Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Главного государственного санитарного врача по Псковской области от 05.11.2007 № 21
"О нарушениях санитарного законодательства в общеобразовательных учреждениях"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 ноября 2007 г. № 21

О НАРУШЕНИЯХ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Я, Главный государственный санитарный врач по Псковской области Н.В.Меркушев, проанализировав положение дел с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований при организации питания и условий обучения в общеобразовательных учреждениях за период 2006 - 2007 учебного года, установил.
В 2006 - 2007 учебном году на контроле Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека находились 349 учреждений.
Число общеобразовательных учреждений в динамике за пять лет уменьшилось на 151 объект. Отрицательная динамика числа общеобразовательных учреждений отмечается практически во всех районах Псковской области.
Сокращение сети общеобразовательных учреждений связано с реструктуризацией системы образования и закрытием в сельской местности малокомплектных общеобразовательных учреждений, а также учреждений, находящихся в аварийном состоянии.
В результате проведения гигиенических исследований установлено, что реализация большинства учебных программ сопровождается интенсификацией учебного процесса, широкой компьютеризацией обучения, увеличением суммарной учебной нагрузки, снижением физической активности. Возросшие учебные нагрузки на школьников нередко в несколько раз превышают их возможности.
Большинство школ работают по 5-ти дневной учебной неделе, тогда как школьные планы все еще рассчитаны на 6-ти дневную неделю, при этом возрос объем учебного материала.
Расписание уроков составляется нерационально, учебная нагрузка распределяется в недельном цикле без учета динамики работоспособности учащихся, не соблюдается принцип чередования предметов различной степени сложности (особенно у старшеклассников), в расписания включаются сдвоенные уроки по основным предметам в старших классах, факультативные занятия проводятся без 45-ти минутного перерыва после обязательных уроков, допускается, сокращение перемен до 5-ти минут, что является нарушением СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" (зарегистрированы в Минюсте России 05.12.2002 № 3997).
Физическое воспитание в образовательных учреждениях является неотъемлемой частью формирования здоровья детей.
В области 5,3% общеобразовательных школ не имеют спортивных залов. Большинство школ испытывают дефицит спортивного инвентаря и оборудования, спортивные площадки оборудованы на 50 - 70%.
В некоторых районах складывается особо сложная ситуация с санитарно-техническим состоянием общеобразовательных учреждений. Число неканализованных учреждений - 71, не имеющих централизованного водоснабжения учреждений - 47.
Важной составляющей частью внутришкольной среды, оказывающей воздействие на здоровье детей, является мебель, которая при несоответствии росту является одной из причин развития функциональных и патологических состояний опорно-двигательного аппарата.
В целом по области процент мебели, не соответствующей санитарным требованиям, составляет 24%. В ряде районов этот показатель значительно выше.
Основными причинами несоответствия ученической мебели росту учащихся является приобретение мебели без учета потребности в определенных номерах и кабинетная система обучения.
Одной из важнейших проблем, определяющих здоровье детей, является организация их питания и в первую очередь в общеобразовательных учреждениях.
Существенное место в общей структуре питания детей и подростков занимает их питание в образовательных учреждениях. В школе питаются около 73% учащихся. Организация рационального питания учащихся во время пребывания в школе является одним из ключевых факторов поддержания их здоровья и эффективности обучения.
В образовательных учреждениях Псковской области питание учащихся организовано в 75% в столовых, работающих на сырье, 26% - столовых, работающих на полуфабрикатах, 6% - в буфетах-раздаточных, 4% - в буфетах, 3,7% - пищеблоки отсутствуют.
В 170 школах области отмечалась недостаточная оснащенность пищеблоков технологическим и холодильным оборудованием.
Охват горячим питанием обучающихся в образовательных учреждениях в 2006 - 2007 учебном году в среднем по области составил 56,4% (по Российской Федерации - 69,3%), из них завтраки получали около 71% учащихся, обеды - 29%.
Одним из существенных недостатков организации питания является составление меню исходя из стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, в результате чего рационы не сбалансированы по основным пищевым ингредиентам. В меню не включаются мясо, рыба, кисломолочные продукты, фрукты, молоко, яйцо, превалирует углеводистая модель питания, отмечаются уменьшение объема выхода порций, отсутствие витаминизации.
В сельских районах Псковской области образовательные учреждения имеют свои подсобные хозяйства, что позволяет обеспечивать рацион школьников овощами, фруктами, производить запасы, а также снизить стоимость питания. Однако лабораторный контроль за качеством выращиваемой продукции проводится не везде.
За последние пять лет удельный вес проб на пищеблоках школ, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим, микробиологическим показателям, калорийности и полноте вложения продуктов, в целом по Псковской области практически не меняется.
Слабой остается материально-техническая база пищеблоков, почти повсеместно имеет место изношенность технологического и холодильного оборудования, несвоевременно проводится его ремонт и замена.
В ходе осуществления мероприятий по контролю за образовательными учреждениями в 2006 учебном году специалистами Роспотребнадзора вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения по всей территории Псковской области 63 на сумму 38650 рублей, число сотрудников, отстраненных от работы, - 19 человек.
Основными причинами административных санкций явились:
- неудовлетворительная оснащенность пищеблоков технологическим и холодильным оборудованием и кухонным инвентарем;
- необходимость проведения ремонтных работ, замена устаревшего оборудования;
- несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима;
- отсутствие медицинских осмотров и непрохождение гигиенической аттестации персоналом пищеблоков;
- неудовлетворительные показатели лабораторно-инструментальных исследований.
В целях обеспечения санэпидблагополучия детей и сохранения их здоровья на территории Российской Федерации на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 482) постановляю:
1. Рекомендовать Управлению образования Псковской области:
1.1. Допускать к использованию в общеобразовательных учреждениях программы, методики и режимы воспитания и обучения только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения в части гигиенических требований.
1.2. Обеспечить соблюдение общеобразовательными учреждениями режима учебно-воспитательного процесса, в том числе не допускать обучения во вторую смену учащихся гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов.
2. Рекомендовать органам государственной исполнительной власти городов и районов области:
2.1. Обеспечить оснащение пищеблоков образовательных учреждений современным холодильным и технологическим оборудованием; оптимизировать рационы питания детей и в первую очередь пищевыми продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами.
3. Начальникам отделов управления Роспотребнадзора по Псковской области:
3.1. Усилить взаимодействие с местными органами образования и здравоохранения в работе по соблюдению санитарных правил и улучшению медицинского обслуживания школьников.
3.2. Совместно с органами управления образования городов и районов Псковской области проанализировать материально-техническое состояние образовательных учреждений, разработать планы мероприятий, предусмотрев реконструкцию и строительство образовательных учреждений, обеспечение их необходимой мебелью, техникой, спортивным инвентарем, подготовить и внести на рассмотрение органов исполнительной власти городов и районов предложения, направленные на улучшение их материально-технической базы.
3.3. Ежегодно в срок до:
3.3.1. 15 апреля разрабатывать планы-задания по подготовке общеобразовательных учреждений к новому учебному году, предусмотрев в них вопросы укрепления материально-технической базы и организации горячего питания учащихся.
3.3.2. 15 мая совместно с органами государственной исполнительной власти городов и районов области рассмотреть планы-задания, утвердить в установленном порядке и обобщенную информацию направить в Роспотребнадзор не позднее 1 июня.
3.3.3. 1 сентября проводить надзорные мероприятия по проверке выполнения предписаний по подготовке школ к новому учебному году с применением при необходимости лабораторно-инструментальных исследований.
3.4. Обратить внимание на недостаточное применение специальных статей КоАП РФ, предусматривающих административное наказание, в т.ч. ст. 6.7, 6.6, 19.5.
3.5. Представить информацию о принятых мерах по усилению надзора и контроля за состоянием обучения и питания в общеобразовательных учреждениях и выполнении планов-заданий в Управление Роспотребнадзора по Псковской области до 10.08.2008.
4. Федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Псковской области":
4.1. Обеспечить достаточность, полноту и качество проводимых лабораторных исследований за условиями обучения и организацией питания в общеобразовательных учреждениях.
4.2. Не допускать взимание платы при проведении лабораторно-инструментального контроля для целей государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
4.3. Осуществлять лабораторно-инструментальный контроль за сельскохозяйственной продукцией, выращенной на приусадебных участках общеобразовательных учреждений, на безвозмездной основе.
5. Контроль за выполнением возложить на заместителя Главного государственного санитарного врача по Псковской области (Н.Н.Иванову).

Руководитель
Н.В.МЕРКУШЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru