Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








[Извлечение из решения Арбитражного суда Псковской области от 30.05.2000 № А52/1010/2000/2]
Применение ответственности согласно ст. 122 НК предусмотрено за факт налогового правонарушения и не ставится в зависимость от того, что налогоплательщик, используя предоставленную ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль..." льготу, не является в проверяемый период плательщиком налога на прибыль
(вместе с постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.08.2000)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2000 г. № А52/1010/2000/2

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

В исковом заявлении ООО "Псковское СРП ВОГ" просит признать частично недействительным решение Налоговой инспекции по городу Пскову № 08-11; 07-13 в части взыскания налога на доходы иностранных юридических лиц за 2 квартал 1999 года в размере 12000 руб. (пункт 1.1 решения); сбора за право торговли в размере 9848 руб. (пункт 1.3 решения); суммы налога на добавленную стоимость в размере 115100 руб. (пункт 1.5 решения) и пени на эту сумму; налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 936 руб. (пункт 1.6 решения); а также в части привлечения к налоговой ответственности по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - решения НК РФ) за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в виде штрафа в размере 15000 руб. (пункт 3.1 решения); привлечения к налоговой ответственности по подпункту "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату сумм сбора за право торговли и налога на добавленную стоимость (пункт 3.2 решения) в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога и сбора, что составило 24990 руб.; привлечения к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ за неперечисление сумм налога на доходы иностранных юридических лиц в размере 20% сумм, подлежащих перечислению, что составило 2400 руб.
В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования в полном объеме.
Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность принятого решения.
Во встречном исковом заявлении Инспекция МНС РФ по городу Пскову просит взыскать с ООО "Псковское СРП ВОГ" налоговые санкции в сумме 42390 руб., в том числе за неуплату сбора за право торговли и НДС в сумме 24990 руб. (1970 руб. + 23020 руб.), в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 122 НК РФ с учетом статьи 5 НК РФ; за неправомерное неперечисление налоговым агентом налога на доходы иностранных юридических лиц в сумме 2400 руб. в соответствии со статьей 123 НК РФ; штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в сумме 15000 руб. в соответствии с пунктом 2 статьи 120 НК РФ.
Представители ООО "Псковское СРП ВОГ" встречные исковые требования не признали и просили в их удовлетворении отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика, арбитражный суд

установил:

Ответчик в ходе выездной налоговой проверки ООО "Псковское СРП ВОГ" выявил различные нарушения налогового законодательства, в том числе нижеследующее:
- в нарушение статьи 7 Закона РФ М 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) и Инструкции ГНС РФ № 39 от 11 октября 1995 г. "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом внесенных изменений) общество, при приобретении материальных ценностей за наличный расчет, предъявило к возмещению из бюджета НДС в сумме 98400 руб. (1 квартал 1999 г. - 19600 руб.; 2 квартал 1999 г. - 78800 руб.) при отсутствии расчетных документов с указанием суммы налога отдельной строкой. Кроме того, во 2 квартале 1999 года излишне предъявлено к зачету из бюджета НДС на сумму 16700 руб. по причине отсутствия расчетных документов, подтверждающих оплату за товар;
- в нарушение пункта 21.3 Инструкции № 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" (с последующими изменениями и дополнениями) занижен объект налогообложения на сумму арендной платы, полученной от реализации этих услуг в 1997 - 1999 г. За 1 полугодие 1999 года доначисленный налог составил 936 рублей;
- в нарушение статьи 10 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 года № 2116-1 обществом не удержан налог на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации, что составило 12000 руб.
По материалам проверки 18 ноября 1999 года составлен акт проверки № 8108.
2 декабря 1999 года истец представил в налоговый орган разногласия по акту выездной налоговой проверки с приложением первых экземпляров счетов-фактур и квитанций к приходным кассовым ордерам, в подтверждение обоснованности возмещения из бюджета НДС, а также копии платежных поручений № 219 и № 220 от 24 ноября 1999 года в подтверждение оплаты 12000 руб. налога на доходы иностранных юридических лиц и 9848 руб. сбора за право торговли.
По результатам рассмотрения материалов проверки ответчиком вынесено решение № 08-11, 07-13 о привлечении ООО "Псковское СРП ВОГ" к налоговой ответственности. В решении прописано взыскать с ООО СРП ВОГ неуплаченную сумму налога на доходы иностранных юридических лиц из источников на территории Российской Федерации за 2 кв. 1999 г. в размере 12000 руб. (п. 1.1 решения); неуплаченную сумму сбора за право торговли в размере 9848 руб. (п. 1.3 решения); неуплаченную сумму НДС в размере 115100 руб. и пени за задержку уплаты НДС в размере 32664 руб. (п. 1.5 решения); налог на пользователей автомобильных дорог за 1 полугодие 1999 г. в размере 936 руб. и уменьшить исчисленные в завышенных размерах суммы этого налога на 6842 руб. (п. 1.6 решения). Кроме того, истец привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ, за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, выразившееся в неправильном отражении на счетах бухгалтерского учета и отчетности себестоимости оплаченной продукции в виде штрафа в размере 15000 руб.; к налоговой ответственности, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пункту 1 статьи 122 НК РФ с учетом статьи 5 НК РФ за неуплату сумм сбора за право торговли и НДС в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога и сбора в сумме 24990 руб. (1970 руб. + 23020 руб.); к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление налоговым агентом сумм налога на доходы иностранных юридических лиц в виде штрафа в размере 20% от неудержанной суммы налога за 1 полугодие 1999 года в сумме 2400 руб.
29 марта 2000 года истцу вручено три требования за № 382 об уплате в срок до 7 апреля 2000 года доначисленного налога на добавленную стоимость в сумме 115100 руб. и пени на эту сумму в размере 32664 руб.; штрафа за неуплату сбора за право торговли в размере 1970 руб. и неуплату НДС в сумме 23020 руб., штрафа по налогу на доходы иностранных юридических лиц в размере 2400 руб., штрафа, предусмотренного статьей 120 НК РФ, в размере 15000 руб.
Требования на уплату сбора за право торговли, налога на доходы иностранных юридических лиц не выставлялись, в связи с добровольной уплатой доначисленных сумм по этим налогам. Требование на уплату налога на пользователей автомобильных дорог также не выставлялось, в связи с переплатой по данному виду налога, что отражено в пункте 1.6 решения.
Арбитражный суд считает, что требование истца о признании частично недействительным решения Инспекции МНС РФ по городу Пскову подлежит удовлетворению в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 88400 руб. и пени на эту сумму (пункт 1.5 решения); привлечения к налоговой ответственности за неуплату НДС в сумме 17680 руб. (20% от 88400 руб. - пункт 3.2 решения) и взыскания штрафа в размере 15000 руб. за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (пункт 3.1 решения).
По мнению ответчика, доначисление сумм налога на добавленную стоимость обусловлено тем, что на момент проверки суммы НДС, предъявленные истцом к возмещению из бюджета, не были подтверждены надлежащими расчетными документами, а расчетные документы, предъявленные истцом в ходе урегулирования разногласий по акту проверки, не приняты инспекцией МНС РФ по городу Пскову (далее по тексту решения - Инспекция) во внимание в связи с тем, что белорусское предприятие-поставщик неправомерно выделяло НДС в документах в размере 20%, поскольку по законодательству Республики Беларусь ставка НДС в этом размере может быть применена только к добавленной стоимости товара без учета материальных затрат на производство и реализацию товаров. Кроме того, в судебном заседании ответчик ссылался на пункт 8 Порядка ведения журнала счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 914 от 29 июля 1996 года.
Суд считает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), себестоимость которых относится на издержки производства.
В судебном заседании представители истца подтвердили, а представители ответчика не оспаривали того, что товар был поставлен, расчеты за него были произведены, НДС поставщикам был уплачен. Стоимость товара, указанная в расчетных документах, ответчиком также не оспаривается. Документов, подтверждающих уплату НДС поставщикам в каком-либо другом размере, т.е. не 20%, ответчиком суду не представлено.
Суд не принимает довод ответчика об отсутствии у истца права на возмещение НДС в связи с тем, что в момент проведения проверки надлежаще оформленные расчетные документы отсутствовали. На основании пункта 5 статьи 100 НК РФ налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, представить в налоговый орган письменные возражения и документы, подтверждающие обоснованность этих возражений. Такие документы были представлены в Инспекцию в виде первых экземпляров, что также не оспаривается ответчиком.
Кроме того, суд не принимает ссылку Инспекции на то, что белорусское предприятие-поставщик неправомерно выделяло НДС в документах в размере 20% и на нарушение истцом порядка заполнения счетов-фактур, поскольку в соответствии с пунктом 1 Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах на добавленную стоимость обязанность по заполнению счетов-фактур лежит на поставщике товаров и ООО "Псковское СРП ВОГ" не наделено властными полномочиями, которые давали бы право проверять правильность ведения налогового или бухгалтерского учета поставщиками товаров.
При таких обстоятельствах доначисление НДС в сумме 88400 руб., а также пени на эту сумму и штрафа в размере 20% от указанной суммы, что составило 17680 руб., является необоснованным.
Суд не принимает довод истца о том, что хотя НДС в сумме 26700 руб. (из общей суммы НДС 115100 руб.) начислен ответчиком правомерно, однако не учтено, что у истца имела место переплата по НДС. Как усматривается из материалов дела, уплата налога на добавленную стоимость, согласно лицевому счету плательщика, не перекрывает доначисленные в ходе документальной проверки суммы НДС. Таким образом, НДС в сумме 26700 руб. доначислен правомерно.
Суд считает, что привлечение истца к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 15000 руб. за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, выразившееся в неправильном отражении на счетах бухгалтерского учета и в отчетности себестоимости оплаченной продукции, что повлияло на исчисление налогооблагаемой прибыли, является не обоснованным в силу подпункта 6 статьи 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 года № 2116-1, поскольку прибыль общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, налогообложению не подлежит.
Исковые требования в части признания недействительным решения Инспекции о взыскании неуплаченных сумм налога на доходы иностранных юридических лиц в размере 12000 руб., суммы сбора за право торговли в размере 9848 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 26700 руб. и пени на эту сумму, налога на пользователей автомобильных дорог, а также привлечения к налоговой ответственности за неуплату сбора за право торговли и налога на добавленную стоимость в сумме 7310 руб. (1970 руб. + 5340 руб. (20% от 26700 руб. НДС) и к ответственности за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы иностранных юридических лиц в размере 2400 руб. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Истец считает, что поскольку суммы сбора за право торговли и налога на доходы иностранных юридических лиц им оплачены в полном объеме, до принятия Инспекцией решения о привлечении к налоговой ответственности, а по налогу на пользователей автомобильных дорог имеют место переплаты налога, то у налогового органа не было оснований включать в решение о привлечении к налоговой ответственности доначисленные в ходе проверки суммы указанных налогов к взысканию.
Также истец считает неправомерным привлечение его к налоговой ответственности, предусмотренной подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 122 НК РФ (с учетом статьи 5 НК РФ) за неуплату сбора за право торговли и налога на добавленную стоимость, поскольку пунктом 1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР", и Законов РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения подпункта "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". По мнению истца, ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 122 НК РФ, относится к налогоплательщикам, а не к плательщикам сборов. Кроме того, сумма сбора за право торговли Обществом добровольно уплачена до вынесения спорного решения по акту проверки.
Истец не согласен и с привлечением его к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, поскольку на момент вынесения решения по акту проверки недоимка по налогу на доходы иностранных юридических лиц у него отсутствовала, а следовательно, отсутствовало и событие налогового правонарушения.
По мнению суда, решение ответчика о взыскании доначисленных в ходе проверки сумм сбора на право торговли в размере 9848 руб., налога на доходы иностранных юридических лиц в размере 12000 руб., которые добровольно уплачены истцом, а также налога на пользователей автомобильных дорог в размере 936 руб., с одновременным указанием на уменьшение сумм налога, подлежащих взносу в дорожные фонды, не нарушает прав налогоплательщика, поскольку все эти суммы отражаются по его лицевому счету, и, как видно из материалов дела, требования на уплату этих сумм, истцу не предъявлялись. Поскольку в соответствии со статьями 45 и 46 НК РФ направление требования об уплате недоимки по налогам является обязательным условием принудительного взыскания, то указание (в решении о привлечении к налоговой ответственности) о взыскании доначисленных в ходе проверки сумм налогов и сборов отдельной строкой еще не влечет каких-либо неблагоприятных для налогоплательщика последствий.
Суд находит ошибочным вывод истца о том, что ответственность, предусмотренная статьями 122 и 123 НК РФ за неуплату сбора за право торговли и неперечисление налога с доходов иностранных юридических лиц, не наступает в связи с отсутствием события налогового правонарушения, поскольку на момент вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности налоги были уже уплачены. В соответствии со статьей 101 НК РФ решение о привлечении к налоговой ответственности выносится на основании материалов выездной налоговой проверки. Факты неуплаты сбора на право торговли и неперечисления налога на доходы иностранных юридических лиц в акте проверки отражены и не оспариваются истцом. Факт неучета объекта обложения сбором за право торговли (права торговли на территории города Пскова) также отражен в акте проверки. Следовательно, событие налогового правонарушения имело место быть и устранено налогоплательщиком в результате контрольных действий налогового органа.
Довод истца о том, что ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 122 НК РФ, применяется к налогоплательщикам, а не к плательщикам сборов, судом не принимается в силу статьи 3 Закона РФ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", статьи 18 и подпункта "е" пункта 1 статьи 21 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Также суд не принимает ссылку истца на постановление Конституционного суда Российской Федерации № 11-П от 15 июля 1999 года, поскольку неучет обложения сбором за право торговли имел место до вступления в силу решения Конституционного суда Российской Федерации и исходя из того, что налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ, которая применена им с учетом пункта 3 статьи 5 НК РФ.
Относительно доначислений, произведенных по налогу на пользователей автомобильных дорог, суд считает, что ответчик правомерно доначислил этот налог, применив пункт 2.3 Инструкции "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" от 15 мая 1995 года № 30 с последующими изменениями и дополнениями. Согласно данному пункту организации, уставной деятельностью которых является предоставление в аренду имущества, уплачивают налог от арендной платы, полученной от реализации этих услуг. Суд не принимает ссылку истца на то, что предоставление в аренду производственных площадей не является уставной деятельностью ООО "Псковское СРП ВОГ", как не указанной в Уставе, поскольку перечень видов деятельности истца, означенных в Уставе, действовавшем в период, за который произведены доначисления налога на пользователей автомобильных дорог, не является исчерпывающим. Так, в пункте 3.3 Устава, действовавшего до 11 июня 1999 года, прописано: "Предприятие имеет право осуществлять иную деятельность, разрешенную законодательством, с целью привлечения дополнительных денежных средств и не противоречащую уставной деятельности". В уставе Общества от 11 июня 1999 года также содержится пункт 16, который гласит о том, что предметом деятельности общества являются любые виды деятельности, не противоречащие целям деятельности общества и не запрещенные действующим законодательством. Довод истца о том, что обязанность по уплате налога возникает в том случае, когда предоставление имущества в аренду является основным видом деятельности предприятия (у истца был только один долгосрочный договор аренды), суд расценивает как несостоятельный, поскольку согласно пункту 2 статьи 5 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог исчисляется по каждому виду деятельности, независимо от того, является она основной или нет.
С учетом вышеизложенного следует признать недействительным решение Инспекции МНС РФ по городу Пскову № 08-11; 07-13 по пункту 1.5 решения на сумму 88400 руб. и пени на указанную сумму; по пункту 3.1 решения на сумму 15000 руб.; по пункту 3.2 решения на сумму 17680 руб.
В остальной части иска отказать.
По встречному исковому заявлению Инспекции МНС РФ по городу Пскову к ООО "Псковское СРП ВОГ" о взыскании 42390 руб. налоговых санкций, на основании всего вышеизложенного исковые требования следует признать обоснованными в части взыскания штрафа в сумме 5340 руб., предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату в первом полугодии 1999 года налога на добавленную стоимость, исчисленного в размере 20% от 26700 руб. НДС; штрафа в сумме 1970 руб., предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ с учетом пункта 3 статьи 5 НК РФ, исчисленного в размере 20% от доначисленной суммы сбора за право торговли; штрафа в сумме 2400 руб., предусмотренного статьей 123 НК РФ за неправомерное неперечисление в 1 полугодии 1999 года налога на доходы иностранных юридических лиц. Вместе с тем, на основании статьи 114 НК РФ и подпункта 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ, учитывая, что ООО "Псковское СРП ВОГ" добровольно, до вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности, оплатило доначисленные по акту проверки суммы сбора за право торговли и налога на доходы иностранных юридических лиц, суд находит возможным учесть эти обстоятельства, как смягчающие ответственность налогоплательщика, и уменьшить размер штрафа по этим налогам в общей сумме до 2000 рублей.
Исходя из вышеизложенного, с ООО "Псковское СРП ВОГ" следует взыскать 7340 рублей налоговых санкций.
В остальной части исковые требования Инспекции МНС РФ по городу Пскову удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 124 - 127 АПК РФ, суд

решил:

Признать частично недействительным решение Инспекции МНС РФ по городу Пскову № 08-11; 07-13 по пункту 1.5 решения на сумму 88400 руб. и пени на эту сумму; по пункту 3.1 решения на сумму 15000 руб.; по пункту 3.2 решения на сумму 17680 руб.
В остальной части иска отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с ООО "Псковское СРП ВОГ" в доход соответствующего бюджета налоговые санкции в сумме 7340 руб.
В остальной части иска отказать.
Выдать исполнительный лист.



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 августа 2000 г. № А52/1010/2000/2

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Общество с ограниченной ответственностью "Псковское социально-реабилитационное предприятие Всероссийского общества глухих" (далее - ООО "Псковское СРП ВОГ") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском о признании частично недействительным решения Государственной налоговой инспекции по городу Пскову (в настоящее время - Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову, далее - Инспекция МНС) № 08-11,07-13 в части взыскания 12000 рублей налога на доходы иностранных юридических лиц за 2-й квартал 1999 года (пункт 1.1 решения); 9848 рублей сбора за право торговли (пункт 1.3 решения); 115000 рублей налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и 32664 рублей пеней за просрочку уплаты данного налога (пункт 1.5 решения); 936 рублей налога на пользователей автомобильных дорог. Кроме того, истец просит признать недействительным решение в части привлечения его к налоговой ответственности: по пункту 2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в виде взыскания штрафа в размере 145000 рублей (пункт 3.1 решения); по подпункту "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса за неуплату сумм сбора за право торговли и НДС в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога и сбора - 24990 рублей (пункт 3.2 решения); по статье 123 Налогового кодекса за неперечисление сумм налога на доходы иностранных юридических лиц в размере 20% от сумм, подлежащих перечислению, - 2400 рублей.
Инспекция МНС заявила встречный иск к ООО "Псковское СРП ВОГ", в котором просила взыскать 42390 рублей налоговых санкций, в том числе: 24990 рублей штрафа за неуплату сбора за право торговли и НДС в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса с учетом статьи 5 Налогового кодекса; 2400 рублей штрафа за неправомерное неперечисление налоговым агентом налога на доходы иностранных юридических лиц в соответствии со статьей 123 Налогового кодекса; 15000 рублей штрафа за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения в соответствии с пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса.
Решением суда от 30.05.2000 исковые требования удовлетворены частично. Решение Инспекции МНС № 08-11,07-13 признано недействительным в части взыскания: по пункту 1.5 - 88400 рублей НДС и пеней, начисленных на эту сумму; по пункту 3.1 - 15000 рублей штрафа: по пункту 3.2 - 17680 рублей штрафа. В остальной части иска отказано.
Встречный иск удовлетворен также в части: с общества с ограниченной ответственностью в доход бюджета взыскано 7340 рублей налоговых санкций. В остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция МНС просит отменить решение суда о признании недействительным решения налогового органа в части привлечения ООО "Псковское СРП ВОГ" к налоговой ответственности на основании пункта 2 статьи 120 Налогового кодекса в виде взыскания 15000 рублей штрафа и отказа в удовлетворении встречных исковых требований в данной части, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Инспекция МНС полагает, что привлечение истца к вышеназванной ответственности за налоговое правонарушение является обоснованным, поскольку материалами проверки подтверждены факты грубого нарушения ООО "Псковское СРП ВОГ" правил учета расходов и объектов налогообложения - систематическое неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, связанных с формированием себестоимости продукции и прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности за проверяемый период.
ООО "Псковское СРП ВОГ" не представило отзыв на кассационную жалобу. В судебном заседании представитель истца указал на необоснованность кассационной жалобы.
Инспекция МНС о времени и месте слушания жалобы извещена, однако в судебное заседание представителей не направила, поэтому жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что в ходе документальной проверки соблюдения ООО "Псковское СРП ВОГ" налогового законодательства за период с 2-го полугодия 1996 года по 1-е полугодие 1999 года Инспекция МНС выявила отдельные нарушения налогового законодательства, в том числе: грубое нарушение правил учета расходов и объектов налогообложения, выразившееся в систематическом неправильном отражении на счетах бухгалтерского учета и в отчетности за проверяемый период хозяйственных операций - себестоимости оплаченной продукции и прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности, - что повлекло систематическое искажение данных бухгалтерского учета и отчетности. При налоговой проверке также выявлены неуплата сбора за право торговли, налога на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации, неполная уплата НДС в результате неправильного исчисления налога и другие нарушения налогового законодательства. Результаты проверки отражены в акте от 18.11.99 № 8108, на основании которого налоговым органом принято решение № 08-11,07-13 о взыскании с налогоплательщика доначисленных сумм НДС, налога с доходов, выплаченных иностранному юридическому лицу, налога на пользователей автомобильных дорог, сборов и пеней, начисленных на неуплаченные суммы налога, а также применении к истцу финансовых санкций.
Удовлетворяя исковые требования по эпизоду привлечения истца к налоговой ответственности в виде взыскания 15000 рублей штрафа за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, суд исходил из того, что, поскольку в силу пункта 6 статьи 6 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прибыль общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, налогообложению не подлежит, привлечение истца к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса, необоснованно.
Такой вывод суда кассационная инстанция находит ошибочным.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" была предусмотрена ответственность за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объектов налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период, в размере 10 процентов доначисленных сумм налога.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.99 "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения абзаца первого подпункта "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Пунктом 2 статьи 120 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей до 18.08.99) было предусмотрено, что грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если они совершены в течение более одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. В новой редакции названной статьи указано, что грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. В абзаце 2 пункта 3 данной статьи указано, что под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Таким образом, применение ответственности согласно статье 122 Налогового кодекса предусмотрено за сам факт налогового правонарушения и не ставится в зависимость от того, что налогоплательщик, используя предоставленную статьей 6 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" льготу, не являлся в проверяемый период плательщиком налога на прибыль.
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 5 Налогового кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягощающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Поэтому в силу пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса, предусмотренная пунктом 2 статьи 120 Кодекса ответственность в виде взыскания штрафа в размере 15 000 рублей по установленному факту грубого нарушения ООО "Псковское СРП ВОГ" правил учета расходов и объектов налогообложения за период со 2-го полугодия 1996 года по 1998 год к налогоплательщику неприменима.
К истцу также не может быть применена данная ответственность и за 1-е полугодие 1999 года, поскольку налоговым периодом согласно статье 10 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" является календарный год.
Так как вышеуказанный вывод суда не привел к принятию неправильного решения и при проверке законности судебного акта в необжалуемой части каких-либо нарушений норм материального и процессуального права судом кассационной инстанции не установлено, основания к отмене решения отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 30.05.2000 по делу № А52/1010/2000/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Пскову - без удовлетворения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru