| |
[Извлечение из решения Арбитражного суда Псковской области от 15.07.2002 № А52/1445/2002/2]
Поскольку таможенным органом проведена проверка, то направление об уплате налога производится налоговым (таможенным) органом после вынесения решения по результатам проверки
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2002 г. № А52/1445/2002/2
(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
В апреле - мае 2000 года ЗАО "Элком-Авто" по грузовым таможенным декларациям N№ 15801/210400/0000032; 15801/030500/0000057; 15801/120500/0000158; 15801/290500/0000206 на территорию Российской Федерации ввезены легковые автомобили ВАЗ различных модификаций в таможенном режиме реимпорта товаров (графа 1 деклараций, пункт 1.1 контракта № 643/41591438/02 от 5 апреля 2000 года (л.д. 10)). Груз следовал через Печорскую таможню Псковской области, которая и произвела его таможенное оформление. Начисленные таможенные платежи истец уплатил в полном объеме.
В марте 2000 года комиссией Северо-Западного таможенного Управления России проведена проверка соблюдения, в частности, Псковской таможней, при производстве таможенного оформления и таможенного контроля товаров в соответствии с таможенным режимом реимпорта за период 1999 - 2001 г.г., которой выявлено и отражено в акте от 20 марта 2001 года, что все автомобили вывозились из Российской Федерации в таможенном режиме экспорта через железнодорожный пункт пропуска "Печоры-Псковские" (ранее пункт пропуска Печорской таможни, реорганизованной в таможенный пост "Печорский" Псковской таможни) и подпадали под действие распоряжения ГТК России от 29 июня 1999 года № 01-14/794 "О порядке уплаты таможенных платежей при таможенном оформлении отдельных товаров в соответствии с таможенным режимом реимпорта". Однако, в нарушение пункта 1 данного распоряжения на т/п "Печоры-Псковские" не представлялся расчет в письменной форме сумм таможенных платежей за использованные при производстве автомобилей, условно выпущенные иностранные товары, по уплате которых Тольяттинской таможней была предоставлена отсрочка, а также процентов с этих сумм за предоставленную отсрочку от их уплаты. В нарушение пункта 2 названного распоряжения ГТК России, суммы таможенных пошлин и налогов на условно выпущенные Тольятти некой таможней иностранные товары, использованные при производстве автомобилей, т/и "Печоры-Псковские" не взимались.
По результатам проверки Псковской таможне предложено взыскать суммы таможенных пошлин и налогов за условно выпущенные иностранные товары, использованные при производстве автомобилей, на которые Тольяттинской таможней была предоставлена отсрочка таможенных платежей, а также проценты за предоставленную отсрочку, на основании расчетов, полученных из Тольяттинской таможни (л.д. 56).
10 августа 2001 года начальником Псковской таможни издан приказ № 354 о проведении проверки соблюдения таможенного законодательства при производстве таможенного оформления товаров, ввозимых в режиме реимпорта (л.д. 43). Для проведения проверки создана комиссия.
16 августа 2001 года начальник Псковской таможни утвердил заключение комиссии по проверке соблюдения таможенного законодательства при производстве таможенного оформления товаров, ввозимых в режиме реимпорта. Как усматривается из текста заключения, комиссия подтвердила факты, отраженные в акте проверки от 20 марта 2001 года и указала, что 27 марта 2001 года и 29 мая 2001 года в Тольяттинскую таможню направлен запрос о предоставлении расчетов таможенных платежей, на которые ответы получены частично (пункт 5 заключения, л.д. 60). В пункте 6 заключения предложено в соответствии с статьями 69, 70, 46, 47 части 1 Налогового кодекса РФ для осуществления процедуры взыскания неуплаченных таможенных платежей установить сумму недоимки после получения полной информации из Тольяттинской таможни.
Полный расчет сумм таможенных платежей и отсрочек на реимпортированные автомобили поступил в Псковскую таможню 1 апреля 2002 года (л.д. 40).
10 апреля 2002 года ответчик направил истцу требование об уплате налогов и сборов, начисленных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (л.д. 33). Истцу предложено в срок до 6 мая 2002 года уплатить 994621 руб. 36 коп., в том числе ввозную пошлину в сумме 158181 руб. 18 коп., доп. пошлину - 41619 руб. 95 коп., НДС - 603858 руб. 23 коп., проценты за отсрочку - 190962 руб., кроме того пени в размере 491236 руб. 69 коп.
ЗАО "Элком-Авто" просит признать данное требование недействительным, поскольку считает, что при таможенном оформлении он предоставил полный пакет документов в соответствии с перечнем документов, установленным ГТК и предусмотренным статьей 182 Таможенного кодекса Российской Федерации, иных документов, таможня, производящая таможенное оформление товаров, не требовала. Расчетов Тольяттинской таможни истец не имел, о сумме, подлежащей уплате на основании этих расчетов, узнал только из требования, в связи с чем считает, что пени начислены необоснованно.
Псковская таможня исковые требования не признала по причинам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д. 38). Представители таможни поддержали позицию ответчика и считают, что истец обязан уплатить таможенные платежи и проценты с суммы этих платежей за предоставленную отсрочку. Пени являются мерой обеспечения обязанности по своевременной уплате таможенных платежей и начислены в связи с тем, что истец при таможенном оформлении не уплатил суммы, подлежащие уплате в связи с реимпортом товаров.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
С 17 августа 1999 года на основании Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" от 9 июля 1999 № 154-ФЗ на таможенные органы распространяются требования, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, предусмотренном главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные той же главой кодекса для налоговых органов. Таким образом, таможенные органы должны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в порядке и формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Следовательно, отношения по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взимаемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, регулируются нормами налогового, а не таможенного законодательства.
Формами налогового контроля согласно пункту 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации являются налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также другие формы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что таможенным органом проведена проверка по вопросу уплаты таможенных платежей в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации в режиме реимпорта, без учета норм Налогового кодекса Российской Федерации. Из содержания пункта 2 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что направление требования об уплате налога производится после вынесения решения по результатам проверки. Такое решение таможенным органом не принято.
Суд согласен с ответчиком, что таможенный орган имел право провести проверку и произвести начисление таможенных платежей, однако проведение таможенными органами контроля и выявление нарушений законодательства о налогах и сборах в порядке и формах, не предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, не допускается.
При таких обстоятельствах суд считает, что таможней не соблюдены порядок и формы осуществления налогового контроля, требование об уплате таможенных платежей и пени направлено ответчику с нарушением положений статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, требование таможенного органа от 10 апреля 2002 года № 55 следует признать недействительным.
Государственная пошлина в соответствии с пунктом 1 статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпунктом 6 пункта 4 статьи 6 Закона РФ "О государственной пошлине" подлежит возврату истцу из средств федерального бюджета Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 124 - 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействительным требование Псковской таможни от 10.04.2002 № 55, принятое в отношении ЗАО "Элком-Авто", полностью.
Возвратить ЗАО "Элком-Авто" из средств федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 1000 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Выдать исполнительный лист.
Выдать справку на возврат госпошлины.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|