Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Программа "Организация противотуберкулезной помощи населению Псковской области с использованием стратегии Всемирной организации здравоохранения по борьбе с туберкулезом на 2002 - 2004 г.г."
(принята постановлением Администрации Псковской области от 06.09.2002 № 276)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Принята постановлением Администрации Псковской области от 06.09.2002 № 276.



КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РОССИЙСКИЙ КРАСНЫЙ КРЕСТ
МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОБЩЕСТВ КРАСНОГО КРЕСТА
И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА

ПРОГРАММА
"ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ПОМОЩИ
НАСЕЛЕНИЮ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СТРАТЕГИИ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПО БОРЬБЕ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ НА 2002 - 2004 Г.Г."

1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения

Псковская область является субъектом Российской Федерации. В состав области входят 24 района, 14 городов, включая 2 крупных города: Псков и Великие Луки. Область является в основном аграрной, сверхдотационной с депрессивными социально - экономическими и демографическими показателями. Население области в последние годы неизменно уменьшается и в 2000 г. составило 789,5 тысяч человек. В области функционируют 86 больниц (включая 24 ЦРБ), 118 поликлиник, 565 фельдшерско - акушерских пунктов. Противотуберкулезная служба области представлена областным противотуберкулезным диспансером, городским противотуберкулезным диспансером (далее - ПТД) в г. Великие Луки, противотуберкулезными койками в психиатрической больнице № 2 в Великолукском районе, 24 районными туб. кабинетами, 2 туб. санаториями.
Эпидемиологическая ситуация в области, на фоне неблагополучной социально - экономической обстановки, развивается с особенностями, характерными в целом для России. Заболеваемость в 2001 году составила 87,8 (1990 г. - 27,4; 1995 г. - 55,1) на 100 000 населения, смертность больных туберкулезом достигла 33,6 (1990 г. - 13,1, 1995 г. - 25,8) на 100 000 населения.
На территории не создана структурированная система выявления больных при их обращении в общую лечебную сеть. Практически нет выявления заразных случаев в нетуберкулезных учреждениях. Врачи общей лечебной сети, длительное время не принимавшие участия в процессе выявления туберкулеза, утратили практические навыки дифференциальной диагностики туберкулеза и снизили к нему настороженность. Недостаточная подготовленность специалистов общей лечебной сети к своевременной диагностике туберкулеза является одной из причин увеличения числа распространенных, далеко зашедших форм туберкулеза, трудно поддающихся лечению. Сложившаяся методика выявления, диагностики и лечения больных туберкулезом требует пересмотра и внедрения новых подходов с учетом мирового опыта и рекомендаций Тематических рабочих групп Группы Высокого Уровня Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - МЗ РФ) и Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ).
Плохая материально - техническая база противотуберкулезных учреждений и лабораторий в учреждениях общей лечебной сети и Управлении исполнения наказаний Минюста России по Псковской области (далее - УИН). В то же время имеются интеллектуальные ресурсы на территории и в системе УИН, хорошее рабочее сотрудничество органов и учреждений здравоохранения с УИН и желание изменить ситуацию с туберкулезом у специалистов - фтизиатров и медицинских работников других учреждений.
Областная Администрация осознает серьезность ситуации по туберкулезу в области и выделяет средства из местного бюджета на поддержку мер по борьбе с туберкулезом в области. Комитет здравоохранения области готов поддерживать усилия противотуберкулезной службы по повышению ее эффективности на основе международно признанных подходов и оказать политическую и финансовую поддержку Программе. Имеется политическая и практическая поддержка органов власти региона и Министерства Юстиции Российской Федерации (далее - МЮ РФ) противотуберкулезной службы УИН.
Псковский областной комитет Российского Красного Креста представляет хорошо развитую, сильную общественную организацию, признанную и поддерживаемую областными властями. С сентября 1999 г. на территории области осуществляется программа "Российский Красный Крест против туберкулеза и СПИДа" в сотрудничестве с областной противотуберкулезной службой и Центром профилактики ВИЧ/СПИД.
В рамках программы Красного Креста по борьбе с туберкулезом и СПИДом (1999 - 2001) был создан механизм непосредственного контроля за лечением амбулаторных больных туберкулезом в области силами противотуберкулезной службы (далее - ПТБС) и службы милосердия Красного Креста, а также модель социальной поддержки больных туберкулезом, находящихся на лечении, с целью улучшения дисциплины и результатов лечения. Красным Крестом совместно с ПТБС и Центром профилактики ВИЧ/СПИД проводилась медико - санитарная просветительская деятельность среди населения, больных туберкулезом и их окружения. Создана и эффективно функционирует местная система материально - технического обеспечения социальной помощью, система учета и отчетности. Отработана методология работы с больными туберкулезом из наиболее социально уязвимых слоев общества, имеющих наибольший риск заболевания туберкулезом.
Соседние области России и сопредельные с Псковской областью государства в своих системах противотуберкулезных мероприятий уже используют международную помощь и стратегию ВОЗ по контролю над туберкулезом. Очень важно синхронизировать эту деятельность для преемственного ведения перемещающихся больных и межтерриториального общения и понимания специалистов.
Важным моментом является возможность привлечения в реализацию Программы специалистов Санкт-Петербургского НИИ фтизиопульмонологии как куратора Северо - Запада России.
Программа в Псковской области является составной частью общей Программы Международной Федерации общества Красного Креста и Красного Полумесяца (далее - МФоКК и КП) для 3-х территорий России и отвечает необходимым критериям для реализации проекта.
Областные власти привержены борьбе с туберкулезом и готовы поддерживать Программу.
Роль сильного Псковского регионального отделения Российского Красного Креста (далее - РКК) хорошо понимается и поддерживается областными властями, имеется функционирующая служба милосердия.
В области создана основа для системы непосредственного контроля над лечением больных туберкулезом и их социальной поддержки в процессе лечения.
Органы и учреждения здравоохранения и УИН готовы использовать международные принципы в противотуберкулезных мероприятиях на территории области.
Существует рабочее сотрудничество между гражданской и пенитенциарной фтизиатрическими службами.

2. Цель и задачи программы

Цель:
Усиление борьбы с туберкулезом в Псковской области, включая систему УИН, повышение ее результативности и экономической эффективности на основе сотрудничества Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Общероссийской общественной организации Российский Красный Крест, ведущих российских научно - исследовательских учреждений, Администрации области и учреждений здравоохранения Псковской области на основе международного опыта и рекомендаций Группы Высокого Уровня по туберкулезу МЗ РФ и ВОЗ.
В результате выполнения программных мероприятий должна быть создана устойчивая модель борьбы с туберкулезом, способная функционировать в рамках российского законодательства с максимальной эффективностью после окончания Программы.

Задачи:
Обеспечить 100-процентный охват лечением вновь выявленных и повторных случаев больных туберкулезом.
Организовать работу клинических лабораторий по исследованиям мокроты в лечебных учреждениях общелечебной сети и бактериологической лаборатории в областном противотуберкулезном диспансере, включая лаборатории системы УИН.
Обеспечить достоверность результатов лабораторных исследований мокроты во всех лабораториях, участвующих в ее исследовании.
Обеспечить выявление больных туберкулезом при обращении в любое медицинское учреждение.
Обеспечить координацию и преемственность диагностического и лечебного процессов между гражданской и пенитенциарной фтизиатрическими службами.
Обеспечить выявление больных туберкулезом при флюорографических осмотрах, в том числе в системе УИН.
Обеспечить бесперебойное наличие противотуберкулезных препаратов, создав систему снабжения, отчетности и контроля.
Разработать и внедрить систему учета и отчетности на основе ежеквартального когортного анализа, обеспечивающую получение на всех уровнях соответствующей информации для управления противотуберкулезной программой и контроля ее выполнения, как дополнение к российской статистической системе.
Организовать курсы обучения всего медицинского персонала, включая сотрудников лабораторий, участвующего в мероприятиях противотуберкулезной программы.
Создать систему внешнего и внутреннего контроля качества работ, проводимых по Программе.
Обеспечить дисциплину лечения больных туберкулезом из социально уязвимых слоев населения в области.
Повысить осведомленность населения в вопросах профилактики ТБ/ВИЧ/СПИД и заболеваний, передающихся половым путем и здорового образа жизни.
Усилить организационные возможности Российского Красного Креста и службы милосердия РКК.

3. Ожидаемые результаты

Создание механизма сотрудничества между работниками различных российских противотуберкулезных научно - исследовательских институтов, практическими специалистами различных территорий и международными экспертами, объединенными единой программной целью.
Создание проекта системы противотуберкулезных мероприятий, который позволит интегрировать российский и международный опыт.
Разработка практических предложений для Группы Высокого Уровня МЗ РФ и ВОЗ по интеграции систем.
Сохранение устойчивости и эффективности системы до интеграции на федеральном уровне.
Улучшение лабораторной базы лечебных учреждений на территории области и в системе УИН.
Развитие средств коммуникации противотуберкулезной сети области.
Усиление роли РКК в борьбе с туберкулезом как ключевой неправительственной организации.
Создание системы преемственности в лечении больных туберкулезом и статистической обработки между фтизиатрическими службами территории области и в системе УИН.
Снижение уровня смертности, заболеваемости и распространенности туберкулеза.
Предотвращение дальнейшего развития лекарственной устойчивости микобактерий туберкулеза.
Снижение остроты проблем, связанных с физическими, психологическими, социальными и экономическими последствиями смертности, инвалидности и заболеваемости туберкулезом среди населения, проживающего на территории Псковской области и спецконтингента УИН.

4. Основные положения программы
по деятельности

Оказание методической и финансовой помощи со стороны МФоКК:
использование средств донора и опыта зарубежных и российских специалистов для обучения персонала и создания областной нормативной базы по организации противотуберкулезной помощи. Помощь российской стороне в материально - техническом обеспечении Программы.
Постоянная организационная и финансовая поддержка противотуберкулезной Программы органами законодательной и исполнительной власти Псковской области и ГУИН Минюста РФ:
формализация и конкретизация вклада в Программу российской стороны.
Сотрудничество с международными и неправительственными организациями:
Особое внимание будет направлено на совместную работу с Московским представительством ВОЗ для обеспечения методологии и анализа динамики Программы.
Усиление роли РКК как ключевой неправительственной организации в решении медико - социальных проблем больных туберкулезом, особенно освободившихся после заключения, для обеспечения механизма непосредственного контроля над лечением. РКК и Псковский комитет РКК должны быть очень авторитетным и сильным партнером в реализации Программы по разделам медицинского просвещения, координатором взаимодействия власти и общественности, практической помощи.
Выявление больных туберкулезом среди лиц, обратившихся в любое медицинское учреждение с симптомами, подозрительными на туберкулез:
постоянное обучение медицинского персонала с целью выработки теоретической и практической настороженности в определении симптомов туберкулеза и алгоритма действий по его диагностике лабораторным, рентгенологическим и клиническим методами и по направлению к фтизиатру.
Привлечение общелечебной сети к лечению больных туберкулезом:
создание системы приближения пунктов лечения к месту, удобному для посещения больного.
Регистрация всех больных, нуждающихся в лечении, ежеквартальная отчетность по регистрации, лечению и по результатам лечения:
создание системы прослеживания случаев лечения каждого больного и оценки результатов по четким критериям.
Стандартная химиотерапия под непосредственным контролем на всех этапах лечения:
обучение и демонстрация практического применения в другой стране или территории.
Бесперебойное снабжение всеми противотуберкулезными препаратами:
обучение расчету потребности, получение гарантии областного и федерального финансирования или поставок, временная помощь для предотвращения отсутствия лекарств, создание системы заявок, закупок, распределения, отчетности и контроля по расходованию.
Создание системы коммуникации для управления программой:
компьютерное и факсовое обеспечение тубучреждений на территории области и в УИН.
Обеспечение инфекционной безопасности по туберкулезу:
обучение принципам инфекционного контроля на всех этапах противотуберкулезных мероприятий, составление плана инфекционного контроля и его реализация.
Создание системы поощрения и поддержки больных на время лечения:
демонстрация совместно с РКК эффективности системы как меры предотвращения отрывов от лечения. Привлечение социальных служб для создания постоянно действующего механизма поддержки.
Создание системы информации и быстрого принятия мер по сокращению отрывов от лечения:
определение перечня возможных мероприятий и алгоритма их использования.
Обучение всех специалистов, участвующих в реализации Программы:
тщательный подбор преподавателей из разных институтов и территорий, анализ программ тренингов, проведение тренингов вне места работы с проверкой усвоения материала, снабжение специалистов необходимым количеством руководств, рекомендаций и других методических материалов.
Организация активной санитарно - просветительской деятельности среди населения:
прямое сотрудничество с РКК и СМИ.
Создание системы контроля качества работ по Программе, включая инспекторские визиты:
отработка автоматической системы внутреннего и внешнего контроля качества всех видов работ с акцентом на обучающий компонент.
Подготовка плана мероприятий для завершения Программы с постепенной передачей всех сформированных новых функций российской стороне.

5. Организационная структура программы

Для реализации Программы определены: центральный, областной и районные уровни управления.

Центральный уровень (ЦУ):
Международная Федерация обществ КК и КП:
определяет стратегические задачи и формирует группу управления. Осуществляет координацию и контроль над выполнением согласованных планов действий на всех уровнях реализации программы. Обеспечивает финансирование мероприятий Программы в рамках ее идеологии. Привлекает к управлению Программой Центральный научно - исследовательский институт туберкулеза Российской Академии медицинских наук, Российский и Санкт-Петербургский научно - исследовательские институты фтизиопульмонологии, Северный государственный медицинский университет, специалистов противотуберкулезных служб различных субъектов РФ.
Центральный Комитет Российского Красного Креста:
Осуществляет мероприятия по социальной поддержке больных туберкулезом из уязвимых слоев населения и медико - санитарному просвещению, является активным партнером в управлении и практической реализации Программы.
ГУИН Министерства юстиции РФ:
контролирует ход развития Программы в подведомственных учреждениях УИН Псковской области с целью организационно - методической и финансовой поддержки мероприятий.

Областной уровень (ОУ):
Администрация Псковской области:
контролирует выполнение пунктов Программы с целью политической, организационной и финансовой поддержки мероприятий.
Межведомственная комиссия по борьбе с туберкулезом:
определяет круг задач для органов исполнительной власти области по Программе. 2 раза в год проводит заседания, в которых 1 раз в год принимают участие представители МФоКК и ее партнеры.
Комитет здравоохранения Администрации Псковской области:
назначает директора Программы, создает координационный Совет, утверждает состав рабочей группы и районных координаторов Программы, координирует и контролирует проведение оперативных мероприятий по реализации программы на основе согласованного плана действий. Выходит с предложениями по реализации пунктов Программы в органы исполнительной и законодательной власти области.
Управление исполнения наказания МЮ РФ (медицинский отдел):
назначает директора Программы, создает координационный Совет, утверждает состав рабочей группы и координаторов Программы в спецучреждениях, координирует и контролирует проведение оперативных мероприятий по реализации программы на основе согласованного плана действий.
Областной комитет Российского Красного Креста:
осуществляет мероприятия социально - образовательного блока, обеспечивает связь с государственными, общественными организациями и СМИ. Координирует работу по поддержке больных на время лечения, формирует систему медицинского просвещения, оказывает практическую помощь в контролируемом лечении больных.
Координационный Совет:
проводит ежемесячные заседания по мониторингу Программы, в которых ежеквартально принимают участие представители МфоКК и КП и РКК. Корректирует при необходимости планы оперативных мероприятий на последующий месяц или квартал. Дает рекомендации директору Программы и рабочей группе. Готовит вопросы для межведомственной комиссии.
Директор Программы:
на базе областного противотуберкулезного диспансера (медотдела УИН) создает рабочую группу по направлениям мероприятий Программы и определяет районных координаторов программы (координаторов спецучреждений). Осуществляет функции координатора и супервизора по области (УИН). Готовит вопросы для заседаний координационного Совета. Ежеквартально предоставляет отчеты о ходе реализации Программы в МФоКК и комитет здравоохранения Администрации Псковской области (УИН).
Рабочая группа:
оказывает организационно - методическую и консультативную помощь персоналу противотуберкулезных учреждений и учреждений общей лечебной сети (спецучреждений) в практической реализации программы, в том числе и путем инспекторских визитов. Готовит вопросы для обсуждения на заседаниях координационного совета.

Районный уровень (РУ):
Главный врач ЦРБ, зам. гл. врача по лечебным вопросам, начальник МСЧ, районный координатор, координатор спецучреждения:
обеспечивают выполнение оперативных мероприятий Программы в районе, спецучреждении.

6. Сроки и этапы реализации программы

Первый этап (сентябрь 2001 - февраль 2002 г.г.) - подготовка к реализации намеченных мероприятий.
Второй этап (март 2002 - сентябрь 2004 г.г.) - реализация мероприятий.

7. Ресурсное обеспечение программы

Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, бюджета Псковской области, средств МФоКК и возможных внебюджетных источников.

8. Оценка эффективности реализации Программы

Выполнение пунктов ожидаемых результатов.

9. Организация противотуберкулезной помощи
населению Псковской области

Выявление и диагностика туберкулеза.
Приоритетным направлением является выявление больных туберкулезом при их обращении с симптомами заболевания в любое медицинское учреждение, выявление путем флюорографических осмотров подлежащего населения, туберкулинодиагностика.
В общей лечебной сети лицам с наличием кашля с выделением мокроты в течение 3 недель, и тем более с появлением таких симптомов как похудание, потливость, повышение температуры, слабость, утомляемость, боли в области грудной клетки, кровохарканье необходимо проведение 3-х кратного микроскопического исследования мокроты на кислото - устойчивые бактерии (по методу Циль - Нильсена) и рентгенологическое исследование органов грудной клетки. Первый образец мокроты берется у пациента в день обращения в присутствии медработника. В этот же день проводится рентгенография (флюорография) грудной клетки. Затем ему выдается посуда (плевательница) для сбора утренней мокроты перед вторым посещением врача. На 2-й день пациент сдает собранную утром порцию и через 1,5 - 2 часа - третью порцию мокроты, также собранную в присутствии медработника. Результаты микроскопии и рентгенографии должны быть сразу оценены врачом, назначившим исследования.
При положительном мазке больной незамедлительно должен быть направлен к врачу - фтизиатру для регистрации и лечения. При отрицательном мазке и при изменениях на рентгенограмме требуется дообследование и уточнение диагноза с возможным проведением противопневмонической терапии без использования противотуберкулезных препаратов.

Организация лечения больных туберкулезом.
Основным принципом организации лечения является непосредственное наблюдение за получением больными каждой дозы лекарственных препаратов. Лечение подразделяется на две фазы: интенсивную (начальную) и поддерживающую (завершающую). Интенсивная фаза проводится либо в стационаре, либо амбулаторно в зависимости от клинического состояния больного и его возможности лечения вне стационара. Поддерживающая - амбулаторно. От момента постановки диагноза до начала лечения время должно быть минимальным. При любой фазе лечения больной принимает лекарства под контролем медицинского работника, который делает отметку о получении больным каждой дозы препаратов в медицинской карте. Наличие лекарств должно быть гарантировано на весь курс терапии. Контроль терапии проводится методом непосредственного наблюдения за приемом лекарств и периодическим лабораторным (мазки мокроты по Циль - Нильсену и посевы) и рентгенологическим исследованиями.
При выявлении больного туберкулезом определяется его лечебный режим по результатам исследования мокроты, анамнеза и клинико - рентгенологической картины. Используются препараты первой линии (основного ряда): изониазид (Н), рифампицин (R), пиразинамид (Z), этамбутол (Е), стрептомицин (S).
Категория 1.
Больные с впервые выявленным туберкулезом легких с бактериовыделением (по методу Циль - Нильсена), а также больные с тяжелыми формами туберкулеза (менингит, диссеминированный туберкулез, туберкулезный перикардит, перитонит, двусторонний или обширный плеврит, туберкулез легких с обширным поражением паренхимы, без выявленного выделения микобактерий, туберкулез позвоночника, туберкулез кишечника, урогенитальный туберкулез).
Категория 2.
Больные с рецидивом туберкулеза и предыдущим неэффективным лечением, сопровождающимся выделением микобактерии туберкулеза (далее МБТ).
Категория 3.
Впервые выявленные больные туберкулезом легких без бактериовыделения (по методу Циль - Нильсена), больные внелегочными формами туберкулеза, не вошедшие в категорию 1.
Режимы химиотерапии зависят от определения категории больных.
Учитывая распространенность резистентных форм туберкулеза, необходимо проведение одинаковой терапии для больных 1-й и 3-й категорий.
1 и 3 лечебные категории. Срок лечения 6 месяцев, 180 доз при ежедневном приеме.
В интенсивной фазе назначаются Н, R, Z, Е или S. Назначение стрептомицина вместо этамбутола основывается на данных распространенности резистентности к стрептомицину в области. Интенсивная фаза продолжается 2 месяца. За этот срок больной должен принять 60 доз, состоящих из 4-х основных препаратов. В случае пропусков в приеме срок лечения в интенсивной фазе продлевается, пока больной не получит все дозы. При негативации мокроты лечение переходит в фазу продолжения. При сохранении положительного мазка интенсивная фаза продлевается на 1 месяц и, если после этого мазок остается положительным, то коллегиально принимается решение об индивидуализации лечения на основании полученных лабораторных данных по чувствительности микобактерий к противотуберкулезным препаратам.
Если негативация мазка наступила, то больной переводится в фазу продолжения лечения, которое проводится в течение 4-х месяцев 2 препаратами: изониазидом и рифампицином ежедневно, либо в интермиттирующем режиме.
2 лечебная категория. Срок лечения 8 месяцев, 240 доз при ежедневном приеме.
Начальная интенсивная фаза лечения проводится в течение 2 месяцев пятью противотуберкулезными препаратами: изониазидом, рифампицином, пиразинамидом, стрептомицином и этамбутолом (60 доз), затем в течение 1 месяца четырьмя препаратами: изониазидом, рифампицином, пиразинамидом и этамбутолом (+ 30 доз). Если у больного через 3 месяца не наступила негативация мокроты (по методу Циль - Нильсена), то пересматривается режим химиотерапии с учетом результатов определения чувствительности микобактерии туберкулеза к противотуберкулезным препаратам. Если негативация наступила, то больной переводится на фазу продолжения лечения в течение 5 месяцев тремя препаратами: изониазидом, рифампицином и этамбутолом ежедневно.
Результаты и эффективность лечения оценивается по результатам бактериоскопических, бактериологических и рентгенологических исследований, количества принятых доз.
Успешно завершившим лечение считается больной с положительным мазком до лечения, получивший все дозы препаратов, и у которого на 5-м месяце и в конце лечения мазок стал отрицательным.
Завершившим лечение считается больной с отрицательным мазком до лечения, получивший все дозы препаратов, и у которого на 5-м месяце и в конце лечения мазок остался отрицательным.
Неудача лечения считается в случае сохранения или появления положительных мазков в конце интенсивной фазы и на 5-м месяце лечения, либо на 5-м месяце и в конце курса лечения.
Отрыв от лечения считается в том случае, когда больной прервал лечение на срок 2 и более месяца.
Выбывшим и переведенным считается случай переезда больного в другую административную территорию или перевода в другое ведомство и результат лечения которого неизвестен.
Умершим регистрируется случай смерти по любой причине, а не только от туберкулеза.

Усиление роли бактериоскопических и бактериологических методов диагностики и контроля над лечением больных туберкулезом.
Повышается роль врачей - лаборантов клинико - диагностических лабораторий в выявлении больных туберкулезом, выделяющих микобактерии туберкулеза. Приоритет в выявлении больных туберкулезом отдается обследованию диагностического материала методом прямой бактериоскопии с окраской по Циль - Нильсену. Культуральные исследования используются для диагностики и контроля лечения.
Дооснащается оборудованием бактериологическая лаборатория областного противотуберкулезного диспансера, которой будет придан статус референс - лаборатории для всех клинико - диагностических лабораторий области. Внешний контроль качества областной референс - лаборатории будет осуществляться на Центральном уровне. Аналогичная работа будет проведена и в лабораториях системы УИН.
Бактериоскопические и бактериологические исследования проводятся также с целью контроля лечения - обязательно в конце интенсивной фазы, на 5-м месяце и по окончании всего курса лечения.

Усиление роли мероприятий социального характера и вовлечение социальных служб в систему борьбы с туберкулезом.
В области будет обеспечено контролируемое лечение на всех этапах лечения больных туберкулезом, особенно в амбулаторных условиях, силами противотуберкулезной службы, первичного звена здравоохранения и службы милосердия РКК.
При необходимости сестры милосердия РКК будут привлекаться к уходу на дому и обеспечению контролируемой терапии туберкулезным больным из целевых групп на амбулаторном этапе лечения. Особое внимание будет уделено тому, чтобы деятельность сестер милосердия РКК дополняла, а не подменяла существующую противотуберкулезную службу.
С целью поощрения соблюдения режима лечения больным туберкулезом из уязвимых слоев населения будет предоставляться социальная поддержка в виде продуктовых посылок, горячего питания или ежедневных продуктовых наборов и гигиенических наборов до окончания основного курса лечения.
Служба милосердия РКК окажет помощь фтизиатрической службе в отслеживании тех больных туберкулезом, которые прервали курс лечения.
Основываясь на предыдущем опыте РКК, социальная помощь для больных туберкулезом будет организована в противотуберкулезных дневных стационарах, пунктах питания, в комнатах медико - социальной помощи Красного Креста, фельдшерско - акушерских пунктах (далее - ФАПах) и на дому, если это необходимо.
В соответствии с Федеральным законом "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" от 18.06.2001 № 77-ФЗ больные туберкулезом имеют право на бесплатный проезд до места лечения и обследования. Указанные мероприятия осуществляются за счет средств областного бюджета и средств Программы.

Работа с освободившимися заключенными, больными туберкулезом.
Особое внимание будет уделено обеспечению преемственности в лечении заключенных, больных туберкулезом, после их освобождения.
Сотрудники Красного Креста начнут свою деятельность по санитарному просвещению за месяц до освобождения, делая акцент на информации, касающейся важности завершения лечения.
Юридические советы и психологическая поддержка как необходимый элемент будут предоставлены освободившимся больным в течение лечения для их возвращения в гражданское общество. За месяц до окончания срока заключения психолог и юрист РКК начнут проводить образовательную деятельность с больными туберкулезом по медицинским и юридическим вопросам. Больным будет предоставлена соответствующая информация о поддерживающей стадии лечения, социальной помощи и с ними будут проведены консультации. Цель подобной деятельности будет заключаться в том, чтобы обеспечить тесную преемственность в лечении между фтизиатрическими службами пенитенциарной системы и гражданского сектора.
Больным туберкулезом будет рекомендовано встать на учет в противотуберкулезные диспансеры после освобождения, так как это даст им право на получение поддержки Красного Креста в процессе лечения. Социальная и продовольственная помощь бывшим заключенным будет оказываться после их регистрации в областном противотуберкулезном диспансере.
В течение амбулаторного лечения в дополнение к продовольственной и социальной помощи, предоставляемой как стимул к лучшему соблюдению режима лечения, Красный Крест будет оказывать медицинскую образовательную, психологическую и юридическую помощь для того, чтобы содействовать процессу возвращения этих больных в обществе. Для этой цели будет открыта комната медико - социальной помощи.
В рамках Программы будет организована техническая поддержка фтизиатрической службе УИН. Адекватное обеспечение противотуберкулезными препаратами должна осуществлять система УИН. В случае, если противотуберкулезная служба УИН не сможет покрыть расходы на необходимое лекарственное обеспечение, Программа окажет содействие через областную фтизиатрическую службу. Красный Крест приложит усилия для того, чтобы областные органы власти были осведомлены об условиях тюремных противотуберкулезных больниц, и будет уделять внимание важности хорошей координации действий между фтизиатрическими службами пенитенциарного и гражданского секторов.

Медико - санитарное просвещение населения по вопросам профилактики ТБ/ВИЧ/СПИД, заболеваний, передающихся половым путем и здорового образа жизни.
Красный Крест в сотрудничестве с областными органами здравоохранения и власти будет проводить постоянные кампании по медико - санитарному просвещению среди населения, больных туберкулезом, ВИЧ/СПИДом и их семей, а также среди групп риска (ТБ/ВИЧ).
Принимая во внимание увеличивающуюся эпидемию ВИЧ в России и ее связь с туберкулезом, особое внимание будет уделено профилактике ВИЧ/СПИДа среди молодежи и опасности, связанной с сочетанием ВИЧ/СПИДа и туберкулеза.
Информационно - образовательная деятельность будет основана на информационной стратегии, разработанной Международной Федерацией и РКК для реализуемой Программы Красного Креста по ТБ/ВИЧ/СПИД.
Новые материалы по ВИЧ/СПИД, алкоголизму, туберкулезу и другим, связанным с этим проблемам, будут разработаны и распространены. Кампании в СМИ с привлечением регионального радио, телевидения и газет будут проводиться совместно с областными органами власти.

10. Усиление роли Российского Красного Креста

Реализация данной Программы придаст особое значение РКК как сильному партнеру органов здравоохранения в гражданском секторе России и повысит его авторитет.
РКК будет усилен организационно, так как будут укреплены партнерские отношения с федеральными и областными органами здравоохранения, продолжена деятельность по мобилизации местных ресурсов на реализацию медико - социальной деятельности Красного Креста.
Будет укреплена организационная структура РКК: сестры милосердия, работающие с больными ТБ/ВИЧ/СПИД, будут лучше подготовлены, они смогут оказывать высококвалифицированную помощь нуждающимся.
Улучшатся возможности областного комитета РКК быстро реагировать на другие приоритеты здравоохранения, включая профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний, борьбу с курением, алкоголизмом и токсикоманией, пропаганду здорового образа жизни.

11. Система управления противотуберкулезными
мероприятиями

Центральный уровень:
обеспечивает идеологическое управление Программы и контролирует ход ее развития.
Областной уровень:
Администрация Псковской области издает постановление о принятии Программы и возлагает руководство по осуществлению мероприятий Программы на межведомственную комиссию.
Главы Администраций городов и районов издают аналогичные постановления для подведомственных им учреждений и создают территориальные межведомственные комиссии.
По УИН издается приказ о принятии Программы и мерах по ее реализации.
Организационной основой координированных межведомственных мероприятий по борьбе с туберкулезом являются областная целевая Программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Псковской области на 1998 - 2004 г.г.", городские и районные программы или планы мероприятий, определяющие сотрудничество государственных и неправительственных организаций.
Управление реализацией Программы в повседневной работе осуществляется комитетом здравоохранения Администрации Псковской области и медицинским отделом УИН.
Главные врачи районов и городов области, начальники МСЧ ежеквартально представляют директору Программы отчеты по утвержденному образцу для анализа и обобщения проведенной работы.
Управление социальным блоком осуществляется областным комитетом РКК в тесном взаимодействии с органами здравоохранения области.
Мероприятия по борьбе с туберкулезом начинаются с разъяснения населению во всех доступных средствах массовой информации существующей проблемы туберкулеза и принятия постановления Администрации области по борьбе с туберкулезом.
Не реже 2-х раз в течение года вопросы борьбы с туберкулезом и ход выполнения Программы рассматриваются на межведомственных комиссиях с обязательной оценкой ситуации по финансированию противотуберкулезной службы.
Директор Программы по прошествии кварталов, не позднее 10 апреля, 10 июля, 10 ноября и 15 января направляет в МФоКК и Центральный НИИ туберкулеза РАМН отчеты по утвержденной форме.
Контроль над выполнением Программы осуществляется Администрацией Псковской области и УИН МЮ РФ по Псковской области.

12. Система учета и отчетности

Основой системы учета и отчетности является районный уровень (спецучреждение), который регистрирует больных и отвечает за квартальные отчеты по регистрации выявления больных туберкулезом и за результаты их лечения. Суммирование и анализ отчетов проводится на областном уровне, который направляет полный отчет в МФоКК и ЦНИИТ РАМН. МФоКК направляет областной отчет в Московский офис ВОЗ.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru