Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








[Извлечение из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.05.2000 № А52/4/2000/2]
Суд кассационной инстанции согласен с выводом суда о правомерности включения условий о необходимости приобретения винно-водочных изделий исключительно у аккредитованных поставщиков как условий выдачи и приостановления действия лицензии на право розничной торговли алкогольной продукцией, одновременно являющихся специальной защитной мерой

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2000 г. № А52/4/2000/2

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Администрация Псковской области (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Псковскому территориальному управлению Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (далее - управление МАП) о признании недействительными решения от 01.12.99 № 22 и предписания от 01.12.99 № 10 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решением арбитражного суда иск был удовлетворен.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе управление МАП просит отменить обжалуемое решение в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, суд не учел, что Администрацией при издании Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции допущены нарушения антимонопольного законодательства.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Решением управления МАП от 01.12.99 № 22 Администрация признана виновной в нарушении пункта первого статьи 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции), выразившемся в издании постановления от 15.03.99 № 87 с изменениями от 27.10.99 № 309 "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции". Названными изменениями, по мнению МАП, ограничивается самостоятельность хозяйствующих субъектов, поскольку они предусматривают право приобретения алкогольной продукции только у поставщиков, аккредитованных на территории Псковской области, что может привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов и граждан. На основании решения МАП главе Администрации Псковской области направлено предписание от 01.12.99 № 10 о прекращении нарушения статьи 7 Закона о конкуренции и отмене подпункта "ж" пункта 17, абзаца 6 пункта 18 и дополнительного абзаца пункта 19.1 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 15.03.99 № 87 с изменениями от 27.10.99 № 309.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о конкуренции органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:
- необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
- устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров.
Вместе с тем Законом Российской Федерации "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон о регулировании) введено государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, направленное на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (статья 1).
Статьей 5 названного Закона определены полномочия Российской Федерации в области регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а статьей 6 - предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, к которым, в частности, относится установление и осуществление комплекса мер по упорядочению поставок и розничной продажи алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан, в том числе аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Во всем остальном субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе и лицензирование розничной торговли данной продукцией. Более того, статьей 12 Закона о регулировании им предоставлено право в целях защиты от подделок вводить специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков.
Согласно статье 15 Закона о регулировании в целях контроля качества и объема поступающей в розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции Правительство Российской Федерации устанавливает единый порядок аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Субъекты Российской Федерации могут проводить аккредитацию организаций в соответствии с единым порядком аккредитации, определенным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.98 № 1493 утверждены Правила аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания.
В соответствии с Правилами аккредитации организаций, утвержденными вышеуказанным Постановлением, поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания на территории субъекта Российской Федерации могут осуществлять только организации, имеющие лицензии на оптовую реализацию этой продукции и прошедшие соответствующую аккредитацию.
Для осуществления поставок алкогольной продукции на территорию другого субъекта Российской Федерации необходимо пройти дополнительную аккредитацию в этом регионе. Такая аккредитация необходима и для предприятий - изготовителей, имеющих федеральную лицензию на производство, розлив, хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции, полученную в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.98 № 727.
После вступления в действие Федерального закона от 07.01.99 № 18-ФЗ практически всеми субъектами Российской Федерации проведены мероприятия по аккредитации организаций, поставляющих алкогольную продукцию для розничной торговли и общественного питания.
Постановлением Администрации Псковской области от 29.01.99 № 27 также введена аккредитация поставщиков алкогольной продукции для розничной торговли, условия которой определены в соответствии с Правилами аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания.
Статьей 17 Федерального закона от 25.09.98 № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование такого вида деятельности не предусмотрено.
В статье 19 названного Закона указано, что со дня вступления его в силу указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Виды деятельности, не включенные в статью 17 Федерального закона от 25.09.98 № 158-ФЗ, осуществляются со дня его вступления в силу без лицензий, за исключением случаев, когда лицензирование указанных видов деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Исходя из положений о лицензировании, предусмотренных в статьях 6, 7 и пункте 10 статьи 18 Закона о регулировании и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование розничной торговли алкогольными напитками установлено до вступления в силу Федерального закона от 25.09.98 № 158-ФЗ и отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, которые и определяют его условия. Данный вывод подтверждается и отменой действия Положения о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, введенного Постановлением правительства Российской Федерации от 19.08.96 № 987.
Лицензиат обязан выполнять установленные нормативными правовыми актами требования и условия при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Законом о конкуренции органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов; если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, однако данные ограничения в силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.96 № 6/8 могут быть установлены федеральным законом.
Поскольку Законом о регулировании предусмотрена возможность аккредитации организаций - поставщиков алкогольной продукции, а каждый субъект Российской Федерации вправе аккредитовать на основе справедливого и объективного конкурсного отбора необходимое для сохранения конкурентной среды количество поставщиков алкогольной продукции, обеспечивающих бесперебойное снабжение розничной сети, а также ограничить с целью защиты здоровья населения право доступа к собственному рынку неаккредитованных поставщиков, в том числе путем запрета ее приобретения предприятиями розничной торговли, суд кассационной инстанции согласен с выводом суда о правомерности включения условий о необходимости приобретения винно-водочных изделий исключительно у аккредитованных поставщиков как условия выдачи и приостановления действия лицензии на право розничной торговли алкогольной продукцией, одновременно являющихся специальной защитной мерой (статья 12 Закона о регулировании).
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru