Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








[Извлечение из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.07.1998 № А52/437/98/2]
Кассационная инстанция отменила решение Арбитражного суда I инстанции, указав, что Псковская таможня является субъектом обложения НДС при реализации товаров, изъятых в счет обеспечения уплаты штрафа.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 1998 г. № А52/437/98/2

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Псковская таможня обратилась в Арбитражный суд Псковской области с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Пскову (далее - ГНИ) о признании недействительным решения ГНИ по городу Пскову от 18.07.97 № 7982 о взыскании финансовых санкций за занижение налога на добавленную стоимость и специального налога.
Решением арбитражного суда от 24.04.98 в иске отказано по следующим основаниям:
- таможня не является субъектом обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) и специального налога (далее - СН), так как осуществление таможенного сопровождения грузов, консультирование и информирование - не производственная и иная коммерческая деятельность;
- таможня выполняет лишь властные функции, предусмотренные таможенным законодательством, и у нее отсутствует объект налогообложения при реализации товара, транспортных средств, изъятых в счет обеспечения уплаты штрафа, поскольку эти товары истцом не приобретались, материальные затраты им не производились.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ГНИ по городу Пскову просит решение суда от 24.04.98 отменить, в удовлетворении исковых требований Псковской таможне отказать. В обоснование своей жалобы налоговая инспекция указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, в том числе статьи 2, 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". По мнению подателя жалобы, истец осуществлял реализацию товаров, изъятых для обеспечения уплаты штрафов, поэтому полученные им денежные средства относятся к оборотам по реализации товаров, получение денежных средств непосредственно связано с расчетами по оплате товаров; осуществление властных функций не может повлиять на обязанность по уплате НДС; судом необоснованно не приняты во внимание нормативные акты Госналогинспекции Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации, обязывающие таможенные органы при осуществлении информирования и консультирования уплачивать НДС.
Отзыв на кассационную жалобу таможня не представила.
В судебном заседании представители налоговой инспекции просили решение суда отменить по основаниям, изложенным в жалобе, представитель таможни возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что решение арбитражного суда принято в соответствии с действующим законодательством.
Суд кассационной инстанции считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что ГНИ по городу Пскову проведена документальная проверка правильности исчисления и уплаты Псковской таможней НДС и СН за 1995 - 1996 годы и 4 месяца 1997 года. В ходе проверки налоговая инспекция установила, что в налогооблагаемый оборот истец не включал стоимость реализуемых товаров, изъятых в счет погашения штрафов, налагаемых за нарушения таможенных правил, плату за консультирование и информирование, за таможенное сопровождение товаров. По результатам проверки налоговая инспекция приняла решение от 18.07.97 № 7982 о привлечении Псковской таможни к ответственности за нарушение налогового законодательства в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в виде взыскания: 154688 рублей НДС, 154688 рублей штрафа в размере 100% неучтенного НДС, 15469 рублей штрафа в размере 10% неучтенного НДС за непредставление расчетов, 179485 рублей пеней за задержку уплаты налога, всего по НДС - 504330 рублей; 2693 рублей суммы спецналога, 2693 рублей штрафа в размере 100% суммы спецналога, 269 рублей штрафа в размере 10% неучтенного СН за непредставление отчетов, 2282 рублей пеней за задержку уплаты налога, всего по спецналогу - 7937 рублей. Общая сумма финансовых санкций составила 512267 рублей. Истец просил арбитражный суд признать недействительным решение таможни в части взыскания 510094 рублей, не оспаривая решение в части взыскания 2173 рублей (НДС по плате за консультирование и информирование, начиная с 29.05.96, в том числе сумма налога, штраф 100%, штраф 10%, пени).
Согласно пункту первому статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязанности налогоплательщика возникают при наличии у него объекта налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. В соответствии со статьей 5 вышеназванного Закона объектом налогообложения является добавленная стоимость продукции (работ, услуг). Определение объекта налогообложения, содержащееся в статье 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", не противоречит его определению, данному в статье 5 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", поскольку условием для возникновения обязанности налогоплательщика по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет является наличие оборотов по реализации продукции (работ, услуг). Обороты по реализации продукции (работ, услуг) не являются объектом налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет. Объектом налогообложения является добавленная стоимость, определяемая как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных ресурсов, отнесенных на издержки обращения. Как видно из материалов дела, товары, изъятые в счет обеспечения погашения штрафов, оценивались комиссией с участием представителя таможни и передавались для реализации торговым предприятиям на основании договора комиссии, а вырученные от продажи денежные средства за вычетом комиссионного вознаграждения перечислялись комиссионером на счет Псковской таможни. Данная выручка и должна являться объектом налогообложения. Таким образом, вывод арбитражного суда об отсутствии у таможни объекта обложения НДС и СН при реализации товаров, изъятых в счет обеспечения уплаты штрафа, не основан на действующем законодательстве.
По смыслу пункта первого статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и согласно статье 3 названного Закона любые организации (как коммерческие, так и некоммерческие), имеющие статус юридического лица, осуществляющие деятельность, при которой происходит получение денежных средств, связанных с расчетами по оплате товаров (услуг, работ), являются субъектами обложения НДС. В плату за оказываемые Псковской таможней услуги (таможенное сопровождение товаров, консультирование и информирование) и в стоимость реализованных товаров, изъятых в счет уплаты штрафов, должен входить налог на добавленную стоимость. Поэтому при реализации организациями, состоящими на бюджетном финансировании, товаров (работ, услуг) они обязаны исчислять по этой продаже НДС, СН и уплачивать его в бюджет. В соответствии с подпунктом "р" пункта первого статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не облагаются НДС обороты по реализации конфискованных, бесхозяйных ценностей. Обороты по реализации таможенными органами имущества, на которое в установленном порядке обращено взыскание в счет уплаты штрафа, по оказанию платных услуг (сопровождение товаров, информирование) под действие указанной льготы не подпадают и облагаются НДС и СН в общеустановленном порядке. Данный вывод подтверждается также Указанием Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 29.05.96 № 01-14/569 "О средствах, поступающих за информирование и консультирование по таможенным вопросам", письмом Минфина Российской Федерации от 13.05.97 № 04-03-08, согласно которому услуги по сопровождению товаров от обложения НДС, а следовательно, и СН не освобождаются на основании подпункта "а" пункта 7 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость". Счета за оказание услуг по таможенному сопровождению товаров выставлялись таможней с выделением сумм НДС. Этот факт свидетельствует о том что потребители этих услуг оплачивали их с учетом НДС, следовательно, таможня обязана была выделить НДС и перечислить в бюджет в виде налога.
Таким образом, вывод арбитражного суда об отсутствии у таможни обязанности по уплате НДС и СН, а у налоговой инспекции - оснований для применения ответственности за нарушение налогового законодательства является неправомерным.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru