Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








[Извлечение из решения Арбитражного суда Псковской области от 08.07.1999 № А52/1153/99/2]
Согласно ст. 455 Таможенного кодекса РФ таможенные органы РФ несут ответственность за убытки или вред, причиненные лицам и их имуществу вследствие своих неправомерных решений, действий или бездействия
(вместе с постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.09.1999)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 8 июля 1999 г. № А52/1153/99/2

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

OU "TRIM TRANS" обратился с иском о взыскании с Печорской таможни 90300 рублей, составляющие сумму убытка.
В судебном заседании 08.07.99 истец уменьшил размер исковых требований на сумму 3717 руб. 44 коп. (2323,40 эстонских крон), составляющую размер взысканной с истца решением от 04.12.98 Харьюского уездного суда Эстонской Республики госпошлины, и уточнил основание и нормативно-правовое обоснование иска.
Суд в силу ст. 37 АПК РФ принимает уменьшение размера исковых требований.
Ответчик - Печорская таможня в отзыве на иск и в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на правомерность своих действий по конфискации и реализации контейнера за № МММU 336389-6 на основании постановления о нарушении таможенных правил № 15800-854/97, которое на момент реализации конфискованного контейнера вступило в законную силу; контейнер был принят на склад временного хранения согласно заявлению водителя истца, в соответствии с требованиями таможенного законодательства; истец не принял какие-либо меры по предотвращению возникновения у него убытков.
Ответчик - Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства МФ РФ по Псковской области в судебном заседании также исковые требования не признал, поддержав доводы Печорской таможни.
Выслушав объяснения представителей истца, исследовав материалы дела, суд

установил:

24.06.97 на склад временного хранения Печорской таможни было помещено транспортное средство - контейнер № MMMU 336389-6, принадлежащий Эстонскому морскому пароходству, находящееся под таможенным контролем, на основании заявления водителя истца. 25.08.97 общий срок нахождения транспортного средства, установленного частью 2 статьи 155 Таможенного кодекса РФ, на складе временного хранения истек. Учитывая вышеуказанное обстоятельство, 25.08.97 инспектором Печорской таможни было заведено дело о нарушении таможенных правил № 15800-854/97 по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 266 Таможенного кодекса РФ. Субъектом ответственности за данное нарушение таможенных правил признан гражданин Эстонии Тыннь А.Ф. В соответствии со статьей 299 Таможенного кодекса РФ составлен протокол о нарушении таможенных правил, и в порядке статьи 337 Таможенного кодекса РФ контейнер № MMMU 336389-6 был изъят как непосредственный объект правонарушения. 09.09.97 ответчик принял постановление по делу о нарушении таможенных правил № 15800-854/97, согласно которому гражданин Эстонии Тыннь А.Ф. признан виновным в совершении нарушения таможенных правил, выразившегося в непринятии им в установленные сроки мер по обеспечению выпуска или получения в распоряжение в соответствии с таможенным режимом транспортного средства - контейнера № MMMU 336389-6, и наложено взыскание в виде конфискации транспортного средства, являющегося непосредственным объектом нарушения таможенных правил.
10.12.97 постановление о нарушении таможенных правил по делу № 15800-854/97 от 09.09.97 было исполнено. Конфискованный контейнер реализован, согласно акту описи и оценки от 10.12.97 № 110 по цене 2000 рублей. 12.01.98 истец обратился с жалобой в Северо-Западное таможенное управление (далее СЗТУ), в которой просил рассмотреть вопрос о возвращении транспортного средства (контейнера № MMMU 336389-6) его собственнику - Эстонскому морскому пароходству. Постановлением СЗТУ от 19.02.98 постановление Печорской таможни по делу о НТП № 15800-854/97 было отменено на основании п. 1 ст. 374 Таможенного кодекса РФ, дело возвращено для дополнительного производства, срок производства установлен до 31.03.98. 11.06.98 Печорской таможней принято постановление о прекращении производства по делу о нарушении таможенных правил № 15800-854/97 в связи с вынесением Конституционным судом Российской Федерации постановления о признании не соответствующей Конституции Российской Федерации статьи 266 Таможенного кодекса РФ. Согласно пункту 3 указанного постановления, денежная сумма, вырученная от реализации конфискованного контейнера № MMMU 336389-6 в размере 2000 рублей, подлежала возврату владельцу контейнера - Эстонскому морскому пароходству в установленном законодательстве РФ порядке.
Истец просит взыскать с ответчика убытки, причиненные ему неправомерными действиями таможенного органа, в сумме 86582 руб. 56 коп., составляющей стоимость конфискованного и реализованного контейнера в рублевом эквиваленте по курсу ЦБ России к эстонской кроне на день предъявления иска, исходя из фактической стоимости контейнера 54114,10 эстонских крон. В обоснование своего права требования убытков и в подтверждение их размеров истец ссылается на утрату юридической силы постановления ответчика от 09.09.99 по делу о НТП № 15800-854/97 и на решение Харьюского уездного суда Эстонской Республики от 04.12.98 по гражданскому делу № 2/1-817/98, которое предъявлено к исполнению исполнительным отделом вышеуказанного суда путем выставления к счету истца спецраспоряжения на сумму 57696,40 эстонских крон (в том числе 1258,90 эстонских крон в пользу исполнительного отдела); на отсутствие у ответчика оснований помещать контейнер № MMMU 336389-6 на склад временного хранения, поскольку таможенное оформление товара завершено, требования таможенного законодательства при таможенном режиме временного ввоза выполнены полностью; истец не был извещен о заведении дела о нарушении таможенных правил в отношении водителя, осуществляющего перевозку товара от его имени; постановление о НТП по делу № 15800-854/97 от 09.09.97 отменено, поскольку принято с нарушениями требований ст.ст. 320, 321, 322, 364 Таможенного кодекса РФ; производство по делу прекращено, в связи с признанием Конституционного Суда РФ статьи 266 Таможенного кодекса РФ не соответствующей Конституции РФ, что повлекло за собой отмену данной статьи 11.03.98, поскольку Таможенный кодекс РФ не содержит правовой нормы, отражающей последствия прекращения производства по делу, следует применить аналогию закона, а именно ст. 276 КоАП РФ.
Суд считает, что исковые требования истца, в соответствии со ст. 53 АПК РФ, подлежат удовлетворению частично в сумме 21645 руб. 64 коп., что составляет фактическую стоимость контейнера № MMMU 336389-6 в рублевом эквиваленте, исчисленную из стоимости контейнера 54114,10 эстонских крон по курсу, установленному ЦБ России, российского рубля к эстонской кроне на 01.09.97 (1 эстонская крона = 404,81 руб. в масштабе цен до 01.01.98, или 0,40 коп. в масштабе цен с 01.01.98), в остальной части иска следует отказать. Суд пришел к такому выводу исходя из следующего.
Согласно статье 455 ТК РФ таможенные органы РФ несут ответственность за убытки или вред, причиненные лицами и их имуществу вследствие своих неправомерных решений, действий или бездействия. Убытки возмещаются на общих основаниях в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Статья 16 Гражданского кодекса РФ предусматривает возмещение убытков, причиненных государственными органами гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, в т.ч. изданием не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа.
Постановление ответчика о нарушении таможенных правил от 09.09.97 по делу № 15800-854/97 отменено СЗТУ, что означает утрату актом юридической силы, и как следствие, все действия, произведенные таможенным органом по исполнению отмененного ненормативного акта (конфискация и реализация контейнера), являются неправомерными, не основанными на требовании действующего таможенного законодательства. Нарушенное право лица, привлекаемого к ответственности за нарушение таможенных правил по такому акту, подлежит восстановлению путем применения способов защиты, установленных законодательством.
Решением Харьюского уездного суда Эстонской Республики от 04.12.98 по гражданскому делу № 2/1-817/98 с истца взыскано в пользу АО "Frontline Ееsti", которое передало ответчику по международной грузовой накладной для перевозки 40-футовый морской контейнер № МММU 336389-6 с мясными продуктами, на основании заключенного между ними 11.07.96 рамочного договора о перевозках, 54114,10 эстонских крон, составляющих фактическую стоимость контейнера, с учетом возвращенных Печорской таможней собственнику контейнера ГАО Эстонское морское пароходство 2000 рублей, полученных от его продажи.
В соответствии со статьей 13 договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанного в г. Москве 26.01.93, ратифицированного ФЗ РФ "О ратификации договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 05.08.94 № 20-ФЗ и вступившего в силу 19.03.95, документы, которые на территории одной договаривающейся стороны рассматриваются как официальные, пользуются и на территории другой договаривающейся стороны доказательной силой официальных документов. В силу вышеназванного договора, п. 3 ст. 58 АПК РФ, решение Харьюского уездного суда Эстонской Республики от 04.12.97, которым определена фактическая стоимость контейнера имеет преюдициальное значение для данного дела.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Суд считает, что истец доказал право на возмещение убытков в соответствии со ст. 15 ГК РФ и размер причиненного ему ущерба в сумме 21645 руб. 64 коп.; законных оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика убытков в сумме 64936 руб. 92 коп., образовавшихся в результате курсовой разницы российского рубля к эстонской кроне, исчисленной на день предъявления иска, суд не находит, считает требования истца в этой части необоснованными.
Нарушение таможенным органом требований таможенного законодательства РФ в части привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение таможенных правил не находится в причинной связи с наступлением убытков у истца в виде курсовой разницы, поскольку, как установлено судом и не оспаривается истцом, им ни в течение срока хранения контейнера на складе временного хранения, ни после вынесения постановления ответчика по делу о НТП № 15800-854/97 от 09.09.97 до 12.01.98 не были предприняты какие-либо меры по предотвращению возникновения этого убытка.
В соответствии со статьями 1069 и 1071 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов, подлежит возмещению за счет Казны Российской Федерации. В этих случаях от имени Казны выступают соответствующие финансовые органы. Согласно Положению о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 273, Министерство финансов Российской Федерации осуществляет представление интересов Казны РФ в судах. Таможенные органы являются федеральными органами, взыскание денежной суммы следует произвести с Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета РФ.
Доводы ответчика о правомерности его действий по конфискации и реализации контейнера суд не принимает по вышеизложенным обстоятельствам.
Расходы по госпошлине, в соответствии со ст. 95 АПК РФ, следует отнести на истца и ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям. Поскольку ответчик освобожден в установленном Законом порядке от уплаты госпошлины, расходы по госпошлине в сумме 965 руб. 82 коп. подлежат возврату из федерального бюджета РФ.
Руководствуясь ст.ст. 124 - 127, п. 1 ст. 128 АПК РФ, суд

решил:

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу OU "TRIM TRANS" убытки в сумме 21645 руб. 64 коп.
В остальной части иска отказать.
Возместить за счет средств федерального бюджета OU "TRIM TRANS" расходы по госпошлине в сумме 965 руб. 82 коп.
Выдать справку на возврат из федерального бюджета госпошлины.
Выдать исполнительный лист.





ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 сентября 1999 г. № А52/1153/99/2

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

OU "TRIM TRANS" обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Печорской таможне в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 90300 рублей ущерба, связанного с конфискацией контейнера.
Решением арбитражного суда от 08.07.99 исковые требования удовлетворены частично: с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства (далее - казначейство) взыскано 21645 рублей 64 коп. убытков. В остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе казначейство просит обжалуемый судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил статью 16 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Суд также не учел, что на момент вынесения таможенным органом постановления действовала статья 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, следовательно, имеются основания для возврата 2000 рублей - суммы, вырученной от реализации конфискованного контейнера. Кроме того, суд не учел, что истец не принял меры к возвращению конфискованного имущества ни в течение срока нахождения контейнера на складе временного хранения, ни после его конфискации.
В кассационной жалобе OU "TRIM TRANS" просит отменить обжалуемый судебный акт в связи с тем, что суд неправильно применил статью 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, и довзыскать с ответчика 64936 рублей 92 коп. курсовой разницы.
В судебном заседании представитель OU "TRIM TRANS" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Печорской таможни отклонил доводы кассационной жалобы и просил оставить обжалуемый судебный акт в силе.
Казначейство о времени и месте слушания дела извещено, однако направило в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела видно, что в отношении водителя акционерного общества "BALNOZER" (OU "TRIM TRANS") 25.08.97 Печорской таможней по статье 266 Таможенного кодекса Российской Федерации составлен протокол о нарушении таможенных правил № 15800-854/97, на основании которого 09.09.97 вынесено постановление № 15800-854/97 о наложении взыскания в виде конфискации контейнера № МММU-336389-6, являющегося непосредственным объектом нарушения таможенных правил.
Во исполнение постановления контейнер реализован за 2000 рублей, что подтверждается актом описи и оценки от 10.12.97 № 110.
После отмены указанного постановления Северо-Западным таможенным управлением и возвращения 19.02.98 дела для дополнительного производства, Печорская таможня вынесла постановление от 11.06.98 о прекращении производства по делу в связи с признанием постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.98 № 8-П "По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М.Гаглоевой и А.Б.Пестрякова", не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации постольку, поскольку она предусматривает в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной статье.
Решением от 04.12.98 Харьюского уездного суда Эстонской Республики по делу № 2/1-817/98 с OU "TRIM TRAMS" в пользу АО "Frontline Eеsti" взыскано 54114,10 эстонской кроны - стоимость 40-футового морского контейнера № MMMU 336389-6. В решении суда указано, что "ответчик несет ответственность за нанесенный недолжным поведением ущерб, который выражается в стоимости контейнера, поскольку не доказал, что не имел возможности получить контейнер со склада временного хранения в течение двух месяцев, начиная со дня помещения контейнера на склад".
Удовлетворяя исковые требования частично, суд правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одной из задач судопроизводства в арбитражном суде является "защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности".
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу государственными органами, подлежат возмещению Российской Федерацией или соответствующим субъектом Российской Федерации.
Согласно статье 455 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные органы Российской Федерации несут ответственность за убытки или вред, причиненные лицам и их имуществу вследствие своих неправомерных решений, действий или бездействия, а равно неправомерных решений, действий или бездействия своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей.
Убытки или вред возмещаются на общих основаниях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 разъяснено, что ответчиком по таким делам должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 05.08.94 № 20-ФЗ (вступил в силу с 20.04.95) "документы, которые на территории одной договаривающейся стороны рассматриваются как официальные, пользуются и на территории другой договаривающейся стороны доказательной силой официальных документов".
Кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции правомерно привлек в качестве ответчика соответствующий финансовый орган и взыскал с него фактическую стоимость контейнера в рублевом эквиваленте, исчисленную по курсу российского рубля к эстонской кроне, установленному Центральным банком Российской Федерации на 01.09.97, отказав в удовлетворении остальной части исковых требований. Кроме того, суд первой инстанции правильно посчитал доказанной (преюдициально установленной) решением суда от 04.12.98 Харьюского уезда Эстонской Республики по делу № 2/1-817/98 стоимость контейнера, отказав в удовлетворении иска в части взыскания курсовой разницы.
Таким образом, арбитражный суд вынес судебный акт, основываясь на доказательствах, исследованных в судебных заседаниях, и сделал правомерный вывод о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации 21645 рублей 64 коп. убытков, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение от 08.07.99 Арбитражного суда Псковской области по делу № А52/1153/99/2 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Псковской области и OU "TRIM TRANS" - без удовлетворения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru