Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2007 по делу № А52-1103/2007
Распоряжение Администрации области о ликвидации ГУ "Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" признано недействительным правомерно, поскольку Устав ГУ, не отражающий в составе учредителей орган государственной власти, представляющий интересы второго собственника - Российской Федерации, противоречит законодательству, решение о ликвидации ГУ должно приниматься всеми его учредителями (собственниками) либо уполномоченными на то учредительным документом органом.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2007 г. по делу № А52-1103/2007

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего П., судей Б., Ч., при ведении протокола секретарем судебного заседания К., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 11 июля 2007 года (судья Р.) по заявлению заместителя прокурора Псковской области к Администрации Псковской области о признании недействительным распоряжения от 23.04.2007 № 93-р,
с участием третьих лиц - Управления Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв) по Северо-Западному федеральному округу, государственного учреждения "Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв", Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Государственного комитета Псковской области по здравоохранению и фармации,
при участии представителей Администрации Ц. по доверенности от 23.03.2005 № МК-6-608, СЗТУ "Росрезерв" А. по доверенности от 10.08.2007 № 98,

установил:

заместитель прокурора Псковской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Администрации Псковской области (далее - Администрация) о признании недействительным распоряжения от 23.04.2007 № 93-р "О ликвидации государственного учреждения "Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв".
К участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв) по Северо-Западному федеральному округу (далее - СЗТУ "Росрезерв", учреждение), государственное учреждение "Областной медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв" (далее - ГУ ОМЦ "Резерв"), Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздрав РФ), Государственный комитет Псковской области по здравоохранению и фармации (далее - комитет по здравоохранению).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 11 июля 2007 года требования прокурора удовлетворены, оспариваемое распоряжение признано недействительным.
Администрация с таким судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и отказать прокурору в удовлетворении требований. В обоснование ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права при принятии судебного акта, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Считает, что распоряжение о ликвидации учреждения принято правомерно, так как в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон № 184-ФЗ) полномочия по созданию, накоплению, хранению, сбережению и освежению запасов госрезерва к ведению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не относится. Ликвидация ГУ ОМЦ "Резерв" не означает прекращения деятельности мобилизационного органа (Управления специальных программ Администрации), а также его функций по обеспечению выполнения мобилизационных планов. Администрацией были выполнены необходимые действия для решения вопроса о передаче ценностей госрезерва, являющихся федеральной собственностью. Вывод суда о необходимости участия Минздрава РФ в принятии решения о ликвидации ГУ ОМЦ "Резерв" является ошибочным. Нарушений положений статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Администрацией не допущено, поскольку достижение цели, ради которой создано юридическое лицо, не является обязательным основанием для его ликвидации.
Комитет по здравоохранению в отзыве поддержал доводы апелляционной жалобы Администрации, просит ее удовлетворить, оспариваемое решение - отменить. Заявил также о рассмотрении жалобы в свое отсутствие.
Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу указал, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.
СЗТУ "Росрезерв" в отзыве, поддержанном его представителем в судебном заседании, отклонил доводы апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Минздрав РФ отзыв на апелляционную жалобу не представил, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей прокурора, комитета по здравоохранению, Минздрава РФ, ГУ ОМЦ "Резерв" на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, апелляционная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены оспариваемого решения.
Из материалов дела видно, что в соответствии с распоряжением главы Администрации от 30.03.1994 № 194-р "О государственных учреждениях здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта, относящихся к государственной собственности области" комитетом здравоохранения Администрации издан Приказ от 08.06.1994 № 99 о создании государственного учреждения - "База спецмедснабжения комитета здравоохранения Администрации Псковской области". Учреждение зарегистрировано распоряжением Администрации города Пскова от 12.07.1994 № 1659-р.
Во исполнение Приказа Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 17.06.1997 № М-23с "О реорганизации баз спецмедснабжения органов управления здравоохранения административных территорий Российской Федерации", Приказа председателя комитета здравоохранения от 17.11.1997 № М-51 государственное учреждение - "База спецмедснабжения комитета здравоохранения" переименовано в ГУ ОМЦ "Резерв".
Регистрационной палатой Администрации города Пскова 02.12.1997 за № 726 зарегистрирована новая редакция Устава ГУ ОМЦ "Резерв". Согласно пункту 3 Устава учредителем ГУ ОМЦ "Резерв" выступил комитет здравоохранения Псковской области.
Целью деятельности учреждения определена организация и выполнение мероприятий по накоплению, хранению, сбережению и освежению материальных ценностей мобрезерва, учет и контроль их количественного и качественного состояния, руководство производственной и финансово-хозяйственной деятельностью складов мобрезерва, обеспечение условий хранения и противопожарной безопасности на складах (пункт 6 Устава). В силу положений пунктов 17, 18 Устава учреждение планирует и осуществляет уставную деятельность с учетом указаний Минздрава РФ, Росрезерва; представляет территориальному управлению Росрезерва планы замены и освежения материальных ценностей мобрезерва.
Пунктом 28 Устава предусмотрено, что решение о прекращении деятельности учреждения принимается комитетом здравоохранения на основании указания Минздрава РФ в виде ликвидации или реорганизации в порядке, предусмотренном законодательством. При этом здания, сооружения и их оборудование, технические и другие средства остаются в государственной собственности Псковской области, а все документы передаются учреждению-правопреемнику в соответствии с установленными правилами (пункты 31, 32 Устава).
Реализуя предоставленное статьей 61 ГК РФ право учредителя на ликвидацию созданного им юридического лица, Администрацией 23.04.2007 вынесено распоряжение № 93-р о ликвидации ГУ ОМЦ "Резерв". В порядке выполнения требований статей 62 - 64 ГК РФ образована ликвидационная комиссия, информация о ликвидации направлена заинтересованным лицам (Федеральному агентству по государственным резервам, территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Псковской области, Минздраву РФ).
Апелляционная коллегия, поддерживая вывод суда первой инстанции о незаконности указанного распоряжения, исходит из следующего.
В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 07.10.2005 № 627 в Единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения входят учреждения здравоохранения особого типа, в том числе медицинские мобилизационные центры резервов "Резерв". Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ГУ ОМЦ "Резерв" является учреждением здравоохранения особого типа.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 26.1 Закона № 184-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 06.02.97 № 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Закон № 31-ФЗ) под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом "Об обороне" специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени.
В подпункте 14 пункта 3 статьи 2 Закона № 31-ФЗ указано, что создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов, входят в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Закона № 31-ФЗ федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий определяют необходимые объемы финансирования работ по мобилизационной подготовке.
Полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления определены статьей 8 Закона № 31-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (далее - Закон № 79-ФЗ) органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также общественные и иные организации не вправе вмешиваться в деятельность организаций по формированию, хранению и обслуживанию запасов государственного резерва, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении государственного резерва определены в статье 7 Закона № 79-ФЗ и сводятся к даче согласия на размещение на подведомственных им территориях организаций для хранения материальных ценностей государственного резерва, и в случае необходимости органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут обращаться в установленном порядке с просьбами о заимствовании или разбронировании материальных ценностей из государственного резерва, а также с предложениями о закладке материальных ценностей в государственный резерв.
Следовательно, довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии у органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в отношении государственного резерва и мобилизационных мероприятий является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. В соответствии с пунктом 1 статьи 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо устава и учредительного договора, либо только учредительного договора.
Согласно статье 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в редакции, действовавшей в период принятия Устава ГУ ОМЦ "Резерв") учредительными документами учреждения являются решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником.
Таким образом, из Закона следует, что для создания юридического лица в форме учреждения необходимо соответствующее решение собственника и утверждение им учредительных документов. При этом в данном случае понятия "собственник" и "учредитель" являются тождественными по своей правовой природе.
Согласно пункту 8 Устава ГУ ОМЦ "Резерв" здания, сооружения и оборудование, технические и другие средства, отраженные на балансе учреждения, являются государственной собственностью Псковской области. Материальные ценности мобрезерва являются федеральной собственностью. Кроме того, согласно статье 8 Закона № 79-ФЗ содержание и развитие системы государственного резерва и расходы, связанные с поставкой, закладкой и ответственным хранением материальных ценностей государственного резерва, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В 2000 году ГУ ОМЦ "Резерв" внесено в реестр федерального имущества и в настоящее время не является объектом собственности субъекта РФ - Псковской области (том 1, листы 60, 94).
Учитывая изложенное, Устав ГУ ОМЦ "Резерв" (пункты 3, 8, 14, 31), не отражающий в составе учредителей орган государственной власти, представляющий интересы второго собственника - Российской Федерации, и закрепление за учреждением на праве оперативного правленого управления федерального имущества противоречит законодательству.
Фактически положение о включении в состав учредителей ГУ ОМЦ "Резерв" уполномоченного органа Российской Федерации закреплено в пункте 28 Устава учреждения, обязывающего комитет здравоохранения принимать решение о возможной ликвидации ГУ ОМЦ "Резерв" исключительно с учетом позиции второго собственника.
В силу пункта 1 статьи 1 ГК РФ, статьи 18 Закона № 7-ФЗ решение о ликвидации учреждения должно приниматься всеми его учредителями (собственниками) либо уполномоченными на то учредительным документом органом. Иное означает нарушение права собственника определять правовую судьбу созданного им учреждения и имущества, закрепленного за ним в соответствии со статьей 296 ГК РФ, а следовательно, и принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав.
Оспариваемое распоряжение о ликвидации ГУ ОМЦ "Резерв" не только незаконно, но и нарушает права и законные интересы третьих лиц: Минздрава РФ, как органа, осуществляющего контроль за использованием федерального имущества, закрепленного за учреждением; СЗТУ Росрезерва, заключившего с ГУ ОМЦ "Резерв" договор на выполнение мероприятий мобилизационной подготовки в части ответственного хранения материальных ценностей мобилизационного резерва медицинского назначения; создает существенную угрозу охраняемым общественным интересам.
Выводы суда первой инстанции о возможности признания распоряжения Администрации от 23.04.2007 № 93-р недействительным соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права не выявлено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 11 июля 2007 года по делу № А52-1103/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Псковской области - без удовлетворения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru