| |
[Извлечение из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.05.2000 № А52/4/2000/2]
Суд кассационной инстанции согласен с выводом суда о правомерности включения условий о необходимости приобретения винно-водочных изделий исключительно у аккредитованных поставщиков как условий выдачи и приостановления действия лицензии на право розничной торговли алкогольной продукцией, одновременно являющихся специальной защитной мерой
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2000 г. № А52/4/2000/2
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Администрация Псковской области (далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к Псковскому территориальному управлению Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (далее - управление МАП) о признании недействительными решения от 01.12.99 № 22 и предписания от 01.12.99 № 10 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решением арбитражного суда иск был удовлетворен.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе управление МАП просит отменить обжалуемое решение в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, суд не учел, что Администрацией при издании Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции допущены нарушения антимонопольного законодательства.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Решением управления МАП от 01.12.99 № 22 Администрация признана виновной в нарушении пункта первого статьи 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции), выразившемся в издании постановления от 15.03.99 № 87 с изменениями от 27.10.99 № 309 "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции". Названными изменениями, по мнению МАП, ограничивается самостоятельность хозяйствующих субъектов, поскольку они предусматривают право приобретения алкогольной продукции только у поставщиков, аккредитованных на территории Псковской области, что может привести к ограничению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов и граждан. На основании решения МАП главе Администрации Псковской области направлено предписание от 01.12.99 № 10 о прекращении нарушения статьи 7 Закона о конкуренции и отмене подпункта "ж" пункта 17, абзаца 6 пункта 18 и дополнительного абзаца пункта 19.1 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 15.03.99 № 87 с изменениями от 27.10.99 № 309.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о конкуренции органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе запрещается:
- необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
- устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров.
Вместе с тем Законом Российской Федерации "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон о регулировании) введено государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, направленное на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (статья 1).
Статьей 5 названного Закона определены полномочия Российской Федерации в области регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а статьей 6 - предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, к которым, в частности, относится установление и осуществление комплекса мер по упорядочению поставок и розничной продажи алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан, в том числе аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Во всем остальном субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе и лицензирование розничной торговли данной продукцией. Более того, статьей 12 Закона о регулировании им предоставлено право в целях защиты от подделок вводить специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу спиртных напитков.
Согласно статье 15 Закона о регулировании в целях контроля качества и объема поступающей в розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции Правительство Российской Федерации устанавливает единый порядок аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Субъекты Российской Федерации могут проводить аккредитацию организаций в соответствии с единым порядком аккредитации, определенным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.98 № 1493 утверждены Правила аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания.
В соответствии с Правилами аккредитации организаций, утвержденными вышеуказанным Постановлением, поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания на территории субъекта Российской Федерации могут осуществлять только организации, имеющие лицензии на оптовую реализацию этой продукции и прошедшие соответствующую аккредитацию.
Для осуществления поставок алкогольной продукции на территорию другого субъекта Российской Федерации необходимо пройти дополнительную аккредитацию в этом регионе. Такая аккредитация необходима и для предприятий - изготовителей, имеющих федеральную лицензию на производство, розлив, хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции, полученную в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.98 № 727.
После вступления в действие Федерального закона от 07.01.99 № 18-ФЗ практически всеми субъектами Российской Федерации проведены мероприятия по аккредитации организаций, поставляющих алкогольную продукцию для розничной торговли и общественного питания.
Постановлением Администрации Псковской области от 29.01.99 № 27 также введена аккредитация поставщиков алкогольной продукции для розничной торговли, условия которой определены в соответствии с Правилами аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания.
Статьей 17 Федерального закона от 25.09.98 № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование такого вида деятельности не предусмотрено.
В статье 19 названного Закона указано, что со дня вступления его в силу указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие порядок осуществления лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Виды деятельности, не включенные в статью 17 Федерального закона от 25.09.98 № 158-ФЗ, осуществляются со дня его вступления в силу без лицензий, за исключением случаев, когда лицензирование указанных видов деятельности проводится в соответствии с иными федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Исходя из положений о лицензировании, предусмотренных в статьях 6, 7 и пункте 10 статьи 18 Закона о регулировании и Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование розничной торговли алкогольными напитками установлено до вступления в силу Федерального закона от 25.09.98 № 158-ФЗ и отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, которые и определяют его условия. Данный вывод подтверждается и отменой действия Положения о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, введенного Постановлением правительства Российской Федерации от 19.08.96 № 987.
Лицензиат обязан выполнять установленные нормативными правовыми актами требования и условия при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Законом о конкуренции органам власти и управления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов; если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, однако данные ограничения в силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.96 № 6/8 могут быть установлены федеральным законом.
Поскольку Законом о регулировании предусмотрена возможность аккредитации организаций - поставщиков алкогольной продукции, а каждый субъект Российской Федерации вправе аккредитовать на основе справедливого и объективного конкурсного отбора необходимое для сохранения конкурентной среды количество поставщиков алкогольной продукции, обеспечивающих бесперебойное снабжение розничной сети, а также ограничить с целью защиты здоровья населения право доступа к собственному рынку неаккредитованных поставщиков, в том числе путем запрета ее приобретения предприятиями розничной торговли, суд кассационной инстанции согласен с выводом суда о правомерности включения условий о необходимости приобретения винно-водочных изделий исключительно у аккредитованных поставщиков как условия выдачи и приостановления действия лицензии на право розничной торговли алкогольной продукцией, одновременно являющихся специальной защитной мерой (статья 12 Закона о регулировании).
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|