| |
[Извлечение из постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Псковской области от 05.05.2000 № А52/2177/99/1]
Согласно п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, главным распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений арбитражного суда, не вступивших
в законную силу
от 5 мая 2000 г. № А52/2177/99/1
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Решением Арбитражного суда Псковской области от 21 марта 2000 г. по делу № А52/2177/99/1 с ФАПСИ в пользу ОАО "Электросвязь" взыскано 486649 руб. 42 коп. основного долга. В иске к Центру правительственной связи Российской Федерации по Псковской области отказано.
ФАПСИ в апелляционной жалобе просит указанное решение суда первой инстанции отменить в части взыскания с ФАПСИ как субсидиарного ответчика суммы в пользу ОАО "Электросвязь", производство по делу в отношении него прекратить и привлечь в качестве надлежащего субсидиарного ответчика Министерство финансов РФ. В обоснование своих доводов податель жалобы ссылается на то, что ФАПСИ не получало специальных поручений по представлению Российской Федерации в правоотношениях по управлению государственной собственностью, указанная функция не предусмотрена Положением об Агентстве, суд первой инстанции неправомерно применил пункт 3 статьи 125 ГК РФ; ФАПСИ не является главным распорядителем средств федерального бюджета; в связи с тем, что в подведомственности его отсутствуют распорядители бюджетных средств, не может выступать в суде от имени Казны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы, изложенные в ней.
Представитель ОАО "Электросвязь" в судебном заседании согласился с доводами подателя жалобы, считает, что сумму 486649 руб. 42 коп. следует взыскать с Российской Федерации, как субсидиарного ответчика, в лице ее соответствующих органов, а именно - Министерства финансов Российской Федерации. Указанная позиция ОАО "Электросвязь" отражена им и в отзыве на апелляционную жалобу.
С доводами ФАПСИ и ОАО "Электросвязь" согласился и поддержал представитель Центра правительственной связи РФ в Псковской области.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, апелляционная инстанция оснований для изменения либо отмены решения суда первой инстанции не находит.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, между истцом и Центром правительственной связи РФ в Псковской области заключен договор от 31.07.1995 на аренду каналов ТЧ и ТГ. Исполнение ОАО "Электросвязь" своих обязательств по договору подтверждается материалами дела и не оспаривается Центром правительственной связи РФ в Псковской области. Наличие задолженности по оплате аренды каналов связи и ее размер также не оспаривается первым ответчиком. Задолженность в сумме 486649 руб. 42 коп. признана Центром правительственной связи РФ в Псковской области, и это признание в силу пункта 4 статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято судом первой инстанции.
Обращаясь с иском о взыскании задолженности, ОАО "Электросвязь" правомерно, в соответствии с требованиями статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации одновременно с основным требованием к должнику по договору предъявлены субсидиарные требования.
Однако, Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по субсидиарной ответственности, что установлено Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.01.2000 по делу № А52/2177/99/1, поскольку не является юридическим лицом.
Суд первой инстанции обоснованно, в соответствии с пунктом 1 статьи 85 АПК РФ прекратил производство по делу в отношении субсидиарного ответчика - Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и привлек в качестве субсидиарного ответчика ФАПСИ.
Суд первой инстанции с должной полнотой исследовал обстоятельства дела и правомерно пришел к выводу о том, что надлежащим субсидиарным ответчиком по предъявленному иску будет являться ФАПСИ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Основной должник по своему правовому статусу является учреждением, имущество его находится в федеральной собственности. Согласно статье 5 Закона Российской Федерации "О федеральных органах правительственной связи и информации Российской Федерации" от 19.02.93 № 4524-1, территориальные органы правительственной связи входят в единую централизованную систему, возглавляемую ФАПСИ, которое в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ, пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации уполномочено представлять Российскую Федерацию в правоотношениях по управлению государственной собственностью и государственными учреждениями, входящими в указанную систему, является главным распорядителем бюджетных средств.
Поскольку денежные средства у основного должника на момент рассмотрения дела отсутствовали, в силу пункта 2 статьи 120 ГК РФ ответственность несет субсидиарный ответчик, то есть ФАПСИ.
Апелляционная инстанция не принимает доводы сторон о том, что субсидиарным ответчиком по данному делу должно быть Министерство финансов Российской Федерации и у ФАПСИ отсутствуют денежные средства по статье 110600 "Оплата услуг связи" по вышеизложенным обстоятельствам. Ссылки сторон на то, что Минфин России, в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в данном случае является главным распорядителем бюджетных средств и, следовательно, является субсидиарным ответчиком, также не состоятельны.
Согласно пункту 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главным распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.
В соответствии с Положением об Управлении правительственной связи и информации в Северо-Западном регионе, куда входит и Центр правительственной связи РФ в Псковской области, финансовое обеспечение управления осуществляется ФАПСИ. ФАПСИ в соответствии с Законом РФ "О федеральных органах правительственной связи и информации" является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации, а не Минфина. Таким образом, ФАПСИ является, согласно понятию, содержащемуся в Бюджетном кодексе РФ, главным распорядителем бюджетных средств.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 157 АПК РФ, апелляционная инстанция
постановила:
Решение Арбитражного суда Псковской области от 21.03.2000 по делу № А52/2177/99/1 оставить без изменения, а жалобу ФАПСИ - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|