Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Псковской городской Думы от 28.01.2002 № 566
"О муниципальной программе развития системы образования города Пскова на 2002 - 2005 годы"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено.






ПСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2002 г. № 566

О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПСКОВА НА 2002 - 2005 ГОДЫ

Принято на 69-й сессии Псковской городской Думы
второго созыва

В целях развития муниципальной системы образования и на основании Федеральных законов "Об образовании (в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ), "Об утверждении Федеральной программы развития образования" от 10.04.2000 № 51-ФЗ, а также руководствуясь ст. 28 Устава города Пскова, Псковская городская Дума постановила:
1. Утвердить муниципальную программу развития системы образования города Пскова на 2002 - 2005 годы согласно приложению.
2. Осуществлять финансирование настоящей программы на основании расходов, установленных в бюджете города Пскова на 2002, 2003, 2004, 2005 годы.
3. Обратиться в Псковское областное Собрание депутатов и Администрацию Псковской области с просьбой включить в бюджет области на 2002 - 2005 годы финансирование расходов, связанных с обеспечением программы за счет средств областного бюджета.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Новости Пскова".

Председатель Псковской
городской Думы
Л.Н.ТРИФОНОВ

Мэр города Пскова
М.Я.ХОРОНЕН





Приложение
к постановлению
Псковской городской Думы
от 28 января 2002 г. № 566

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ПСКОВА
НА 2002 - 2005 ГОДЫ

ПАСПОРТ
муниципальной программы развития системы образования
города Пскова на 2002 - 2005 годы

Наименование программы Муниципальная программа развития
системы образования города
Пскова на 2002 -2005 годы

Основные нормативные документы
Закон Российской Федерации
"Об образовании" (в редакции
Федерального закона от
13.01.1996 № 12- ФЗ);
Федеральный закон "Об
утверждении Федеральной
программы развития образования"
от 10.04.2000 № 51-ФЗ;
Постановление Правительства РФ
от 25.08.2000 № 625 "О
федеральных целевых программах
по улучшению положения детей в
Российской Федерации на 2001 -
2002 годы";
Распоряжение Администрации
Псковской области от
04.11.2000 № 615-р "О
разработке областных целевых
программ по улучшению положения
детей в Псковской области в 2001
- 2002 годах".
Постановление Псковской
городской Думы № 295
от 12.05.2000 "О Положении о
целевых муниципальных программах
города Пскова".

Заказчик программы Управление образования
Администрации города Пскова

Основные разработчики программы Управление образования
Администрации города Пскова,
Региональный центр
образовательных технологий,
Псковский областной институт
повышения квалификации
работников образования,
Псковский государственный
педагогический институт,
Психолого-медико-педагогический
центр реабилитации детей и
подростков

Цель программы Развитие муниципальной системы
образования в интересах
формирования гармонично
развитой, социально активной
творческой личности, способной
обеспечивать решение задач по
консолидации общества,
поддержанию общественной и
экономической стабильности
города, области, страны.

Сроки реализации программы 2002 - 2005 годы

Перечень основных мероприятий - обеспечение условий для
программы реализации равных прав граждан
на образование всех уровней и
ступеней;
- совершенствование нормативной
правовой базы деятельности
муниципальных образовательных
учреждений и муниципальной
системы образования в целом;
- формирование и реализация
экономических механизмов
развития муниципальной системы
образования;
- совершенствование структуры и
содержания общего образования,
создание условий для перехода
на 12-летнее образование;
- обеспечение контроля за
качеством образования;
- обеспечение социальной защиты
детей;
- укрепление материально-
технической базы муниципальных
образовательных учреждений,
внедрение энергосберегающих
технологий;
- компьютеризация муниципальной
системы образования;
- обеспечение мер по социальной
поддержке работников
муниципальной системы
образования;

Исполнители основных мероприятий Управление образования
программы Администрации города Пскова.

Источники финансирования - федеральный бюджет;
- областной бюджет;
- муниципальный бюджет;
- внебюджетные средства.

Объемы финансирования Всего - 249302,33 тыс. рублей
программы В том числе из:
- муниципального бюджета -
230694,33 тыс. рублей
- регионального бюджета -
1120,0 тыс. рублей
- федерального бюджета -
4288,0 тыс. рублей
- внебюджетных средств -
13200,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты 1. Расширение и повышение
реализации программы качества образовательных услуг
населению;
2. Укрепление материально-
технической базы муниципальных
образовательных учреждений
города.

Контроль за исполнением Администрация города Пскова,
программы Псковская городская Дума

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА ПСКОВА НА 2002 - 2005 ГОДЫ

I. Введение

Муниципальная программа развития системы образования города Пскова на 2002 - 2005 годы (далее - программа) в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" является организационной основой государственной политики Администрации города Пскова в области образования.
Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования в городе и меры по ее реализации. Основные цели и задачи программы конкретизируются и развиваются соответствующими программами образовательных учреждений, которые учитывают особенности микрорайонов, цели, задачи, направления их деятельности и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательствами Российской Федерации и Псковской области к ведению образовательных учреждений.
Программа разработана коллективами творческих групп с учетом предложений депутатов Псковской городской Думы, членов Совета Администрации города Пскова, специалистов Главного Управления образования Псковской области, Управления образования и других органов управления Администрации города Пскова, администраций и педагогических коллективов муниципальных образовательных учреждений, общественных организаций.
Программа имеет муниципальный статус.
Реализация программы будет способствовать развитию муниципальной системы образования, сохранению общественной стабильности, развитию тесного взаимодействия муниципальной и региональной систем образования; является этапом в развитии связей с различными социальными институтами города: учреждениями сферы культуры и досуга, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, физической культуры и спорта; службы занятости и общественными организациями.

