Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








[Извлечение из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.01.2000 № А52/1927/99/2]
Если информация, содержащаяся в товаросопроводительных документах, не влияет на решение таможенного органа относительно пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, применение ответственности по ст. 278 ТК РФ исключается.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 января 2000 г. № А52/1927/99/2

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Прокурор Псковской области (далее - прокурор) в интересах общества с ограниченной ответственностью "Санна" (далее - ООО "Санна") обратился в Арбитражный суд Псковской области с иском к Печорской таможне (далее - таможня) о признании недействительным постановления таможни от 27.05.99 по делу о нарушении таможенных правил (далее - НТП) № 15800-661/98, ответственность за которое предусмотрена статьей 278 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК Российской Федерации).
Решением от 28.09.99 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.11.99 решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах ООО "Санна" и прокурор Псковской области просят отменить судебные акты и удовлетворить иск, так как в действиях ООО "Санна" отсутствует объективная сторона нарушения таможенных правил, предусмотренного статьей 278 ТК Российской Федерации. По мнению подателей жалоб, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Печорская таможня указывает на правомерность принятых судебных актов и наличие состава таможенного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 278 ТК Российской Федерации.
В судебном заседании представители ООО "Санна" и прокуратуры поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах, а представители таможни, ссылаясь на их необоснованность, просили оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, 17.07.98 на таможенном посту "Шумилкино" Печорской таможни в ходе таможенного контроля товара - шины (покрышки) пневматические резиновые для легковых автомобилей, - ввезенного из Эстонии и следующего в Таджикистан на автомашинах в таможенном режиме "транзит товаров", таможенным перевозчиком ООО "Санна" представлены в качестве документов, необходимых для таможенных целей, товаросопроводительные документы (инвойсы, накладные). В графе 2 CMR (накладных) указано, что получателем товара является Шахринавское районное потребительское общество (Республика Таджикистан), отправителем - фирма "Хелсингин Кауппаюритюс" (Финляндия). В результате проверки таможня установила, что в 1992 году Шахринавское районное потребительское общество переименовано в райпо "Шахринав", которое с финской фирмой договор на поставку автопокрышек не заключало, получена также другая информация, на основании которой таможня пришла к выводу, что представленные накладные содержат недостоверные сведения о получателе товара.
Постановлением таможни от 27.05.99 ООО "Санна" признано совершившим нарушение таможенных правил, предусмотренное статьей 278 ТК Российской Федерации и выразившееся в перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров с предоставлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, документов, содержащих недостоверные сведения, и на него наложено взыскание в виде конфискации товара.
В соответствии со статьей 137 ТК Российской Федерации к предварительным операциям относятся все имеющие отношение к таможенному делу действия, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров под определенный таможенный режим. Согласно статье 138 ТК Российской Федерации при предварительных операциях таможенные органы Российской Федерации производят предварительное таможенное оформление, направленное на недопущение ввоза в Российскую Федерацию товаров, запрещенных к такому ввозу, а также идентификацию товаров для таможенных целей.
Как следует из статьи 35 ТК Российской Федерации, транзит товаров - таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Согласно статье 191 ТК Российской Федерации все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю.
Таможенный контроль, предусмотренный статьей 180 ТК Российской Федерации, производится путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра товаров и транспортных средств.
Перечень документов, необходимых для таможенных целей и таможенного контроля ввозимых товаров, содержится в Правилах доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных приказом ГТК Российской Федерации от 20.05.96 № 304. В пункте 4.5 Правил указано, что в числе прочих документов таможенному органу должны представляться товаросопроводительные документы, содержащие необходимые сведения о товарах и их стоимости. При транзите товара в транспортных и товаросопроводительных документах должны содержаться сведения о том, что получатель товаров находится за пределами Российской Федерации (пункт 1 письма ГТК Российской Федерации "Об усилении контроля за транзитом товаров" от 04.12.97 № 01-15/23412).
Объем сведений, необходимых для таможенных целей на этапе ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (в пограничном таможенном органе), должен позволять установить: какие именно товары и транспортные средства и в каком количестве ввозятся (предметы ввоза); не запрещен ли ввоз этих товаров и транспортных средств: соблюдены ли в отношении ввозимых товаров условия, необходимые для пересечения таможенной границы при ввозе (приняты ли меры по обеспечению уплаты таможенных платежей).
Истцом в пограничном таможенном органе (Печорской таможне) предъявлены накладные и инвойсы, в которых указаны достоверные сведения о наименовании товара, достаточные для его идентификации, и о количестве ввозимого товара. Доказательств нахождения получателя товара в пределах Российской Федерации таможня не представила.
Следовательно, сведения в товаросопроводительных документах о получателе товара, находящемся за пределами Российской Федерации, не влияют на решение таможенного органа о перемещении товара через таможенную границу Российской Федерации.
Предъявление документов, содержащих недостоверные сведения, должно находиться в причинно - следственной связи с незаконным перемещением товаров, способствовать ему. Если же информация, содержащаяся в товаросопроводительных документах, не влияет на решение таможенного органа относительно пропуска товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, применение ответственность по статье 278 ТК Российской Федерации исключается.
Таким образом, вывод судов первой и второй инстанции о правомерности привлечения ООО "Санна" к ответственности по статье 278 ТК Российской Федерации ошибочен, в связи с чем судебные акты подлежат отмене, а иск - удовлетворению.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru