| |
[Извлечение из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.10.1998 № А52/2445/97/2]
Истцом не представлены прямые доказательства того, что товар вывезен за пределы Российской Федерации, поэтому льгота по экспорту ликеро-водочной продукции применена быть не может.
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 1998 г. № А52/2445/97/2
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Заместитель прокурора Псковской области а интересах акционерного общества открытого типа "Винно - водочный завод "Невельский" (далее - ВВЗ) обратился в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Псковской области (далее - УФСНП) о признании недействительным решения заместителя начальника управления от 30.04.97 № 10/1447, принятого на основании акта проверки правомерности использования ВВЗ льготы по экспорту ликеро - водочной продукции в 1995 году, об обязании перечислить в доходы соответствующих бюджетов 3363205766 неденоминированных рублей доначисленных акцизов, 791349534 неденоминированных рублей доначисленного налога на добавленную стоимость, 43407 тысяч неденоминированных рублей спецналога и 5219269099 неденоминированных рублей пеней за несвоевременную уплату акцизов. При этом исковые требования обосновывались наличием ряда доказательств, подтверждающих факт отсутствия у ВВЗ сомнений в добросовестности действий своих контрагентов, получивших товар на самовывоз по внешнеторговым сделкам, при использовании льготы по экспорту, необходимостью проверки УФСНП факта неполучения товара инофирмами и угрозой банкротства организации в результате доначисления налоговых платежей.
Определением от 14.11.97 производство по делу было приостановлено до рассмотрения уголовного дела, возбужденного по факту уклонения ВВЗ от уплаты налогов.
Решением от 01.07.98 исковые требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение суда и в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права - статей 10, 11, 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270, статьи 3 Закона Российской Федерации "Об акцизах", статьи 2 Закона Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", статей 84, 97, 99, 172 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункта 22 Инструкции Госналогслужбы России от 09.12.91 № 1 и статей 52, 58, 60 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку материалами дела не подтверждается факт экспорта товара.
УФСНП РФ по Псковской области о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие, кроме того, представитель ВВЗ не представил доверенность, выданную внешним управляющим, поэтому его права были признаны судом ограниченными.
Выслушав объяснения представителя истца и заключение прокурора по материалам дела, Федеральный арбитражный суд Северо - Западного округа считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 10 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" законодатель вправе устанавливать налоговые льготы, при этом порядок и условия их предоставления определяются конкретными законами. Из статьи 12 данного Закона следует, что использование льгот является правом налогоплательщика, а не его обязанностью, то есть налогоплательщик сам решает, применять ему льготу или нет.
Вместе с тем, учитывая, что статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" на налогоплательщиков возложены обязанности своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, предоставлять в налоговые органы необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения, в случае использования льготы он обязан представить предусмотренные законодательством доказательства наличия права на льготы - освобождение от уплаты (неполную уплату) налогов - и обоснованности их применения. Данному праву корреспондируется обязанность налоговых органов принять от налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность использования льготы, и учесть их при проверке правильности исчисления и уплаты соответствующих налогов.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции, действовавшей в 1995 году) от уплаты данного налога освобождаются товары, непосредственно экспортируемые предприятиями - изготовителями. Акцизами не облагаются по подпункту "а" пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об акцизах" подакцизные товары, вывозимые за пределы государств - членов Содружества Независимых Государств, расчеты за которые производятся в свободно конвертируемой валюте. Подпунктом "а" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270 установлено, что определение плательщиков специального налога и объектов налогообложения, облагаемого оборота, порядка и сроков уплаты, порядка применения налоговых льгот производится в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
По общим правилам экспортным считается товар, перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации и вывозимый с российской территории без обязательства о его возврате. Им может быть как предмет внешнеторговой поставки, так и вещь, вывозимая пассажирами, следующими за границу. Поэтому при рассмотрении данного дела суд руководствуется нормой статьи 2 Закона Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", согласно которой экспорт - вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
В абзаце втором подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" указано, что при вывозе товаров с территории Российской Федерации организациями, не являющимися изготовителями продукции, возврат НДС производится в порядке, установленном таможенным законодательством. В данном случае ВВЗ является изготовителем, в связи с чем необходимо руководствоваться определением экспорта, приведенным в вышеназванной статье 2 Федерального закона от 13.10.95 № 157-ФЗ.
Согласно статье 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах издаются Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, данные инструкции относятся к нормативным актам. Пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 № 763 предусмотрено, что нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования, если иной порядок вступления его в силу не предусмотрен самим актом.
Пункт 23 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 09.12.91 № 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" предусматривает, что для обоснования льготы по налогообложению экспортируемых товаров собственного производства могут предъявляться следующие документы: контракт (либо копия) с иностранной фирмой, платежные документы, подтверждающие оплату иностранным партнером экспортируемых товаров, грузовая таможенная декларация со штампом выходной (пограничной) таможни "выпуск разрешен", товаросопроводительные документы, подтверждающие пересечение границы (коносамент, международная товарно-транспортная накладная о перевозках международным автотранспортом, международная авиационная или железнодорожная накладная). Пункт 22 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (законность которого подтверждена решениями Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.97, от 14.05.97 № ГКПИ 97-224, от 23.09.97 № ГКПИ 97-368, от 07.06.97 № ГКПИ 97-327) предписывает, что указанные выше документы предъявляются в налоговые органы в обязательном порядке для обоснования использования льготы.
Как видно из материалов дела, ВВЗ представило проверяющим 15 международных автотранспортных накладных (CMR), контракт № 3 с фирмой "Lyoset/Overseas/ltd", Кипр, и контракт № 5 с оффшорной компанией "Rennet & Brown Company, Ltd", Делавэр, США, а также письмо последней от 15.04.97 о получении товара, эти же документы были представлены в суд в обоснование искового заявления.
Пунктами 3 обоих контрактов предусмотрена передача алкогольной продукции с оформленными накладными, грузовыми таможенными декларациями и актами приема - передачи покупателю в городе Невеле, то есть на территории Российской Федерации. Взаимоотношения продавца и покупателя находятся в сфере гражданско - правовых неналоговых правоотношений. В соответствии с частью 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Согласно условиям договоров и постановлению прокурора Опочецкого района Псковской области о прекращении уголовного дела водка передавалась покупателю в городе Невеле на самовывоз, данный факт установлен судом первой инстанции, то есть продукция реализована представителю фирмы на территории Российской Федерации, следовательно, у ВВЗ возникли объекты обложения НДС, спецналогом и акцизами и, соответственно, возникла обязанность по уплате в бюджет налогов и акцизов.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об акцизах" и Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 17.07.95 № 36 "О порядке исчисления и уплаты акцизов" (ранее 09.12.91 № 2) объектом обложения акцизами у предприятий, производящих и реализующих подакцизные товары, является стоимость подакцизных товаров, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз.
Согласно Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и Инструкции ГНС России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (ранее от 09.12.91 № 1) объектом налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из свободных рыночных цен и тарифов без включения в него НДС. При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акциза. Реализация товаров производится по свободным отпускным ценам, увеличенным на сумму НДС.
Как указано выше, объект налогообложения, облагаемый оборот и сроки уплаты спецналога согласно Указу Президента Российской Федерации "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Налоговая полиция произвела расчет налогооблагаемой базы по акцизам и исчислила суммы акцизов, НДС и спецналога в порядке и по методике, предусмотренным вышеназванными законами и инструкциями.
Поскольку право применения льготы налоговым законодательством поставлено в зависимость от того, был ли фактически осуществлен экспорт товаров, и не связано с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика (ибо в противном случае обязанность по уплате налогов возникла бы у налогоплательщика не по принципу наличия у него объекта налогообложения, а в зависимости от условий контракта и действия покупателя), истец в силу статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан предоставить суду комплект документов либо иных прямых доказательств пересечения грузом государственной границы России и тем самым опровергнуть доказательства и доводы УФСНП, указанные в акте проверки и представленные дополнительно.
Данные действия истцом не были выполнены, также не представлены прямые доказательства того, что товар вывезен за пределы Российской Федерации, а поэтому судом неправильно применены вышеназванные нормы материального и процессуального права и решение о признании недействительным решения № 10/1477 УФСНП вынесено по недостаточно исследованным материалам.
Поскольку нарушение, связанное с порядком исчисления налогов и повлекшее задержку их перечисления в бюджет, выявлено налоговой полицией в результате проверки после вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 06.06.96 № 685 и до принятия Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1998 год", размер пеней судом не пересматривается.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|