Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








[Извлечение из постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2000 № А52/2560/99/1]
Судебный акт подлежит отмене, а исковые требования удовлетворению в полном объеме в связи с неправильным применением норм материального права.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО - ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2000 г. № А52/2560/99/1

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Прокурор Псковской области (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Деарак" (далее - ООО "Деарак") в пользу государственного учреждения "Гдовский сельский лесхоз" (далее - сельский лесхоз) 564365 рублей неустойки за неудовлетворительную очистку мест рубок и за незаконную рубку леса по акту о лесонарушении от 12.06.99 № 2.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, привлечены Псковское управление лесами Федеральный службы лесного хозяйства России - на стороне ответчика (далее - Управление лесами) и государственное учреждение "Псковсельлес" - на стороне истца (далее - Псковсельлес).
Определением от 11.11.99 производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Федеральный арбитражный суд Северо - Западного округа постановлением от 24.01.2000 определение отменил и передал дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 06.03.2000 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением кассационной инстанция от 15.05.2000 решение от 06.03.2000 отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением от 06.07.2000 с ООО "Деарак" в пользу сельского лесхоза взыскано 51364 рубля неустойки. В остальной части иска отказано на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение суда и иск удовлетворить, ссылаясь при этом на неправильное применение судом норм лесного законодательства.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сельского лесхоза, ООО "Деарак" и Псковсельлеса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Кассационная инстанция считает, что судебный акт подлежит отмене, а исковые требования удовлетворению в полном объеме в связи с неправильным применением норм материального права.
Как видно из материалов дела, в марте 1999 года ООО "Деарак" без оформления лесорубочного билета произвело самовольную рубку деревьев в 387-м квартале Партизанского лесничества сельского лесхоза на участке лесного фонда, находящегося в пользовании сельскохозяйственной организации - товарищества с ограниченной ответственностью "Красный пограничник" (далее - ТОО "Красный пограничник").
В июне 1999 года сельским лесхозом проведено освидетельствование мест рубок ООО "Деарак" и выявлено нарушение лесохозяйственных требований, в связи с чем произведен расчет неустойки, которая составила 564365 рублей.
Согласно статье 42 Лесного кодекса Российской Федерации лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.
Понятие федерального органа исполнительной власти, осуществляющей государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, содержится в статье 51 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно названной норме такими органами являются Правительство Российской Федерации и уполномоченные им федеральные органы. Во исполнение названной статьи 03.07.97 Правительством Российской Федерации принято Постановление № 804 "О специально уполномоченных государственных органах управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов". Указанным Постановлением такими органами признаны Федеральная служба лесного хозяйства России и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Полномочия и специализация указанных органов определяются положениями о них.
Как Федеральная служба лесного хозяйства России, так и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации согласно положениям о них осуществляют функции по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов с той лишь разницей, что полномочия Министерства распространяются только на леса, переданные в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям.
Податель жалобы, не соглашаясь с выводами суда, ссылается на статью 53 Лесного кодекса Российской Федерация, в которой содержится понятие федерального органа управления лесным хозяйством. Согласно указанной статье федеральный орган управления лесным хозяйством является специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов. Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.97 № 804 и пунктом 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.97 № 1601 установлено, что таким специально уполномоченным органом является не только Федеральная служба лесного хозяйства, но и Министерство сельского хозяйства и продовольствия, что не противоречит ни статье 51, ни статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждаются факты передачи ТОО "Красный пограничник" лесных угодий, на которых совершено лесонарушение, и заключения договора с сельским лесхозом, который и обеспечивает выполнение лесовосстановительных и лесоохранных работ на данном участке. Соответственно является органом, который вправе применить меры ответственности за допущенные нарушения лесного законодательства на участке, принадлежащем ТОО "Красный пограничник".
В соответствии со статьей 111 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 116 Лесного кодекса Российской Федерации предоставляет право устанавливать размеры неустоек за нарушение лесного законодательства Правительству Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 № 551 утверждены Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, которыми определены размеры неустоек за допущенные лесонарушения. Согласно пункту 31 Инструкции Госналогслужбы России от 19.04.94 № 25 "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" суммы неустоек и ущерба за лесонарушения поступают в районные бюджеты районов (городские бюджеты городов), на территории которых осуществляется пользование лесным фондом, а в городах Москве и Санкт-Петербурге соответственно в бюджеты этих городов.
В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.92 № 67 установлено, что органы исполнительной власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей и автономных образований, по представлению государственных органов лесного хозяйства могут направлять в качестве дополнительного источника финансирования работ по воспроизводству и охране лесов, развитию социальной сферы предприятий и организаций лесного хозяйства до 50 процентов сумм неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню и взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства.
Распоряжением Администрации Псковской области от 11.08.99 № 410-р на бюджетные счета лесхозов подлежат перечислению 40% сумм неустоек, взыскиваемых за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины в лесах. Таким образом, на основании п. 2 Постановления Правительства Российской Федерация от 05.02.92 № 67 в пользу сельского лесхоза могла быть взысканы сумма неустойки только в указанном размере, а остальная ее часть подлежала перечислению в соответствующий местный бюджет.
Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения).
Административные отношения, в том числе финансовые, возникающие при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью, регулируются лесным законодательством Российской Федерации в соответствии с административным и финансовым законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых и других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к указанным правоотношениям только при условии, что это предусмотрено законодательством.
Поскольку финансовым и административным законодательством суду не предоставлено право уменьшать размеры неустоек за нарушение лесного законодательства, налагаемых специально уполномоченным государственным органом управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства природных ресурсов, в данном деле судом первой инстанции не могла быть применена норма статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, что влечет отмену принятого им решения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru