| |
[Извлечение из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.01.2000 № А52/1927/99/2]
Если информация, содержащаяся в товаросопроводительных документах, не влияет на решение таможенного органа относительно пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, применение ответственности по ст. 278 ТК РФ исключается.
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 января 2000 г. № А52/1927/99/2
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Прокурор Псковской области (далее - прокурор) в интересах общества с ограниченной ответственностью "Санна" (далее - ООО "Санна") обратился в Арбитражный суд Псковской области с иском к Печорской таможне (далее - таможня) о признании недействительным постановления таможни от 27.05.99 по делу о нарушении таможенных правил (далее - НТП) № 15800-661/98, ответственность за которое предусмотрена статьей 278 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации).
Решением от 28.09.99 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.11.99 решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах ООО "Санна" и прокурор Псковской области просят отменить судебные акты и удовлетворить иск, так как в действиях ООО "Санна" отсутствует объективная сторона нарушения таможенных правил, предусмотренного статьей 278 ТК Российской Федерации. По мнению подателей жалоб, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Печорская таможня указывает на правомерность принятых судебных актов и наличие состава таможенного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 278 ТК Российской Федерации.
В судебном заседании представители ООО "Санна" и прокуратуры поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, а представители таможни, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, 17.07.98 на таможенном посту "Шумилкино" Печорской таможни в ходе таможенного контроля товара - шины (покрышки) пневматические резиновые для легковых автомобилей, - ввезенного из Эстонии и следующего в Таджикистан на автомашинах в таможенном режиме "транзит товаров", таможенным перевозчиком ООО "Санна" представлены в качестве документов, необходимых для таможенных целей, товаросопроводительные документы (инвойсы, накладные). В графе 2 CMR (накладных) указано, что получателем товара является Шахринавское районное потребительское общество (Республика Таджикистан), отправителем - фирма "Хелсингин Кауппаюритюс" (Финляндия). В результате проверки таможня установила, что в 1992 году Шахринавское районное потребительское общество переименовано в райпо "Шахринав", которое с финской фирмой договор на поставку автопокрышек не заключало, получена также другая информация, на основании которой таможня пришла к выводу, что представленные накладные содержат недостоверные сведения о получателе товара.
Постановлением таможни от 27.05.99 ООО "Санна" признано совершившим нарушение таможенных правил, предусмотренное статьей 278 ТК Российской Федерации и выразившееся в перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров с предоставлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, документов, содержащих недостоверные сведения, и на него наложено взыскание в виде конфискации товара.
В соответствии со статьей 137 ТК Российской Федерации к предварительным операциям относятся все имеющие отношение к таможенному делу действия, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров под определенный таможенный режим. Согласно статье 138 ТК Российской Федерации при предварительных операциях таможенные органы Российской Федерации производят предварительное таможенное оформление, направленное на недопущение ввоза в Российскую Федерацию товаров, запрещенных к такому ввозу, а также идентификацию товаров для таможенных целей.
Как следует из статьи 35 ТК Российской Федерации, транзит товаров - таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Согласно статье 191 ТК Российской Федерации все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю.
Таможенный контроль, предусмотренный статьей 180 ТК Российской Федерации, производится путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра товаров и транспортных средств.
Перечень документов, необходимых для таможенных целей и таможенного контроля ввозимых товаров, содержится в Правилах доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных приказом ГТК Российской Федерации от 20.05.96 № 304. В пункте 4.5 Правил указано, что в числе прочих документов таможенному органу должны представляться товаросопроводительные документы, содержащие необходимые сведения о товарах и их стоимости. При транзите товара в транспортных и товаросопроводительных документах должны содержаться сведения о том, что получатель товаров находится за пределами Российской Федерации (пункт 1 письма ГТК Российской Федерации "Об усилении контроля за транзитом товаров" от 04.12.97 № 01-15/23412).
Объем сведений, необходимых для таможенных целей на этапе ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (в пограничном таможенном органе), должен позволять установить: какие именно товары и транспортные средства и в каком количестве ввозятся (предметы ввоза); не запрещен ли ввоз этих товаров и транспортных средств: соблюдены ли в отношении ввозимых товаров условия, необходимые для пересечения таможенной границы при ввозе (приняты ли меры по обеспечению уплаты таможенных платежей).
Истцом в пограничном таможенном органе (Печорской таможне) предъявлены накладные и инвойсы, в которых указаны достоверные сведения о наименовании товара, достаточные для его идентификации, и о количестве ввозимого товара. Доказательств нахождения получателя товара в пределах Российской Федерации таможня не представила.
Следовательно, сведения в товаросопроводительных документах о получателе товара, находящемся за пределами Российской Федерации, не влияют на решение таможенного органа о перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.
Предъявление документов, содержащих недостоверные сведения, должно находиться в причинно - следственной связи с незаконным перемещением товаров, способствовать ему. Если же информация, содержащаяся в товаросопроводительных документах, не влияет на решение таможенного органа относительно пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, применение ответственность по статье 278 ТК Российской Федерации исключается.
Таким образом, вывод судов первой и второй инстанции о правомерности привлечения ООО "Санна" к ответственности по статье 278 ТК Российской Федерации ошибочен, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а иск - удовлетворению.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|