного бюджета, внебюджетных, валютного фондов;
г) муниципальный жилищный фонд;
д) нежилые помещения;
е) имущество, имущественные комплексы, объекты инженерной инфраструктуры, объекты, используемые для удовлетворения коммунально-бытовых и социально-культурных потребностей населения;
ж) имущество, приобретенное в результате предпринимательской деятельности предприятиями и организациями, входящими в состав муниципальной собственности;
з) имущество, переданное органам местного самоуправления безвозмездно на основе соглашений и договоров, а также односторонних актов передачи имущества;
и) муниципальные предприятия и организации;
к) муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;
л) муниципальные учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и спорта;
м) другое движимое и недвижимое имущество.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.
3. Население владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, через органы местного самоуправления.
4. Муниципальная собственность признается и защищается равным образом наряду с частной, государственной и иными формами собственности.
5. Условия использования земель, находящихся в границах района, порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются Собранием депутатов района. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности поступают в полном объеме в районный бюджет.

Статья 57. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности

1. Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности осуществляет районная Администрация в соответствии с настоящим Уставом и положениями о структурных подразделениях Администрации, утверждаемыми главой района.
2. Районная Администрация в пределах своей компетенции управляет объектами муниципальной собственности.
3. Имущество, являющееся муниципальной собственностью и закрепленное за муниципальным предприятием, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения.
4. Имущество, являющееся муниципальной собственностью и закрепленное собственником за учреждением, состоящим на муниципальном бюджете, находится в оперативном управлении этого учреждения.
5. Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Статья 58. Финансы района

1. Финансы района включают: средства местного бюджета, внебюджетные, валютные фонды, финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности.
2. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах: автономии и местных финансов; государственной финансовой поддержки гласности формирования и использования финансовых ресурсов.
3. Право собственника в отношении местных финансов осуществляется от имени населения Собранием депутатов района и Администрацией района.
4. Местные финансы признаются и защищаются государством.
5. Администрация района вправе координировать и объединять на добровольной основе средства юридических и физических лиц для финансирования программы развития территории района.

Статья 59. Бюджет района

1. К местному бюджету относится районный бюджет. Район имеет право на получение в соответствии с федеральным законодательством средств в порядке бюджетного регулирования за счет источников федерального бюджета и бюджета Псковской области.
2. Формирование и исполнение районного бюджета основывается на принципах самостоятельности, реальности, гласности.
3. Рассмотрение проекта районного бюджета, утверждение, исполнение бюджета, рассмотрение и утверждение отчета о его исполнении, установление местных налогов и сборов, льгот по ним, введение территориальных надбавок к федеральным и областным налогам в пределах федерального законодательства находится в ведении органов местного самоуправления района.
4. Формирование районного бюджета базируется на единых методологических подходах, минимальных федеральных и областных государственных социальных стандартах, социальных и финансовых нормах, устанавливаемых федеральными и областными органами государственной власти.
5. Органы местного самоуправления района с учетом имеющихся финансовых возможностей, включая средства, передаваемые в порядке бюджетного регулирования, вправе увеличивать социальные и финансовые нормы.
6. В районном бюджете предусматривается в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и волостей, не являющихся муниципальными образованиями.

Статья 60. Самообложение

Население района непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или Собрание депутатов района с учетом мнения населения могут предусматривать добровольное внесение жителями средств для финансирования мероприятий местного значения.

Статья 61. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами

Органы местного самоуправления района в соответствии с федеральными и областными законами получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории района. Порядок получения платежей в натуральной форме устанавливается Собранием депутатов района.

Статья 62. Муниципальные внебюджетные фонды

Собрание депутатов района в соответствии с действующим законодательством образует внебюджетные фонды и определяет порядок их формирования и использования.

Статья 63. Муниципальный валютный фонд

1. Собрание депутатов района имеет право формировать валютный фонд за счет отчислений от валютной выручки предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также предприятий, расположенных на соответствующей территории. Нормативы отчислений в валютный фонд устанавливаются законодательством.
2. Средства валютного фонда хранятся на счетах, открываемых в банковских учреждениях, и используются Администрацией района. Порядок контроля за использованием средств валютного фонда устанавливается Собранием депутатов района.

Статья 64. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях

Органы местного самоуправления района в соответствии с законодательством вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

Статья 65. Отношения органов местного самоуправления района с муниципальными организациями, предприятиями

1. Администрация района определяет цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет регулирование цен, тарифов на их продукцию (услуги), утверждает их уставы, назначает и увольняет руководителей данных организаций, заслушивает отчеты о их деятельности.
2. Отношения между Администрацией района и руководителями организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с действующим законодательством.

Статья 66. Отношения органов местного самоуправления и предприятий, не входящих в муниципальную собственность

1. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления района, их отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.
2. Администрация района в соответствии с действующим законодательством вправе:
а) координировать участие организаций в комплексном социально-экономическом развитии района;
б) объединить на добровольной основе средства предприятий, организаций различных форм собственности для финансирования программ развития своей территории;
в) привлекать на договорных началах организации к участию в благоустройстве, строительстве, содержании объектов на данной муниципальной территории;
г) участвовать на правах одного из собственников в создании предприятий с различной формой собственности;
д) содействовать созданию на территории района предприятий различных форм собственности, занятых обслуживанием населения, созданию крестьянских (фермерских) хозяйств;
е) оказывать с целью формирования и функционирования системы управления и регулирования социально-экономических отношений помощь и осуществлять взаимодействие с общественными объединениями товаропроизводителей и предпринимателей;
ж) заключать с предприятиями, организациями, находящимися в муниципальной собственности, договоры о сотрудничестве в экономическом и социальном развитии района, на производство товаров народного потребления и иной продукции, оказании услуг.

Глава 10. ГАРАНТИИ ПРАВ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 67. Запрет на ограничения прав органов местного самоуправления района

1. Органы государственной власти не вправе вмешиваться в осуществление деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления района, в том числе принимать правовые акты, ограничивающие права местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и иными законодательными актами области.
2. Споры о том, является ли то или иное действие, тот или иной правовой акт вмешательством в дела местного самоуправления района, разрешается в судебном порядке.
3. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления не могут быть отменены органами государственной власти и органами местного самоуправления других муниципальных образований. Они могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Статья 68. Судебная защита прав района

1. Органы и должностные лица местного самоуправления, граждане, проживающие на территории района, вправе предъявлять в суд иск о признании недействительными актов органов государственной власти, органов местного самоуправления района, организаций, общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления.

Статья 69. Рассмотрение обращений органов и должностных лиц местного самоуправления района

Обращения органов и должностных лиц местного самоуправления района подлежат обязательному рассмотрению теми государственными органами, организациями, учреждениями, в которые эти предложения направлены.

Глава 11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 70. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Органы и должностные лица местного самоуправления района несут ответственность перед населением района, государством, физическими, юридическими лицами в соответствии с законом.

Статья 71. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением

1. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населением.
2. Формой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления является отзыв депутата Собрания депутатов района, главы района, досрочное прекращение полномочий Собрания депутатов района.
3. Депутат Собрания депутатов района может быть отозван избирателями соответствующего избирательного округа. Предложение о проведении голосования об отзыве депутата не может быть внесено ранее чем через год с момента его избрания. Право инициирования вопроса об отзыве депутата принадлежит гражданам, избирательным объединениям, Собранию депутатов района. Инициатива об отзыве депутата должна исходить не менее чем от пяти процентов избирателей избирательного округа. Порядок отзыва депутата устанавливается законодательством области.
4. Глава района может быть отозван избирателями муниципального образования. Предложение о проведении голосования об отзыве главы района не может быть внесено ранее чем через год с момента его избрания.
Право инициирования вопроса об отзыве главы района принадлежит гражданам, избирательным объединениям, Собранию депутатов района, главе Администрации области, областному Собранию депутатов.
Инициатива об отзыве главы района должна исходить от не менее чем пяти процентов избирателей района.
Порядок отзыва главы района устанавливается законом области.
5. Полномочия Собрания депутатов могут быть прекращены досрочно избирателями. Решение об этом принимается голосованием населения муниципального образования. Инициатива проведения референдума может исходить от главы района или не менее пяти процентов избирателей района, имеющих право на участие в референдуме.
Порядок инициирования и проведения голосования по досрочному прекращению полномочий Собрания депутатов района устанавливается в соответствии с законодательством области.

Статья 72. Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством

1. Ответственность Собрания депутатов, главы района, районной Администрации перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, Уставов области и района.
2. Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены органами государственной власти материальными и финансовыми ресурсами.
3. В случае установления судом нарушений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, указанными в пункте один данной статьи, Конституции Российской Федерации, действующего законодательства, областного и районного Уставов областное Собрание депутатов, глава Администрации области могут обратиться в областной суд за заключением о признании несоответствия деятельности органов местного самоуправления, выборного должностного лица, указанных в пункте один настоящей статьи, Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, Уставам области и района.
Заключение суда о признании несоответствия деятельности, указанной в пункте один настоящей статьи, Конституции Российской Федерации, федеральным и областным законам, Уставам области и района является основанием для рассмотрения областным Собранием депутатов вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица. Прекращение полномочий и одновременное назначение новых выборов осуществляется законом области.

Статья 73. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед физическими и юридическими лицами, которая наступает в порядке, установленном действующим законодательством.
Юридические и физические лица вправе предъявлять в суд иски о признании недействительными правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Статья 74. Обжалование в суде решений референдумов, решений органов и должностных лиц местного самоуправления

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления района могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде в установленном законом порядке.

Глава 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 75. Принятие Устава района

1. Устав района принимается Собранием депутатов района на его заседании большинством в 2/3 голосов от числа депутатов Собрания.
2. Устав района вступает в силу с момента его опубликования в районной газете "Сельская новь".

Статья 76. Внесение изменений и дополнений в Устав района

1. Правом законодательной инициативы по внесению изменений и дополнений в Устав района обладают местные общественные объединения, зарегистрированные в муниципальном образовании, и местные отделения общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, депутаты Собрания депутатов района, глава района.
2. Изменения и дополнения Устава района принимаются решением Собрания депутатов района на его заседании большинством голосов не менее 2/3 депутатов, избранных в Собрание депутатов района.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru