| |
Закон Псковской области от 06.01.1997 № 3-оз
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(принят Псковским областным Собранием депутатов 27.12.1996)
Официальная публикация в СМИ:
"Губернские ведомости", № 5, 16.01.97
Утратил силу в связи с принятием Закона Псковской области от 04.05.2008 № 762-оз, вступающего в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
------------------------------------------------------------------
Вступил в силу со дня официального опубликования (статья 45 данного документа).
6 января 1997 года № 3-оз
------------------------------------------------------------------
ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Принят
Псковским областным Собранием депутатов
27 декабря 1996 года
Настоящий Закон определяет организационно-правовые нормы по защите граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Псковской области (далее - население), земельного, водного, воздушного пространства в пределах области или ее части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайной ситуации).
Действие Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Псковской области, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организаций) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Закон разработан в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Статья 2. Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Законодательство в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативно-правовых актов органов государственной власти.
Статья 3. Цели настоящего Закона
Целями настоящего Закона Псковской области являются:
- предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.
Статья 4. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций
Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Псковской области руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с органами местного самоуправления, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации.
Статья 5. Информационное обеспечение по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций и по их предупреждению
Информацию по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и по их предупреждению составляют разнообразные данные и сведения о состоянии производственно-промышленной, радиационной, химической, медико-биологической (бактериологической), взрывной, пожарной и экологической обстановки и возможной опасности, сейсмических, гидрометеорологических, географических и иных явлениях, эпидемиях, эпизоотиях и эпифитотиях на конкретной территории, способных вызвать чрезвычайные ситуации или характеризующие масштабы и характер возникшего бедствия, а также соответствующие сведения по вопросам гражданской обороны.
Сбор, хранение, накопление, обработка и выдача заинтересованным органам государственной власти, общественным, хозяйственным и иным организациям, населению и отдельным гражданам сведений, составляющих официальную информацию по чрезвычайным ситуациям, для последующего их использования и применения, осуществляются через средства массовой информации и другие каналы.
Информация по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций, о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления области, а также организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Все органы государственной власти и местного самоуправления, общественные, хозяйственные, иные организации, находящиеся на территории области, и граждане в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеют право на получение и использование полной и достоверной официальной информации о чрезвычайных ситуациях, необходимой для осуществления их законных прав, интересов и успешного выполнения возложенных на них обязанностей и полномочий.
Статья 6. Порядок доведения официальной информации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и оповещения населения области о грозящей опасности
Органы государственной власти и местного самоуправления, администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и другие каналы о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения населения, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
На руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных, хозяйственных и иных организаций, деятельность которых связана с предупреждением и ликвидацией последствий крупных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, возлагается непосредственная ответственность за своевременный сбор, обработку и выдачу официальной информации о чрезвычайных ситуациях.
Статья 7. Ответственность руководителей органов государственной власти и местного самоуправления за организацию постоянного контроля за состоянием и содержанием в готовности систем (средств) оповещения населения об угрозе опасности
Руководители органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством обязаны информировать население об экологической, радиационной, химической, биологической (бактериологической) и другой обстановке и принимать меры по обеспечению личной безопасности граждан, защиты их прав и законных интересов, охране всех форм собственности и правопорядка в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. На них возлагается непосредственная ответственность за организацию контроля и поддержание в надлежащей готовности систем (средств) оповещения населения об угрозе опасности.
Статья 8. Порядок финансирования и материально-технического обеспечения функционирования областной системы информационного обеспечения населения и территорий
Финансирование расходов, связанных с функционированием, совершенствованием и дальнейшим развитием областной системы информационного обеспечения по защите населения и территорий области, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.
Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществляется:
- при строительстве новых потенциально опасных объектов за счет средств, выделяемых на строительство этих объектов;
- на действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность, - за счет собственных средств этих объектов;
- на действующих потенциально опасных объектах, находящихся на бюджетном финансировании, - за счет средств соответствующих бюджетов;
- при создании объединенных локальных систем оповещения - за счет долевого участия потенциально опасных объектов.
Статья 9. Основные принципы защиты населения и территорий
Основными принципами защиты населения и территорий Псковской области являются:
- комплекс мероприятий по предупреждению и максимально возможному снижению размеров ущерба и потерь при их возникновении проводится заблаговременно;
- планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводится с учетом местных характеристик и особенностей, влияющих на возникновение и развитие чрезвычайных ситуаций;
- объем, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций определяются необходимой достаточностью и максимальной возможностью использования имеющихся сил и средств;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, районных и городских администраций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, а при недостаточности местных сил и средств в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком привлекаются областные, региональные и федеральные силы и средства.
Статья 10. Комплекс мероприятий по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций
Комплекс превентивных мер, снижающих последствия и уровень опасного воздействия на жизнь и здоровье населения области чрезвычайных ситуаций и предупреждающих их возникновение, включает следующие организационные мероприятия:
- строительство зданий, сооружений, инженерных сетей, транспортных коммуникаций и магистралей с заданными уровнями безопасности и надежности;
- повышение степени безаварийного функционирования потенциально опасных объектов;
- создание и поддержание в готовности необходимого фонда защитных сооружений, средств радиационной, химической и медицинской защиты;
- заблаговременная подготовка районов для эвакуации населения, подготовка всех видов транспортных средств для проведения эвакуационных мероприятий;
- создание и поддержание в готовности областной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, а также постоянно действующих локальных систем оповещения и информации в районах размещения потенциально опасных объектов;
- создание и поддержание в готовности системы управления и связи;
- организация мониторинга за состоянием окружающей природной среды, радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением территорий и объектов области;
- создание, подготовка и поддержание в готовности аварийно-спасательных сил и средств;
- создание на всех уровнях областной подсистемы РСЧС фондов чрезвычайных расходов, финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- заблаговременное осуществление мероприятий по защите продовольствия, сельскохозяйственного сырья, фуража, сельскохозяйственных животных, водоисточников, систем водоснабжения;
- организация всеобщего обучения населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, подготовка руководящего состава и должностных лиц;
- создание областного фонда чрезвычайных расходов.
Статья 11. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий области
Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций проводится заблаговременно и включает в себя комплекс следующих мероприятий;
- учет особенностей экономических, климатических и иных характеристик области, городов и районов, потенциально опасных объектов, расположенных на их территории, степени реальной опасности при возникновении чрезвычайных ситуаций, при разработке планирующих документов по организации защиты населения и территорий и действий по ликвидации их последствий;
- учет возможных последствий чрезвычайных ситуаций при разработке соответствующих планов застройки и ведении градостроительства, рациональности размещения потенциально опасных производств и предприятий;
- разработка и осуществление целевых программ по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций.
Управление и руководство планированием и осуществлением мероприятий по защите населения и территорий области, городов, районов, организаций возлагается на соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям через постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 12. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
Комплекс мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций включает в себя:
- оповещение органов управления, должностных лиц, сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий, а также населения о возникновении чрезвычайной ситуации и постоянное информирование об обстановке;
- защита населения и территорий (в районе, зоне) чрезвычайной ситуации;
- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах бедствий и очагах поражения;
- управление выполнением мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Статья 13. Порядок реализации принципов защиты населения и территорий
Реализация основных принципов защиты населения осуществляется путем принятия Администрацией области, органами местного самоуправления городов и районов соответствующих решений по вопросам защиты населения, разработки и осуществления специальных целевых программ обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, разработки типовых планов защиты персонала и населения, проживающего вокруг потенциально опасных объектов, создания системы нормативно-правовой документации по вопросам защиты населения, подготовки и обучения всех категорий населения, органов управления и сил способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Статья 14. Псковская областная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Псковская областная подсистема РСЧС является составной частью единой государственной системы и объединяет органы государственной власти и местного самоуправления, различные организации, в компетенцию которых входят функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях, силы и средства этих органов и организаций в целях координации их деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды при возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Областная подсистема РСЧС имеет три уровня: территориальный, местный и объектовый.
Территориальная областная подсистема РСЧС состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению области.
Каждое звено предназначено для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории и, как правило, включает в себя координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуется - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Конкретные структуры территориальных звеньев определяются соответствующими органами местного самоуправления городов и районов.
Статья 15. Координирующие органы Псковской областной подсистемы РСЧС
Координирующими органами областной подсистемы РСЧС являются:
- на территориальном уровне, охватывающем территорию области, - комиссия по чрезвычайным ситуациям области, возглавляемая первым заместителем главы Администрации области;
- на местном уровне, охватывающем территорию города, района, - комиссии по чрезвычайным ситуациям, возглавляемые первыми заместителями глав районов и мэров городов;
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям, возглавляемые первыми заместителями руководителей предприятий.
Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям и состав этих комиссий утверждаются решениями руководителей соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Статья 16. Постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
Для осуществления государственного управления и координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций созданы органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям:
- на территориальном и местном уровнях - штабы (управления, комитеты) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, создаваемые при Администрации области и при органах местного самоуправления или в их составе;
- на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
------------------------------------------------------------------
Часть вторая статьи 16, согласно которой начальники органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, в части, касающейся наделения начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Псковской области статусом заместителя главы Администрации Псковской области, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку такое наделение не влечет возложение на указанное лицо обязанностей, не связанных с организацией гражданской обороны и защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или координацией деятельности органов публичной власти, организаций и их должностных лиц в соответствующих сферах, совместимо со статусом военнослужащего войск гражданской обороны и отвечает природе данной должности (постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2004 № 10-П).
------------------------------------------------------------------
Начальники органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти.
Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, городов Пскова и Великие Луки, укомплектованные военнослужащими, имеют двойное подчинение - соответственно - Администрации области, города, а в части руководства по предназначению - Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Статья 17. Органы повседневного управления Псковской областной подсистемы РСЧС
Органами повседневного управления областной подсистемы РСЧС являются:
- пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций всех уровней;
- дежурные службы и специализированные подразделения функциональных звеньев (служб);
- аварийно-спасательная служба области.
Органы повседневного управления областной подсистемы осуществляют управление и контроль за функционированием подсистемы и ее звеньев.
Размещение органов повседневного управления областной подсистемы РСЧС осуществляется на городских и загородных пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в постоянной готовности к использованию.
Статья 18. Силы и средства Псковской областной подсистемы РСЧС
В состав сил и средств областной подсистемы РСЧС входят силы и средства Администрации области, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств, их структура определяются соответствующими положениями об областной подсистеме и ее структурных звеньях, утвержденных соответствующими постановлениями Администрации области и органов местного самоуправления.
Состав сил и средств, привлекаемых к ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, определяется решением соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
Статья 19. Привлечение воинских частей Ленинградского военного округа, других войск и военных формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства воинских частей Ленинградского военного округа, Псковского гарнизона, частей гражданской обороны, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется на основании главы 12 "Привлечение войск для ликвидации чрезвычайных ситуаций" Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.12.93;
- воинских частей и формирований Псковского гарнизона - согласно плану взаимодействия с органами военного командования по приказу начальника Псковского гарнизона;
- воинских частей Ленинградского военного округа - приказом командующего войсками округа по указанию Президента Российской Федерации;
- частей гражданской обороны - по приказу начальника Северо-Западного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Порядок привлечения других войск и воинских формирований определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Применение сил и средств Управления внутренних дел Псковской области при ликвидации чрезвычайных ситуаций
При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства Управления внутренних дел Псковской области применяются в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными актами Российской Федерации и Администрации области.
Статья 21. Применение ведомственных сил и средств при ликвидации чрезвычайных ситуаций
Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные и другие формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
Ведомственные силы и средства привлекаются к выполнению аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ по решению соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Статья 22. Специальные учебные заведения
Специальными учебными заведениями являются:
- на областном уровне - Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Псковской области;
- на местном уровне - курсы гражданской обороны городов Пскова и Великие Луки.
Деятельность специальных учебных заведений определяется действующими законами и другими нормативными документами на основании положения о них.
Глава 2
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ОБЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 23. Полномочия областного Собрания депутатов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Областное Собрание депутатов:
- обеспечивает единообразие в законодательном регулировании по защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем принятия законов и иных нормативно-правовых актов в этой области;
- утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности Псковской областной подсистемы РСЧС и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии со статьей 31 Устава области;
- проводит слушания по вопросам защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций.
Статья 24. Полномочия Администрации Псковской области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Администрация Псковской области:
- определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Псковской области основные направления единой государственной политики и принимает решение по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- принимает в соответствии с федеральными законами и законами области нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным законодательством вводит на территории области или в отдельных городах и районах соответствующий режим функционирования областной подсистемы РСЧС;
- принимает решения на использование имущества мобилизационного резерва гражданской обороны при возникновении чрезвычайных ситуаций с последующим докладом Правительству Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
- выходит с ходатайством к Президенту Российской Федерации о привлечении, при необходимости, к ликвидации чрезвычайных ситуаций воинских частей Ленинградского военного округа, других войск и воинских формирований;
- принимает решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и обеспечивает их проведение;
- осуществляет в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивает своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создает резервы финансовых и материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
- организует проведение научных исследований, разработку и осуществление специальных целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечивает функционирование и развитие Псковской территориальной областной подсистемы РСЧС;
- определяет задачи, функции, порядок деятельности органов местного самоуправления, организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки, порядок хранения и использования разрядных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности на территории области;
- обеспечивает деятельность и финансирует орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, утверждает его штат рабочих и служащих в соответствии с типовыми штатами МЧС России;
- осуществляет меры по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств гражданской обороны, а также технических систем управления, оповещения и связи;
- осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обучение всех категорий населения способам защиты и действиям в этих ситуациях.
Статья 25. Полномочия органов местного самоуправления районов и городов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Полномочия городских Дум и районных Собраний депутатов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Городские Думы и районные Собрания депутатов:
- обеспечивают единообразие в законодательном регулировании по защите населения и территорий города (района) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем принятия нормативно-правовых актов в этой области;
- утверждают бюджетные ассигнования на финансирование деятельности городских (районных) звеньев областной подсистемы РСЧС и мероприятий по защите населения и территорий;
- проводят слушания по вопросам защиты населения и территорий города (района) от чрезвычайных ситуаций.
2. Администрации городов и районов:
- принимают в соответствии с законодательством правовые и нормативно-правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- несут ответственность за полноту принятых мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
- создают заблаговременно и поддерживают в постоянной готовности системы управления, связи, автоматизированные системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, принимают меры по их совершенствованию, осуществляют контроль за созданием и поддержанием в постоянной готовности к применению локальных систем оповещения населения в чрезвычайных ситуациях;
- осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
- принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
- осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
- осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- создают резервы финансовых и материальных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; в случае недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти Псковской области;
- содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;
- создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Глава 3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 26. Полномочия постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач по защите населения и территорий Псковской области от чрезвычайных ситуаций, являются штабы (управления, комитеты) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области, городов Пскова и Великие Луки, районов области, а также отделы (сектора) или специально назначенные лица на объектах экономики.
Штабы (управления, комитеты, отделы, сектора) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются органами управления на правах самостоятельных управлений (отделов) при соответствующих органах исполнительной власти или в их составе, обеспечивающими реализацию мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, деятельность областной подсистемы РСЧС и ее звеньев на подведомственных территориях.
Статья 27. Полномочия комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней
Полномочия, права и обязанности комиссий по чрезвычайным ситуациям всех уровней определяются соответствующими положениями, утверждаемыми руководителями Администрации области, органов местного самоуправления и организаций.
Статья 28. Обязанности Администрации области и органов местного самоуправления по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Администрация области, органы местного самоуправления городов и районов, другие органы управления организуют работу по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и настоящим Законом.
В своей деятельности по выполнению обязанностей они руководствуются законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Статья 29. Обязанности организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Организации независимо от их организационно-правовой формы обязаны:
- планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и специального назначения от чрезвычайных ситуаций;
- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;
- создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
- обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
- создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
2. Руководители организаций несут персональную ответственность за невыполнение указанных в пункте 1 статьи 29 обязанностей организаций в соответствии со статьей 31 настоящего Закона.
Статья 30. Участие общественных организаций и объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций
Общественные организации и объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий Псковской области от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и своими уставами.
Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления Псковской областной подсистемы РСЧС. На органы управления Псковской областной подсистемы РСЧС возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.
Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений обязаны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
За нарушения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их предупреждения и ликвидации, за невыполнение или недобросовестное выполнение требований и положений Федерального и настоящего Законов, иных законодательных и нормативно-правовых актов в этой области, создание условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятие эффективных мер по защите и спасению людей и другие противоправные действия виновные должностные лица и население несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
Глава 4
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПОСТРАДАВШИХ
Статья 32. Права граждан по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших
1. Граждане имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество Администрации области, органов местного самоуправления городов и районов, организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- быть информированными о риске, которому они могут подвергаться в определенных местах пребывания на территории области, и о мерах необходимой безопасности;
- обращаться лично, а также направлять в органы государственной власти области, органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном законодательством;
- на медицинское обслуживание, компенсацию и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья, в порядке, установленном законодательством;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
2. Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, представляемых гражданам в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством Псковской области.
Статья 33. Обязанности граждан по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Граждане обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Псковской области, а также органов местного самоуправления по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- оказывать при необходимости содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Глава 5
ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 34. Подготовка населения по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций
Порядок подготовки населения по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил Псковской областной подсистемы РСЧС для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы в соответствии с программами, разработанными Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или согласованными с ним.
Статья 35. Пропаганда знаний по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Пропаганда знаний по вопросам защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций организуется и осуществляется органами Администрации области, органами местного самоуправления, постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными решать задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, организациями.
Для пропаганды знаний по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций используются средства массовой информации.
Глава 6
ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 36. Финансирование целевых программ на территории Псковской области
Финансирование целевых программ по защите населения и территорий Псковской области от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Псковской области.
Статья 37. Финансирование постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Финансирование деятельности постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач по защите населения и территорий Псковской области от чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и средств организаций.
Содержание военнослужащих, проходящих службу в указанных органах управления, осуществляется за счет средств федерального бюджета, а их численность определяется МЧС России. Обеспечение их жилищно-бытовых условий осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счет МЧС России.
Статья 38. Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств областного бюджета, средств местных бюджетов муниципальных образований, страховых фондов и других источников.
Комиссия по чрезвычайным ситуациям любого уровня организует материально-техническое и финансовое обеспечение работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций самостоятельно.
При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций глава Администрации Псковской области по представлению соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям выходит с ходатайством о выделении средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 39. Порядок создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются фонды чрезвычайных расходов, продовольственных, медицинских и других материально-технических ресурсов.
Указанные фонды формируются решением областного (районного) Собрания депутатов, городской Думы по представлению главы Администрации области, мэров городов и глав районов. Фонды чрезвычайных расходов предусматриваются в соответствующем бюджете отдельной строкой.
Объемы фондов определяются при ежегодном утверждении областного и местных бюджетов.
Порядок создания и использования фондов чрезвычайных расходов определяется соответствующими положениями, утвержденными областным (районным) Собранием депутатов, городской Думой.
Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов определяется Администрацией Псковской области, главами муниципальных образований, администрациями предприятий, учреждений и организаций.
Статья 40. Порядок использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными организациями
Решения о приватизации организаций, имеющих на своем балансе объекты и имущество гражданской обороны, принимаются в установленном порядке органами государственной власти с учетом заключения соответствующего органа управления Администрации области по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с действующим законодательством, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику в пользование. К указанным объектам и имуществу относятся: убежища гражданской обороны, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, индивидуальные средства защиты, приборы радиационной и химической разведки, другое специальное оборудование и имущество гражданской обороны. С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
В случае выкупа государственного и муниципального имущества по договорам аренды с правом выкупа, в котором не определены или сроки, или величина, или порядок, или условия внесенного выкупа, то объекты и имущество гражданской обороны исключаются из имущества предприятия, подлежащего выкупу, и с правопреемником заключается соответствующий договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
В целях сохранения объектов и имущества гражданской обороны, имеющихся у приватизируемого предприятия, соответствующие комитеты по управлению государственным имуществом включают в планы приватизации положения, определяющие перечень объектов и имущества гражданской обороны, не подлежащих приватизации и передаваемых акционерному обществу по договору на ответственное хранение и в пользование.
Защитные сооружения, предназначенные для укрытия населения по месту жительства, по решению органов государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых они находятся, могут передаваться по договору предприятиям, организациям, ответственным за их содержание, для использования в народнохозяйственных целях.
При продаже по конкурсу предприятий коммунально-бытового назначения (бань, прачечных, предприятий химической чистки, объектов, имеющих посты мойки и уборки подвижного состава автотранспорта), предназначенных для выполнения задач гражданской обороны, к обязательным условиям конкурса должны относится требования о возможности их использования для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и автотранспорта в чрезвычайных ситуациях.
При приватизации предприятий, на которые решением органов государственной власти и органов местного самоуправления было возложено создание служб и невоенизированных формирований гражданской обороны, подготовка зданий для развертывания больниц, обеспечение функционирования системы связи и оповещения гражданской обороны, а также выполнение других задач в интересах гражданской обороны, за ними сохраняются эти функции.
Данные обязательства закрепляются за новым правопреемником имущественных прав и обязанностей приватизируемого предприятия на основе соответствующего договора.
Глава 7
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НАДЗОР И КОНТРОЛЬ
В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Статья 41. Государственная экспертиза по защите населения и территорий Псковской области от чрезвычайных ситуаций
Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами Администрации области в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Специально уполномоченными государственными органами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются: федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в этой области (Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) и его территориальные органы (штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области), которые имеют исключительное право на проведение государственной экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экспертизы по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами вышеуказанных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 42. Обязательность государственной экспертизы Псковской области
Государственная экспертиза в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций является обязательной мерой, предшествующей принятию хозяйственного или организационного решения, осуществление которого может повысить вероятность возникновения чрезвычайной ситуации или снизить степень безопасности жизнедеятельности населения и его защиту, а также по определению степени надежности безопасности производства, использования, хранения и транспортировки разрядных и иных опасных грузов, веществ и материалов на территории области.
Государственная экспертиза обязательна для всех предприятий повышенного производственного и технологического риска на территории Псковской области.
Финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам, связанным с обеспечением безопасности жизнедеятельности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций производится только при наличии положительного заключения государственной экспертизы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Статья 43. Надзор и контроль по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Государственный надзор и контроль по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на Псковскую областную подсистему РСЧС, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности сил и средств к действиям в случае их возникновения, а также выполнения требований по защите населения и территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Псковской области.
Государственный надзор и контроль осуществляется постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, и органами государственного надзора Псковской области по планам, утвержденным главой Администрации области, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Статья 44. Ответственность руководителей организаций за нарушение порядка использования объектов имущества гражданской обороны и невыполнение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы за неисполнение или ненадлежащее исполнение какой-либо обязанности, возложенной на организацию в соответствии со статьей 29 настоящего Закона, и за незаключение договоров с соответствующим комитетом по управлению имуществом в результате приватизации несут ответственность в соответствии с законодательством.
Глава 8
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 45. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон Псковской области вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 46. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом Псковской области
Нормативные акты Администрации Псковской области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Законом Псковской области в течение двух месяцев со дня вступления в силу.
Глава Администрации
Псковской области
Е.Э.МИХАЙЛОВ
Псков
6 января 1997 года
№ 3-оз
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|