II. Содержание проблем муниципальной системы образования и обоснование необходимости их решения программными методами

Специфические проблемы России в условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой заключаются, прежде всего, в смене ценностей, социальных приоритетов, росте социальной напряженности, обусловленном расслоением общества. Решение этих проблем во многом зависит от уровня образованности общества. В то же время высокий уровень развития образования составляет важнейшее конкурентное преимущество нашей страны в мировой экономике. Поэтому в качестве важной задачи образовательной политики следует считать создание условий для реализации новых социальных требований к системе образования.
Эти требования направлены на повышение роли образования в развитии российского общества. Школа в " широком" смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новой системы ценностей. Она должна использовать свой воспитательный потенциал для формирования у молодежи уважения к людям, которые своим трудом способствуют процветанию Родины и обеспечивают собственное благополучие. Развивающемуся обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны, способны участвовать в развитии ее экономики. Система образования должна готовить людей, способных не только жить в гражданском обществе, но и создавать такое общество.
Развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На деятельность образовательных учреждений дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:
социальная и экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых средств;
неполнота нормативной правовой базы в области образования;
систематическое неисполнение норм законодательства в области образования.
Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин кризисных ситуаций в системе образования. В целом потребность образовательных учреждений в финансовых средствах обеспечивается за счет средств бюджетов всех уровней менее чем на
50%.
Образование на современном этапе развития России выступает как один из основных факторов создания конкурентоспособной экономики и обеспечения национальной безопасности страны.
Существующая муниципальная система образования, ее материальная база, статус педагогического работника не соответствуют современным потребностям развития страны, региона, города, запросам общества и государства.
Российская школа не дает трех важнейших составляющих стандарта знания наступившего века: информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), английского языка и базовых социальных дисциплин (экономики и права).
Сегодня муниципальная система образования города Пскова находится в таком качественном состоянии, когда все участники образовательного процесса осознают необходимость перемен, потребность адаптации школы к новым социально-экономическим условиям и внедрения в систему образования рыночных механизмов.
Необходимость принятия муниципальной программы развития образования города Пскова на 2002 - 2005 годы связана, с одной стороны, с осуществлением ряда федеральных и региональных программ, с вступлением в силу новых нормативных правовых актов в сфере образования, повышающих требования, в частности, к качеству образования, и, с другой стороны, - с пересмотром подходов к перспективам социально-экономического развития города.
Развитие муниципальной системы образования не должно и не может осуществляться как ведомственный проект. Это общественная задача. Муниципальное образовательное сообщество не сможет только собственными силами решить многие ресурсные и другие сложные проблемы. Поэтому особую значимость приобретают перспективы развития муниципальной системы образования как открытой системы, способной к интенсивному взаимодействию и взаимообмену с социальным окружением.
Одной из ключевых проблем реформирования системы образования, повышения его качества, эффективности в решении задач, стоящих перед обществом и каждым человеком, является кадровое обеспечение образовательного процесса и, прежде всего, проблема педагогических кадров.
В системе образования города занято 3040 педагогов. Образовательные учреждения города в целом обеспечены педагогическими кадрами с соответствующим образованием. Высок профессиональный уровень педагогических кадров города: 88% учителей и 82% воспитателей дошкольных образовательных учреждений имеют категорийные разряды. В образовательных учреждениях работает 78 заслуженных учителей Российской Федерации, 720 педагогов имеют ведомственные награды.
В то же время имеют место и серьезные проблемы. Наблюдается старение кадров. Около 8% учителей-пенсионеров работают в школах и детских садах города. Высокая степень феминизации учительских кадров: женщины составляют 91,1% от общего числа учителей, значительно больше, чем в целом по стране. Наблюдается большая текучесть педагогических кадров. В 2000 году выбыло из школ города 108 педагогов. Молодые специалисты не закрепляются в
образовательных учреждениях. Имеются вакансии учителей истории, технологии, основ безопасности жизнедеятельности, английского языка, воспитателей школы-интерната, воспитателей детских садов. В результате чего учителя и воспитатели работают с большой перегрузкой, что сказывается и на их здоровье, и на качестве обучения, В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях не хватает специалистов, имеющих специальное образование: офтальмологов, сурдопедагогов, дефектологов, тифлопедагогов и других.
Это все свидетельствует о целом ряде нерешенных проблем: низкая заработная плата в сфере образования, минимум социальных льгот, не решавшиеся на протяжении ряда лет социально-бытовые проблемы. Заработная плата начинающего педагога по существу не дает ему возможностей реального существования.
Следствием нынешнего социально-экономического положения педагогических работников является снижение престижа профессии учителя, что, безусловно, сказывается на их профессиональном потенциале. Модернизация образования требует нового качества педагогического корпуса. И одно из главных требований - это высокий уровень профессиональной подготовки педагога. Конкурентоспособного в современных условиях ученика может подготовить только высокопрофессиональный учитель, педагогическая компетентность которого позволяет решать широкий круг проблем теоретического и практического характера.
На деятельности методической службы по повышению педагогического мастерства объективно сказываются факторы, которые дестабилизируют систему образования в целом. Это социальная и экономическая нестабильность в обществе, дефицит средств, неудовлетворительное финансирование и неполнота нормативно-правовой базы. Главная задача методической службы - оперативно откликаться на профессиональные запросы педагогов. Высокий уровень профессиональной подготовки предполагает и особые подходы к методической работе, ее организации и формам. Она призвана помочь в преодолении профессиональных проблем педагогов и способствовать подготовке кадров к педагогической деятельности в новых условиях.
Особого внимания и максимальной ресурсной поддержки требует решение задач материально-технического оснащения образовательного процесса в учреждениях образования города. В настоящий момент материальная база образовательных учреждений требует обновления на 70%, износ инженерных сетей составляет 86%, высок процент также износа школьной мебели, мягкого инвентаря, кухонного и прачечного оборудования. Выполнение государственных стандартов по общеобразовательным предметам требует оснащения учебных кабинетов лабораторным и демонстрационным оборудованием, для мастерских по технологии для мальчиков необходимо станочное оборудование, в дошкольных образовательных учреждениях нужны развивающие игры и наглядные пособия. Не отвечают требованиям нормативные площадки образовательных учреждений, не хватает спортивного оборудования в школах, детских садах и в детско-юношеских спортивных клубах.
Рост уровня образования общества - необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития нашей страны, области и города. В этом плане на образование как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. По данным специалистов, до 60% детей поступают в школу, имея функциональные отклонения в здоровье, около 20% страдают пограничными нарушениями психологического здоровья. Причинами ухудшения состояния здоровья детей служат:
- ухудшение социального положения семей;
- интенсификация учебного процесса, учебная перегрузка, несоблюдение элементарных санитарно-гигиенических требований к организации образовательного процесса;
- неудовлетворительное оснащение медицинских кабинетов образовательных учреждений и недостаточное количество в них лекарственных препаратов;
- слабое взаимодействие учреждений здравоохранения с образовательными учреждениями в профилактической деятельности.
Далеко не в полной мере могут быть выполнены руководителями образовательных учреждений предписания противопожарной службы города, чаще всего по причине недостаточности финансовых средств.

В рамках общих процессов реформирования образования состояние и проблемы отдельных его уровней имеют определенные особенности.

Дошкольное образование:
Муниципальная сеть дошкольных образовательных учреждений города в 2001 году представляет собой 45 детских садов, в которых воспитываются 6614 детей (около 68% от общего числа дошкольников). В целом, вместе с ведомственными, детские сады посещает 75% детей дошкольного возраста.
Сеть муниципальных дошкольных образовательных учреждений за последние годы подверглась значительным изменениям:
проведена структурная перестройка сети дошкольных образовательных учреждений: введена дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям, позволяющая обеспечить право выбора родителям форм и направленности дошкольного образования в соответствии с особенностями ребенка;
ведется работа по созданию гибких форм организации коррекционно-педагогической помощи детям, не посещающим дошкольные образовательные учреждения, в том числе и групп кратковременного пребывания детей в детских садах;
создано образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (начальная школа-детский сад № 38), обеспечивающее оптимальные организационные условия преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием. Вопросами преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием на научной основе серьезно занимаются в образовательных учреждениях с дошкольными отделениями: Центре образования "Псковский педагогический комплекс", лицее "Развитие" и лингвистической гимназии.
В 34 из 45 дошкольных учреждениях города используются новые образовательные программы ("Развитие", "Детство", "Радуга", "Преемственность", ТРИЗ-технологии и др.).
Однако в большинстве детских садов имеет место низкое качество реализуемых образовательных программ. Невысок процент вовлечения педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в инновационную деятельность.
В процессе формирования многовариантной образовательной системы, ее гуманизации и демократизации возникли новые сложные проблемы, без разрешения которых невозможно дальнейшее развитие системы дошкольного образования города.
Во-первых, необходимо сохранить сеть дошкольных образовательных учреждений, остановив процесс их закрытия, перепрофилирование и реорганизацию в иные образовательные структуры.
Во-вторых, необходимо организовать научно-методическую помощь дошкольным образовательным учреждениям с целью поиска оптимальных моделей детских садов, отвечающих запросам родителей, прогрессивным тенденциям развития дошкольного образования.
В-третьих, необходимо осуществлять меры, гарантирующие открытость образовательной системы, возможность участия семьи и всех других заинтересованных институтов в проектах развития дошкольных образовательных учреждений и их функционирования.
В-четвертых, необходимо ресурсное обеспечение системы дошкольного образования в городе.

Общее образование (начальное, полное и среднее):
К числу проблем, имеющих общесистемный характер, относится проблема обеспечения равных возможностей для получения качественного образования. Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании", образование определенного уровня и качества описывается Государственным стандартом, а достижение качества проверяется в ходе государственной итоговой аттестации выпускников и удостоверяется соответствующим государственным документом (аттестатом), который выдается на основе результатов аттестации.
Под качественным образованием подразумевают создание условий для образования:
- оснащение современным учебно-наглядным оборудованием процесса обучения;
- обновление содержания образования;
- повышение квалификации учителей, использование ими передовых педагогических технологий;
- другие показатели.
Качество развития муниципальной системы образования требует приложения серьезных усилий в сфере повышения качества образования на основе более полного удовлетворения запросов и ожиданий муниципального сообщества.
Муниципальная сеть общеобразовательных учреждений в настоящий момент состоит из 28 учреждений, в которых получают образование 25,5 тысяч учеников. Сеть общеобразовательных учреждений сохранена, и в ней произошли качественные изменения. Одним из существенных изменений в деятельности всех общеобразовательных учреждений города стало развитие вариативности образовательных программ, что способствует возможности выбора обучаемым уровня и вида образования и большей ориентации образования на требования рынка.
Педагогические коллективы общеобразовательных учреждений города сохраняют достаточно высокий уровень подготовки обучающихся.
Последовательно осуществляется обновление содержания общего образования. На практике уже значительно изменилось содержание гуманитарных дисциплин; ведутся факультативные курсы по социально-экономическим дисциплинам: социологии, экономике, праву и психологии; в школах преподаются новые предметы, такие как экономика и экология.
Школы города активно включаются в федеральный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, по внедрению модели 12-летней школы. В 2002 году все выпускники 11 классов общеобразовательных учреждений будут сдавать единый государственный экзамен.
Муниципальная система образования признана обеспечить непрерывность образования, преемственность всех уровней и ступеней. Одним из примеров осуществления непрерывного образования является создание классов-колледжей на базе целого ряда общеобразовательных учреждений города. Тесное взаимодействие школы и вуза позволяет повышать образованность молодых жителей города.
Успеваемость учащихся 1 - 11 классов по итогам 2000/2001 учебного года в среднем составляет 98%, качество знаний (обучающихся на "4" и "5") составляет 40%, что выше среднеобластных показателей.
Однако межшкольное тестирование более 2000 учащихся 9 и 11 классов одиннадцати общеобразовательных учреждений города на протяжении двух последних лет показывает в среднем только удовлетворительную оценку знаний по химии и физике.
Состояние информатизации муниципальной системы образования города Пскова можно оценить как неудовлетворительное. Наиболее сложным и важным звеном здесь являются общеобразовательные учреждения. Очевидно, что, не решая вопросы информатизации системы образования города Пскова, нельзя рассчитывать на экономическое и социальное развитие города. Выпускники школ не будут подготовлены для эффективного участия в системе общественных отношений.
Анализ исходного материала процесса воспитания юных жителей г. Пскова позволяет сделать вывод о том, что за последние годы в городской системе образования во многом изменились подходы к воспитанию. Происходит постепенное освоение гуманистического смысла воспитания, отказ от стереотипов профессиональной деятельности, переориентация на совершенствование межличностных отношений. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что педагоги г. Пскова, пережившие вместе со всей страной в конце 80-х - начале 90-х г.г. кризис воспитательной работы в образовательных учреждениях, ясно осознали, что только мероприятийный подход к воспитанию школьников не отвечает современным требованиям. Образовательные учреждения г. Пскова приступили к творческому освоению современных подходов, форм и технологий воспитания (О.С.Газмана, Н.Е.Щурковой, Е.И.Казаковой, В.А.Караковского, Л.И.Новиковой и др.). Обновляется содержание и способы организации воспитательной работы. Ценности и традиции русской национальной культуры, учет половозрастных и индивидуальных особенностей учащихся, личностно-ориентированный подход, педагогическая поддержка процесса развития личности ребенка становятся реальными приметами псковской школы. В ряде образовательных учреждений созданы и развиваются уникальные системы воспитания (школе-лаборатории № 18, лингвистической гимназии, общеобразовательных школах № 3, 24, милицейско-правовом лицее, техническом лицее, центре образования "Псковский педагогический комплекс" и др.). Научное руководство деятельностью образовательных учреждений учеными Псковского педагогического института, Псковского областного института повышения квалификации работников образования становится нормой. Начался поиск новых форм и способов взаимодействия учреждений образования и других ведомств (Управления культуры, комитета по делам молодежи, Управления внутренних дел и др.).
Получила свое дальнейшее развитие система дополнительного образования, которая идет по пути усиления ее воспитывающих функций и значимости досугового компонента в самих образовательных учреждениях.
Наряду с имеющимися положительными тенденциями нельзя не отметить и следующие проблемы. Недостаточное использование в практике образовательных учреждений личностно-ориентированных форм, приемов и методов воспитательной деятельности. Отсутствие условий для насыщения образовательных программ идеями воспитания. Преобладание "знаниевой", а не "коммуникативной и "компетентностной" парадигм образования. Нескоординированность усилий общественных и государственных организаций в решении задач воспитания. Недостаточный учет социокультурной специфики города. В связке с происходившими в последние годы политическими и социально-экономическими изменениями резко уменьшилось воспитательное воздействие семьи, ее роль в социализации ребенка, что привело к увеличению числа детей с девиантным и асоциальным поведением. Серьезную тревогу вызывает подростковая преступность, наркомания, алкоголизм, бродяжничество и безнадзорность, социальное сиротство.
Отсюда возникает острая необходимость в создании такого уклада жизни образовательных учреждений, который должен способствовать улучшению здоровья учащихся, ориентации их на здоровый образ жизни.

Дополнительное образование детей:
В последние годы получила свое дальнейшее развитие система дополнительного образования детей, которая идет по пути усиления ее воспитывающих функций и значимости досугового компонента в самих образовательных учреждениях. Система дополнительного образования детей объединяет в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка более 10 тысяч юных псковичей в 8 учреждениях дополнительного образования детей. Количество воспитанников в кружках и секциях учреждений дополнительного образования детей ежегодно увеличивается.
Одним из приоритетных направлений в системе дополнительного образования детей является развитие детского туризма и краеведения. Туристско-краеведческую образовательную деятельность осуществляет городской Центр детского туризма, туристические и краеведческие объединения в общеобразовательных учреждениях.
Самым массовым и популярным среди детей и родителей является художественно-эстетическое направление дополнительного образования, осуществляемое в многочисленных кружках Детского центра "Надежда" и городского Дома детского творчества.
Эколого-биологическое дополнительное образование детей, направленное на развитие интереса ребенка к изучению и охране природы, биологии, географии, экологии и других наук о Земле, является основной частью непрерывного экологического образования. Стержнем эколого-биологического дополнительного образования детей в городе является городской эколого-биологический центр.
Физкультурно-оздоровительная работа и массовый спорт в системе дополнительного образования детей ориентированы на физическое совершенствование ребенка и приобщение его к здоровому образу жизни. В четырех учреждениях дополнительного образования спортивной направленности занимается свыше 3500 детей. Активно работают детские спортивные объединения и в других образовательных учреждениях города.
Определены воспитательные приоритеты в системе дополнительного образования: военно-патриотическое, художественно-эстетическое воспитание; воспитание на традициях русской национальной культуры; воспитание здорового образа жизни.
Обозначенные факты позволяют приступить к формированию стратегии дальнейшего развития системы дополнительного образования в рамках единого образовательного пространства города, к переводу системы дополнительного образования в новое качество в изменившейся социально-экономической ситуации.
Новое качество дополнительного образования основывается на:
новом его содержании;
новом укладе жизнедеятельности учреждений дополнительного образования детей;
новой экономико-правовой базе;
новом качестве управления системой дополнительного образования;
новом содержании подготовки и деятельности педагога.
Механизмом, способным дать движение к новому качеству системы дополнительного образования, может стать разрешение следующих проблем, обнаруживаемых в современной системе дополнительного образования города:
1. Реорганизация внешкольной работы в системе дополнительного образования нуждается в педагогах дополнительного образования, готовых и способных решать новые образовательные, воспитательные, развивающие задачи в изменившемся социокультурном пространстве.
Такой кадровый корпус еще предстоит сформировать в рамках создающейся качественно новой системы научно-методического, информационно-методического сопровождения специалистов учреждений дополнительного образования детей.
2. Процесс увеличения числа образовательных, культурно-досуговых услуг и мероприятий должен сопровождаться наращиванием материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей, открытием новых учреждений (особенно в проблемных микрорайонах города), увеличением числа педагогов-специалистов, особенно востребованных детьми и подростками направлений (спорт, техническое творчество и др.).
3. Современная система дополнительного образования нуждается в новом содержании, в новых педагогических технологиях. Их необходимо нарабатывать, что, в свою очередь, порождает необходимость внедрения инноваций, проведения исследовательско-экспериментальной деятельности.
4. Формирование единого образовательного пространства города предполагает интеграцию системы дополнительного образования в систему дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений начальной профессиональной подготовки.

Специальное (коррекционное) образование:
Вопросы психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья являются сегодня особо актуальными и требуют новых подходов в создании оптимальных условий для их обучения, воспитания, своевременной диагностики и эффективной коррекции нарушения развития.
4,5% детей, проживающих на территории нашего города, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями.
В настоящее время 8,8% детей школьного возраста и 13,1% детей дошкольного возраста, проживающих в г. Пскове, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями. К их числу относятся дети с нарушениями восприятия (неслышащие и слабослышащие, незрячие и слабовидящие), дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, умственно отсталые (в том числе и глубоко умственно отсталые) дети, дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, дети с тяжелыми нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами специального образования в различных его организационных формах (обучение на дому, в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, образовательном учреждении общего назначения).
Город располагает 6 специальными (коррекционными) школами для обучающихся с нарушениями слуха, зрения (слабовидящих), опорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллекта, в которых обучается в текущем учебном году 758 человек. Раннюю коррекцию этих нарушений осуществляют 9 ДОУ. Кроме этого в течение 15 лет в образовательных учреждениях города функционируют классы для детей с ЗПР (139 в 17 школах). Всего в системе специального образования города обучается 3215 человек (2347 школьников и 868 дошкольников), что составляет 8,8% от общего количества детей школьного и 13,1% дошкольного возраста.
Выросла сеть логопедической службы, которая представлена 5 специальными коррекционными ДОУ для детей с речевой патологией, 18 речевыми группами в 6 массовых садах, логопунктами на базе 15 ДОУ и 18 общеобразовательных школ. В общей сложности логопедическую помощь в городе получают 3015 человек.
Не оставлены без внимания дети-инвалиды. Из них специальным образованием в дошкольных образовательных учреждениях, специальных (коррекционных) школах и в лечебно-педагогическом центре для детей с глубокими множественными нарушениями охвачено 54,3% (529 из 974) детей-инвалидов дошкольного и школьного возраста. При этом расширены площади специальной (коррекционной) школы № 1 под филиал для глубоко умственно отсталых детей (33 ученика) и специальной (коррекционной) школы для детей с нарушениями слуха.
С открытием в городе психолого-медико-педагогического центра реабилитации детей и подростков система специальных (коррекционных) учреждений города приобрела некоторую завершенность на уровне образования детей и подростков с отклонениями в развитии. Центр стал учреждением, которое координирует работу психологической, логопедической, медицинских служб, определяющих реабилитационное пространство нуждающихся детей дошкольного и школьного возраста. При этом в основе его деятельности - методическое сопровождение педагогического процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В коррекционной педагогике города задействовано 975 педагогов, что составляет 32% от общего числа педагогических работников. В специальных школах в текущем году работает 216 педагогов, из них высшую категорию имеют 24%, первую - 19%, вторую - 27% учителей и воспитателей. Среди педагогов три заслуженных учителя Российской Федерации, 79 человек отмечены значком "Отличник народного просвещения" и нагрудным знаком "Почетный работник общего образования РФ". Значительно вырос состав учителей-логопедов и педагогов-психологов. В образовательных учреждениях города в текущем учебном году работает 95 логопедов, 76 психологов.
Психолого-медико-педагогический центр реабилитации детей и подростков проводит планомерную работу по повышению квалификации педагогических кадров, работающих в коррекционных учреждениях. С привлечением педагогов Псковского педагогического института на базе Центра проводятся образовательные, проблемные и тематические курсы повышения квалификации, организуются постоянно действующие семинары для молодых специалистов, психологов, логопедов, руководителей образовательных учреждений и др. категорий педагогов. Всего за 1998 - 2000 годы проведено 87 семинаров, конференций, курсов повышения квалификации, в работе которых только в текущем учебном году приняли участие 425 человек (43,5%). Специалистами данного учреждения нарабатывается определенный опыт непрерывного образования педагогических кадров специальных образовательных учреждений.
Важное место в системе специального образования города занимает работа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовке их к семейной жизни, к жизни в обществе. Особая роль при этом отводится трудовой подготовке, работе в учебных мастерских школ и училищах профтехобразования.
В городе Пскове в полном объеме удовлетворены запросы родителей, детей по обеспечению адекватных условий для обучения, воспитания, лечения детей дошкольного и школьного возраста с проблемами в развитии.
Вместе с тем существует острый дефицит профессионально подготовленных кадров в системе специального образования.
Отсутствует сеть образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих адаптивную среду для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на региональном уровне.
Учебно-материальная база специальных (коррекционных) школ для детей с ограниченными возможностями еще не соответствует современным требованиям, не обеспечивает необходимых условий для реабилитации детей. В школах - устаревший фонд учебников. Не выделяется финансирование из федерального и регионального бюджетов на питание учащихся специальных школ, что предусмотрено законами соответствующего уровня.

Социальная защита детства:
Необходимость разработки данной подпрограммы обусловлена обострившейся проблемой социального, сиротства, связанной с неблагополучной социально-экономической ситуацией. Современное социальное сиротство как социальная проблема рассматривается комплексно на медико-психолого-педагогическом уровне, т.е. становится объектом междисциплинарного исследования и воздействия, выдвигающего задачи коррекции, компенсации отклонений в развитии и социальной адаптации детей, испытывающих в этом потребность. Решение задач социальной помощи, поддержка престижа семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей, развитие форм семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие системы муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит существенно улучшить положение детей в городе.
В условиях сложившейся социально-экономической и политической ситуации ухудшается и положение детей. В настоящее время распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми.
Утрачивая возможность содержать детей материально, обеспечивать их жизнь и воспитание, родители не только отказывают им в любви и заботе, но и часто оставляют на улице, отводят в приют, лишают жилья. Все это осложняется духовно-нравственной деградацией семьи: из года в год растет число родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих аморальный образ жизни.
Обнаруживается так называемое скрытое социальное сиротство. Увеличивается число круглых сирот из-за преждевременной смерти родителей.
Если 5 - 7 лет назад доля круглых сирот составляла примерно 5% от общего количества детей-сирот, то в 2000 году этот показатель достигал 10 - 12%.
Очень тяжелы для детей последствия социального сиротства. Они приводят к глубоким и часто необратимым воздействиям на здоровье и психику детей.
Сиротство разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.
Современное положение дел требует согласованных действий по социальной защите семьи и сохранению ребенка в семье, по созданию условий воспитания и развития для каждого ребенка.
Предлагаемые меры в ходе реализации программы будут способствовать осуществлению права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как гуманитарного и социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи, гуманизации связей с обществом, установлению гармоничных внутрисемейных отношений. Позволят предупредить социальное сиротство и семейное неблагополучие, создать условия для полноценного развития детей и для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации. Будет способствовать преодолению нарастания негативных тенденций и стабилизации положения детей, созданию реальных предпосылок дальнейшей положительной динамики процессов жизнеобеспечения детей.

Реализация мероприятий программы позволит повысить качество, мобильность и доступность образования, создать и развить в городе Пскове единую образовательную среду, обеспечивающую:
- единство образовательного, пространства на всей территории города;
- повышение качества образования на всех уровнях;
- сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала города;
- создание условий для достижения нового, современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

III. Цели и задачи программы

Целью программы является развитие муниципальной системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной творческой личности, способной обеспечивать решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности города, области, страны.
Задачи программы:
1. Обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
2. Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности муниципальных образовательных учреждений и муниципальной системы образования в целом;
3. Формирование и реализация экономических механизмов развития муниципальной системы образования;
4. Укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений, внедрение энергосберегающих технологий;
5. Сохранение и развитие системы различных видов дошкольных образовательных учреждений в соответствии с потребностями жителей города, обеспечение наибольшего охвата детей дошкольным образованием;
6. Создание условий для свободной реализации собственной творческой активности ребенка-дошкольника, обновления содержания образования и повышения качества образовательных услуг дошкольного образования;
7. Организация работы над содержанием образования, отражающим современный уровень развития отечественной и мировой науки и практики. Совершенствование структуры и содержания общего образования. Создание условий для перехода на 12-летнее образование;
8. Обеспечение контроля за качеством образования, обеспечение непрерывного образования, преемственности уровней и ступеней образования;
9. Развитие многообразия типов и видов образовательных учреждений и вариативности программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание;
10. Обеспечение систематичности и непрерывности всех форм методической работы с педагогическими работниками образовательных учреждений с учетом изменений в социально-педагогической ситуации, влияющих на ее содержание;
11. Развитие системы образования города путем внедрения педагогических инноваций, новых педагогических технологий обучения и воспитания;
12. Развитие традиций в работе с одаренными детьми, привлечение к участию педагогических работников в научной деятельности;
13. Подготовка высокообразованных людей, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;
14. Совершенствование деятельности образовательных учреждений по профориентационной работе и подготовке рабочих кадров;
15. Формирование общей культуры и адаптации детей и подростков к жизни в обществе;
16. Обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие русской национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию жителей города Пскова;
17. Воспитание патриотов своей Родины, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Совершенствование деятельности учреждений образования по патриотическому воспитанию юных граждан Российской Федерации;
18. Развитие муниципальной системы воспитания через увеличение разнообразия, применение вариативно-модельного подхода. Создание условий для развития личностно-ориентированной муниципальной системы воспитания, разностороннего развития детей, укрепление их здоровья и творческих способностей, формирования навыков самоуправления.
19. Объединение общественных и государственных учреждений вокруг задач воспитания. Формирование городского воспитательного пространства. Формирование и совершенствование профессионализма в воспитании;
20. Создание условий, обеспечивающих новые возможности повышения эффективности деятельности учреждений дополнительного образования детей посредством обновления кадрового, материально-технического потенциала и освоения инноваций;
21. Создание образовательной и культурно-досуговой инфраструктуры учреждений дополнительного образования детей, направленной на удовлетворение творческих потребностей детей;
22. Обновление содержания, форм, методов, технологий работы учреждений дополнительного образования детей через научно-методическое сопровождение жизнедеятельности системы дополнительного образования;
23. Сохранение и развитие системы специальных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
24. Создание единой муниципальной системы раннего выявления отклонений в развитии детей; консультирование семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;
25. Совершенствование приемов выявления и медико-психолого-педагогического изучения детей с разными отклонениями в развитии с целью выбора оптимальных условий и содержания коррекционно-педагогической помощи ребенку в каждом конкретном случае;
26. Содействие развитию интеграционных процессов в системе образования на всех ее ступенях и обеспечение условий для коррекционно-развивающего обучения детей в семье;
27. Разработка и внедрение системы диагностики образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
28. Оказание социальной помощи семьям, имеющим детей, работа по повышению ответственности родителей за воспитание детей;
29. Развитие форм семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
30. Развитие системы муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
31. Разработка и реализация комплекса мер по социальной защите детства и социальной защите работников сферы образования города.

Сроки реализации программы - 2001 - 2005 годы.
Первый этап - 2001 год предусматривает:
- разработку, обсуждение, согласование и принятие программы.
Второй этап - 2002 - 2005 годы предусматривает:
- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
- совершенствование нормативной правовой базы деятельности муниципальных образовательных учреждений и муниципальной системы образования в целом;
- формирование и реализацию экономических механизмов развития муниципальной системы образования;
- совершенствование структуры и содержания общего образования, создание условий для перехода на 12-летнее образование;
- обеспечение контроля за качеством образования;
- обеспечение социальной защиты детей;
- укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений, внедрение энергосберегающих технологий;
- компьютеризацию муниципальной системы образования;
- обеспечение мер по социальной поддержке работников муниципальной системы образования.

На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий программы согласно приложению (не приводится).

IV. Система программных мероприятий

В программных мероприятиях выделены мероприятия по подпрограммам, учитывающие определенные особенности отдельных уровней, видов образования и характера деятельности муниципальной системы образования в целом, за исключением мероприятий по сохранению потенциала педагогических работников общеобразовательных учреждений, усилению их социальной защищенности, повышению престижа профессии педагога, которые носят общий характер.
Структура, мероприятий по реализации муниципальной программы развития образования города Пскова на 2002 - 2005 годы:
Мероприятия по подпрограммам:
1. Развитие муниципального дошкольного образования.
2. Развитие общего образования.
3. Воспитание юного жителя города Пскова.
4. Развитие системы дополнительного образования детей.
5. Развитие муниципальной системы специального образования города Пскова.
6. Развитие методической службы муниципальной системы образования.
7. Кадры.
8. Социальная защита несовершеннолетних.
Мероприятия по решению проблем материально-технического обеспечения образовательных учреждений являются сквозными и присутствуют в каждой подпрограмме.
В систему программных мероприятий входят такие комплексные мероприятия, выполнение которых обеспечит достижение ожидаемых результатов.

V. Ресурсное обеспечение программы

Ориентировочный общий объем финансирования программы (без учета индексации в ценах октября 2001 года) составляет 249302,33 тыс. рублей, в том числе из городского бюджета предусмотрено финансирование на 230694,33 тыс. рублей; из областного (регионального) бюджета - на 1120,0 тыс. рублей; федерального бюджета - на 4288,0 тыс. рублей; внебюджетные средства - 13200,0 тыс. рублей.
Планируемое финансирование по годам реализации программы:

   ---------------------------T------------------------------------------------------------¬

¦Наименования ¦ ¦
¦разделов и подпрограмм ¦ Финансирование по годам из городского бюджета (тыс. рублей)¦
¦ +----------T-----------T-------------T-----------T-----------+
¦ ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ 2004 год ¦ 2005 год ¦ Всего ¦
+--------------------------+----------+-----------+-------------+-----------+-----------+
¦1. Дошкольное образование ¦ 737,41 ¦ 1000,74 ¦ 1024,74 ¦ 873,61 ¦ 3636,5 ¦
+--------------------------+----------+-----------+-------------+-----------+-----------+
¦2. Общее образование ¦10762,01 ¦ 45180,0 ¦ 65570,07 ¦ 88824,07 ¦210336,15 ¦
+--------------------------+----------+-----------+-------------+-----------+-----------+
¦3. Воспитание ¦ 353,0 ¦ 386,0 ¦ 346,0 ¦ 272,0 ¦ 1357,0 ¦
+--------------------------+----------+-----------+-------------+-----------+-----------+
¦4. Дополнительное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ образование детей ¦ 399,0 ¦ 1813,0 ¦ 1574,0 ¦ 1518,0 ¦ 5304,0 ¦
+--------------------------+----------+-----------+-------------+-----------+-----------+
¦5. Специальное образование¦ 1500,0 ¦ 2333,0 ¦ 1498,0 ¦ 1548,0 ¦ 6879,0 ¦
+--------------------------+----------+-----------+-------------+-----------+-----------+
¦6. Методическая служба ¦ 155,0 ¦ 75,0 ¦ 75,0 ¦ 75,0 ¦ 380,0 ¦
+--------------------------+----------+-----------+-------------+-----------+-----------+
¦7. Кадры ¦ 691,42 ¦ 691,42 ¦ 691,42 ¦ 691,42 ¦ 2765,68 ¦
+--------------------------+----------+-----------+-------------+-----------+-----------+
¦8. Социальная защита детей¦ 6,5 ¦ 16,5 ¦ 6,5 ¦ 6,5 ¦ 36,0 ¦
+--------------------------+----------+-----------+-------------+-----------+-----------+
¦ Итого: ¦14604,34 ¦ 51495,66 ¦ 70785,73 ¦ 93808,6 ¦230694,33 ¦
L--------------------------+----------+-----------+-------------+-----------+------------


2002 г. - городской бюджет - 14604,34 тыс. рублей;
- областной бюджет - 460,9 тыс. рублей;
- федеральный бюджет - 866,5 тыс. рублей;
- внебюджетные средства - 3300,0 тыс. рублей.
итого - 19230,84 тыс. рублей

2003 г. - городской бюджет - 51495,66 тыс. рублей;
- областной бюджет - 460,0 тыс. рублей;
- федеральный бюджет - 1140,5 тыс. рублей;
- внебюджетные средства - 3300,0 тыс. рублей.
итого - 56396,16 тыс. рублей

2004 г. - городской бюджет - 70785,73 тыс. рублей;
- областной бюджет - 100,0 тыс. рублей;
- федеральный бюджет - 1140,0 тыс. рублей;
- внебюджетные средства - 3300,0 тыс. рублей.
итого - 75326,23 тыс. рублей

2005 г. - городской бюджет - 93808,6 тыс. рублей;
- областной бюджет - 100,0 тыс. рублей;
- федеральный бюджет - 1140,5 тыс. рублей;
- внебюджетные средства - 3300,0 тыс. рублей.
итого - 98349,1 тыс. рублей

VI. Механизм реализации программы

Отбор участников программных проектов и мероприятий производит Управление образования Администрации города. Приобретение, компьютерной и офисной техники, оборудования и мебели выставляется на конкурс муниципального заказа.
Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формирование следующих документов:
а) перечень первоочередных работ, входящих в состав системы мероприятий программы, с указанием исполнителей, источников и объемов финансирования;
б) координационный план совместных действий Управления образования Администрации г. Пскова, Главного Управления образования Псковской области, заинтересованных органов Управления и комитетов Администрации города.
Управление образования Администрации города:
1. Разрабатывает ежегодный план мероприятий по реализации программы с определением конкретных работ и затрат, необходимых на проведение каждого мероприятия (с расчетами-обоснованиями) с указанием источников их финансирования (раздельно по каждому источнику и по годам);
2. Организует и проводит в соответствии с законодательством конкурсный отбор (через муниципальный заказ) исполнителей конкретных работ, входящих в состав плана мероприятий.

VII. Управление и контроль за реализацией Программы

Организационно-методическое управление реализацией программы осуществляет Управление образования города. Управление образования города формирует вместе с основными разработчиками программы Координационный совет, осуществляющий общую координацию работ по реализации программы. Состав Координационного совета утверждается распоряжением Администрации города Пскова.
Координационный совет:
а) определяет промежуточные этапы реализации программы, их цели и сроки выполнения;
б) производит оценку объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы и ее отдельных проектов;
в) рассматривает вопросы выделения бюджетных средств исполнителям проектов и осуществляет контроль за их целевым и эффективным использованием;
г) организует в установленном порядке проведение конкурсов и экспертизу проектов по программе;
д) организует приемку завершенных работ по программе.
Текущее управление реализацией программы, организационно-техническое сопровождение договоров и информационно-аналитическое обеспечение осуществляются Управлением образования Администрации города.
Контроль за выполнением программы осуществляет Псковская городская Дума и Администрация города. Ход выполнения программы и программных мероприятий рассматривается на аппаратных совещаниях Управления образования Администрации города и рабочих совещаниях комитета по образованию, здравоохранению и культуре Псковской городской Думы, при необходимости и на сессиях Псковской городской Думы. Промежуточные и окончательные итоги работы по проектам рассматриваются гласно на городских научно-педагогических конференциях с привлечением научно-педагогической общественности.
Управление образования Администрации города ежегодно уточняет затраты на программные мероприятия, механизм реализации программы и состав исполнителей.
Управление образования Администрации города поквартально направляет в Администрацию города (в комитет по экономической политике) статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации программы.

VIII. Ожидаемые конечные результаты

В результате выполнения мероприятий программы будет создано единое образовательное пространство города для обеспечения оптимальных условий для самореализации каждого юного жителя Пскова и для достижения нового, современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Ожидаемыми результатами реализации программы как целостной концепции являются сохранение и развитие муниципальной системы города через:
расширение и повышение качества образовательных услуг населению;
укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений города.
Настоящая программа должна стать важным этапом в модернизации муниципальной системы образования города. С учетом достигнутых в ходе ее реализации результатов будут подготовлены новые предложения по организации дальнейшей работы по развитию муниципальной системы образования на основе новых технологий до 2010 года.
Реализация программы окажет положительное комплексное воздействие на все сферы экономики и общественной жизни города. Повышение качества образования позволит городу Пскову развить мощный интеллектуальный потенциал, что может стать основой его дальнейшего социально-экономического развития.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru