Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение Арбитражного суда Псковской области от 27.09.2007 по делу № А52-3539/2007
Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично не действующим пункта 3.4 Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Великие Луки, утвержденного решением Великолукской городской Думы от 22.11.2002 № 56.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.11.2007 по делу № А52-3539/2007 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 сентября 2007 г. по делу № А52-3539/2007

Резолютивная часть оглашена 20.09.2007 г.

Арбитражный суд Псковской области в составе:
председательствующего Ледневой О.А.,
судей Иванова Ю.И., Разливановой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Б.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
предпринимателя Олькуш Галины Дмитриевны
к Великолукской городской Думе
о признании частично не действующим пункта 3.4 Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Великие Луки, утвержденного решением Великолукской городской Думы от 22.11.2002 г. № 56
при участии в заседании:
от заявителя: Олькуш Г.Д., предприниматель, выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 21.12.2004 г., паспорт; Л., адвокат, доверенность от 12.02.2007 г., удостоверение;
от ответчика: Г., юрисконсульт, доверенность от 10.04.2007 г.;
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 21.12.2001 имеет номер 178-ФЗ, а не 173-ФЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Предприниматель Олькуш Г.Д. обратилась с заявлением о признании частично не действующим пункта 3.4 Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Великие Луки, утвержденного решением Великолукской городской Думы от 22.11.2002 г. № 56, ссылаясь на несоответствие данной нормы Федеральному закону от 21.12.2001 г. № 173-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В судебном заседании представитель заявитель уточнил требование, просил признать частично не действующим пункт 3.4 Положения в редакции решения Великолукской городской Думы от 25.07.2007 г. № 70 и дополнил основания требования ссылкой на пункт 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункт 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Ответчик требование заявителя не признал, мотивируя тем, что оспариваемый нормативный акт принят Великолукской городской Думой в пределах своих полномочий, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы предпринимателя Олькуш Г.Д.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд

установил:

решением Великолукской городской Думы от 22.11.2002 г. № 56 утверждено Положение об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Великие Луки. Решение и Положение опубликованы в газете "Великолукская правда" от 21.12.2002 г.
В разделе 3 указанного Положения определены полномочия Администрации города Великие Луки по управлению и распоряжению муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 3.4 Положения (в редакции до 25.07.2007 г.) Администрация города Великие Луки издает распоряжения по передаче муниципального имущества на баланс юридических лиц, по смене балансодержателей; по мене или передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование в порядке, утвержденном городской Думой.
Решением Великолукской городской Думы от 25.07.2007 г. № 70 в оспариваемое Положение внесены изменения, пункт 3.4 изложен в новой редакции, согласно которой Администрация города Великие Луки издает распоряжения по передаче муниципального имущества на баланс юридических лиц, по смене балансодержателей; по мене; передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование по согласованию с городской Думой. Решение опубликовано в газете "Великолукская правда Новости" от 07.08.2007 г.
Заявитель полагает, что пункт 3.4 Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Великие Луки в части, наделяющей Администрацию города Великие Луки правом издавать распоряжения о мене муниципального имущества, не соответствует пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку оспариваемая норма в силу неопределенности ее юридического содержания дает возможность Администрации города Великие Луки трактовать и применять ее произвольно, по собственному усмотрению. Это повлекло нарушение прав предпринимателя Олькуш Г.Д., когда на основании распоряжения Администрации города Великие Луки от 18.12.2006 г. № 2721-р "О мене имущества" используемое заявителем на условиях аренды под швейное ателье муниципальное помещение в порядке мены было передано в собственность гражданину Ч. Кроме того, оспариваемая норма, допускающая отчуждение объектов муниципальной собственности по договорам мены, противоречит, по мнению заявителя, Федеральному закону от 21.12.2001 г. № 173-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", закрепляющему принцип отчуждения имущества только на возмездной основе и в порядке, предусмотренном этим Законом. Статьей 13 названного Закона определен перечень способов приватизации государственного и муниципального имущества, в числе которых отсутствует мена как одна из возмездных сделок.
Суд находит доводы заявителя необоснованными, а его требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ пункт 3 отсутствует, имеется в виду подпункт 3 пункта 1 статьи 16.
   ------------------------------------------------------------------

Пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии со статьей 51 указанного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статьям 27 и 45 Устава муниципального образования "Город Великие Луки" Великолукская городская Дума определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Таким образом, Положение об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Великие Луки принято Великолукской городской Думы в пределах своих полномочий.
Из анализа пункта 3.4 данного Положения, по мнению суда, не усматривается несоответствие его положений действующему законодательству, в том числе нормам, на которые ссылается заявитель.
Действие Федерального закона от 21.12.2001 г. № 173-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" распространяется не на все отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального имущества и, следовательно, муниципальное имущество может быть отчуждено не только в порядке, определенном этим Законом, но и другими способами, что прямо вытекает из Закона.
Пункт 2 статьи 3 указанного Закона содержит перечень отношений, возникающих при отчуждении, на которые он не распространяется. Этой же статьей (пункт 4) установлено, что к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным данным Законом, применяются нормы гражданского законодательства.
Гражданское законодательство не запрещает отчуждение муниципального имущества по договору мены.
Довод заявителя о том, что оспариваемая норма противоречит пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" как допускающая возможность ее произвольного толкования и применения, суд находит также необоснованным. В данной норме не указано, какое имущество, кому и в каких случаях может быть отчуждено по названному в ней договору. Вместе с тем, из положений последнего абзаца пункта 3.4 Положения (в редакции решения от 25.07.2007 г. № 70) следует, что оспариваемой нормой установлен порядок принятия решений об отчуждении объектов муниципальной собственности по договору мены, если федеральное законодательство позволяет производить отчуждение имущества города указанным способом, что, по мнению суда, не допускает ее произвольного толкования и применения.
Поскольку оспариваемая норма не регулирует конкретные гражданско-правовые отношения, а определяет полномочия Администрации города Великие Луки по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности, суд не принимает во внимание как довод о нарушении прав заявителя его ссылку на конкретную сделку по отчуждению имущества гражданину Ч.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб. суд относит на заявителя.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 110, 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать пункт 3.4 Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Великие Луки, утвержденного решением Великолукской городской Думы от 22.11.2002 г. № 56, в части предоставления Администрации города Великие Луки права издавать распоряжения о мене муниципального имущества соответствующим пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 5 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону от 21.12.2001 г. № 173-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
О.А.ЛЕДНЕВА

Судьи
Ю.И.ИВАНОВ
Т.А.РАЗЛИВАНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru