Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение Арбитражного суда Псковской области от 26.10.2007 по делу № А52-4252/2007
Валютные операции физических лиц - резидентов, связанные с расчетами (вне зависимости от суммы сделки) на территории Российской Федерации с нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации при купле-продаже товаров, оказании услуг, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности, являются запрещенными.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.02.2008 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 октября 2007 г. по делу № А52-4252/2007

Судья Арбитражного суда Псковской области Р., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Б., рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя С.
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области
о признании незаконным и отмене постановления от 20.09.2007 г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10225000-669/2007,
при участии в заседании:
от заявителя: М. - представитель, дов. от 17.09.2007 г.;
от ответчика: В. - начальник отдела внутреннего контроля, дов. от 19.12.2006 г.
Предприниматель С. обратился с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области от 20.09.2007 г. о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10225000-669/2007.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области требование не признало, сославшись на законность и обоснованность обжалуемого постановления.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд

установил:

27 - 29.08.2007 г. Себежская таможня провела общую таможенную ревизию по вопросам соблюдения предпринимателем С. требований валютного законодательства.
В ходе проверки установлен факт совершения незаконной валютной операции: расчет с нерезидентом - фирмой OU "TRANZIT SERVISE", Эстония, за оказанные ей услуги на основании агентского договора от 01.01.2007 г. заключенного данной фирмой и предпринимателем С., произведен не через банковский счет в уполномоченном банке, а путем получения предпринимателем в наличной форме валюты Российской Федерации в сумме 4000 руб. Результаты проверки отражены в акте общей таможенной ревизии от 30.08.2007 г. № 10225000/300807/00008.
04.09.2007 г. по итогам проверки Себежской таможней составлен протокол об административном правонарушении № 10225000-669/2007.
Согласно протоколу предприниматель С. признан совершившим административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ).
20.09.2007 г. на основании протокола, материалов дела об административном правонарушении Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Псковской области (далее - Управление) в порядке статьи 23.60 КоАП РФ вынесло постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 10225000-669/2007, которым предприниматель С. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ; предпринимателю назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3/4 суммы незаконной валютной операции, что составляет 3000 руб.
Данное постановление предприниматель С. просит признать незаконным и отменить по следующим основаниям:
- в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ (далее - Закон) валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничения, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8, 11 Закона; осуществление предпринимателем валютной операции под эти исключения не подпадают;
- в силу пункта 1 статьи 15 Закона ввоз на территорию Российской Федерации валюты Российской Федерации в сумме 4000 руб. является законным, в связи с чем нерезидент вправе по своему усмотрению использовать валюту Российской Федерации (в законных целях), в том числе и как средство платежа за оказанные услуги;
- с 01.01.2005 г. предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения, которая не предусматривает ведение кассовой книги. Действующее законодательство не содержит запрета для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, на использование валюты Российской Федерации в качестве средств платежа за оказанные услуги.
Управление просит в удовлетворении требования отказать, ссылаясь на то, что:
- "невыполнение резидентом, установленной пунктом 3 статьи 14 Закона обязанности совершать валютные операции в определенной форме, является запрещенной валютной операцией, а следовательно подпадает под состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ";
- часть 1 статьи 15 Закона к спорным правоотношениям не применима, так как ввоз российской валюты непревышающей в эквиваленте 10000 долларов США является самостоятельным видом валютной операции с одним участником без учета внешнеэкономических сделок и проведения расчетов за поставляемые товары или оказываемые услуги.
Суд считает, что требование удовлетворению не подлежит. Суд пришел к такому выводу исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела предприниматель С. в соответствии с агентским договором по поручению фирмы OU "TRANZIT SERVISE" за ее счет и в ее интересах выступает в качестве покупателя автотранспортных средств различного назначения, товаров народного потребления, стройматериалов. При ввозе товара в Российскую Федерацию предприниматель обеспечивает помещение товара на СВХ, осуществляет таможенное оформление товара, продает его указанному OU "TRANZIT SERVISE" покупателю. Вознаграждение, подлежащее выплате предпринимателю, составляет 2000 руб. по каждой продаже.
Получение предпринимателем С. денежных средств в сумме 4000 руб. от OU "TRANZIT SERVISE" за оказанные услуги по названному агентскому договору подтверждается приходными кассовыми ордерами от 26.01.2007 г. № 8 (в сумме 2000 руб.), от 30.01.2007 г. № 10 (в сумме 2000 руб.).
Согласно подпунктам 6, 7 пункта 1 статьи 1 Закона предприниматель С. является резидентом, а фирма OU "TRANZIT SERVISE" - нерезидентом.
В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 1 Закона приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средств платежа относится к валютным операциям.
Согласно пункту 3 статьи 14 Закона расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом:
1) передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
2) дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;
3) завещание валютных ценностей или получения их по праву наследования;
4) приобретения и отчуждения физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
5) перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковский счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;
7) расчетов физических лиц - резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказания услуг физическим лицам - резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.
В данном перечне отсутствуют и, соответственно, являются запрещенными валютные операции физических лиц - резидентов, связанные с расчетами (вне зависимости от суммы сделки) на территории Российской Федерации с нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации при купле-продаже товаров, оказании услуг, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности.
В части 1 статьи 15.25 КоАП РФ прописано: осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований и резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
Ссылку предпринимателя С. на пункт 1 статьи 15 Закона суд не принимает.
Согласно данной норме ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.
При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.
Ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг является одним из видов валютных операций, исчерпывающий перечень которых приведен в подпункте 9 пункта 1 статьи 1 Закона и часть 1 статьи 15 Закона устанавливает лишь порядок оформления (декларирования) валютной операции по ввозу в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и иностранной валюты превышающей в эквиваленте 10000 долларов США.
Довод заявителя о том, что легальный ввоз в Российскую Федерацию нерезидентом валюты Российской Федерации предполагает ее свободное использование, по мнению суда, правомерен. Однако резидент при осуществлении на территории Российской Федерации на основании внешнеэкономического договора валютной операции - использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа, обязан руководствоваться пунктом 3 статьи 14 Закона.
Суд считает, что предприниматель С. правомерно признан виновным в совершении указанного выше административного правонарушения, поскольку предприниматель знал о том, что совершает валютную операцию с нерезидентом (юридическим лицом) и обязан был знать об особенностях, установленных Законом, при осуществлении таких операций.
Учитывая изложенное, суд не принимает доводы заявителя и считает, что оспариваемое постановление законно и обоснованно.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 168 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в иске отказать.
На решение в течение десяти дней после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru