Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение Арбитражного суда Псковской области от 11.12.2007 по делу № А52-4569/2007
Отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения Псковской городской Думы о ликвидации МП "Псковская коммерческая палата", вместе с тем признано не соответствующим законодательству решение Псковской городской Думы о создании ликвидационной комиссии указанного предприятия, поскольку создание ликвидационной комиссии относится к действиям, совершаемым Администрацией города Пскова при ликвидации предприятия.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определением ВАС РФ от 06.10.2008 № 12435/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.06.2008 данное решение и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 оставлены без изменения.
   ------------------------------------------------------------------

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2008 данное решение оставлено без изменения.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 декабря 2007 г. по делу № А52-4569/2007

Резолютивная часть решения объявлена 4 декабря 2007 г.
Судья Арбитражного суда Псковской области Я.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску муниципального предприятия г. Пскова "Псковская коммерческая палата"
к Псковской городской Думе,
третье лицо: Администрация города Пскова,
об оспаривании решения органа местного самоуправления,
при участии в заседании:
от заявителя: В.Н. - представитель, доверенность № 7 от 18.10.2007 г.,
от ответчика: Ш.Н. - представитель, доверенность № 8 от 28.06.2007 г.,
Ц.И. - заместитель главы г. Пскова, председатель комитета по правовым вопросам и МСУ Псковской городской Думы, доверенность от 12.07.2007 г.;
от третьего лица: С.М. - представитель, доверенность № 950 от 03.07.2007 г.;
М.Д. - представитель, доверенность № 441 от 02.04.2007 г.

установил:

муниципальное предприятие города Пскова "Псковская коммерческая палата" (далее - МП "Псковская коммерческая палата") обратилась в арбитражный суд с иском к Псковской городской Думе (далее - ПГД) о признании недействительным решения от 31.10.2007 г.
В судебном заседании истец уточнил требования и просит признать п.п. 3, 4 решения Псковской городской Думы от 31.10.2007 № 175 незаконными.
К участию в деле привлечено третье лицо - Администрация города Пскова.
Ответчик возражает против иска по причине законности принятия решения.
Третье лицо иск поддержало.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Псковской городской Думой 31.10.2007 г. на 9-й сессии принято решение № 175 "Об информации исполняющего обязанности председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пскова С.А. по вопросу продажи акций ЗАО "Телеком", принадлежащих муниципальному образованию "Город Псков" (далее - решение ПГД № 175), которым принято решение о ликвидации МП "Псковская коммерческая палата" (п. 3) и создана ликвидационная комиссия (п. 4).
По мнению МП "Псковская коммерческая палата" нарушения закона заключаются в том, что в соответствии с п. 4.2 "Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений", утвержденного решением Псковской городской Думы от 29.05.2007 № 70, в редакции от 13.07.2007, (далее - решение ПГД № 70) предприятие ликвидируется в случаях: признания его банкротом, невыполнения задач, определенных уставными документами, и по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Согласно п. 4.4 названного Порядка назначение ликвидационной комиссии производится по предложению комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) города Пскова. Заявитель полагает, что в силу ст.ст. 23, 24, 26, 31, 32 Устава муниципального образования "Город Псков" (далее - Устава г. Пскова) и ст. 8 Регламента Псковской городской Думы (в ред. от 29.05.2007 г.) ответчик не вправе назначать ликвидационные комиссии, депутаты Псковской городской Думы по своему статусу не вправе в них участвовать. В соответствии с п.п. 5, 6, 9 ч. 1, п. 30 ч. 2 ст. 23 Устава города Пскова ПГД не вправе принимать решения о ликвидации предприятий, но может установить порядок принятия таких решений с возложением на себя контрольных функций. В силу п. 2.1 ст. 32 и п. 1 ч. 2 ст. 23 Устава города ответчик вправе установить, что решение о ликвидации принимается непосредственно Администрацией города или ее органом.
Суд считает, что требование заявителя подлежит частичному удовлетворению, исходя из нижеследующего.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению учредителей (участников). Ликвидация МП "Псковская коммерческая палата" должна происходить с соблюдением ст. 113 ГК РФ и ст.ст. 20, 35 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон № 161-ФЗ).
Собственником муниципальных унитарных предприятий ст. 2 Федерального закона № 161-ФЗ является муниципальное образование, от имени которого права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции. Применительно к вопросу о ликвидации унитарного предприятия норма подпункта 5 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 161-ФЗ предусматривает право собственника имущества предприятия по принятию решения о ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством.
В муниципальном образовании "Город Псков" согласно статье 21 Устава функционируют три органа местного самоуправления: Псковская городская Дума, глава города Пскова, Администрация города Пскова.
"Порядок принятия решений о ликвидации муниципальных унитарных предприятий", утвержденный решением ПГД № 70, устанавливает, что создание ликвидационной комиссии отнесено к компетенции Думы по предложению комитета по управлению муниципальным имуществом, однако в данном случае названный комитет не вносил предложение о ликвидации МП "Псковская коммерческая палата". То есть отсутствует существенное условие, позволяющее ПГД осуществлять действия по ликвидации предприятия. Пунктом 4.5 решения ПГД № 70 установлено, что "комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пскова осуществляет действия по ликвидации предприятия, учреждения". Другими словами исполнительный орган муниципального образования в лице КУМИ занимается деятельностью по ликвидации предприятия.
Более того, суд полагает, что действия по ликвидации МП "Псковская коммерческая палата", включающие в себя создание ликвидационной комиссии, в соответствии с ст. 32 п. 2.2 Устава г. Пскова должны осуществляться Администрацией города Пскова, указанное также следует из принципа разграничения полномочий, следующего из п.п. 4 п. 2 ст. 36 и п. 6 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), ст. 35 Устава г. Пскова и распределению правомочий собственника муниципального имущества по осуществлению от имени муниципального образования "Город Псков" прав собственника муниципального предприятия.
Суд полагает, что полномочия представительного органа должны четко следовать из закона и устава муниципального образования. В Уставе г. Пскова полномочия ПГД по совершению действий направленных на ликвидацию предприятия не прописаны. Вместе с тем, иные полномочия должны быть определены Уставом (часть 11 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ).
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 1 и 2 статьи 29 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ, а не от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
   ------------------------------------------------------------------

Согласно п. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона № 131-ФЗ в состав муниципальной собственности входят муниципальные предприятия и организации. Пунктом 2 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно пункту 2.2 статьи 32 Устава муниципального образования "Город Псков" ликвидацию муниципальных предприятий в соответствии с порядком, установленным городской Думой, осуществляет Администрация города. Комитет по управлению муниципальным имуществом, являясь органом Администрации города (т.е. структурным подразделением) обеспечивает осуществление полномочий Администрации города в соответствии с Положением о комитете, утвержденным в установленном порядке.
В соответствии с ст.ст. 4.1, 4.4 "Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений", утвержденного решением ПГД № 70, создание ликвидационной комиссии и ликвидация муниципального предприятия производятся по решению ПГД.
Указанная ст. 4.4 "Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений" относит разрешение вопроса о ликвидации предприятия, являющегося муниципальной собственностью, к компетенции ПГД, которая по результатам рассмотрения соответствующего заявления КУМИ выносит решение о создании ликвидационной комиссии.
В соответствии с п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно положениям п. 3 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Подпунктом 6 ст. 23 Устава г. Пскова к компетенции Думы отнесено установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, принятие решения об определении порядка ликвидации предприятий.
В силу п. 2 ст. 32 Устава г. Пскова Администрация города осуществляет управление муниципальной собственностью.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд установил при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному, имеющему большую юридическую силу, нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В силу положении п. 2 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применение которого возможно в данном случае по аналогии, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
При данных обстоятельствах, учитывая противоречие п. 4.4 "Порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений", предоставляющего полномочия по разрешению вопроса о создании ликвидационной комиссии ПГД, Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставу г. Пскова, суд считал возможным не применять указанный пункт Положения в части предоставления полномочий ПГД по созданию ликвидационной комиссии, поскольку создание ликвидационной комиссии относится к действиям, совершаемым Администрацией г. Пскова при ликвидации предприятия и подобные действий без инициативы КУМИ не следуют из решения ПГД № 70.
Таким образом, п. 4 решения Псковской городской Думы от 31.10.2007 № 175 не соответствует законодательству.
В остальной части иск удовлетворению не подлежит, исходя из нижеследующего.
В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению учредителей (участников). Собственником муниципальных унитарных предприятий ст. 2 Федерального закона № 161-ФЗ является муниципальное образование, от имени которого права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции.
В муниципальном образовании "Город Псков" согласно статье 21 Устава функционируют три органа местного самоуправления: Псковская городская Дума, глава города Пскова, Администрация города Пскова.
Положения Федерального закона № 161-ФЗ отражены о Порядке принятия решений о ликвидации муниципальных унитарных предприятий, не противоречат решению ПГД № 70 в части принятия Думой решения о ликвидации МП "Псковская коммерческая палата".
Предусмотренное подпунктом 5 пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 161-ФЗ право Псковской городской Думы принимать решение о ликвидации унитарного предприятия подтверждается положениями пункта 4.1 решения ПГД № 70 и п. 8.1 Устава МП "Псковская коммерческая палата" (л.д. 87, т. 1).
Это действие осуществляется в рамках гражданско-правовых отношений, когда орган местного самоуправления представляет муниципальное образование. В связи с чем, указанные действия не являются публично-правовыми, властными, вследствие чего суд не принимает аргументы истца о невозможности ПГД принимать ненормативные акты.
Таким образом, п. 3 решения Псковской городской Думы от 31.10.2007 № 175 соответствует законодательству.
Судом не принимается аргумент ПГД об отсутствии у директора МП "Псковская коммерческая палата" права на подписание искового заявления, вследствие создания ликвидационной комиссии. Определением суда от 01.11.2007 действие решения ПГД № 175 было приостановлено, результатом чего является отсутствие полномочий ликвидационной комиссии до разрешения настоящего спора по существу.
Судом не принимаются аргументы истца об отсутствии оснований для принятия решения о ликвидации МП "Псковская коммерческая палата" поскольку мотивы принятия решения ПГД лежат вне пределов настоящего иска и не могут оцениваться с правовой точки зрения.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны в равных долях.
ПГД следует возвратить 2000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины (л.д. 23, т. 1).
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать незаконным п. 4 решения № 175 от 31 октября 2007 г. "Об информации исполняющего обязанности председателя комитета по управлению муниципальным имуществом г. Псков С.А. по вопросам продажи акций ЗАО "Телеком", принятого на 9-й сессии Псковской городской Думы, как несоответствующее ст.ст. 36, 40 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления В Российской Федерации", ст.ст. 23, 32, 35 Устава муниципального образования "Город Псков".
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Псковской городской Думы в пользу муниципального предприятия "Псковская коммерческая палата" 1000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист.
Выдать справку Псковской городской Думе на возврат 2000 руб. 00 коп. государственной пошлины.
На решение в течение месяца после его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Псковской области.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru