Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение Великолукской городской Думы от 21.01.1998 № 2
"О Регламенте Великолукской городской Думы"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием решения Великолукской городской Думы от 28.05.2004 № 39.



ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 21 января 1998 г. № 2

О РЕГЛАМЕНТЕ ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

Принято на 25-м заседании Великолукской
городской Думы

Рассмотрев предложения и замечания по проекту Регламента Великолукской городской Думы, городская Дума решила:
Утвердить Регламент Великолукской городской Думы.

Председатель городской Думы
А.Е.МУРЫЛЕВ

Мэр города
А.А.МИГРОВ





РЕГЛАМЕНТ
ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

Глава I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Великолукская городская Дума

1. Великолукская городская Дума (далее Дума) является постоянно действующим представительным органом городского самоуправления.
2. По вопросам, отнесенным к ведению Думы, принимаются нормативные акты в виде решений, распоряжений. По иным вопросам принимаются акты резолютивного характера (обращения, заявления).
3. Нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности гражданина, вступают в силу после их опубликования в печати.
4. Иные акты вступают в силу после их подписания.

Статья 2. Правовая основа деятельности Думы

Порядок деятельности Думы определяется Законом РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", настоящим Регламентом, Уставом города Великие Луки, законодательными актами Псковской области и Российской Федерации.

Статья 3. Принципы деятельности Думы

Деятельность Думы основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов, гласности, учета общественного мнения.

Статья 4. Структура и формы работы Думы

1. В структуру Думы входят председатель, его заместитель (заместители), постоянные комиссии, комиссия по вопросам депутатской этики.
Для совместной деятельности и выражения единого мнения по обсуждаемым вопросам депутаты могут объединяться в депутатские группы.
2. Формами работы Думы являются заседания (сессии) Думы, заседания постоянных комиссий, депутатские слушания.

Статья 5. Председатель Думы и заместитель (заместители)

1. Для ведения заседания, осуществления организационных полномочий и функций юридического лица Дума не позднее чем на 15-й день двумя третями от установленного числа депутатов тайным или открытым голосованием избирает председателя и его заместителя (заместителей).
2. Председатель Думы избирается на весь срок полномочий Думы данного созыва.
Может быть переизбран в следующих случаях:
а) личное заявление об отставке;
б) длительная тяжелая болезнь;
в) смерть;
г) выезд за пределы города на постоянное место жительства;
д) вступление в силу приговора суда об ответственности за противоправные деяния;
е) в результате тайного голосования по инициативе группы депутатов не менее 1/3 от числа избранных в порядке, определенном в ст. 10 настоящего Регламента.

Статья 6. Постоянные комиссии

1. Дума избирает из числа депутатов постоянные комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, отнесенных к ведению Думы, дачи заключений по проектам решений, а также для содействия осуществляемой Думой контрольной деятельности.
2. Дума вправе, в случаях необходимости, создавать временные комиссии, согласительные комиссии, рабочие группы.
3. Порядок формирования, полномочия и порядок работы постоянных комиссий определяется настоящим Регламентом и Положением о постоянных комиссиях.

Статья 7. Депутатские группы

1. Депутатские группы - добровольные объединения депутатов численностью не менее 5 человек.
2. Депутаты объединяются в депутатские группы по профессиональным, территориальным признакам, по признаку принадлежности к избирательным блокам и партиям.

Статья 8. Обеспечение деятельности Думы

1. Для обеспечения деятельности Думы создается аппарат Думы.
2. Администрация города и аппарат Думы обеспечивают депутатам возможность пользоваться помещениями для проведения заседаний Думы и постоянных комиссий, а также библиотечным фондом и архивами, компьютером и средствами связи, копировально-множительной техникой, имеющейся в Думе.

Глава II
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДУМЫ

Статья 9. Избрание председателя Думы, его заместителя (заместителей), председателей постоянных комиссий

1. Председатель Думы избирается на заседании Думы открытым или тайным голосованием (по решению Думы).
2. Кандидатуры на должность председателя Думы могут предлагаться мэром, депутатами и путем самовыдвижения.
3. Избранным считается кандидат, получивший в результате голосования 2/3 голосов от установленного числа депутатов.
4. Если председатель не избран, процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур. При повторном выдвижении могут быть предложены прежние либо новые кандидатуры.
5. По результатам голосования Дума принимает решение об избрании председателя.
6. Кандидатуры для избрания на должность заместителя (заместителей) председателя Думы, председателей постоянных комиссий предлагаются председателем Думы, депутатами, и избираются путем открытого или тайного голосования.

Статья 10. Срок полномочий и порядок прекращения полномочий председателя Думы, его заместителя (заместителей), председателей постоянных комиссий

1. Председатель Думы, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий избираются на срок полномочий Думы. Их полномочия заканчиваются в день открытия первого заседания Думы нового созыва.
2. Председатель Думы и его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий подотчетны Думе и могут быть отозваны путем тайного голосования или путем подачи письменного заявления об отставке, предложения об освобождении от должности председателя Думы могут быть внесены группой депутатов не менее 1/3 от установленного числа депутатов, а предложения об отзыве заместителя (заместителей) председателя Думы, председателей постоянных комиссий могут быть внесены и председателем Думы. Предложения об освобождении должны быть мотивированными.
3. Председатель Думы, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий считаются освобожденными, если за это проголосовало 2/3 от установленного числа депутатов Думы.

Статья 11. Обязанности председателя Думы

1. Председатель Думы:
- созывает и ведет заседания Думы;
- осуществляет руководство подготовкой заседаний и вопросов, вносимых на их рассмотрение;
- подписывает решения, протоколы заседаний и другие документы Думы;
- представляет Думу во взаимоотношениях с другими органами и организациями;
- открывает и закрывает расчетный и текущие счета Думы в банках и является распорядителем кредитов по этим счетам;
- распоряжается имуществом, числящимся на балансе Думы;
- ведает внутренним распорядком в соответствии с Регламентом;
- нанимает на работу и увольняет с работы работников аппарата Думы в соответствии со структурой и сметой расходов, утверждаемых Думой.
2. По вопросам своего ведения председатель Думы издает распоряжения и приказы.

Статья 12. Обязанности заместителя (заместителей) председателя Думы

1. Заместитель (заместители) председателя Думы заменяет председателя во время его отсутствия или в случае невозможности выполнения им своих обязанностей.
2. Заместитель (заместители) председателя Думы в соответствии с распределением обязанностей выполняет отдельные его полномочия.

Статья 13. Структура и состав постоянных и временных комиссий

1. На первом заседании Думы из числа депутатов образуются постоянные комиссии.
2. Постоянные комиссии подотчетны и подконтрольны Думе.
3. Численный состав каждой постоянной комиссии определяется решением Думы (но не менее 3-х человек).
Возглавляет постоянную комиссию председатель, который работает (по решению Думы) на постоянной основе или на общественных началах.
4. Состав постоянных комиссий формируется путем выражения желания депутатов работать в соответствующей постоянной комиссии.
Дума утверждает численный и персональный состав комиссий открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов Думы.
5. Дума вправе на заседании вносить изменения в персональный и количественный состав постоянных комиссий, по заявлению депутата Думы производить перемещение депутата из одной комиссии в другую, при соблюдении условий п. 3 ст. 13 настоящего Регламента.
6. Совмещение членства одновременно в нескольких постоянных комиссиях не допускается, за исключением членства в комиссии по вопросам депутатской этики.
Председатель Думы не может быть избран в состав постоянной комиссии либо в комиссию по вопросам депутатской этики.
7. Дума вправе создавать из числа депутатов временные комиссии. Их деятельность ограничена конкретными задачами и определенным сроком. По истечении срока и выполнения задания комиссия прекращает свою работу.

Статья 14. Полномочия постоянных комиссий

1. Постоянные комиссии вправе:
- вносить на рассмотрение Думы вопросы, относящиеся к ее ведению;
- вносить предложения по повестке дня заседания и в план работы Думы;
- представлять доклады и содоклады либо свои замечания и предложения по обсуждаемым вопросам;
- вносить собственные проекты решений на заседания Думы;
- давать заключения по обсуждаемым вопросам;
- заслушивать на своих заседаниях сообщения представителей Администрации города по вопросам, относящимся к ведению Думы;
- получать от Администрации города, предприятий, организаций и учреждений необходимые материалы по вопросам, рассмотрение которых входит в компетенцию Думы. Материалы предоставляются в течение 10 дней, а при обстоятельствах, требующих дополнительного изучения, - в месячный срок;
- предварительно рассматривать структуру Администрации города;
- вносить предложения о заслушивании на заседании Думы отчетов или информации любого органа или должностного лица о выполнении ими решений Думы и комиссий;
- обращаться с вопросами на заседании Думы к руководителям Администрации города, ее отделов и управлений, а также к руководителям предприятий, расположенных на территории города, независимо от форм собственности;
- изучать на местах по поручению Думы вопросы, относящиеся к ведению комиссии;
- обобщать предложения граждан, общественных организаций и сообщать свои выводы Думе.

Статья 15. Порядок работы постоянных комиссий

1. Основной формой работы постоянных комиссий являются заседания, которые проводятся по мере необходимости.
Комиссия правомочна принимать решения, если на ее заседании присутствует не менее половины членов комиссии.
Заседание проводит председатель или его заместитель.
На заседании ведутся протоколы, которые подписывает председатель комиссии.
На заседании вправе присутствовать представители Администрации города, прокуратуры, средств массовой информации, а также приглашенные иные лица, специалисты.
Постоянные комиссии по решению более половины присутствующих вправе проводить закрытое заседание, на котором вправе присутствовать депутаты Думы, мэр города, прокурор города.
2. Постоянные комиссии принимают решения, заключения, рекомендации.
Решения принимаются большинством голосов от числа присутствующих депутатов - членов комиссии открытым голосованием.
3. Постоянные комиссии могут проводить совместные заседания с другими постоянными комиссиями Думы. Совместные заседания постоянных комиссий ведут председатели соответствующих комиссий. Протоколы, решения, заключения и рекомендации совместных заседаний подписываются председателями комиссий.
По вопросам, подготавливаемым постоянными комиссиями совместно, председатели комиссий могут выступать с совместными докладами, содокладами и сообщениями на заседании Думы.

Статья 16. Обязанности председателя и заместителя председателя постоянной комиссии

1. Председатель постоянной комиссии поддерживает постоянную связь комиссии с председателем Думы и депутатами.
2. В своей деятельности председатель постоянной комиссии подотчетен и подконтролен Думе и соответствующей постоянной комиссии.
Председатель постоянной комиссии несет персональную ответственность за организацию работы и деятельность постоянной комиссии перед Думой.
3. Председатель организует работу комиссии: созывает заседания, обеспечивает подготовку вопросов, выносимых на заседания, председательствует на них, направляет членам комиссии необходимые для работы документы и материалы, приглашает для участия в заседаниях и дачи разъяснений представителей государственных, общественных органов и организаций, ученых, специалистов.
4. Поступающие в комиссию для предварительного рассмотрения и дачи заключений документы и проекты нормативно-правовых актов подлежат регистрации в управлении делами.
5. Председатель постоянной комиссии проверяет выполнение поручений комиссии ее членами.
6. Председатель постоянной комиссии отчитывается о деятельности комиссии и о своей деятельности не реже одного раза в год на заседании Думы.
7. Председатель комиссии представляет отчет о своей деятельности по требованию не менее 1/3 членов комиссии на ее заседании. По результатам рассмотрения отчета комиссия может выразить председателю недоверие большинством голосов от общего числа членов комиссии.
Такое решение комиссии является основанием для постановки вопроса о переизбрании председателя комиссии на заседании Думы.
8. Заместитель председателя постоянной комиссии выполняет по поручению председателя отдельные его функции и замещает председателя в случае его отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей, отчитывается о своей работе и может быть переизбран в порядке, установленном для председателя комитета.

Статья 17. Обязанности и права члена постоянной комиссии

1. Член постоянной комиссии обязан присутствовать на заседаниях комиссии и принимать участие в ее работе.
При невозможности присутствовать на плановых заседаниях член постоянной комиссии заблаговременно извещает об этом председателя комиссии.
2. Член постоянной комиссии вправе вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов.
3. Член постоянной комиссии вправе на заседаниях комиссии участвовать в прениях, обращаться с предложениями и замечаниями, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответа и давать ему оценку, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки.
4. Член постоянной комиссии, мнение и предложения которого не получили поддержки комиссии, может выступать с изложением особого мнения при рассмотрении соответствующего вопроса на заседании Думы.

Статья 18. Ответственность депутатов за систематическое неучастие в работе постоянной комиссии

1. Депутат, избранный в состав комиссии, несет ответственность за систематическое неучастие в ее работе.
Систематическим неучастием в работе постоянной комиссии признается неучастие без уважительных причин в заседаниях комиссии, неисполнение решений комиссии и поручений председателя комиссии.
2. За систематическое неучастие в работе комиссии к депутату могут быть применены следующие санкции:
- замечание,
- порицание,
- информирование избирателей в печати и других средствах массовой информации о неучастии депутата в работе комиссии.
3. Указанные меры применяются к депутату путем принятия соответствующего решения на заседании Думы по представлению председателя комиссии и на основании заключения комиссии по вопросам депутатской этики.

Статья 19. Комиссия по вопросам депутатской этики и ее полномочия

1. Численный состав комиссии по вопросам депутатской этики - 3 человека. Депутаты работают в комиссии на общественных началах и входят в состав одной из постоянных комиссий.
2. Комиссия по вопросам депутатской этики:
- подготавливает и предварительно рассматривает предложения об изменении и дополнении Регламента Думы;
- осуществляет контроль за соблюдением положений настоящего Регламента, решений Думы, определяющих статус депутата Думы;
- обеспечивает контроль за соблюдением требований о недопустимости совмещения депутатской деятельности депутатов Думы, работающих в ней на постоянной (штатной) основе, с занятием другой оплачиваемой деятельностью, иных ограничений, установленных законодательством;
- дает заключения по вопросам обоснованности применения к депутатам Думы мер ответственности в предусмотренных настоящим Регламентом случаях;
- дает заключения по вопросу о лишении неприкосновенности депутата Думы;
- вырабатывает правила депутатской этики, контролирует их соблюдение;
- осуществляет подготовку проектов решений Думы по вопросам соблюдения Регламента, правил депутатской этики.
3. Председатель и члены комиссии избираются большинством голосов от числа избранных депутатов Думы.
Решения комиссии принимаются большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. Член комиссии может выразить особое мнение, которое отражается в протоколе заседания комиссии и доводится до сведения Думы председателем комиссии.
Протоколы заседаний комиссии подписываются председателем комиссии.

Статья 20. Порядок образования и регистрации депутатских групп

1. Депутатские группы, образованные в соответствии со ст. 7 настоящего Регламента, подлежат регистрации.
В целях регистрации инициаторы создания группы подают заявление на имя председателя Думы в любое время, но не позднее 20 дней до начала работы очередного заседания. В заявлении указываются следующие сведения: состав группы, политическая или иная платформа, послужившая основанием объединения, лица, уполномоченные выступать от имени группы и представлять ее позицию на заседаниях комиссий, на заседании Думы и на депутатских слушаниях.
2. Если цели создания группы и процедура их создания не противоречат законодательству, депутатская группа должна быть зарегистрирована на текущем или ближайшем заседании Думы путем принятия соответствующего решения Думы.
3. Информация о зарегистрированных группах, их составе доводится до сведения депутатов и дублируется в средствах массовой информации.

Статья 21. Формы работы депутатских групп

1. Внутренняя деятельность групп организуется ими самостоятельно.
2. В целях преодоления разногласий, возникающих между депутатами, выработки согласованной позиции по вопросам ведения Думы, формирования ее органов может созываться совещание представителей депутатских групп.
Каждую группу на совещании представляет ее председатель либо иной уполномоченный представитель - член группы.

Глава III
ПОРЯДОК СОЗЫВА, ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ЗАСЕДАНИЯ ДУМЫ

Статья 22. Заседание Думы

Основной организационной формой деятельности Думы является заседание. Заседание Думы - общее заседание депутатов для обсуждения и решения вопросов, входящих в компетенцию Думы.

Статья 23. Подготовка и созыв заседания Думы

1. Вопросы подготовки и организации проведения очередных заседаний Думы предварительно рассматриваются председателем Думы не позднее чем за 10 дней до его проведения.
При рассмотрении председателем Думы вопросов повестки дня очередного заседания Думы и формирования ее рабочих органов учитываются письменные предложения комиссий Думы, их председателей, депутатских групп, депутатов Думы, мэра города, поступившие председателю Думы.
В извещении о созыве заседания Думы указываются время и место проведения заседания, а также вопросы, внесенные на ее рассмотрение.
2. Дума созывается на заседание председателем по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Председатель Думы доводит до сведения депутатов время и место проведения заседания, проект повестки дня, проекты решений Думы не позднее чем за 3 дня до начала работы Думы.
Заседания могут созываться председателем Думы также по инициативе мэра города для рассмотрения вопросов, не терпящих отлагательства, или по предложению не менее 1/3 от числа избранных депутатов Думы путем подачи этой группой письменного заявления с указанием повестки дня, обоснованием необходимости созыва заседания и подписями депутатов.
В этих случаях заседание созывается председателем Думы в течение семи дней.
Сообщение о месте и времени проведения заседания публикуется в газете "Великолукская правда" не позднее чем за пять дней до начала заседания.
Первое заседание вновь избранной Думы созывается распоряжением председателя Думы предыдущего созыва не позднее 15 дней после официального опубликования избирательной комиссией итогов голосования при условии, что в состав Думы избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы нового созыва.

Статья 24. Организация работы заседания Думы

1. Заседание Думы правомочно, если в нем участвуют не менее 2/3 от числа избранных депутатов Думы. Перед открытием заседания проводится поименная регистрация депутатов и приглашенных. Регистрация присутствующих на заседании проводится аппаратом Думы.
2. Заседание Думы проводится открыто, гласно. Ход заседания фиксируется звукозаписью. Магнитные носители с записью хранятся в течение одного месяца.
3. По предложению не менее одной пятой от числа избранных депутатов Думы, а также председателя Думы, мэра города Дума может рассмотреть вопрос о проведении закрытого заседания.
Решение о проведении закрытого заседания Думы принимается большинством от числа депутатов Думы, присутствующих на заседании.
4. Мэр города, заместители главы Администрации, прокурор города вправе присутствовать на заседаниях Думы, в том числе закрытых.
Представители общественности, средств массовой информации, другие лица могут присутствовать на закрытом заседании только по специальному решению Думы.

Статья 25. Ведение заседания Думы

1. Заседание Думы открывает мэр города, ведет заседание председатель Думы (в случае его отсутствия - заместитель председателя):
- открывает и закрывает заседания, руководит общим ходом заседания, обеспечивает соблюдение настоящего Регламента;
- предоставляет слово для выступления;
- организует голосование и подсчет голосов;
- оглашает формулировку вопроса, вынесенного на голосование, объявляет результаты голосования;
- обеспечивает выполнение организационных решений Думы;
- оглашает вопросы, справки, обращения, поступившие в адрес заседания Думы;
- обеспечивает порядок в зале заседаний.
2. Председательствующий не вправе комментировать и оценивать выступления, давать характеристики выступающим.
3. Первое заседание вновь избранной Думы открывает мэр города, ведет заседание председатель Думы предыдущего созыва (а в случае его отсутствия - заместитель председателя) и ведет его до избрания председателя Думы нового созыва.
4. На каждом заседании Думы из числа депутатов избираются секретарь и счетчик.
Секретарь и счетчик избираются открытым голосованием большинством голосов участвующих в заседании депутатов Думы.
5. Секретарь заседания:
- ведет запись желающих выступить на заседаниях в прениях, принимает заявления о предоставлении слова и указывает время их поступления;
- регистрирует депутатские запросы, справки, сообщения, предложения и иные обращения депутатов, депутатских объединений;
- организует учет поступающих в адрес заседания Думы обращений;
- представляет председательствующему сведения о записавшихся для выступления в прениях;
- оглашает на заседании поступившие депутатские запросы, информирует депутатов о поступивших в адрес Думы обращениях.
6. Счетчик осуществляет подсчет голосов при проведении открытого голосования.
7. Для проведения поименного или тайного голосования избирается счетная комиссия большинством голосов от числа присутствующих на заседания депутатов. Численный состав комиссии определяется Думой, в состав счетной комиссии не может входить депутат, кандидатура которого включена в список для голосования.
Счетная комиссия избирает председателя и секретаря. Решения счетной комиссии принимаются большинством голосов. Член счетной комиссии может выразить особое мнение, которое отражается в протоколе счетной комиссии и доводится до сведения заседания Думы председателем счетной комиссии. Протоколы счетной комиссии подписываются ее председателем и секретарем.
8. Для доработки текстов проектов решений Думы на время проведения заседания Дума может образовать редакционную комиссию. Редакционная комиссия избирается открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании депутатов в составе председателя и членов комиссии. Редакционная комиссия не вправе изменять смысловое содержание дорабатываемого проекта.

Статья 26. Порядок выступлений на заседании Думы

1. Время для выступления на заседании Думы устанавливается в каждом конкретном случае при обсуждении вопроса: с докладами - до 40 минут, содокладами - до 20 минут, для заключительного слова - до 3 минут.
Для выступлений в прениях предоставляется:
- по обсуждению проекта повестки дня сессии - до 3 минут;
- для обсуждения докладов и содокладов - до 10 минут;
- при постатейном обсуждении проектов решений - до 3 минут;
- по кандидатурам - до 3 минут;
- для повторного выступления по одному вопросу - до 3 минут.
Для иных выступлений предоставляется:
- для внесения депутатского запроса - до 5 минут;
- по порядку ведения заседания - до 3 минут;
- для сообщений, заявлений, предложений, вопросов и справок - до 3 минут.
По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего и вслед за этим прерывает его выступление. С согласия большинства присутствующих на заседании депутатов председательствующий продлевает время для выступления, но не более чем на 5 минут.
Прения не могут быть прекращены, если есть депутаты, желающие выступить (но не более 2-х раз).
2. Слово для выступлений предоставляется в соответствии со временем подачи заявки на выступление. При поступлении заявок на выступление от депутатских групп, подтвержденных выписками из протоколов их заседаний, слово предоставляется одному представителю от каждой группы. В заявке на выступление от депутатской группы указывается фамилия депутата, уполномоченного выступить от ее имени.
Депутат может выступить по одному вопросу не более двух раз.
3. Никто не вправе выступать на заседании Думы без разрешения председательствующего. Нарушивший это правило лишается слова без предупреждения.
В случае, если председательствующий не предоставляет слово, Дума должна принять решение об отказе или предоставлении слова.
Вопросы докладчикам направляются в письменной форме или задаются с места только с разрешения председательствующего.
4. Председатель Думы, его заместитель (заместители), председатели комиссий Думы и депутаты Думы, мэр города либо уполномоченное ими лицо имеют право взять слово для разъяснения по вопросу, относящемуся к их ведению, по решению Думы. При этом председательствующий предоставляет время для выступления до трех минут.
6. Выступления производятся в свободной форме, не связаны какими-либо формальными требованиями.
Выступающий на заседании Думы не должен использовать в своей речи некорректные выражения, призывать к незаконным действиям. Председательствующий обязан предупредить о недопустимости таких высказываний и призывов. После повторного предупреждения выступающий лишается слова.
При отклонении выступающего от обсуждаемой темы председательствующий призывает его придерживаться рассматриваемого вопроса. После второго предупреждения председательствующий лишает выступающего слова.
7. При обсуждении любого вопроса депутат может внести предложение о досрочном прекращении прений.
Прения прекращаются по решению Думы, принимаемому большинством участвующих в заседании депутатов Думы, или по истечении установленного повесткой заседания времени для рассмотрения этого вопроса.
После прекращения прений докладчики и содокладчики вправе выступить с заключительным словом.
По просьбе депутатов, которые не имели возможности выступить в связи с прекращением прений, тексты их выступлений приобщаются к протоколу заседания.

Статья 27. Порядок и организация голосования

1. Решения Думы принимаются на заседаниях открытым, поименным или тайным голосованием депутатов Думы.
Каждый депутат Думы голосует лично. Переуступка права голоса не допускается.
2. При голосовании по одному вопросу депутат Думы имеет один голос и должен подавать его "за" или "против", или воздерживаться от голосования. Неучастие в голосовании без заявления особого мнения квалифицируется как воздержание от голосования.
3. Решения Думы, внесение в них изменений и дополнений принимаются большинством от числа избранных депутатов Думы.
Принятие в прежней редакции решения, отклоненного мэром города, производится большинством не менее двух третей от числа избранных депутатов Думы.
Решения Думы об утверждении повестки дня работы заседания Думы и по процедурным вопросам принимаются большинством голосов депутатов, принявших участие в работе заседания.
4. При выявлении ошибок или нарушений в порядке и процедуре голосования по требованию депутата Думы либо счетчика Дума большинством голосов присутствующих на сессии депутатов может принять решение о проведении повторного голосования.

Статья 28. Правила и процедуры открытого голосования

1. Открытое голосование проводится по решению Думы, принимаемому большинством голосов присутствующих на заседании депутатов Думы. Голосование проводится путем поднятия рук либо специальной карточки для голосования.
2. Перед началом открытого голосования председательствующий сообщает количество предложений, которые ставятся на голосование; уточняет их формулировку так, чтобы можно было однозначно высказаться за или против их одобрения; напоминает, какое большинство голосов депутатов необходимо для принятия решения.
3. На открытое голосование может ставиться несколько предложений (рейтинговое голосование), при этом все они голосуются в порядке поступления, принятым считается предложение, за которое подано наибольшее число голосов.
4. Результаты открытого голосования фиксируются в протоколе заседания Думы.

Статья 29. Правила и процедуры тайного голосования

Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней для тайного голосования.
Тайное голосование организует счетная комиссия заседания Думы.
Бюллетени подготавливаются под контролем счетной комиссии. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией и доводятся до сведения депутатов ее председателем на заседании Думы.
2. Каждому депутату Думы выдается счетной комиссией один бюллетень для тайного голосования в соответствии со списком депутатов Думы.
3. Заполнение бюллетеня проводится депутатом лично путем вычеркивания фамилии кандидатов, против которых он голосует, а в бюллетене для голосования по проекту (варианту) решений - слов "за" либо "против" возле вариантов предлагаемых решений.
Недействительными считаются бюллетени неустановленной формы, а при избрании должностных лиц - также бюллетени, в которых оставлены две и более кандидатур на одну должность, либо большее количество кандидатур, чем предусмотрено для избрания в состав органа, образуемого Думой, а при голосовании по проекту (варианту) решения - бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление депутата.
Фамилии или варианты проекта решений, вписанные в бюллетени, при подсчете голосов не учитываются.
4. О результатах тайного голосования счетная комиссия заседания Думы составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии и оглашается ее председателем на заседании Думы. Дума после заслушивания доклада счетной комиссии принимает решение об утверждении результатов тайного голосования.
5. Тайное голосование проводится при выборах и освобождении от должности председателя Думы, а также по иным вопросам - на основании особого решения Думы.

Статья 30. Правила и процедуры поименного голосования

1. Поименное голосование проводится по требованию не менее 1/3 числа депутатов, участвующих в работе заседания Думы.
2. Поименное голосование проводится именными бланками депутатов Думы.
На бланке депутатов Думы указывается номер его избирательного округа, дата голосования, краткое наименование голосуемого вопроса и отражается волеизъявление депутата, скрепленное его личной подписью.
Бланки, не соответствующие указанным требованиям, считаются недействительными.
Заполненные депутатами бланки передаются счетной комиссии Думы, которая определяет результаты голосования и фиксирует их в своем протоколе с указанием, каким образом проголосовал каждый депутат. Председатель счетной комиссии на заседании Думы оглашает результаты поименного голосования.
3. Результаты поименного голосования публикуются в газете "Великолукская правда".

Статья 31. Меры по поддержанию порядка и соблюдению Регламента

1. Председательствующий на заседании обеспечивает поддержание порядка в зале заседания и соблюдение настоящего Регламента.
Депутаты Думы и присутствующие подчиняются распоряжениям председательствующего, направленным на поддержание и соблюдение Регламента.
2. Председательствующий делает предупреждения нарушителям порядка в зале заседания и положений настоящего Регламента.
3. Присутствующий на заседании Думы может быть удален по решению Думы из зала заседания после повторно сделанного ему председательствующим на заседании предупреждения о нарушении им Регламента либо несоблюдения порядка в зале до окончания рассмотрения данного вопроса.
Удаленный обязан немедленно покинуть зал заседания.
4. Депутат Думы, в отношении которого председательствующим было сделано предупреждение о нарушении им Регламента или несоблюдения порядка в зале заседания, вправе подать протест в комиссию по вопросам депутатской этики. Решение комиссии по протесту рассматривается Думой вне очереди. Дума выносит решение по данному вопросу без обсуждения.
5. В случаях, когда председательствующий не может предусмотренными Регламентом способами обеспечить соблюдение порядка в зале заседания, объявляется перерыв, и заседание переносится на другое время. Во время перерыва сложившаяся ситуация рассматривается комиссией по вопросам депутатской этики.

Статья 32. Требования к протоколу заседания Думы

1. К протоколу заседания Думы прилагаются: решения Думы, письменные запросы депутатов Думы, письменные предложения депутатов Думы, официально распространенные на заседании документы, список депутатов Думы, присутствующих и отсутствующих на заседании с указанием причин, список приглашенных лиц, не являющихся депутатами Думы, тексты выступлений депутатов, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений.
2. Протокол заседания Думы подписывается председательствующим на заседании и секретарем заседания.

Глава IV
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПРОЦЕДУРА

Статья 33. Право законодательной инициативы

1. Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения проектов новых законов области, проектов законов о внесении изменений и дополнений в действующие законы области, а также в форме внесения проектов постановлений и решений по вопросам, относящимся к ведению Собрания.
2. Право внесения проектов законов и постановлений в Собрание принадлежит Думе, мэру города.
Проекты актов, исходящие от государственных и общественных органов, не обладающих правом законодательной инициативы, или от граждан, могут быть внесены в Собрание через органы или лица, которые обладают правом законодательной инициативы.

Статья 34. Условия внесения проекта закона

1. Для включения в повестку дня очередного заседания Думы проекты законов должны быть представлены в Думу не позднее чем за 30 дней до заседания, проекты постановлений - не позднее чем за 20 дней до заседания. Документы, поступившие позднее указанных сроков, рассматриваются в процессе подготовки следующего заседания.
2. При внесении проекта закона для рассмотрения его на заседании Думы должны быть представлены вместе с текстом законопроекта следующие документы:
а) обоснование необходимости его принятия, его целей и основных положений, а также прогноз социально-экономических и иных последствий его принятия;
б) заключение юрисконсульта Думы;
в) перечень законов и иных нормативно-правовых актов, изменения или дополнения которых потребует принятие данного закона;
г) предложения о разработке нормативно-правовых актов, принятие которых необходимо для реализации данного закона;
д) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта закона, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат).

Статья 35. Регистрация проектов решений Думы

1. Проекты решений Думы подлежат обязательной регистрации в управлении делами Думы.

Статья 36. Определение ответственной (головной) комиссии

1. Проект решения, поступивший в Думу от Администрации города, отделов и управлений, постоянных комиссий направляется председателем Думы в соответствующую комиссию.
2. В случае направления решения в несколько комиссий председатель Думы определяет из их числа головную комиссию по решению.

Статья 37. Создание подготовительных и рабочих групп

1. Порядок рассмотрения проекта решения, подготовки по нему заключения определяется самостоятельно соответствующими комиссиями на основе настоящего Регламента и положения о постоянных комиссиях Думы.
2. В состав подготовительных и рабочих групп могут включаться депутаты, не входящие в состав комиссии. Подготовительные группы могут привлекать в состав рабочих и редакционных групп представителей государственных, муниципальных и общественных органов, специалистов и ученых.

Статья 38. Экспертиза решений

1. По решению комиссии, ответственной за подготовку решений, проект может быть направлен на заключение Администрации города, государственным и общественным органам. Комиссией устанавливается срок, до которого необходимо дать заключение.
2. Замечания и предложения, поступившие в процессе обсуждения проекта решения, рассматриваются на заседаниях соответствующих комиссий.
3. Комиссиями, участвовавшими в работе над проектом решения, принимаются меры по урегулированию возникших разногласий по поводу содержания проекта решения или целесообразности доработки.
Вопросы, по которым не достигнуто согласие, вносятся на рассмотрение Думы.

Статья 39. Обсуждение проектов решений в комиссиях

1. Обсуждение проекта решения в комиссиях происходит открыто, может освещаться средствами массовой информации.
2. В течение всего процесса рассмотрения проекта решения комиссия принимает и в обязательном порядке рассматривает замечания и предложения всех депутатов Думы, организаций и граждан, включая альтернативные проекты. По результатам рассмотрения готовится письменное заключение.

Статья 40. Направление проекта решения для внесения на рассмотрение Думы

1. Проект решений, подготовленный к рассмотрению Думы, и материалы к нему направляются постоянной комиссией председателю Думы для внесения его на рассмотрение Думы. Комиссия представляет также список приглашенных на рассмотрение решения.

Статья 41. Направление решения

1. Председатель Думы с учетом заключения юрисконсульта Думы вносит решение в проект повестки дня заседания. Одновременно проект решения вместе с необходимыми материалами направляется мэру города и депутатам.
2. Председатель Думы может принять решение:
- о включении проекта решения в проект повестки дня очередного заседания;
- о продолжении работы над проектом;
- о внесении в Думу предложения создать специальную группу для продолжения работы над проектом.

Статья 42. Чтения проекта решения

1. Рассмотрение проекта решения, внесенного в Думу, как правило, осуществляется в одном чтении, если применительно к конкретному решению не будет принято другое решение.
2. Текст проекта решения, подготовленного к рассмотрению, и материалы к нему, представленные инициатором проекта решения и комиссией, ответственной за его подготовку, направляются через аппарат Думы депутатам Думы не позднее чем за 3 дня до начала рассмотрения данного решения.
3. Представитель главы Администрации города, а также иных заинтересованных государственных и общественных органов, учреждений, организаций, на заключение которым направлялось данное решение, вправе присутствовать с правом совещательного голоса на заседаниях комиссии при рассмотрении проекта решения.

Статья 43. Первое чтение

1. При рассмотрении Думой проекта решения в первом чтении обсуждаются его основные положения, дается общая оценка концепции проекта решения и решается вопрос о необходимости его принятия. Обсуждение начинается с доклада инициатора проекта решения и содоклада комиссии Думы, ответственной за разработку проекта.
2. Если разработка проекта была поручена нескольким комиссиям Думы, которые представили различные заключения, то заслушиваются доклады тех комиссий, которые не согласны с решением головной комиссии.
3. При рассмотрении проекта решения в первом чтении Дума заслушивает предложения и замечания комиссий, депутатских групп, представителя главы Администрации города, других лиц, приглашенных для участия в обсуждении.
4. При рассмотрении проекта решения, связанного с расходами, покрываемыми за счет городского бюджета, в обязательном порядке заслушивается заключение Администрации города. Если в установленный срок заключение Администрации города не поступило, Дума вправе рассмотреть вопрос без заключения.
5. При внесении двух и более проектов решений (альтернативных) по одному и тому же вопросу Дума одновременно обсуждает их и определяет, какой из них принять за основу для дальнейшей работы.
Проект решения считается принятым за основу, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов Думы.

Статья 44. Результаты первого чтения

1. По результатам обсуждения решения Дума может принять одно из следующих решений:
- принять решение в целом;
- принять решение в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных замечаний и предложений;
- отклонить решение с предложением изменить его концепцию, основные положения и представить для рассмотрения во втором чтении;
- отклонить проект решения в целом.
В случае принятия проекта решения в первом чтении Дума может установить срок подачи поправок к проекту решения и внесения его на второе чтение.
Решение по проекту, рассмотренному в первом чтении, считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа избранных депутатов Думы.
При отсутствии возражений депутатов, а также представителя главы Администрации города проект решения может быть принят Думой.

Статья 45. Внесение поправок

1. Поправки к проекту решения, принятому в первом чтении, вносятся в письменном виде автору проекта или в комиссию, ответственную за проект, в зависимости от того, кому Дума поручила доработку проекта решения. Поправки вносятся в виде текста изменений и (или) дополнений в пункты проекта решения либо предложений об исключении отдельных пунктов или частей.
Поправки не должны противоречить нормам Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу и законам области, Уставу города.

Статья 46. Процедура работы с поправками к проекту решения

1. Комиссия Думы, ответственная за данный проект решения, изучает поправки, проводит их обобщение, принимает по ним решение. Комиссия вправе проводить независимую экспертизу поправок на предмет их возможного противоречия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу и законам области, Уставу города.
Представители органов и лица, внесшие поправки, вправе уточнять их текст в ходе обсуждения в комиссии.
Сгруппированные по пунктам проекта решения поправки подлежат рассмотрению на заседании Думы в ходе второго чтения.
Вместе с текстом проекта решения, подготовленного ко второму чтению, комиссией представляется таблица поправок, одобренных комиссией и рекомендованных к отклонению с указанием причин.

Статья 47. Второе чтение

1. При втором чтении проекта решения в Думе с докладом выступает председатель комиссии, ответственной за его разработку, или его заместитель, или по их поручению член комиссии.
Докладчик сообщает об итогах рассмотрения проекта решения в комиссии, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступает представитель, внесший проект решения. Председательствующий выявляет, имеются ли возражения у депутатов по поводу поправок, одобренных комиссией при доработке проекта решения. Если такие возражения имеются, то предоставляется слово для их краткого, в течение трех минут, обоснования. Председатель комиссии отвечает на возражения, после чего проводится голосование об одобрении или отклонении данной поправки.
После того, как исчерпаны все возражения по поправкам, из числа одобренных комиссией и включенных в проект, председательствующий ставит на голосование вопрос об утверждении решения комиссии по поводу отклоненных поправок к проекту решения. При утверждении Думой решения комиссии об отклонении поправок на голосование ставится вопрос о принятии проекта решения.

Статья 48. Принятие проекта решения во втором чтении

1. В результате голосования Дума принимает решение в целом большинством голосов от избранного числа депутатов. Тексты принятых решений в целом передаются в управление делами Думы.

Статья 49. Передача и подписание мэром города принятых решений

1. Принятое Думой решение передается в течение 3 дней на подписание мэру города.
Мэр города в течение 15 дней с момента поступления решения подписывает его. До истечения пятнадцатидневного срока мэр города вправе возвратить принятое решение в Думу с мотивированным заключением о причинах его возврата для дополнительного рассмотрения. При повторном рассмотрении решение, принятое Думой в прежней редакции, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа избранных депутатов, вступает в силу.
Подписанное мэром города решение регистрируется в управлении делами Думы, ему присваивается порядковый номер.
Если решение, принятое Думой, не отклонено и не подписано мэром города в установленный срок, то оно считается принятым, и Дума обнародует его за подписью председателя Думы.

Статья 50. Опубликование нормативных актов Думы

1. Решения Думы подлежат официальному опубликованию. Контроль за официальным опубликованием нормативных правовых актов Думы осуществляет управление делами Думы.

Глава V
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУМОЙ КОНТРОЛЬНЫХ
ПОЛНОМОЧИЙ

Статья 51. Предмет и формы контрольной деятельности Думы

1. Дума непосредственно и через создаваемые им органы осуществляет контроль:
- за исполнением актов нормативного и иного характера, принятых Думой в пределах ее компетенции;
- за исполнением городского бюджета, использованием внебюджетного фонда;
- за распоряжением имуществом, относящимся к собственности города;
- за деятельностью образуемых или избираемых Думой органов или должностных лиц.
2. Контрольная деятельность Думы осуществляется в формах:
- заслушивания отчетов;
- направления депутатских запросов;
- истребования информации.

Статья 51. Депутатский запрос

1. Депутат или группа депутатов имеют право внести на рассмотрение Думы обращение непосредственно к представительному органу, мэру города, а также к руководителям расположенных на территории города государственных и общественных органов, учреждений и организаций. Такое обращение вносится в письменной форме и оглашается на заседании Думы.
2. Если указанное обращение касается фактов нарушения государственными органами или должностными лицами Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и области, решений Думы, то Дума может признать его депутатским запросом.
3. Государственные органы или должностные лица, к которым обращен запрос, обязаны в срок до 15 дней дать письменный ответ, который оглашается на заседании Думы. Депутат вправе дать оценку ответу государственного органа или должностного лица на запрос. По результатам рассмотрения вопросов в связи с депутатским запросом Думой принимается решение.

Статья 52. Получение и распространение информации

1. Дума обеспечивает депутата необходимыми документами, а также информационными и справочными материалами.
2. Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, а также должностные лица при обращении депутата обязаны обеспечивать его консультациями специалистов и информацией по вопросам, связанным с депутатской деятельностью.

Статья 53. Заслушивание доклада о социально-экономическом положении в городе и отчета об исполнении бюджета города

1. Дума не реже одного раза в год заслушивает отчет мэра города либо по его поручению его заместителя о социально-экономическом положении в городе и об исполнении бюджета.
Текст отчета не позднее чем за 10 дней до его рассмотрения на заседании Думы рассылается депутатам.
2. Отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения на заседании Думы передается на обсуждение в комиссию по бюджету, экономике и налогам. О результатах рассмотрения отчета об исполнении бюджета с содокладом на заседании Думы выступает председатель комиссии.
3. Доклад о социально-экономическом положении в городе до его рассмотрения на заседании Думы передается в комиссии Думы.
4. По итогам обсуждения отчета мэра города об исполнении бюджета или доклада о социально-экономическом положении в городе Дума принимает решение.
5. Председатель Думы не реже одного раза в год представляет отчет о деятельности городской Думы, который публикуется в газете "Великолукская правда".


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru