Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








"Устав Печорского района Псковской области"
(ред. от 20.11.2001)
(принят решением Собрания депутатов Печорского района от 23.04.1996)
(Зарегистрировано в Управлении юстиции Псковской области 27.12.2001)

Официальная публикация в СМИ:
"Печорская правда", 28.12.2001


Утратил силу в связи с изданием Устава муниципального образования "Печорский район", принятый решением собрания депутатов Печорского района от 28.03.2003.



Зарегистрировано в Управлении юстиции Псковской области 27 декабря 2001 года
   ------------------------------------------------------------------


СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ ПЕЧОРСКОГО РАЙОНА

УСТАВ
ПЕЧОРСКОГО РАЙОНА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Собранием депутатов района
23 апреля 1996 года

(в ред. решения Собрания депутатов Печорского района
от 20.11.2001)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования Устава

Настоящий Устав определяет на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Псковской области и Закона Псковской области "О местном самоуправлении в Псковской области" порядок осуществления местного самоуправления в муниципальном образовании "Печорский район" (далее - район), предметы ведения, структуру органов местного самоуправления, их компетенцию, взаимодействие между собой и с органами государственной власти и населением.

Статья 2. Понятие местного самоуправления

1. Местное самоуправление в районе - самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения района, на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, Устава Псковской области, законов Псковской области и настоящего Устава.
2. Правом на осуществление местного самоуправления на территории района обладают граждане Российской Федерации, а также - с ограничениями, установленными законодательством РФ, - иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или преимущественно проживающие на территории района (в дальнейшем - население).

Статья 3. Система местного самоуправления

1. Местное самоуправление осуществляется населением непосредственно - путем инициирования и участия в местных референдумах, собраниях (сходах) граждан, участия в выборах органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, инициирования и участия в процедуре отзыва выборных должностных и прекращения полномочий органов местного самоуправления, других форм прямого волеизъявления, а также через органы местного самоуправления.
2. Органами местного самоуправления в районе являются Собрание депутатов района - представительный орган местного самоуправления района, и Администрация района - исполнительный орган местного самоуправления района.
3. В районе избираются:
глава района - выборное должностное лицо местного самоуправления;
депутаты Собрания депутатов района.
В соответствии с законодательством правовой статус и полномочия Собрания депутатов района определяются в соответствии с настоящим Уставом.
В соответствии с законодательством правовой статус и полномочия представительных органов и выборных должностных лиц муниципальных образований, находящихся в границах района, определяются Уставами соответствующих муниципальных образований.

Статья 4. Территория района

1. Территорией района является территория Печорского района в границах, установленных на момент принятия настоящего Устава.
Административный центр района - город Печоры.
2. Территорию района составляют земли городских и сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах района независимо от форм собственности и целевого назначения.
Общая площадь района - 1250,99 квадратных километров.
3. Установление и изменение границ района, в том числе при объединении, преобразовании или упразднении района, осуществляются областным Собранием депутатов, в соответствии с законодательством, с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, Собрания депутатов района, а также по инициативе органов государственной власти области.
4. Изменение границ района не может осуществляться без учета мнения населения. Учет мнения населения осуществляется путем проведения схода граждан.
5. В границах района могут быть образованы иные муниципальные образования. С инициативой о создании таких муниципальных образований вправе выступить население соответствующей территории в границах района, органы государственной власти и управления Псковской области. Порядок создания муниципальных образований в границах района определяется в соответствии с законодательством Псковской области.
6. В целях повышения эффективности управления территория района делится на следующие административные единицы: г. Печоры, Изборская, Круппская, Кулейская, Лавровская, Новоизборская, Паниковская и Печорская волости.

Статья 5. Символ района

Район имеет герб, описание которого утверждено 20.03.1996 решением 2-й сессии Собрания депутатов района 1-го созыва и является приложением к настоящему Уставу (приложение не приводится).
Герб района подлежит регистрации в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации.

Статья 6. Предметы ведения местного самоуправления района

1. В ведении района находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
2. К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение устава района, контроль за его соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение районного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов районного значения;
4) комплексное социально - экономическое развитие района;
5) содержание и использование муниципального жилого фонда, зданий и сооружений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальной службы охраны общественного порядка, осуществление контроля за ее деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки;
10) создание условий для жилищного, социально - культурного и бытового строительства;
11) контроль за использованием земель;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципального энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципального архива;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности, местных традиций, контроль за сохранением иных памятников истории и культуры;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации района;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды;
30) обеспечение противопожарной безопасности и работы районной пожарной службы.
3. Органы местного самоуправления района вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения федеральным законодательством и законами области, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
4. В случае создания в границах района других муниципальных образований, предметы ведения между ними разграничиваются законом Псковской области. Допускается разграничение между различными муниципальными образованиями полномочий в пределах одного предмета ведения, а также совместное исполнение предметов ведения на основании соглашений между муниципальными образованиями. Каждое муниципальное образование самостоятельно в исполнении закрепленных за ним предметов ведения и полномочий.

Статья 7. Взаимоотношения органов местного самоуправления района с органами государственной власти области и органами местного самоуправления иных муниципальных образований на территории района

1. Район обладает собственной компетенцией. Органы государственной власти не могут по своей инициативе решать вопросы, отнесенные к ведению района, равно как и органы местного самоуправления не вправе решать по своей инициативе вопросы, отнесенные к ведению органов государственной власти.
2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
3. Интересы района во взаимоотношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления других муниципальных образований представляют в соответствии с установленной настоящим Уставом компетенцией органы и должностные лица местного самоуправления района.
4. Органы местного самоуправления сотрудничают с органами государственной власти на равноправной основе посредством заключения договоров, создания координационных, консультационных и иных рабочих органов, разработки и реализации совместных программ и проектов и в иных допускаемых законом формах. Органы и должностные лица местного самоуправления имеют право на основании актов, устанавливающих их статус, направлять своих представителей в координационные, консультативные и иные органы, создаваемые органами и должностными лицами, органов государственной власти, органов местного самоуправления других муниципальных образований.
5. В обеспечение интересов района органы и должностные лица местного самоуправления обязаны направлять органам государственной власти свои предложения, ходатайства, заявления, в том числе содержащие требования о выполнении органами государственной власти возложенных на них законом обязанностей, обеспечить сбалансированность минимального местного бюджета, гарантировать финансовую самостоятельность местного самоуправления, компенсировать району дополнительные расходы, возникшие в результате решений этих органов.
6. Органы местного самоуправления ежегодно проводят расчет средств, необходимых для выполнения возложенных государственных полномочий, и направляют в органы государственной власти предложения о выделении данных средств из государственного бюджета соответствующего уровня. Переданные государственные полномочия осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами области, с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, в пределах переданных им на эти цели средств.
7. Реализация переданных государственных полномочий подконтрольна органам государственной власти. Органы и должностные лица местного самоуправления обеспечивают представление необходимой для исполнения контрольных функций информации органам государственной власти.
8. Собрание депутатов района, Администрация района обладают правом законодательной инициативы в областном Собрании депутатов. Порядок осуществления права законодательной инициативы регулируется Регламентом Собрания депутатов Псковской области.
9. Органы местного самоуправления обязаны всемерно охранять имущественные, финансовые и иные интересы района и правомочия его населения во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований, прибегая в необходимых случаях к судебной защите.
10. Муниципальные образования в границах района самостоятельны в решении вопросов, отнесенных к их собственной компетенции соответствующим законом Псковской области, в управлении объектами муниципальной собственности и распоряжении доходными источниками, закрепленными за муниципальными образованиями этим законом. Район самостоятелен в решении вопросов местного значения, отнесенных законом к его компетенции в управлении собственными объектами муниципальной собственности и закрепленными источниками доходов. Отдельные предметы ведения и полномочия, отнесенные законом Псковской области к совместному ведению, реализуются на основании соглашений, заключаемых между муниципальными образованиями. Муниципальные образования в границах района имеют свой представительный орган и могут иметь выборное должностное лицо. Наименования указанных органов и должностных лиц устанавливаются Уставом муниципальных образований в соответствии с законами области. Соподчиненность муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления различных муниципальных образований не допускается.
11. Споры между органами местного самоуправления района и муниципальными образованиями, находящимися в границах района, разрешаются путем создания согласительных комиссий или в судебном порядке.
12. Район в целях более эффективного осуществления своих прав и интересов может участвовать в ассоциациях или союзах муниципальных образований. От имени района в данных организациях выступают органы и должностные лица местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими статус этих органов и лиц.
Ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.
Решение об участии района в ассоциациях и союзах муниципальных образований, если такое участие предполагает расходы из местного бюджета, принимается Собранием депутатов района.

Статья 8. Участие органов местного самоуправления в гражданских отношениях

От имени Печорского района в соответствии с ГК Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде следующие органы и должностные лица местного самоуправления:
- глава района;
- Собрание депутатов района.
Право на участие в гражданских правоотношениях может быть предоставлено структурным подразделениям Администрации района на основании положений об этих подразделениях и в соответствии с утвержденной структурой Администрации.
Органы, структурные подразделения и должностные лица местного самоуправления участвуют в гражданских правоотношениях в рамках компетенции, установленной настоящим Уставом и иными актами, определяющими статус этих органов и лиц.

Глава 2. ФОРМЫ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ
И ДРУГИЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 9. Районный референдум

1. Районный референдум (в дальнейшем - референдум) - голосование населения по вопросам местного значения. Референдум является высшим непосредственным выражением воли населения района.
2. На референдум могут выноситься любые вопросы, относящиеся к предметам ведения района, за исключением следующих вопросов:
а) об изменении срока полномочий действующих органов местного самоуправления;
б) о формировании состава или о персональном составе органов местного самоуправления;
в) об избрании, утверждении, назначении, либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности должностных лиц местного самоуправления;
г) о принятии или изменении бюджета района, исполнении и изменении финансовых обязательств района;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения района.
3. Референдум проводится на основе всеобщего, равного, прямого и свободного волеизъявления при тайном и личном голосовании. Контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Статья 10. Назначение референдума

1. С инициативой по проведению местного референдума могут выступить депутаты районного Собрания депутатов или не менее 5 процентов населения.
2. Инициатива населения в проведении референдума реализуется посредством создания инициативной группы референдума и сбора подписей граждан. Инициативная группа образуется в количестве не менее 10 человек и организует сбор подписей в поддержку проведения референдума.
3. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна быть ясной и обеспечивать возможность однозначного ответа на поставленный вопрос.
4. Организация и проведение референдума возлагаются на территориальную избирательную комиссию. Местный референдум проводится и его результаты определяются в соответствии с действующим законодательством.
5. Инициатива проведения референдума подлежит обязательному рассмотрению на ближайшей сессии Собрания депутатов района.
6. Решение о проведении референдума считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 депутатов районного Собрания.

Статья 11. Правовое значение референдума

1. Решение, принятое на референдуме, обязательно для исполнения всеми расположенными на территории района предприятиями, учреждениями, организациями независимо от их организационно - правовой формы, а также органами местного самоуправления и гражданами и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами и должностными лицами местного самоуправления.
2. Если для реализации решения референдума требуется издание правового акта, орган или должностное лицо местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного нормативного правового акта и в месячный срок со дня определения срока подготовки принять данный правовой акт.
В случае необходимости разработки на основании решения референдума планов или программ, такие документы должны быть разработаны и приняты органами местного самоуправления в срок не более 3 месяцев с момента вступления решения референдума в силу.
3. Решение, принятое на местном референдуме, и итоги голосования подлежат опубликованию в пятидневный срок после проведения референдума.

Статья 12. Муниципальные выборы

1. Выборы депутатов Собрания депутатов района и главы района осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, при обеспечении установленных федеральным и областным законодательством избирательных прав граждан.
2. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами Псковской области и настоящим Уставом.
3. Выборы депутатов осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы.
Избирательные округа при выборах депутатов формируются на всей территории района, включая территории муниципальных образований, находящихся в границах Печорского района, с соблюдением примерного равенства числа избирателей в каждом округе.
Выборы главы района проводятся по единому общерайонному избирательному округу, включающему территории муниципальных образований, находящихся в границах Печорского района.

Статья 13. Народная правотворческая инициатива

1. Население имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. С правотворческой инициативой может выступить любой гражданин, группа граждан, органы территориального общественного самоуправления, местные общественные объединения жителей района путем внесения проекта правового акта органа или должностного лица местного самоуправления и его обоснования.
2. Проекты правовых актов, внесенные в порядке правотворческой инициативы граждан, подлежат обязательному рассмотрению представительным органом местного самоуправления на ближайшей сессии; иными органами и должностными лицами в срок один месяц.
3. Проведение необходимых согласовании и экспертиз проекта, внесенного гражданами, обязаны организовать органы и должностные лица, в чей адрес эти проекты направлены.
Недостатки оформления проекта правового акта, поданного в порядке народной инициативы, могут являться основанием для его отклонения только в том случае, если из проекта неясна суть внесенной народной правотворческой инициативы.
В проект правового акта, внесенного в порядке народной правотворческой инициативы, до его принятия могут быть внесены изменения, обусловленные требованиями юридической техники, не изменяющие смысл и сущность внесенного правового акта.
4. Проекты правовых актов, внесенные в порядке правотворческой инициативы, должны быть обнародованы до их рассмотрения принимающим эти акты органом или должностным лицом.
5. Правотворческая инициатива подлежит рассмотрению с обязательным участием представителей населения, внесших проект и замечания к нему, при этом данным лицам обеспечивается право выступления по рассматриваемому вопросу в порядке, установленном нормативными правовыми актами муниципального образования. Результаты рассмотрения проекта с обоснованием решения подлежат обязательному обнародованию.

Статья 14. Собрания (сходы) и конференции граждан

1. В населенных пунктах района для обсуждения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) и конференции граждан.
2. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, нормы представительства на конференции устанавливаются в соответствии с законодательством и положением о собраниях (сходах) и конференциях граждан, принимаемым Собранием депутатов района.
3. Население имеет право пригласить на собрание (конференцию) депутатов, должностные лиц местного самоуправления для предоставления информации по интересующему их вопросу. Приглашение должно быть направлено в представительный орган местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления не позднее чем за 5 дней до проведения собрания (конференции). Явка депутата, должностного лица местной самоуправления на собрание (конференцию) является обязательной. За неявку без уважительной причины должностному лицу местного самоуправления руководителем соответствующего органа местного самоуправления может быть объявлено взыскание в соответствии с Законом Псковской области "О муниципальной службе в Псковской области".

Статья 15. Отчеты депутатов и выборы должностных лиц местного самоуправления перед населением

Депутаты и выборные должностные лица местного самоуправления не реже 1 раза в год обязаны отчитываться перед жителями района (депутаты - избирательного округа) на собрании жителей. Информация о времени и месте проведения отчета должна быть доведена до сведения жителей района не позднее чем за 2 недели до проведения отчета. Жители района имеют право потребовать досрочного проведения отчета депутата, выборного должностного лица органов местного самоуправления в порядке, определенном пунктом 3 ст. 14, при этом требование об отчете должно быть предоставлено органу или выборному должностному лицу местного самоуправления не позднее чем за 2 недели до даты собрания.

Статья 16. Публичные слушания

По наиболее важным вопросам местного значения, затрагивающим права и свободы человека и гражданина, могут проводиться публичные слушания, в соответствии с положением о публичных слушаниях, принимаемым Собранием депутатов района.

Статья 17. Предоставление населению информации о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы и должностные лица местного самоуправления района обязаны обеспечить каждому жителю право на получение полной и объективной информации о деятельности органов местного самоуправления, возможность ознакомления с документами и материалами, касающимися осуществления местного самоуправления на территории района, если иное не предусмотрено законом.
2. Органы местного самоуправления района регулярно информируют население о своей работе.

Статья 18. Обращения граждан в органы местного самоуправления

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в Собрание депутатов района, к главе района, в Администрацию района, в другие органы и к должностным лицам местного самоуправления района, которые обязаны дать ответ по существу обращений в течение одного месяца.

Статья 19. Массовые мирные мероприятия

1. Граждане вправе проводить митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие мирные массовые мероприятия, при условии предварительного согласования с Администрацией района места, времени, порядка проведения акции. Организаторы акции обязаны подать заявление в письменной форме не позднее 10 дней, а Администрация района - рассмотреть заявления и сообщить организаторам о принятом решении не позднее 5 дней до начала планируемого мероприятия.
2. Администрация района вправе запретить проведение мирного массового мероприятия только в случаях, если ее цель противоречит Конституции Российской Федерации или угрожает общественному порядку и безопасности граждан.
3. Администрация района вправе по согласованию с организаторами акции изменить время, место (маршрут) и порядок проведения мирного массового мероприятия в целях обеспечения общественного порядка, нормальной работы транспорта, органов власти и управления, предприятий, учреждений, организаций.
4. Органы и должностные лица местного самоуправления не вправе препятствовать мирным массовым мероприятиям, проводимым с соблюдением установленных требований.
5. Иные требования к проведению в районе митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и других мирных массовых мероприятий регулируются действующим законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 20. Территориальное общественное самоуправление

1. Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан на части территории района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется через общие собрания (сходы), конференции граждан, проживающих на соответствующей территории, а также через избираемые ими органы территориального общественного самоуправления в соответствии с положением о территориальном общественном самоуправлении в районе, принимаемым Собранием депутатов района.

Статья 21. Уполномоченные представители сельских населенных пунктов

1. В сельских населенных пунктах или группе населенных пунктов на собраниях (сходах) граждан, правомочных при участии в них не менее 50% граждан, обладающих правом на участие в осуществлении местного самоуправления, выбираются уполномоченные представители на срок пять лет.
Уполномоченные представители организуют жителей на решение вопросов местного значения. Они действуют в пределах границ населенного пункта с учетом присоединения отдельных малочисленных деревень, хуторов.
2. Уполномоченные представители сельских поселений доводят до населения, разъясняют и контролируют в пределах своей компетенции исполнение нормативных правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления района в части, непосредственно касающейся прав и обязанностей граждан - жителей сельских поселений.
3. Уполномоченные представители осуществляют взаимосвязь и взаимодействие населения с органами местного самоуправления района, информируют и организуют участие населения в проводимых в районе мероприятиях.
4. Уполномоченные представители созывают собрания (сходы) граждан, председательствуют на них, подписывают принимаемые собраниями (сходами) решения и доводят их до органов местного самоуправления района, совместно с активом осуществляют контроль за выполнением принятых сходом решений.
5. Уполномоченные представители (старосты) проводят подворные обходы в населенных пунктах с целью обучения населения мерам пожарной безопасности. На сходах граждан определяют порядок оповещения населения о пожаре и других бедствиях, а также прибытия населения с первичными средствами пожаротушения к месту пожара.
Ходатайствуют перед Администрацией волости о выделении помощи одиноким престарелым гражданам в решении вопросов пожарной безопасности их жилья.
6. Уполномоченные представители при установлении фактов нарушения гражданами действующего законодательства выносят устное или письменное предупреждение с требованием прекратить нарушение, при невыполнении их законных требований они информируют об этом органы местного самоуправления района (вопросы самовольного строительства, захвата земли, нарушения правил охоты, рыболовства, лесопользования и т.д.).
7. Уполномоченные представители контролируют соблюдение режима работы учреждений связи, медпунктов, магазинов, автолавок, подразделений службы быта, следят за состоянием дорог, колодцев, плотин, прудов, мостов, объектов муниципальной собственности.
8. Уполномоченные представители не реже одного раза в полугодие отчитываются о проделанной работе на сходах граждан.
За выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Уставом, уполномоченные представители могут получать из средств местного бюджета, предусмотренных на содержание органов местного самоуправления, вознаграждение в порядке, установленном Собранием депутатов района.

Статья 22. Иные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

Население района имеет право участвовать в совещательных органах, формируемых органами и должностными лицами местного самоуправления, создавать гражданские комитеты, комиссии по различным вопросам, вносить предложения по развитию социального партнерства в районе, осуществлять общественный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, проводить общественные экспертизы, создавать фонды поддержки местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, участвовать в деятельности попечительских советов муниципальных предприятий и учреждений, а также участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не запрещенных действующим законодательством.
Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны всемерно содействовать участию населения в осуществлении местного самоуправления.

Глава 3. СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ РАЙОНА

Статья 23. Собрание депутатов района - выборный представительный орган местного самоуправления района

1. Собрание депутатов района является выборным представительным органом местного самоуправления и состоит из 17 депутатов, избираемых сроком на 5 лет, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, в соответствии с федеральными законами, законами Псковской области, настоящим Уставом и правовыми актами органов местного самоуправления. Установленные срок и объем полномочий Собрания депутатов не могут быть изменены в течение текущего срока его полномочий.
2. Собрание депутатов района представляет интересы населения и принимает решения, обязательные для исполнения на территории района.
3. Собрание депутатов считается правомочным при избрании не менее 2/3 от установленного числа депутатов.
Сессия Собрания депутатов считается правомочной, если на ней присутствуют не менее 2/3 от установленного для Собрания числа депутатов.
4. Решения Собрания принимаются большинством голосов присутствующих депутатов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Уставом.

Статья 24. Полномочия Собрания депутатов района

1. К ведению Собрания депутатов района относятся:
1) принятие и изменение Устава района и Регламента работы Собрания депутатов, принятие положений о бюджетном процессе и бюджетном устройстве в районе, о муниципальном заказе и других общеобязательных правил по предметам ведения местного самоуправления района, предусмотренных настоящим Уставом;
2) досрочное прекращение полномочий депутатов в случаях и порядке, предусмотренных законодательством и настоящим Уставом;
3) защита прав депутатов;
4) заслушивание отчетов о деятельности главы района и Администрации района;
5) образование, избрание и упразднение постоянных и временных комиссий Собрания депутатов, заслушивание отчетов об их работе;
6) рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений;
7) утверждение организационных структур Собрания депутатов и Администрации района;
8) принятие планов и программ экономического, социального и экологического развития района, утверждение районного бюджета и отчета об его исполнении;
9) установление в соответствии с законодательством местных налогов и сборов;
10) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, создания муниципальных предприятий и учреждений, участия муниципального образования в некоммерческих организациях; принятие решений о создании муниципальных предприятий и учреждений;
11) определение направлений использования капитальных вложений;
12) образование целевых бюджетных фондов района, определение их назначения;
13) учреждение фондов для кредитования целевых программ и мероприятий по решению территориальных задач, утверждение отчетов об их использовании;
14) принятие решений о выпуске и размещении лотерей, займов;
15) установление в соответствии с законодательством порядка назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий, учреждений, организаций;
16) определение условий и порядка приватизации муниципальных организаций и муниципального имущества; принятие программы приватизации муниципального имущества;
17) утверждение Реестра муниципальной собственности, реестров неотчуждаемых и ограниченных к отчуждению объектов;
18) установление в соответствии с законодательством порядка передачи и продажи жилья в собственность граждан и организаций, сдачи жилья в аренду; установление норм выделения муниципального жилья для предоставления по социальному найму;
19) установление квоты на разработку находящихся в ведении района месторождений полезных ископаемых и платы за их использование;
20) установление в соответствии с законодательством льгот и преимуществ, в том числе налоговых, в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности и социальной поддержки отдельных категорий граждан;
21) установление в соответствии с законодательством правил пользования природными ресурсами, вынесение решений о приостановлении строительства или эксплуатации объектов в случае нарушения экологических, санитарных, строительных норм на территории района;
22) определение в соответствии с земельным законодательством порядка и условий использования земель, контроль за использованием земель на территории района;
23) утверждение схем и проектов районной планировки;
24) запрещение на основании заключений уполномоченных органов проведения на территории района мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения, изменение демографической ситуации или другие негативные последствия для населения;
25) установление правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения нужд населения;
26) учреждение районных средств массовой информации;
27) предъявление в суд или арбитражный суд требований о признании недействительными актов органов государственной власти и управления, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций;
28) установление за счет собственных средств дополнительных льгот и преимуществ для граждан, проживающих на территории района;
29) осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления района;
30) рассмотрение иных вопросов, отнесенных законодательством или населением к ведению представительного органа местного самоуправления района.
2. Собрание депутатов имеет право быть истцом и ответчиком в суде по вопросам, отнесенным к компетенции Собрания, а также выступать в суде в защиту прав граждан.

Статья 25. Депутат Собрания депутатов района

1. Статус депутата Собрания депутатов района и ограничения, связанные с его статусом, устанавливаются федеральным и областным законодательством, а также настоящим Уставом.
2. Полномочия депутата Собрания депутатов района начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы Собрания депутатов района нового состава.
3. Депутату Собрания депутатов района гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
4. Депутат Собрания депутатов района на территории района не может быть задержан (за исключением задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован или привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора Псковской области.
5. Депутат отчитывается о своей деятельности перед избирателями не реже 1 раза в год.
6. Депутаты Собрания депутатов района осуществляют свои полномочия, как правило, без отрыва от основной производственной или служебной деятельности.
7. Возмещение депутатам Собрания депутатов района, не работающим в Собрании на штатной оплачиваемой основе, среднего заработка за время их участия в заседаниях Собрания депутатов района, в работе комиссий, в которые они избраны, и других случаях, предусмотренных законодательством и решениями Собрания депутатов района, осуществляется из средств районного бюджета в порядке, установленном Собранием депутатов района.
8. Депутат Собрания депутатов района может осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Количество депутатов, работающих в Собрании на штатной оплачиваемой основе, и условия их работы устанавливаются решением Собрания депутатов района.
9. Депутату Собрания депутатов района, работающему в Собрании на штатной оплачиваемой основе, предоставляются в соответствии с законом области социальные гарантии, связанные с пребыванием в этой должности.

Статья 26. Структура Собрания депутатов района

1. Собрание депутатов возглавляет глава района - председатель Собрания депутатов района. Собрание депутатов района самостоятельно определяет свою структуру.
2. Для подготовки вопросов, отнесенных к компетенции Собрания депутатов района Собрание депутатов района формирует постоянные и временные комиссии. Положения о комиссиях утверждаются Собранием депутатов.
3. Собранием депутатов района тайным голосованием большинством от числа депутатов, установленного для районного Собрания депутатов, из числа депутатов избирается на срок полномочий Собрания заместитель главы района по работе с депутатами, который осуществляет полномочия главы района по руководству работой Собрания в период отсутствия главы района, координирует работу постоянных и временных комиссий Собрания, исполняет иные функции в соответствии с настоящим Уставом и Регламентом Собрания, а также представляет Собрание по его поручению во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, населением, предприятиями, учреждениями и организациями.
В случае неисполнения или недобросовестного исполнения своих обязанностей, превышения компетенции, полномочия заместителя главы района по работе с депутатами могут быть досрочно прекращены по решению Собрания, принятому большинством в 2/3 голосов от установленного числа депутатов по предложению главы района или группы в 1/3 от установленного числа депутатов.
Заместитель главы района по работе с депутатами, депутат Собрания могут сложить свои полномочия досрочно по собственному желанию. Порядок досрочного прекращения полномочий устанавливается Регламентом Собрания депутатов в соответствии с настоящим Уставом.
4. Организация работы постоянных и временных комиссий определяется Регламентом Собрания депутатов района и утверждаемыми Собранием положениями о комиссиях.
5. Депутаты Собрания депутатов района могут объединяться в депутатские группы, положение о которых утверждается решением Собрания депутатов района.

Статья 27. Регламент Собрания депутатов района

Порядок осуществления полномочий депутатов, порядок подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на сессии Собрания депутатов района, а также другие вопросы организации внутренней деятельности Собрания депутатов определяются утверждаемым Собранием Регламентом.

Статья 28. Сессии Собрания депутатов района

1. Основной формой работы Собрания депутатов района являются сессии.
2. Очередные сессии Собрания депутатов района созываются главой района, а в его отсутствие - заместителем главы района по работе с депутатами не реже 1 раза в квартал.
3. Внеочередные сессии Собрания депутатов района созываются по инициативе главы района, постоянных или временных комиссий, специальных контрольных комиссий или по инициативе не менее 1/3 от установленного числа депутатов.
Инициатива депутатов оформляется в виде заявления на имя главы района, которое должно содержать обоснование причин необходимости ее созыва и предлагаемые для рассмотрения вопросы. Инициатива комиссий оформляется решением комиссии и направляется главе района. Временные и специальные контрольные комиссии могут выступить с инициативой о проведении внеочередной сессии только по вопросам их деятельности.
Решение о назначении сессии Собрания депутатов района должно быть принято главой района в двухнедельный срок, а сессия проведена не позднее 1 месяца с момента получения заявления депутатов.
О времени созыва, месте проведения и предполагаемой повестке дня очередных и внеочередных сессий глава района сообщает персонально каждому депутату и обнародует сообщение не позднее, чем за 3 дня до проведения сессии.

Статья 29. Контрольная деятельность Собрания депутатов района

1. Собрание депутатов района осуществляет контрольную деятельность по предметам ведения местного самоуправления района. Контроль могут осуществлять постоянные и временные комиссии Собрания с привлечением органов территориального общественного самоуправления и населения.
Собрание депутатов района вправе в пределах своих полномочий создавать специальные контрольные комиссии, приглашать независимых экспертов, назначать аудиторские проверки.
2. Результаты контроля докладываются и решения по результатам контрольной деятельности принимаются на сессиях Собрания депутатов.
3. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны по решению Собрания или вышеназванных комиссий предоставлять всю необходимую информацию и документы для проведения контрольной деятельности.
4. Не реже 1 раза в год, а также по решению Собрания дополнительно органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления отчитываются перед Собранием о своей деятельности.
Собрание вправе заслушать должностных лиц органов местного самоуправления по вопросам их деятельности, предварительно не позднее, чем за 15 дней, уведомив об этом главу района. Глава района вправе выступить перед депутатами вместо подчиненного ему должностного лица.
5. Постоянные комиссии Собрания депутатов района не реже 1 раза в год отчитываются о своей деятельности перед Собранием депутатов района. Отчеты иных комиссий Собрания депутатов района заслушиваются по мере необходимости.
6. Выборные и иные должностные лица, органы местного самоуправления района подотчетны и подконтрольны в своей деятельности Собранию депутатов района. По результатам контроля Собранием депутатов может быть принято решение о выражении недоверия выборному должностному лицу местного самоуправления. Решение считается принятым в случае подачи не менее 2/3 голосов от установленной численности депутатов Собрания.
В случае выражения недоверия выборным должностным лицам местного самоуправления Собрание депутатов назначает голосование населения по отзыву выборного должностного лица. Голосование должно быть проведена в срок от 90 до 180 дней с момента принятия решения.

Статья 30. Досрочное прекращение полномочий Собрания депутатов района и депутатов

1. Полномочия Собрания депутатов района прекращаются досрочно в случаях:
а) самороспуска Собрания, решение о котором принимается большинством в 2/3 голосов, от установленного для Собрания числа депутатов;
б) принятия решения населением по результатам голосования о досрочном прекращении полномочий Собрания в результате утраты доверия населения;
в) принятия областным Собранием депутатов решения о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов в соответствии со ст. 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
г) объединения, преобразования или упразднения района.
Прекращение полномочий в случае, предусмотренном п. "б",
осуществляется в порядке, установленном положением об отзыве выборных должностных лиц, досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления по инициативе населения.
Прекращение полномочий в случае, предусмотренном п. "г", осуществляется в порядке, установленном законом Псковской области.
2. Постановление о назначении выборов в Собрание депутатов района в случае, предусмотренном п. "а" части первой настоящей статьи, принимается Собранием депутатов одновременно с решением о самороспуске, а в случае непринятия - территориальной избирательной комиссией не позднее 14 дней со дня принятия решения о прекращении полномочий Собрания депутатов района.
Решение о назначении выборов в Собрание депутатов района в случае досрочного прекращения полномочий, предусмотренных п. "в"
части 1 настоящей статьи, принимается областным Собранием депутатов одновременно с принятием решения о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов района.
В случае, предусмотренном п. "б" части первой настоящей статьи, решение о назначении выборов принимается территориальной избирательной комиссией не позднее 14 дней со дня принятия населением решения о досрочном прекращении полномочий Собрания депутатов района.
Выборы проводятся в трехмесячный срок со дня принятия решения об их назначении.
3. Полномочия депутата досрочно прекращаются в случаях, предусмотренных законодательством, устанавливающим статус депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, а также в следующих случаях:
а) письменного заявления депутата о сложении им своих полномочий;
б) признания в установленном порядке недействительными выборов депутата;
в) отзыва депутата населением;
г) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата; или решения суда о признании его недееспособным, либо ограниченно дееспособным, объявлении умершим;
д) досрочного прекращения полномочий районного Собрания депутатов;
е) выбытия за пределы района на постоянное место жительства;
ж) смерти депутата;
з) роспуска Собрания депутатов законом области, либо федеральным законом в соответствии со ст. 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления".
4. Во всех случаях прекращения полномочий, за исключением случая, указанного в подпункте "з", полномочия прекращаются решением Собрания депутатов района, в котором определяется дата превращения полномочий. При отклонении Собранием заявления депутата о досрочном сложении полномочий, депутат вправе сложить полномочия через 2 недели после рассмотрения заявления на заседании с уведомлением об этом Собрания.
5. В случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г", "з" - с момента вступления в силу федерального закона, закона области или судебного решения.
6. Заявление депутата о сложении полномочий подается в письменной форме в Собрание депутатов. Решение об удовлетворении заявления депутата принимается на ближайшей сессии Собрания. Заявление не может быть отозвано после принятия решения Собранием.
7. В связи с досрочным прекращением полномочий отдельных депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам Собрание депутатов назначает дополнительные выборы депутатов взамен выбывших.
Дополнительные выборы могут не назначаться, если до истечения срока полномочий депутатов данного созыва осталось менее шести месяцев и Собрание обладает необходимым кворумом для принятия решений.

Глава 4. ГЛАВА РАЙОНА

Статья 31. Глава района - высшее выборное должностное лицо в системе местного самоуправления района

1. Глава района - высшее выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления в районе.
Глава района избирается населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет в порядке, установленном федеральным, областным законодательством и настоящим Уставом.
2. Глава района:
1) входит в состав Собрания депутатов района, организует деятельность Собрания и председательствует на его заседаниях;
2) подотчетен населению и Собранию депутатов района;
3) осуществляет на принципе единоначалия руководство работой Администрации района;
4) представляет район во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и органами государственной власти, юридическими лицами и гражданами.
3. Главе района гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
4. Полномочия главы района начинаются со дня его избрания и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы района. В течение срока полномочий главы района не может быть изменен их объем. Нормы об изменении компетенции вступают в силу после избрания главы района в результате очередных или внеочередных выборов.
5. Статус главы района, социальные гарантии и ограничения, связанные с его должностным положением, устанавливаются федеральным и областным законодательством, а также настоящим Уставом.
6. Глава района на территории района не может быть задержан (за исключением задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора Псковской области.

Статья 32. Полномочия главы района

Глава района:
1) созывает сессии Собрания депутатов района, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;
2) осуществляет руководство организацией сессий и подготовкой вопросов, выносимых на рассмотрение Собрания депутатов района;
3) председательствует на сессиях и организует работу Собрания депутатов района;
4) информирует Собрание депутатов района о положении дел в районе;
5) подписывает решения Собрания депутатов, протоколы сессий (совместно с секретарем сессии) и другие документы Собрания депутатов;
6) оказывает содействие депутатам Собрания депутатов района в осуществлении ими своих полномочий, организует их обеспечение необходимой информацией;
7) координирует, по поручению Собрания депутатов района, деятельность постоянных и иных комиссий Собрания депутатов района, депутатских групп;
8) дает поручения постоянным и иным комиссиям Собрания, принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Собрания депутатов;
9) является главным распорядителем средств районного бюджета;
10) утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
11) в пределах своих полномочий подписывает исковые заявления в суд и Арбитражный суд; по поручению Собрания депутатов, оформленному решением сессии, может представлять Собрание в суде;
12) вносит в Собрание депутатов района предложения об образовании муниципальных предприятий и учреждений;
13) разрабатывает и вносит на утверждение Собрания депутатов структуру Администрации, других органов местного самоуправления района;
14) осуществляет в пределах своей компетенции руководство Администрацией района, назначает и освобождает в порядке, устанавливаемом Собранием депутатов района, руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
15) организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение решений Собрания депутатов района и собственных решений;
16) вносит протесты на решения Собрания депутатов района;
17) в пределах своей компетенции заключает договоры и соглашения с органами власти и управления, юридическими и физическими лицами, в том числе зарубежными;
18) представляет Собранию депутатов района ежегодный отчет о деятельности Администрации района;
19) организует прием граждан должностными лицами органов местного самоуправления, рассмотрение заявлений и жалоб населения;
20) рассматривает предложения органов территориального общественного самоуправления;
21) в соответствии со структурой Администрации района утверждает штаты Администрации района, организует работу с кадрами Администрации района, их аттестацию, принимает меры по повышению квалификации работников;
22) в пределах своей компетенции представляет интересы района в суде, в арбитражном суде, органах государственной власти и управления;
23) отменяет приказы руководителей структурных подразделений Администрации района, противоречащие действующему законодательству;
24) оказывает содействие соответствующим избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов;
25) открывает и закрывает счета Администрации района в банках;
26) принимает решения о передаче отдельных полномочий Администрации района в ведение администраций волостей;
27) разрешает иные вопросы в соответствии с законодательством и по поручению Собрания депутатов района.

Статья 33. Досрочное прекращение полномочий главы района

1. Полномочия главы района прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных законодательством, устанавливающим статус выборного должностного лица местного самоуправления, а также в следующих случаях:
а) подачи письменного заявления главы района о сложении своих полномочий;
б) отзыва главы района избирателями;
в) вынесенного в отношении главы района обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу;
г) признания главы района недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; признания главы района безвестно отсутствующим или объявление умершим решением суда, вступившим в законную силу; признании выборов главы района недействительными;
д) несоблюдения ограничений, связанных со статусом главы района;
е) выезда его на постоянное место жительства за пределы РФ;
ж) прекращения его полномочий путем отрешения от должности постановлением главы Администрации области, либо Указом Президента РФ в порядке, установленном ст. 49 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
з) смерти главы района.
2. В случаях, предусмотренных подпунктами "а", "б", "д", "е", "з" пункта 1 настоящей статьи, полномочия главы района прекращаются со дня, определяемого решением Собрания депутатов. При отклонении Собранием заявления главы района о досрочном сложении полномочий глава вправе сложить полномочия через 2 недели после рассмотрения заявления на заседании с уведомлением об этом Собрания.
В случаях, предусмотренных подпунктами "в", "г", "ж" - с момента вступления в силу Указа Президента РФ, судебного решения, постановления главы Администрации области.
3. Постановление о назначении выборов главы района должно быть принято Собранием депутатов района не позднее 7 дней со дня досрочного прекращения полномочий главы района.
Выборы проводятся в трехмесячный срок со дня принятия Собранием депутатов района решения об их назначении.
4. В случае длительного, более 2 месяцев подряд, отсутствия главы района, досрочного прекращения его полномочий, его полномочия по руководству Администрацией, включая определенные п. 4 ст. 35 настоящего Устава, осуществляются первым заместителем главы района, а полномочия по Собранию депутатов осуществляются заместителем главы района по работе с депутатами.

Глава 5. АДМИНИСТРАЦИЯ РАЙОНА

Статья 34. Администрация района - исполнительный орган местного самоуправления района

Администрация района - исполнительный орган местного самоуправления района, действующий под непосредственным руководством главы района.

Статья 35. Организационные основы деятельности Администрации района

1. В Администрации района создаются структурные подразделения, наделенные полномочиями по осуществлению исполнительных функций в отдельных сферах управления районом. Функции и полномочия структурных подразделений Администрации района, организация и порядок их деятельности определяются настоящим Уставом, а также положениями об этих органах, утверждаемыми главой района.
В своей деятельности структурные подразделения Администрации подконтрольны главе района и Собранию депутатов района.
2. Структурные подразделения Администрации района могут иметь на балансе обособленное имущество, передаваемое по распоряжению главы района в порядке, установленном Собранием депутатов района.
3. Структура Администрации района утверждается районным Собранием депутатов по представлению главы района.
4. Волостные администрации (за исключением администраций волостей - муниципальных образований) являются территориальными структурными подразделениями Администрации района и действуют в соответствии с положением об администрации волости, утверждаемым главой района.

Статья 36. Заместители главы района

1. В структуре Администрации глава района имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность главой района по согласованию с Собранием депутатов района.
2. Распределение обязанностей между заместителями устанавливается распоряжением главы района.
3. Глава района вправе передать заместителям на время или без ограничения срока осуществление отдельных своих полномочий.
4. Не подлежат передаче заместителям полномочия главы района:
а) по назначению на должность руководителей структурных подразделений Администрации;
б) по отмене актов главы района;
в) по заключению договоров с другими органами местного самоуправления и органами государственной власти;
г) по внесению протестов на решения Собрания депутатов района.

Статья 37. Полномочия Администрации района в области планирования, бюджета, финансов и учета

Администрация района:
1) разрабатывает проекты бюджета, планов и программ социально - экономического развития района и осуществляет их исполнение;
2) запрашивает у расположенных на территории района предприятий и организаций необходимые сведения о проектах планов и мероприятий, которые могут иметь экологические, демографические и иные последствия, затрагивающие интересы населения;
3) разрабатывает предложения по вопросам развития района для включения в соответствующие программы органов государственной власти и управления;
4) составляет балансы: финансовый, денежных доходов населения, трудовых ресурсов и иные, необходимые для управления экономическим и социальным развитием района;
5) составляет планы создания, размещения, развития и специализации муниципальных предприятий, учреждений и организаций;
6) вносит предложения в Собрание депутатов района об установлении льгот и преимуществ, в том числе налоговых льгот, отдельным категориям граждан и юридических лиц;
7) организует материально-техническое обеспечение мероприятий и программ, предусмотренных планом экономического и социального развития района;
8) изыскивает дополнительные источники доходов местного бюджета;
9) координирует мероприятия по социально - экономическому развитию территории;
10) обеспечивает ведение муниципальной статистики.

Статья 38. Полномочия Администрации района в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями по социально - экономическому развитию района

Администрация района:
1) управляет муниципальной собственностью района в порядке, установленном Собранием депутатов района;
2) осуществляет в соответствии с законодательством и настоящим Уставом создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных предприятий и учреждений, внесение от имени района имущественных вкладов в предприятия и организации иных форм собственности и организационно правовых форм;
3) утверждает и изменяет Уставы муниципальных предприятий и учреждений, если иное не предусмотрено законом;
4) готовит предложения Собранию депутатов района о приватизации муниципальной собственности;
5) выступает заказчиком на выполнение работ по благоустройству района, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально - культурных потребностей населения, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого бюджетом района средств;
6) ведет реестры объектов муниципальной собственности, представляет их на утверждение Собранию депутатов;
7) управляет имуществом, находящимся в муниципальной казне;
8) обеспечивает сохранность муниципального имущества; осуществляет контроль за использованием муниципального имущества муниципальными предприятиями и учреждениями, контроль использования и сохранности арендованного имущества в соответствии с договорами аренды;
9) контролирует выполнение договоров с муниципальными предприятиями и организациями, осуществляет контроль деятельности создаваемых от имени муниципального образования предприятий и учреждений и участвует в порядке, установленном законодательством, в управлении предприятиями и иными организациями с участием муниципального образования;
10) обеспечивает проведение конкурсов и аукционов при приватизации муниципального имущества, на право использования муниципального имущества;

Статья 39. Полномочия Администрации района в области ценообразования

Администрация района обеспечивает проведение единой государственной политики в области ценообразования на территории района.

Статья 40. Полномочия Администрации района в области использования земли

Администрация района:
1) предоставляет в установленном законодательством и Собранием депутатов района порядке в бессрочное и временное пользование, передает в собственность и сдает в аренду земельные участки;
2) организует ведение земельного кадастра;
3) планирует мероприятия по использованию земель, находящихся в муниципальной собственности;
4) организует разработку и осуществление планов земельно - хозяйственного устройства населенных пунктов на территории района;
5) устанавливает территории, в границах которых земли передаются в ведение волостных администраций;
6) организует проведение на территории района работ по землеустройству;
7) определяет условия проведения изыскательских работ на территории района;
8) контролирует выполнение землепользователями обязательств по повышению плодородия почв, борьбе с эрозией, рекультивации нарушенных земель, осуществляет контроль за использованием земель по назначению.

Статья 41. Полномочия Администрации района в области строительства, транспорта и связи

Администрация района:
1) разрабатывает и вносит на утверждение Собрания депутатов схемы и проекты районной планировки, утверждает проекты и титульные списки строек, осуществляемых за счет средств местного бюджета, и контролирует их соблюдение;
2) выступает заказчиком при строительстве и ремонте муниципальных объектов социальной и производственной инфраструктуры;
3) на основании передачи государственных полномочий выдает разрешения на строительство и реконструкцию объектов всех форм собственности, приостанавливает строительство и реконструкцию, осуществляемые с нарушением утвержденных проектов, планов и правил застройки и реконструкции;
4) назначает государственные приемочные комиссии, утверждает акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов;
5) организует обеспечение населения и муниципальных предприятий услугами транспорта; утверждает маршруты и графики движения местного транспорта, привлекает на договорных началах к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации, действующие на территории района;
6) организует в соответствии с договорами выполнение заказов администраций волостей по развитию электрификации, газоснабжения, водоснабжения населенных пунктов, дает заключение по планам строительства инженерных сетей на территории района;
7) содействует организации работы предприятий связи, развитию радио- и телевещания.

Статья 42. Полномочия Администрации района в области коммунально - бытового и торгового обслуживания населения

Администрация района:
1) организует эксплуатацию жилого фонда и объектов коммунального хозяйства, находящихся в собственности района;
2) распределяет в установленном порядке муниципальный жилой фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилого фонда, решает в соответствии с законодательством и решениями Собрания депутатов района вопросы продажи гражданам муниципального жилья, использования нежилых помещении, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности;
3) организует благоустройство населенных пунктов;
4) организует рынки и ярмарки, контролирует соблюдение регулируемых цен и правил торговли, состояние мест торговли, оказывает содействие в развитии садово-огороднических обществ;
5) организует оказание ритуальных услуг и содержит места захоронения;
6) осуществляет предусмотренные законодательством полномочия по защите прав потребителей.

Статья 43. Полномочия Администрации района в социально-культурной сфере

Администрация района:
1) планирует и обеспечивает развитие сети объектов образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта;
2) осуществляет функции учредителя муниципальных учреждений образования, культуры, здравоохранения, социального обслуживания, физкультурно - спортивных учреждений;
3) организует на территории района работу культурно - просветительных учреждений с учетом национально - культурных традиций населения;
4) осуществляет охрану и организует использование находящихся в муниципальной собственности памятников природы, культуры, истории;
5) разрабатывает комплексные программы укрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления окружающей природной среды;
6) организует проведение общерайонных мероприятий в области образования, здравоохранения, культуры и спорта;
7) обеспечивает меры противопожарной безопасности.

Статья 44. Полномочия Администрации района в области социальной поддержки населения

Администрация района:
1) организует проведение мероприятий, способствующих социальной адаптации и реабилитации социально незащищенных граждан;
2) принимает меры по улучшению жилищных и материально - бытовых условий семей, потерявших кормильца, инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся в уходе на дому, а также меры по устройству нуждающихся граждан в учреждения социального обслуживания;
3) предоставляет в пределах своих полномочий и в соответствии с решениями Собрания депутатов района льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением жизни многодетных семей, одиноких пенсионеров и инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и труда, а также предоставляет льготы в пределах своих полномочий и в соответствии с решениями Собрания депутатов района;
4) содействует созданию необходимых жилищных условий для уволенных в запас военнослужащих и их семей;
5) создает комплексную сеть муниципальных служб социальной помощи;
6) содействует созданию предприятий и иных юридических лиц для оказания социальных услуг нетрудоспособному населению и финансирования программ социальной помощи;
7) вносит на рассмотрение Собрания депутатов района предложения по дополнительной компенсации населению за счет средств районного бюджета расходов, связанных с приобретением некоторых видов товаров, а также оказанием услуг;
8) осуществляет предусмотренные законодательством функции опеки и попечительства в районе;
9) разрабатывает и организует исполнение муниципальных программ повышения занятости населения;
10) организует общественные работы.

Статья 45. Полномочия Администрации района в области обеспечения законности, правопорядка, охраны прав и свобод граждан

Администрация района:
1) осуществляет контроль за исполнением решений Собрания депутатов района предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами;
2) осуществляет в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка меры, направленные на спасение и охрану жизни людей, защиту их здоровья и прав, сохранение материальных ценностей, поддержание порядка, обеспечение деятельности предприятий, учреждений, организаций, организует проведение противопожарных мероприятий;
3) в соответствии с действующим законодательством рассматривает дела об административных правонарушениях;
4) контролирует соблюдение законодательства и обеспечение безопасности граждан при проведении собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, спортивных, зрелищных и других массовых общественных мероприятий;
5) оказывает содействие районным органам внутренних дел в их работе;
6) содействует районным органам записи актов гражданского состояния, районным государственным архивам в их деятельности;
7) оказывает содействие суду, прокуратуре и органам юстиции в обеспечении их деятельности;
8) организует прием населения должностными лицами местного самоуправления, рассмотрение жалоб, заявлений и предложений граждан;
9) содействует выполнению законодательства о всеобщей воинской обязанности;
10) содействует развитию гражданской обороны в районе;
11) готовит ходатайства и вносит представления в соответствующие органы о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий;
12) обеспечивает информационное обеспечение органов местного самоуправления и населения.

Глава 6. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 46. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения издают правовые акты.
Собрание депутатов района принимает решения. Глава района издает постановления и распоряжения.
2. В виде постановлений оформляются акты главы района, имеющие нормативное содержание, затрагивающие права, свободы, обязанности и интересы граждан, а также связанные с решением важных вопросов экономического и социального развития района, использованием муниципальной собственности и финансовых ресурсов.
3. Руководители структурных подразделений Администрации района в пределах своих полномочий издают приказы.
4. Руководители волостных администраций в пределах своих полномочий издают постановления и распоряжения, обязательные для населения соответствующих территорий и муниципальных служащих волостных администраций.
5. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы, обязанности и интересы граждан, вступают в силу на следующий день после их официального опубликования в средствах массовой информации.
Иные акты вступают в силу с момента их подписания, если иное не установлено в самом акте.
6. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления, изданные в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми гражданами, проживающими на территории района, и предприятиями, организациями и учреждениями, расположенными на территории района, независимо от подчиненности и форм собственности.
7. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке или опротестованы в порядке прокурорского надзора в соответствии с федеральным законом.
8. Глава района вправе опротестовать решение Собрания депутатов района в десятидневный срок с момента его принятия, если это решение, по его мнению, противоречит законодательству или решениям Собрания депутатов района, либо недостаточно обеспечено финансовыми и материальными средствами. Действие опротестованного решения приостанавливается с момента поступления протеста в Собрание до его рассмотрения. Протест должен быть рассмотрен Собранием депутатов района в месячный срок.
Собрание депутатов района отклоняет протест главы района, если за опротестованное решение проголосует не менее 2/3 от установленного числа депутатов. В этом случае решение вступает в силу в срок, указанный Собранием депутатов района.
Глава района в случае отклонения его протеста Собранием вправе обжаловать опротестованный акт в суд.

Глава 7. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Статья 47. Служащие органов местного самоуправления

1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими и принимаются на работу на контрактной и конкурсной основе в соответствии с Законом Псковской области "О муниципальной службе в Псковской области".
2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется Собранием депутатов района в соответствии с федеральным законом и Законом области "О муниципальной службе в Псковской области".
3. Муниципальному служащему гарантируются:
а) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и нормативными правовыми актами области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления района;
б) право на получение жилья в соответствии с нормами жилой площади, получение из средств местного бюджета разовой возвратной ссуды (кредита) сроком на 20 лет на строительство или приобретение жилого дома, а также на внесение пая в строительство жилья;
в) оплата 50 процентов стоимости путевки санаторно - курортных учреждений, расположенных на территории области за счет средств местного бюджета или выплата денежной компенсации в размере 50 процентов стоимости неиспользованной в течение календарного года путевки на санаторно - курортное лечение в санаторно - курортных учреждениях, расположенных на территории области;
г) право на получение единовременного денежного вознаграждения при выходе на пенсию с должности муниципального служащего в размере должностного оклада за каждый полный год стажа муниципальной службы, но не более 15 должностных окладов по занимаемой должности (при выходе на пенсию муниципальной должности);
д) при неназначении на должность лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы категории "Б", после прекращения трудового договора (контракта) в связи с окончанием срока полномочий лиц, замещающих выборные муниципальные должности категории "А", им выплачивается средняя заработная плата по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия).
4. Оклады работников Администрации района устанавливаются главой района в соответствии с законодательством в пределах сумм, предусмотренных бюджетом на содержание Администрации.

Глава 8. ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 48. Муниципальная собственность

1. Муниципальную собственность составляют средства местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, средства от самообложения, а также движимое и недвижимое имущество и имущественные права и другие объекты, закрепленные за районом на основаниях и в порядке, установленном законодательством.
2. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени района осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом области, - население непосредственно.
3. Объекты муниципальной собственности могут передаваться в порядке, установленном законодательными актами, либо принятыми в соответствии с ними локальными нормативными актами, предприятиям, учреждениям и иным организациям на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, либо на основании гражданско - правовых договоров. Объекты муниципальной собственности, не переданные в хозяйственное ведение, либо оперативное управление, закрепляются в муниципальной казне.
4. Муниципальная собственность используется в интересах удовлетворения потребностей населения в социально значимых услугах, а также решения иных вопросов, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Органы и должностные лица местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, которым переданы объекты муниципальной собственности, обязаны принимать меры к их использованию в соответствии с назначением и принципом экономической эффективности.

Статья 49. Бюджет района

1. Район имеет собственный районный бюджет.
2. Формирование и исполнение районного бюджета основывается на принципах самостоятельности, реальности, гласности.
3. Утверждение районного бюджета и отчета о его исполнении, установление местных налогов, сборов и налоговых льгот находится в компетенции Собрания депутатов района.
4. Кроме бюджета района, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют собственные бюджета муниципальные образования, находящиеся в границах района. Консолидированный бюджет состоит из бюджета района и бюджетов муниципальных образований, находящихся в границах района.

Статья 50. Самообложение

Население района непосредственно, путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или Собрание депутатов района с учетом мнения населения, полученного на собраниях (сходах) граждан, могут предусматривать добровольное внесение жителями средств для финансирования мероприятий местного значения.

Статья 51. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами

Органы местного самоуправления района в соответствии с федеральными и областными законами получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, добываемыми на территории района. Порядок получения платежей в натуральной форме устанавливается Собранием депутатов района.

Статья 52. Целевые бюджетные фонды

Собрание депутатов района в соответствии с действующим законодательством вправе принимать решения об образовании целевых бюджетных фондов и определять порядок их использования.

Статья 53. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях

Администрация района в соответствии с законодательством и решениями Собрания депутатов района вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово - кредитные учреждения.

Статья 54. Отношения органов местного самоуправления района с муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями

1. Муниципальные предприятия, учреждения, организации могут создаваться в целях решения вопросов по исполнению предметов ведения местного самоуправления района, если невозможно обеспечить исполнение этих предметов ведения иным способом, либо очевидна экономическая неэффективность исполнения иным способом.
2. Собрание депутатов района определяет цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляет регулирование цен, тарифов на их продукцию (услуги).
3. Администрация района утверждает и изменяет уставы (положения) предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, назначает и освобождает от должности их руководителей.
4. Отношения между Администрацией района и руководителями организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с действующим законодательством.

Статья 55. Отношения органов местного самоуправления и предприятий, не входящих в муниципальную собственность

1. Отношения органов местного самоуправления района с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров и соглашений.
2. Администрация района в соответствии с действующим законодательством:
а) объединяет на добровольной основе средства предприятий, организаций различных форм собственности для финансирования программ развития района;
б) содействует созданию на территории района предприятий различных форм собственности, занятых обслуживанием населения, крестьянских (фермерских) хозяйств;
в) осуществляет взаимодействие с объединениями товаропроизводителей и предпринимателей;
г) заключает с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, договоры о сотрудничестве в целях экономического и социального развития района.

Глава 9. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 56. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Органы и должностные лица местного самоуправления района несут ответственность перед населением, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством.

Статья 57. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением

1. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в случаях утраты доверия населения.
2. Формами ответственности органов и выборных должностных лиц местного самоуправления является отзыв депутата Собрания района, главы района, досрочное прекращение полномочий Собрания депутатов района.
3. Депутат Собрания депутатов района может быть отозван избирателями соответствующего избирательного округа. Предложение о проведении голосования об отзыве депутата не может быть внесено ранее года с момента его избрания. Процедура отзыва депутата может быть начата по инициативе не менее 5 процентов избирателей избирательного округа.
Порядок отзыва депутата устанавливается настоящим Уставом и положением об отзыве выборных должностных лиц, досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления по инициативе населения в соответствии с законом области.
4. Глава района может быть отозван его избирателями. Предложение о проведении голосования об отзыве главы района не может быть внесено ранее года с момента его избрания.
Процедура отзыва главы района может быть начата по инициативе Собрания депутатов района или не менее 2 процентов избирателей района.
Порядок отзыва главы района устанавливается настоящим Уставом и положением об отзыве выборных должностных лиц, досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления по инициативе населения в соответствии с законом области.
5. Полномочия Собрания депутатов района могут быть прекращены досрочно избирателями. Решение об этом принимается голосованием населения.
Порядок назначения и проведения голосования по досрочному прекращению полномочий Собрания депутатов района определяется настоящим Уставом и положением об отзыве выборных должностных лиц, досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления по инициативе населения в соответствии с законом области.
6. Ответственность муниципальных служащих наступает по основаниям и в порядке, установленном действующим законодательством, настоящим Уставом.

Статья 58. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных законов, Устава области, законов области, Устава района, в порядке, установленном действующим законодательством.

Глава 10. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 59. Принятие Устава района

1. Устав района принимается Собранием депутатов района и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом области.
2. Устав района вступает в силу с момента его официального опубликования в средствах массовой информации, которое осуществляется не позднее 7 дней с момента регистрации в органах юстиции.

Статья 60. Внесение изменений в Устав района

1. Правом инициативы по внесению изменений и дополнений в Устав района обладают население, общественные и политические объединения, местные отделения общероссийских объединений, действующие в установленном законодательством порядке на территории района, депутаты Собрания депутатов, глава района.
2. Изменения и дополнения в Устав района принимаются не менее чем 2/3 голосов от установленного числа депутатов Собрания депутатов района.

Статья 61. Принятие правовых актов, предусмотренных настоящим Уставом

Правовые акты, предусмотренные настоящим Уставом, должны быть разработаны и приняты соответствующими органами и должностными лицами местного самоуправления в срок не позднее 10 месяцев с момента вступления Устава в силу.
До принятия законов Псковской области, регулирующих отдельные вопросы осуществления местного самоуправления, в соответствии со ст. 57 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" эти вопросы регулируются настоящим Уставом и принятыми на его основании, указанными в данном Уставе нормативными правовыми актами Собрания депутатов района.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru