Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








[Извлечение из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.10.1998 № А52/2445/97/2]
Истцом не представлены прямые доказательства того, что товар вывезен за пределы Российской Федерации, поэтому льгота по экспорту ликеро-водочной продукции применена быть не может.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 1998 г. № А52/2445/97/2

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Заместитель прокурора Псковской области а интересах акционерного общества открытого типа "Винно - водочный завод "Невельский" (далее - ВВЗ) обратился в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Псковской области (далее - УФСНП) о признании недействительным решения заместителя начальника управления от 30.04.97 № 10/1447, принятого на основании акта проверки правомерности использования ВВЗ льготы по экспорту ликеро - водочной продукции в 1995 году, об обязании перечислить в доходы соответствующих бюджетов 3363205766 неденоминированных рублей доначисленных акцизов, 791349534 неденоминированных рублей доначисленного налога на добавленную стоимость, 43407 тысяч неденоминированных рублей спецналога и 5219269099 неденоминированных рублей пеней за несвоевременную уплату акцизов. При этом исковые требования обосновывались наличием ряда доказательств, подтверждающих факт отсутствия у ВВЗ сомнений в добросовестности действий своих контрагентов, получивших товар на самовывоз по внешнеторговым сделкам, при использовании льготы по экспорту, необходимостью проверки УФСНП факта неполучения товара инофирмами и угрозой банкротства организации в результате доначисления налоговых платежей.
Определением от 14.11.97 производство по делу было приостановлено до рассмотрения уголовного дела, возбужденного по факту уклонения ВВЗ от уплаты налогов.
Решением от 01.07.98 исковые требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение суда и в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права - статей 10, 11, 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270, статьи 3 Закона Российской Федерации "Об акцизах", статьи 2 Закона Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", статей 84, 97, 99, 172 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункта 22 Инструкции Госналогслужбы России от 09.12.91 № 1 и статей 52, 58, 60 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку материалами дела не подтверждается факт экспорта товара.
УФСНП РФ по Псковской области о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие, кроме того, представитель ВВЗ не представил доверенность, выданную внешним управляющим, поэтому его права были признаны судом ограниченными.
Выслушав объяснения представителя истца и заключение прокурора по материалам дела, Федеральный арбитражный суд Северо - Западного округа считает жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 10 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" законодатель вправе устанавливать налоговые льготы, при этом порядок и условия их предоставления определяются конкретными законами. Из статьи 12 данного Закона следует, что использование льгот является правом налогоплательщика, а не его обязанностью, то есть налогоплательщик сам решает, применять ему льготу или нет.
Вместе с тем, учитывая, что статьей 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" на налогоплательщиков возложены обязанности своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, предоставлять в налоговые органы необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения, в случае использования льготы он обязан представить предусмотренные законодательством доказательства наличия права на льготы - освобождение от уплаты (неполную уплату) налогов - и обоснованности их применения. Данному праву корреспондируется обязанность налоговых органов принять от налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность использования льготы, и учесть их при проверке правильности исчисления и уплаты соответствующих налогов.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (в редакции, действовавшей в 1995 году) от уплаты данного налога освобождаются товары, непосредственно экспортируемые предприятиями - изготовителями. Акцизами не облагаются по подпункту "а" пункта 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "Об акцизах" подакцизные товары, вывозимые за пределы государств - членов Содружества Независимых Государств, расчеты за которые производятся в свободно конвертируемой валюте. Подпунктом "а" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.93 № 2270 установлено, что определение плательщиков специального налога и объектов налогообложения, облагаемого оборота, порядка и сроков уплаты, порядка применения налоговых льгот производится в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
По общим правилам экспортным считается товар, перемещаемый через таможенную границу Российской Федерации и вывозимый с российской территории без обязательства о его возврате. Им может быть как предмет внешнеторговой поставки, так и вещь, вывозимая пассажирами, следующими за границу. Поэтому при рассмотрении данного дела суд руководствуется нормой статьи 2 Закона Российской Федерации "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", согласно которой экспорт - вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
В абзаце втором подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" указано, что при вывозе товаров с территории Российской Федерации организациями, не являющимися изготовителями продукции, возврат НДС производится в порядке, установленном таможенным законодательством. В данном случае ВВЗ является изготовителем, в связи с чем необходимо руководствоваться определением экспорта, приведенным в вышеназванной статье 2 Федерального закона от 13.10.95 № 157-ФЗ.
Согласно статье 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" инструкции и методические указания по применению законодательства о налогах издаются Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, данные инструкции относятся к нормативным актам. Пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.96 № 763 предусмотрено, что нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования, если иной порядок вступления его в силу не предусмотрен самим актом.
Пункт 23 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 09.12.91 № 1 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" предусматривает, что для обоснования льготы по налогообложению экспортируемых товаров собственного производства могут предъявляться следующие документы: контракт (либо копия) с иностранной фирмой, платежные документы, подтверждающие оплату иностранным партнером экспортируемых товаров, грузовая таможенная декларация со штампом выходной (пограничной) таможни "выпуск разрешен", товаросопроводительные документы, подтверждающие пересечение границы (коносамент, международная товарно-транспортная накладная о перевозках международным автотранспортом, международная авиационная или железнодорожная накладная). Пункт 22 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (законность которого подтверждена решениями Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.97, от 14.05.97 № ГКПИ 97-224, от 23.09.97 № ГКПИ 97-368, от 07.06.97 № ГКПИ 97-327) предписывает, что указанные выше документы предъявляются в налоговые органы в обязательном порядке для обоснования использования льготы.
Как видно из материалов дела, ВВЗ представило проверяющим 15 международных автотранспортных накладных (CMR), контракт № 3 с фирмой "Lyoset/Overseas/ltd", Кипр, и контракт № 5 с оффшорной компанией "Rennet & Brown Company, Ltd", Делавэр, США, а также письмо последней от 15.04.97 о получении товара, эти же документы были представлены в суд в обоснование искового заявления.
Пунктами 3 обоих контрактов предусмотрена передача алкогольной продукции с оформленными накладными, грузовыми таможенными декларациями и актами приема - передачи покупателю в городе Невеле, то есть на территории Российской Федерации. Взаимоотношения продавца и покупателя находятся в сфере гражданско - правовых неналоговых правоотношений. В соответствии с частью 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Согласно условиям договоров и постановлению прокурора Опочецкого района Псковской области о прекращении уголовного дела водка передавалась покупателю в городе Невеле на самовывоз, данный факт установлен судом первой инстанции, то есть продукция реализована представителю фирмы на территории Российской Федерации, следовательно, у ВВЗ возникли объекты обложения НДС, спецналогом и акцизами и, соответственно, возникла обязанность по уплате в бюджет налогов и акцизов.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об акцизах" и Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 17.07.95 № 36 "О порядке исчисления и уплаты акцизов" (ранее 09.12.91 № 2) объектом обложения акцизами у предприятий, производящих и реализующих подакцизные товары, является стоимость подакцизных товаров, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз.
Согласно Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и Инструкции ГНС России от 11.10.95 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (ранее от 09.12.91 № 1) объектом налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из свободных рыночных цен и тарифов без включения в него НДС. При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акциза. Реализация товаров производится по свободным отпускным ценам, увеличенным на сумму НДС.
Как указано выше, объект налогообложения, облагаемый оборот и сроки уплаты спецналога согласно Указу Президента Российской Федерации "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Налоговая полиция произвела расчет налогооблагаемой базы по акцизам и исчислила суммы акцизов, НДС и спецналога в порядке и по методике, предусмотренным вышеназванными законами и инструкциями.
Поскольку право применения льготы налоговым законодательством поставлено в зависимость от того, был ли фактически осуществлен экспорт товаров, и не связано с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика (ибо в противном случае обязанность по уплате налогов возникла бы у налогоплательщика не по принципу наличия у него объекта налогообложения, а в зависимости от условий контракта и действия покупателя), истец в силу статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан предоставить суду комплект документов либо иных прямых доказательств пересечения грузом государственной границы России и тем самым опровергнуть доказательства и доводы УФСНП, указанные в акте проверки и представленные дополнительно.
Данные действия истцом не были выполнены, также не представлены прямые доказательства того, что товар вывезен за пределы Российской Федерации, а поэтому судом неправильно применены вышеназванные нормы материального и процессуального права и решение о признании недействительным решения № 10/1477 УФСНП вынесено по недостаточно исследованным материалам.
Поскольку нарушение, связанное с порядком исчисления налогов и повлекшее задержку их перечисления в бюджет, выявлено налоговой полицией в результате проверки после вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 06.06.96 № 685 и до принятия Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1998 год", размер пеней судом не пересматривается.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru