Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








[Извлечение из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.08.1998 № А52/1786/97/2]
Суд признал недействительным решение ГНИ в части применения финансовых санкций, так как неучет объекта обложения НДС, а также неправильное определение оборота по реализации не выявлены.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 1998 г. № А52/1786/97/2

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Закрытое акционерное общество "Резонанс" (далее - ЗАО "Резонанс") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Псковской области о признании частично недействительным решения от 28.05.97 № 03-04/1104 о применении финансовых санкций по налогам на добавленную стоимость и на прибыль и о восстановлении уставного капитала.
Истец уточнил свои исковые требования и оспорил финансовые санкции в общей сумме 2230630700 рублей, в том числе: 176565900 рублей - доначисленный налог на добавленную стоимость, 176565900 рублей - штраф в размере 100%, 133667900 рублей - пени, 856919400 рублей - заниженная прибыль за 1996 год, 856919400 рублей - штраф в размере 100%, 29992200 рублей - штраф в размере 10%.
Определением арбитражного суда от 15.04.98 производство в части признания недействительным пункта 5 решения ответчика от 28.05.97 № 03-04/1104 прекращено.
В судебном заседании 15.04.98 ответчик признал исковые требования в части взыскания финансовых санкций в сумме 10323800 рублей (5161900 рублей - доначисленный налог на добавленную стоимость, 5161900 рублей - штраф в размере 100%).
Суд в соответствии со статьей 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял изменение размера исковых требований истцом и признание иска в части ответчиком.
Решением от 15.04.98 признано недействительным решение ГНИ по Псковской области от 14.04.98 № 03-04/0674 в части взыскания финансовых санкций в сумме 18432400 рублей, в остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.06.98 решение арбитражного суда от 15.04.98 оставлено без изменения. В кассационной жалобе истец просит отменить обжалуемые судебные акты, прекратить производство по делу или удовлетворить иск в полном объеме, указывая, что судами были нарушены нормы процессуального и материального права.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оставить без изменения судебные акты, считая жалобу необоснованной.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, проверил законность обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что ответчиком в ЗАО "Резонанс" была проведена документальная проверка достоверности бухгалтерского учета и баланса, правильности применения налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость, спецналогу, налогу на прибыль, налогам в дорожные фонды, взносам во внебюджетные фонды и полноты их исчисления за период с 01.06.95 по 31.12.96, а по налогу на пользователей автомобильных дорог - с 01.06.95 по 31.03.97, о чем составлен акт от 21.04.97.
В ходе проверки налоговой инспекцией не приняты затраты, включенные истцом в себестоимость продукции (работ, услуг), по приобретенным товарам (работам, услугам), поскольку первичные бухгалтерские документы не соответствовали действующим нормативным актам, что, по мнению ответчика, привело к занижению налогооблагаемой прибыли и необоснованному предъявлению к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость.
По результатам проверки с учетом протокола разногласий ответчиком принято решение от 28.05.97 № 03-04/1104 о взыскании финансовых санкций, в том числе по налогам на добавленную стоимость и на прибыль.
Во изменение указанного решения ответчиком принято решение от 14.04.98 № 03-04/0674 об уменьшении взыскиваемых сумм финансовых санкций, по которому взыскиваются: 179335700 рублей - доначисленный налог на добавленную стоимость, 178429100 рублей - штраф в размере 100% (без учета штрафа по ТОО "Комплектсервис"), 134689700 рублей - пени за несвоевременное внесение налога в бюджет, 856919400 рублей - заниженная налогооблагаемая прибыль за 1996 год, 856919400 рублей - штраф в размере 100%, 29992200 рублей - штраф 10%.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции Федерального закона от 31.12.95 № 227-ФЗ) объектом обложения налогом является валовая прибыль, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Согласно пункту 1 статьи 8 названного Закона сумма налога определяется плательщиками на основании бухгалтерского учета и отчетности самостоятельно, в соответствии с настоящим Законом.
Требования к первичным документам по хозяйственным операциям установлены пунктами 7, 24, 25 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 26.12.94 № 170. Согласно данным нормам основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Первичные документы, в том числе на бумажных и машиночитаемых носителях информации, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении); наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровки. Главный бухгалтер (бухгалтер) подписывает совместно с руководителем организации документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно - материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и денежных обязательств. Указанные документы без подписи главного бухгалтера (бухгалтера) считаются недействительными и к исполнению не принимаются. Главному бухгалтеру (бухгалтеру) запрещается принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину.
Судебные инстанции в соответствии со статьей 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, обоснованно пришли к выводу о правомерном непринятии налоговой инспекцией первичных документов в качестве доказательств понесенных истцом расходов за полученные услуги, товары от АООТ "Псковский завод механических приводов", СП "Невский фальконет", МП "Контракт", АОЗТ "Никс", АО "Альмагест", МКП "Авиатор", ЗАО "Арт - Партнер", АОЗТ "Глория", ИЧП "Хозяин", ТОО "Сапфир", СФ "Нафран", АОЗТ фирма "Ритэ", ООО "Николай Петрович", ТОО "Контакт", ТОО "Бриг", ТОО "Интерком", поскольку первичные документы не соответствуют требованиям пунктов 7, 24, 25 указанного Положения, и к выводу о занижении прибыли истцом. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки данных выводов. Доказательств обратного истец в суды первой и апелляционной инстанций не представил.
В указанной части судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
Судебные инстанции пришли к выводу о необоснованном включении истцом в себестоимость затрат по приобретению товаров, работ, услуг от вышеперечисленных предприятий, в связи с чем неправомерным является и предъявление истцом к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость по хозяйственным операциям с указанными предприятиями.
В данной части судебные акты также являются законными и отмене не подлежат.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ответственность в виде взыскания суммы налога и штрафа в размере той же суммы применяется за сокрытый или неучтенный объект" налогообложения. При этом факт сокрытия либо неучета объекта налогообложения должен объективно существовать на момент выявления этого нарушения.
Проведенной ответчиком проверкой сокрытие или неучет объекта обложения налогом на добавленную стоимость, а также неправильное определение оборота по реализации не выявлены. В акте проверки отмечено необоснованное предъявление к возмещению из бюджета сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам, что не влечет ответственности по подпункту "а" пункта 1 статьи 13 указанного Закона. Однако поскольку необоснованное излишнее предъявление к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость повлекло недоплату налога в соответствующем отчетном периоде, является правомерным доначисление налога и взыскание пеней.
Таким образом, обжалуемые судебные акты подлежат отмене в части отказа в иске о признании недействительным решения ответчика от 14.04.98 № 03-04/0674 о применении финансовых санкций по налогу на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 100% от доначисленной суммы налога. В остальной части судебные акты являются законными и отмене не подлежат.
Доводы истца о том, что он обратился в суд с иском о признании недействительным решения налоговой инспекции от 28.05.97 № 03-04/1104, а не решения от 14.04.98, о существовании которого он не знал, и не просил об изменении предмета иска, не могут быть приняты во внимание, поскольку в решении налоговой инспекции от 14.04.98 указана новая редакция пунктов о применении финансовых санкций предыдущего решения, сам истец дополнением от 14.04.98 к исковому заявлению уменьшил свои исковые требования в соответствии с решением налоговой инспекции от 14.04.98.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru