Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение Арбитражного суда Псковской области от 08.10.2007 по делу № А52/3587/2007
В иске о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда отказано, поскольку имеются расхождения по площади участка, указанной в договоре и в кадастровом плане участка, вместе с тем указано, что так как участок лесного фонда является земельным участком, а следовательно, недвижимым имуществом, сделки с ним подлежат государственной регистрации.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 октября 2007 г. по делу № А52/3587/2007

Судья Арбитражного суда Псковской области Я.А.Э.,
при ведении протокола судебного помощником судьи В.С.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "НДГ"
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Псковской области, 3-е лицо: 1. Государственный комитет Псковской области по лицензированию и природопользованию
о признании отказа в государственной регистрации незаконным
при участии:
от истца: Н.Г.В. - представитель, доверенность № 3 от 30.03.2007 г.;
от ответчика: Ч.Н.Е. - начальник отдела правового обеспечения судебной защиты, доверенность № 02-5787 от 25.12.2006 г.;
от третьего лица: В.В.В., доверенность № 5034 от 05.12.2006 г.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "НДГ" (далее - ООО "НДГ") обратилось в суд с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Псковской области (далее - УФРС) о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда от 12.12.2006 года № 3, заключенного между ООО "НДГ" и ФГУ "Псковский лесхоз".
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Государственный комитет Псковской области по лицензированию и природопользованию.
Ответчик возражает против исковых требований по мотивам, указанным в отзывах (л.д. 26 - 28; 39 - 41).
Третье лицо поддержало позицию истца.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд не находит оснований для удовлетворения иска исходя из следующего.
ООО "НДГ" в апреле 2007 года представило в Управление Федеральной регистрационной службы по Псковской области на государственную регистрацию договор аренды участка лесного фонда № 3 от 13 декабря 2006 года (далее - договор), заключенный между ООО "НДГ" (арендатором) и ФГУ "Псковский лесхоз" (арендодателем) на основании протокола о результатах лесного конкурса от 28.11.2006 года № 4.
УФРС 18 мая 2007 года сообщило об отказе в государственной регистрации договора на основании абз. 2, 4 пункта 1 ст. 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В обоснование отказа в регистрации договора УФРС указало, что согласно изменениям, внесенным в статью 130 ГК РФ, ФЗ РФ от 04.12.2006 года № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", участки лесного фонда и многолетние насаждения не являются объектами недвижимого имущества, в связи с чем, государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на участки лесного фонда, многолетние насаждения, а также сделок с ними с 08.12.2006 года не осуществляется.
Также УФРС полагает, что из совокупного анализа ст.ст. 8, 9 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 года № 22-ФЗ следует, что лесные земли, покрытые лесной растительностью, не относятся, в отличие от леса, к участкам лесного фонда, а, следовательно, именно их правовое положение, как земель лесного фонда, регламентируется преимущественно земельным законодательством. Таким образом, к участкам лесного фонда в соответствии со ст. 9 ЛК РФ относятся участки леса, являющегося в соответствии со ст. 130 ГК РФ самостоятельным объектом недвижимости, участки лесных земель, не покрытые лесной растительностью, участки нелесных земель.
Кроме того, п. 24 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 года № 219 и регламентирующих порядок проведения государственной регистрации, в том числе прав и сделок с участками лесного фонда, определены формы подраздела I, соответствующие видам недвижимого имущества, среди которого поименованы земельный участок (форма I-1) и участок лесного фонда (леса) (форма I-4). Также в соответствии со статьей 16 ФЗ от 04.12.2006 г. № 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2007 № 30 "О признании утратившим силу и внесении изменений в Приказы Министерства юстиции Российской Федерации" признан утратившим силу Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 23.01.2002 года № 18 "Об утверждении инструкции о порядке государственной регистрации договоров аренды, безвозмездного пользования, концессии участков лесного фонда (леса) и прав на участки лесного фонда (леса)".
Из п. 1 протокола от 28.11.2006 года № 4 о результатах лесного конкурса следует, что истец выиграл право на заключение договора аренды участка лесного фонда в составе кварталов N№ 27, 28, 31, 34 - 36, 39, 40, 46, 48, 54 - 56, 67 Ручьевского лесничества (леса II группы). Вследствие чего УФРС полагает, что предметом договора являются леса, как участки лесного фонда, а не земельные участки из земель лесного фонда. То есть, на момент совершения договора и обращения за его государственной регистрацией, участки лесного фонда недвижимостью в соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ в редакции от 04.12.2006 года не являлись, и договор государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не подлежал.
Другим основанием отказа являлось невозможность однозначного определения объекта передаваемого в аренду, поскольку в аренду передавался участок лесного фонда с КН 60:18:000000:0201, площадью 1393 гектара, тогда как кадастровый план участка от 4 апреля 2007 года свидетельствует о том, что площадь участка с КН 60:18:000000:0201 составляет 3931 гектар, в связи с чем невозможно однозначно определить объект, передаваемый в аренду, что является нарушением ст. 20 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и самостоятельным основанием для отказа в регистрации.
Суд полагает отказ необоснованным в части выводов об отсутствии необходимости в регистрации договора, исходя из следующего. В соответствии со ст. 17, 18 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации. Согласно п. 2 ст. 609, п. 3 ст. 433 ГК РФ, договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента его регистрации. Представленный на государственную регистрацию договор аренды подписан на основании протокола о результатах лесного конкурса от 28.11.2006 года, проведенного в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 года, а также на основании Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства от 24.03.1998 года № 345 (далее - Положение), предметом договора аренды является предоставление в аренду участка лесного фонда для заготовки древесины. Согласно п. 1, 21 Положения, аренда участков лесного фонда регулируется Лесным кодексом РФ, гражданским законодательством, договор аренды подлежит государственной регистрации в порядке, установленном гражданским законодательством, и считается заключенным с момента государственной регистрации. Протокол о результатах лесного конкурса подписан в период действия ЛК РФ от 29.01.1997 года, а договор аренды подписан 28.12.2006 года, до введения (с 01.01.2007 года) в действие Лесного кодекса РФ, следовательно, данный договор заключен в установленном законом порядке и подлежит государственной регистрации на основании п. 2 ст. 609 ГК РФ.
Судом не принимается ссылка УФРС в обоснование отказа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда на то, что с 08.12.2006 года в ст. 130 ГК РФ, внесены изменения, согласно которым участки лесного фонда, многолетние насаждения не являются объектами недвижимого имущества. Поскольку в данной норме не указано на исключение из объектов недвижимого имущества земельных участков из земель лесного фонда, являющегося, в данном случае, предметом договора аренды, представленного на государственную регистрацию. Напротив, согласно части 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки. В соответствии со ст. 6, 7 Земельного кодекса РФ, объектами земельных отношений являются земельные участки, которые по целевому назначению подразделяются, в том числе на земли лесного фонда, порядок их использования регулируется земельным и лесным законодательством (п. 6 ст. 101 ЗК РФ).
Согласно ст. 13 Федерального закона РФ от 04.12.2006 года № 201 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", до приведения в соответствие с Лесным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также акты Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Лесному кодексу РФ (введенному в действие с 01.01.2007 года). Законом № 201-ФЗ от 14.02.2007 г. не предусмотрено то, что новый ЛК РФ распространяется на отношения, возникшие до введение его в действие (ст. 4 ГК РФ).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Лесной кодекс РФ принят 29.01.1997, а не 21.07.1997 и имеет номер 22-ФЗ, а не 122-ФЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Таким образом, все нормативные акты, принятые на основании ЛК РФ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ, применяются до 01.01.2007 года, с 01.01.2007 года в части не противоречащей ЛК РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ. Государственная регистрация договора аренды участка лесного фонда предусмотрена Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства от 24.03.1998 года № 345.
Участок лесного фонда является земельным участком (ст.ст. 6, 7, 101 ЗК РФ), а следовательно согласно части 1 ст. 130 ГК РФ, является недвижимым имуществом, сделки с которыми подлежат государственной регистрации согласно ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Также суд полагает, что поскольку договор аренды участка лесного фонда заключен 13.12.2006 года, по форме и по содержанию он соответствует действовавшему на момент его заключения Лесному кодексу Российской Федерации от 29.01.1997 года, при государственной регистрации применению подлежит Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 года.
Более того, истец участвовал в лесном конкурсе, именно с целью аренды объекта недвижимости, доказательством чему служат принятые ООО "НДГ" обязанности по лесохозяйственным и лесозащитным работам (п. 12 протокола № 4 и 5.2 договора аренды). Судом не принимаются ссылки УФРС на отсутствие технической возможности в регистрации спорного договора аренды, поскольку такой аргумент не основан на материальном праве.
Вместе с тем, невозможность однозначно определить объект, передаваемый в аренду, поскольку имеются расхождения по площади участка лесного фонда с КН 60:18:000000:0201.
Кадастровый номер - уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права (статья 1 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Согласно абзацам 4 и 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; имеются противоречия между заявленными правами и зарегистрированными правами.
В данном случае имеются расхождения по площади участка и отказ УФРС от 18.05.2007 г. в соответствии с абз. 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 года 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является обоснованным.
В иске следует отказать.
Расходы по госпошлине подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,

решил:

в иске отказать.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru