Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








[Извлечение из решения Арбитражного суда Псковской области от 24.01.2000 № А52/3166/2000/2]
Приказы Министерства по налогам и сборам РФ не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и не могут дополнять или изменять законы о налогах и сборах.
(вместе с постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2001)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 24 января 2000 г. № А52/3166/2000/2

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Истец обратился с иском о признании незаконным бездействия должностных лиц налогового органа и обязании ответчика произвести выплату истцу за счет средств бюджета 946355 руб., в том числе 931992 руб. - сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую возмещению из бюджета за 4 квартал 1999 г., 1, 2, 3 кварталы 2000 г.; 14363 руб. - проценты на сумму излишне взысканного налога на добавленную стоимость.
В порядке, установленном ст. 37 АПК РФ, истец заявлением от 24.01.2001 уменьшил размер исковых требований на 254237 руб., в том числе на 239874 руб. - сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую возмещению из бюджета за 4 квартал 1999 г., поскольку в этой части ответчик добровольно удовлетворил требования истца; на 14363 руб. - проценты на сумму излишне взысканного налога на добавленную стоимость, и просил признать незаконным бездействие должностных лиц налогового органа и обязать Инспекцию МНС РФ по г. Пскову возместить из бюджета налог на добавленную стоимость за 1, 2, 3 кварталы 2000 г. в сумме 692118 руб.
Ответчик исковые требования не признал, мотивируя отсутствием порядка возмещения налога на добавленную стоимость, разработать который в соответствии со ст. 12 ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2000 г." от 31.12.1999 № 227-ФЗ было поручено Правительству РФ в срок до 01.03.2000, и необходимостью руководствоваться Приказом МНС РФ от 09.02.2000 № АП-3-18/36 (в редакции от 08.06.2000 № БГ-3-29/220), согласно которому руководители налоговых органов принимают решение о возмещении сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) после проверки обоснованности возмещения. С этой целью Инспекцией МНС РФ по г. Пскову были сделаны запросы в налоговые органы по месту нахождения предприятий-поставщиков материальных ресурсов об отражении ими выручки по сделкам с ООО "Псков-Полимер" и уплате этими предприятиями налога на добавленную стоимость в бюджет. Решение о возмещении налога не принято, так как проверка предприятий-поставщиков не закончена.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд

установил:

20.04.2000 (26.04.2000 уточненную), 17.07.2000, 20.10.2000 истец представил в Инспекцию МНС РФ по г. Пскову налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за 1, 2, 3 кварталы 2000 г., в которых указал суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие возмещению из бюджета в размере 199757 руб., 56441 руб., 435920 руб.
Истец также представил в налоговый орган документы, предусмотренные п. 22 Инструкции ГНС РФ от 11.10.1995 № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в обоснование льготы по налогу на добавленную стоимость по экспортным поставкам и права на зачет в счет предстоящих платежей сумм налога, уплаченного поставщикам за материальные ресурсы. Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, какие-либо замечания по объему или качеству предъявленных документов отсутствуют.
Истец обратился в Инспекцию МНС РФ по г. Пскову с заявлениями от 28.04.2000, 24.11.2000 о возмещении из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам за материальные ресурсы.
В ответах Инспекции МНС РФ по г. Пскову от 17.08.2000 № 06-05/14198, от 27.10.2000 № 08-03/18147 на эти заявления сообщается, что возмещение сумм налога на добавленную стоимость по налоговым декларациям за 1, 2, 3 кварталы 2000 г. будет произведено после камеральной проверки.
В актах камеральной проверки от 10.10.2000 № 08-08/4769, от 09.01.2001 № 08-08/97 отражено, что предприятием представлены все необходимые документы, обосновывающие право на получение льготы по налогообложению экспортируемых товаров, а также документы на приобретение и оплату материальных ресурсов, однако решение о возмещении налога на добавленную стоимость будет принято после подтверждения отражения выручки организациями-поставщиками.
Суд находит исковые требования о признании бездействия должностных лиц налогового органа незаконным и обязании Инспекции МНС РФ по г. Пскову провести возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость в сумме 692118 руб. обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон) определено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
В пункте 3 данной нормы Закона указано, что в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщикам, применяется при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона.
Поскольку истец представил все документы в обоснование своего права на возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам, ответчик право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость не оспаривает; доказательствами, опровергающими факт уплаты налога ООО "Псков-Полимер" поставщикам и факт экспорта товаров, не располагает; вышеприведенные нормы Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" каких-либо дополнительных ограничений по возмещению сумм налога на добавленную стоимость не содержат и возмещение налога с фактическим внесением его в бюджет поставщиками материальных ресурсов не связывают, суд не принимает во внимание ссылки ответчика на необходимость проверок предприятий-поставщиков по вопросу правильности исчисления и уплаты ими в бюджет налога на добавленную стоимость и считает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания не возмещать истцу налог на добавленную стоимость в сумме 692118 руб.
В силу ст. 4 Налогового кодекса РФ приказы Министерства по налогам и сборам РФ не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и не могут дополнять или изменять законы о налогах и сборах. Поэтому ссылка ответчика на Приказ МНС РФ от 08.06.2000 № БГ-3-29/220 неправомерна.
Довод ответчика о том, что он не предпринимал никаких действий по зачету налога на добавленную стоимость в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", в связи с тем, что в настоящее время отсутствует порядок проведения возмещения налога, поскольку такой порядок до настоящего времени не разработан, отклоняется судом на основании того, что статья 12 Закона РФ "О федеральном бюджете на 2000 год", предписывающая Правительству РФ разработать порядок возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного производителями экспортируемых товаров, не отменяет положений пункта 3 статьи 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость".
В соответствии со ст. 95 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Поскольку ответчик на основании Закона РФ "О государственной пошлине" от уплаты госпошлины освобожден, истцу следует возместить расходы по госпошлине в сумме 16898 руб. 45 коп. за счет средств федерального бюджета.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений арбитражного суда, не вступивших
в законную силу
от 5 марта 2001 г. № А52/3166/2000/2

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

Решением Арбитражного суда Псковской области от 24 января 2001 года по делу № А52/3166/2000/2 удовлетворены требования ООО "Псков -Полимер" о признании незаконным бездействия должностных лиц Инспекции МНС РФ по г. Пскову по проведению возмещения налога на добавленную стоимость и возложена на Инспекцию МНС РФ по г. Пскову обязанность провести возмещение налога на добавленную стоимость в сумме 692118 руб. до 04.02.2001.
Инспекция МНС РФ по г. Пскову просит решение суда отменить, поскольку до настоящего времени не разработан порядок возмещения налога на добавленную стоимость, и в этом случае подлежал применению Приказ МНС РФ от 09.02.2000 № АП-3-18/36 (в редакции Приказа от 13.03.2000 № АП-3-29-96), согласно которому возмещение или зачет сумм налога на добавленную стоимость (далее НДС) по экспортным поставкам товаров производилось экспортерам только после тщательной проверки налоговым органом документов, подтверждающих обоснованность права на использование экспортной льготы и после получения заключения из МНС РФ. Достаточными основаниями для возмещения НДС инспекция МНС РФ по г. Пскову не располагает.
Апелляционная инстанция, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, оснований для отмены решения не находит.
ООО "Псков-Полимер" осуществляет поставку продукции на экспорт, в связи с чем пользуется льготой по налогу на добавленную стоимость, установленной подпунктом "а" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". 20.04.2000 (26.04.2000 уточненную) ООО "Псков-Полимер" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возмещении из бюджета НДС за 1 квартал 2000 г., уплаченного поставщикам материальных ресурсов. 17.07.2000 и 20.10.2000 ООО "Псков-Полимер" обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость за 2 и 3 кв. 2000 г. Налогоплательщиком в МНС РФ по г. Пскову были представлены доказательства экспорта продукции и оплаты материальных ресурсов поставщикам. В срок, установленный пунктом 3 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", НДС налогоплательщику не возмещен. Право налогоплательщика на возмещение сумм НДС, уплаченных поставщиком экспортируемой впоследствии продукции, в том числе и факт экспорта продукции, объем и качество документов, представленных в обоснование сумм НДС, налоговой инспекцией не оспаривается.
Пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" определено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
В пункте 3 данной нормы Закона указано, что в случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленным по реализации товаров (работ, услуг), возникающая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Аналогичный порядок зачета или возмещения сумм налога, уплаченных поставщиком, применяется при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налога на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Закона.
Поскольку факт уплаты ООО "Псков-Полимер" налога на добавленную стоимость поставщикам материальных ресурсов и факт экспорта товара истцом налоговым органом не оспаривается, а вышеприведенные нормы Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" не содержат каких-либо дополнительных ограничений по возмещению НДС из бюджета, и предъявление НДС из бюджета не связано с фактическим внесением налога в бюджет поставщиками материальных ресурсов, у налогового органа отсутствовали правовые основания не проводить возмещение истцу 692118 руб. налога на добавленную стоимость.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о нарушении права ООО "Псков-Полимер" на возмещение налога на добавленную стоимость в результате бездействия должностных лиц налоговой инспекции.
Доводы заявителя жалобы апелляционная инстанция не принимает во внимание по следующим обстоятельствам. Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Приказы МНС РФ не относятся к актам законодательства о налогах и сборах (статья 4 НК РФ). В соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции ФЗ РФ от 09.07.99 № 155-ФЗ) федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный статьей 2 данного Закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса.
Пункт 3 статьи 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" не противоречит положениям части первой НК РФ, следовательно, подлежит применению полностью.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru