Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Решение Псковского областного суда от 10.02.1998
Областное Собрание депутатов не вправе было устанавливать административную ответственность за нарушения в области торговли. Ответственность за них наступает в соответствии с Кодексом РСФСР об административных нарушениях.

Официальная публикация в СМИ:
"Сборник законодательства Псковской области", выпуск 9, 1998 год






ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 10 февраля 1998 года

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Прокурор Псковской области обратился в суд с заявлениями, в которых просил признать несоответствующими действующему законодательству отдельных положений Закона Псковской области "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в Псковской области": п.п. "д" п. 1 ст. 8, абзаца 3 п. 2 ст. 3 в части отнесения к ведению Администрации Псковской области осуществления государственного контроля за качеством и объемами производства, закупкой, в том числе экспортом и импортом этилового спирта и алкогольной продукции; абз. 4 и 5 п. 2 ст. 3; ст. 10 в части применения конфискации как меры административного взыскания.
Законом Псковской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Псковской области "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в Псковской области" от 27 ноября 1997 года абзац 4 и 5 п. 2 ст. 3 из Закона исключены.
В связи с этим прокурор от заявленных требований в этой части отказался.
Требования по ст. 10 Закона в судебном заседании изменены: поставлен вопрос о признании несоответствующим действующему законодательству п. 1 ст. 10 Закона в целом.
В обоснование заявления указано:
введение подпунктом "д" п. 1 ст. 8 Закона запрета на реализацию ввезенной на территорию области алкогольной продукции без проведения аккредитованными лабораториями области дополнительных лабораторных испытаний на безопасность потребления каждой ее партии произведено в нарушение федерального законодательства: ст.ст. 1, 49 ГК РФ, ст. 6 Закона РФ "О сертификации продукции и услуг", ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции".
В связи с этим дополнительные исследования всей без исключения ввозимой алкогольной продукции ограничивает предпринимателей в их правах, создают излишние препятствия в реализации товара, повышают стоимость продукции, необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов.
Поскольку введение дополнительных исследований алкогольной продукции противоречит закону, то не может быть признана законной административная ответственность за реализацию без проведения дополнительных лабораторных испытаний на безопасность потребления алкогольной продукции, ввезенной на территорию области, установленная ст. 10 п. 1 Закона.
Контроль за качеством и объемами производства, закупкой, в том числе экспортом и импортом этилового спирта и алкогольной продукции, ст. 3 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" отнесены к компетенции федеральных органов, а следовательно, может быть возложен на Администрацию области.
Представитель Псковского областного Собрания считал заявление прокурора необоснованным, сославшись на то, что устанавливая п.п. "д" п. 1 ст. 8 Закона дополнительные ограничения возможной реализации алкогольной продукции, законодатель действовал исключительно в целях защиты здоровья населения, руководствовался при этом абзацем ст. 16 Федерального закона, которая предоставляет субъектам РФ право вводить дополнительные условия или ограничения на розничную реализацию алкогольной продукции.
Установление административной ответственности за реализацию алкогольной продукции без дополнительных лабораторных исследований (ст. 10 п. 1) произведено в соответствии со ст. 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, которая определяет, что законодательная власть субъекта Федерации вправе устанавливать административную ответственность по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы настоящим Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями.
Полагает, что продажа некачественной алкогольной продукции нарушает общественный порядок, а поэтому административная ответственность ст. 10 п. 1 Закона установлена обоснованно.
При принятии ст. 3 п. 2 абзаца 3 Закона законодатель исходил из того, что ст. 18 Федерального закона возлагает государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции как на федеральные органы исполнительной власти, так и на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Поскольку Правительство России до настоящего времени не разработало систему органов государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, областное Собрание названной нормой права возложило эту обязанность на Администрацию области.
Судом в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечена Администрация Псковской области.
Ее представитель в судебном заседании заявление прокурора счел необоснованным с приведением доводов, аналогичных доводам представителя областного Собрания.
Выслушав объяснения заинтересованных лиц, заключение прокурора, поддержавшего заявленные требования, проверив материалы дела, суд находит, что заявление прокурора области подлежит частичному удовлетворению.
Ст. 10 п. 1 Закона установила не предусмотренную Кодексом РСФСР об административных правонарушениях административную ответственность за реализацию без проведения аккредитованными лабораториями дополнительных лабораторных испытаний на безопасность потребления алкогольной продукции, ввезенной на территорию области.
Вводя данную правовую норму, областное Собрание депутатов не учло, что полномочия законодательной власти субъектов Федерации являются ограниченными.
Ст. 6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях определяет, что законодательная власть субъекта Федерации может принимать решения, предусматривающие за их нарушение административную ответственность, по вопросам охраны общественного порядка, если они не урегулированы настоящим Кодексом, а также по вопросам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями.
Розничная торговля алкогольной продукцией без ее дополнительного лабораторного исследования относится к административным правонарушениям в области торговли, а не к нарушениям, посягающим на общественный порядок.
Следовательно, в соответствии с вышеназванным Законом областное Собрание депутатов не вправе было установить административную ответственность за правонарушение в области торговли.
Ответственность за него должна наступать в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, суд считает, что ст. 10 п. 1 Закона противоречит действующему законодательству.
В остальной части заявление прокурора области удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Статьей 3 п. 2 абз. 3 Закона осуществление на территории области государственного контроля за качеством и объемами производства, закупкой, в том числе экспортом и импортом этилового спирта и алкогольной продукции, отнесено к ведению Администрации Псковской области.
Оспаривая законность данной нормы, прокуроры исходили из того, что осуществление государственного контроля такого вида относится к компетенции федеральной исполнительной власти.
Вместе с тем, ст. 18 Федерального закона устанавливает, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Следовательно, доводы об отнесении государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции к исключительной компетенции федеральных органов исполнительной власти несостоятельны.
Такой контроль может быть отнесен к ведению органов исполнительной власти субъекта Федерации.
Ст. 18 Федерального закона определяет, что государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции включает в себя контроль за выдачей лицензий на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, сертификацию оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции, контроль за соблюдением установленных стандартов на алкогольную продукцию и сырье для ее производства, контроль за качеством и объемами производства этилового спирта и алкогольной продукции, а также контроль за экспортом, импортом и закупкой этилового спирта и алкогольной продукции.
С учетом такой характеристики понятие государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, контроль за качеством и объемами производства этилового спирта и алкогольной продукции, закупкой, в том числе экспортом и импортом этилового спирта, мог быть отнесен к ведению Администрации Псковской области.
При этом суд принимает во внимание, что остальные полномочия по государственному контролю за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции, отнесенные к ведению органов исполнительной власти области, прокурором не усматриваются.
Исходя из изложенного, оснований для удовлетворения заявления в этой части суд не находит.
Подпунктом "д" п. 1 ст. 8 Закона на территории области запрещена розничная реализация алкогольной продукции, ввезенной на территорию области без проведения аккредитованными лабораториями области дополнительных лабораторных испытаний на безопасность потребления каждой партии алкогольной продукции.
Как видно из абзаца 1 п. 1 ст. 8 Закона, принятие данного дополнительного ограничения розничной торговли алкогольной продукции произведено в целях защиты жизни и здоровья населения.
Указанная правовая норма принята областным Собранием депутатов в соответствии со ст. 4 Федерального закона, устанавливающей право субъектов Российской Федерации на введение дополнительных ограничений на розничную реализацию алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан.
Такое же право закреплено ст. 16 Федерального закона.
Как видно из объяснений заинтересованных лиц, показаний свидетеля Благовещенского, введение дополнительных исследований алкогольной продукции было обусловлено заботой о здоровье и безопасности жизни населения области, так как последние полтора - два года на территорию области при наличии сертификата ввозилось значительное количество алкогольной продукции, не пригодной к употреблению.
Прохождение дополнительных исследований алкогольной продукции не освобождает от обязанности предъявления сертификата качества.
Дополнительные исследования алкогольной продукции, ввозимой на территорию области, имеют целью проверить соответствие качества продукции предъявленному сертификату.
Исходя из приоритета охраны здоровья населения, суд считает, что введенная норма права соответствует действующему законодательству.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru