Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Псковской городской Думы от 27.09.2002 № 662
"О Концепции развития муниципальной информационной системы города Пскова"

Официальная публикация в СМИ:
"Новости Пскова" № 218 - 219, 13.11.2002






ПСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2002 г. № 662

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ ГОРОДА ПСКОВА

Принято на 78-й сессии Псковской городской Думы
второго созыва

В целях координации развития единой муниципальной информационной сети и средств информации в г. Пскове, для создания условий согласованного функционирования и взаимодействия органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов города в области информатизации, обеспечения безопасности в информационной сфере, во исполнение указов Президента Российской Федерации от 28.06.1993 № 966 "О Концепции правовой информации России", от 20.01.1994 № 170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации", от 04.08.95 № 808 "О президентских программах по правовой информатизации", от 20.02.95 № 24-ФЗ и распоряжения Администрации Псковской области "О создании банка правовых актов органов государственной власти Псковской области" от 06.12.2000 № 657-р Псковская городская Дума постановила:
1. Одобрить Концепцию развития муниципальной информационной системы города Пскова согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Новости Пскова".

Председатель Псковской
городской Думы
Л.Н.ТРИФОНОВ

И.о. мэра города
В.Н.ИВАНОВ





Приложение
к постановлению
Псковской городской Думы
от 27 сентября 2002 г. № 662

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ
СИСТЕМЫ ГОРОДА ПСКОВА

1. Введение

1.1. Общие положения

В настоящее время важнейшим показателем развития общества, его экономики и оборонной мощи является степень его информатизации.
Информатизация общества - комплексная программа, включающая большое число взаимосвязанных исследований и разработок: от создания современной элементной компьютерной базы и средств связи до технологии построения прикладных информационно-вычислительных систем.
Создание национальных машиночитаемых ресурсов является важнейшей тенденцией современных информационных технологий. В базах данных на машиночитаемых носителях сосредоточивается наиболее актуальная научно-техническая, экономическая, социальная и управленческая информация. На их основе строятся системы поддержки решений и экспертные системы. В ближайшие 7 - 10 лет резко возрастет зависимость эффективности решения научных, технических и народнохозяйственных задач от наличия национальных машиночитаемых ресурсов и доступа к международным информационным ресурсам. Без накопления таких ресурсов, без автоматизации информационного обеспечения невозможно широкое внедрение автоматизированных рабочих мест, автоматизированных систем обучения, создание систем диагностики в здравоохранении, экологии, систем анализа и управления социальными программами и др.
Информатизация города - это целенаправленная деятельность по созданию и широкомасштабному использованию во всех сферах городской жизни передовых информационных технологий с целью интенсификации экономики, ускорения научно-технического прогресса, совершенствования систем и уровня жизни. Она направлена на создание эффективной системы информационного обеспечения устойчивого развития города, внедрение в систему управления органов местного самоуправления и в деятельность хозяйствующих субъектов современных информационных технологий как основы новой технологии управления и хозяйственной деятельности. Потребность в современных информационных технологиях проявляется практически на всех уровнях управления и хозяйствования - от отдельных предприятий и учреждений до Администрации города и Псковской городской Думы. Эффективное удовлетворение этой потребности возможно лишь на основе формирования единого информационного пространства г. Пскова и на его дальнейшей интеграции в единое информационное пространство Псковской области, России, Мировую информационную систему.

1.2. Основные термины и определения

В соответствии с действующим законодательством в данной концепции принята следующая терминология:
информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;
информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);
информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;
информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;
информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;
единое информационное пространство - единая система справочников, классификаторов, кодификаторов, наличие соглашений по протоколам информационного обмена, форматам и структуре информационных сообщений, соглашений по структурам и форматам распределенных баз данных. Единое информационное пространство должно быть ориентировано на запросы структур исполнительной и представительной властей, на запросы заинтересованных юридических и физических лиц;
собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;
владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоряжения в пределах, установленных законом;
пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею. Перечисленные термины приводятся в соответствии со следующими законодательными актами:
Федеральный закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации " от 20 февраля 1995 года;
Федеральный закон РФ "Об участии в международном обмене" от 4 июля 1996 года;
Постановление Правительства РФ "О государственном учете и регистрации баз и банков данных" от 28 февраля 1996 года.

1.3. Цели информатизации

Основной целью информатизации города Пскова является всеобъемлющее стимулирование развития всех аспектов жизнедеятельности города.
В сфере городского управления конечной целью является создание информационной модели, адекватно отображающей процессы жизнеобеспечения населения, деятельности промышленности, сферы социального развития города. Иными словами, такая модель должна обеспечивать информационную поддержку для принятия точных и эффективных решений по управлению городом.
Массовое применение компьютеров различного класса неизбежно приведет к необходимости реконструкции городской системы связи для объединения этих компьютеров в корпоративные сети с целью повышения эффективности управления всеми сторонами жизни города. Современные компьютеры и связь создадут качественно новые условия для:
- совершенствования и развития управления структурными подразделениями и органами управления Администрации города;
- совершенствования и развития медицинского обслуживания;
- развития торговли и сферы услуг;
- совершенствования и развития системы образования;
- развития городской производственной сферы, транспорта;
- развития управления городским коммунальным хозяйством, в том числе инженерными сетями и сооружениями;
- совершенствования системы безопасности жителей города и городских объектов (пожарная безопасность, специальная безопасность, охрана порядка и т.д.);
- интенсивного развития средств связи и коммуникаций и многого другого.

2. Организационно-правовые аспекты информатизации

Процесс информатизации города предполагает применение определенных организационно-правовых норм и правил, регламентирующих:
- работу с муниципальными информационными ресурсами;
- использование информационных систем и технологий;
- организацию защиты информации.

2.1. Муниципальные информационные ресурсы

Информационные ресурсы органов местного самоуправления города Пскова являются муниципальной собственностью, служат объектами отношений физических и юридических лиц и защищаются Законом Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации".

2.1.1. Порядок документирования информации
Обязательным условием включения информации в информационные ресурсы города является ее документирование на материальных носителях с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (документированная информация). Основными материальными носителями информации в муниципальных структурах города являются бумажные и машинные (гибкие и жесткие магнитные диски компьютеров).
Порядок документирования информации служебного характера должен быть установлен актами Администрации города.
Документ, полученный из автоматизированных информационных систем, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в установленном законодательством РФ порядке.
Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью в установленном порядке.

2.1.2. Право собственности на информационные ресурсы
В соответствии с порядком, утверждаемым Псковской городской Думой, от имени муниципального образования права собственника информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения в городе, в полном объеме реализующем полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами, осуществляет мэр города.
Мэр города имеет право:
- назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;
- устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним; определять условия распоряжения документами при копировании и распространении.

2.1.3. Доступ к информационным ресурсам
Муниципальные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. По условиям правового режима она подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
Информация о гражданах (персональные данные) относится к категории конфиденциальной информации.
Деятельность Администрации города, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных (сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни граждан, позволяющих идентифицировать его личность), подлежит лицензированию.

2.1.4. Пользование информационными ресурсами
Органы местного самоуправления города, муниципальные учреждения и предприятия обеспечивают пользователей (потребителей) информацией об имеющихся информационных ресурсах на основании законодательства, нормативной правовой базы и собственных положений, а также договоров на услуги по информационному обеспечению.
Порядок получения пользователями информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур и т.д.) определяет мэр города, Псковская городская Дума, руководство структурных подразделений, органов управления Администрации города, муниципальных учреждений и предприятий города с соблюдением требований, установленных законодательством.

2.2. Информационные системы и технологии

Эффективное использование муниципальных информационных ресурсов может быть обеспечено только при создании муниципальной информационной системы (МИС).
Муниципальная ИС может иметь несколько уровней автоматизации, отличающихся целевым назначением, составом объектов и перечнем задач, подлежащих автоматизации. Первому уровню автоматизации соответствует автоматизированное рабочее место (АРМ) с использованием одного локального компьютера. Второй уровень подразумевает объединение компьютеров с помощью локальных вычислительных сетей в пределах ограниченной территории с целью разделения доступа к общим ресурсам и взаимного обмена информацией, как правило, отраслевого характера. Третий уровень предполагает работу на уровне подсистемы, реализующей одно из направлений развития муниципальной ИС. Четвертый - интеграцию в информационное пространство Псковской области, России и международные компьютерные сети.
При этом:
- информационные системы, технологии и средства их обеспечения всех уровней, приобретенные на средства городского бюджета, создаваемые и эксплуатируемые в структурных подразделениях и органах управления Администрации города, в муниципальных учреждениях и предприятиях, являются муниципальной собственностью;
- информационные системы, средства их защиты, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации и регистрации в соответствии с законодательством РФ.

2.3. Система защиты информации

Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу, и заключается в создании в отношении ее условий хранения, предотвращения несанкционированного доступа и в ведении особого режима на распространение.
Защита документированной информации, содержащей государственную тайну, устанавливается и регламентируется Законом Российской Федерации "О государственной тайне". В отношении сведений конфиденциальной документированной информации режим защиты устанавливается на основании Закона Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации".
Система защиты информации должна включать в себя комплекс следующих организационно-технических мероприятий:
- защиту физических носителей информации (бумажных или машинных);
- защиту информации, хранящейся в электронных базах данных или циркулирующей в компьютерной сети Администрации города;
- проведение специальных исследований и защиту оборудования, предназначенного для обработки, хранения и передачи информации;
- защиту телекоммуникационной среды, через которую осуществляется обмен информацией;
- проведение специальных проверок помещений на предмет выявления каналов утечки информации;
- криптографическую защиту информации в электронном виде.
Право осуществлять контроль за выполнением требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований должно принадлежать мэру города и уполномоченным им лицам.

3. Сферы информатизации

С точки зрения жизнеобеспечения города наиболее важными составляющими городского информационного пространства являются:
- демографическая информация;
- информация о недвижимости (земля, сооружения на ней, инженерная инфраструктура и т.д.);
- информация о субъектах хозяйственной деятельности;
- информация о финансах и налогах;
- правовая информация, включающая законодательные акты и нормативные документы федерального, регионального и местного уровней;
- экологическая информация.
Поэтому основные сферы информатизации города обязательно должны охватывать перечисленные информационные составляющие, которые, в свою очередь, должны войти в качестве автономных информационных систем в состав муниципальной информационной системы.

3.1. Учет населения города

Процесс информатизации в сфере учета населения города Пскова в итоге должен привести к созданию автоматизированной информационной системы, включающей в себя единую базу данных о жителях города.
Основными функциями системы должны стать:
- автоматизация работы городских служб по учету и регистрации сведений о жителях города;
- накопление и долговременное хранение учетных данных о жителях города;
- информационное обеспечение сведениями о жителях города Псковской городской Думы, структурных подразделений и органов управления Администрации города, муниципальных учреждений и предприятий;
- возможность проведения анализа по различным параметрам количественного и качественного состава населения города;
- оперативное справочное обслуживание абонентов из состава органов государственной власти Псковской области и РФ;
- обслуживание абонентов любых организаций и частных лиц на коммерческой основе.
Создание информационной системы учета населения предполагает автоматизацию и взаимодействие работы городских служб, занимающихся учетом и регистрацией основных сведений о жителях города. К таким службам в первую очередь относятся:
- органы управления жилищно-коммунальным хозяйством (ЖКХ) (сведения о квартиросъемщиках, о жилом фонде, квартплате и жилищных субсидиях);
- отдел ЗАГС (сведения об актах гражданского состояния);
- паспортно-визовая служба (паспортные данные).
Основой для создания данной системы могут стать уже работающие в городских службах, а также разрабатываемые АРМы и информационные системы:
- АРМ "Паспортист", работающий во всех 17-ти МУ "Управление микрорайона";
- база данных ЖКХ, объединяющая сведения, поступающие из 17-ти МУ "Управление микрорайона";
- ИС "Регистрация актов гражданского состояния";
- АРМ работника паспортно-визовой службы.
Информационная система учета населения города должна быть территориально-распределенной и представлять собой комплекс автоматизированных информационных систем, обеспечивающий автоматизацию информационно-технологических процессов сбора, учета, обработки и передачи демографической информации.
Хранение и обработка информации ограниченного доступа, циркулирующей в данной системе, должны производиться с соблюдением всех мероприятий по безопасности, указанных в разделе 2.3 "Система защиты информации".
Структура информационных связей автоматизированной информационной системы (рис. 1 - не приводится).

3.2. Учет и регистрация объектов недвижимости

Основными задачами информатизации в сфере учета и регистрации недвижимости являются:
- предоставление юридически обоснованных и достоверных данных о правах на недвижимость и землю для органов управления, банков, юридических и физических лиц;
- обеспечение защиты прав собственников, владельцев и пользователей земли и объектов недвижимости;
- обеспечение установления и регистрации правового режима пользования земельными участками;
- информационное обеспечение сбора земельного налога и налога на недвижимость; пополнение бюджета за счет пошлин и сборов с земельных сделок и операций с недвижимостью; информационная и правовая поддержка функционирования рынка земли и недвижимости;
- обеспечение определения залоговой стоимости земли и недвижимости, установление ставок земельного налога и нормативов платежей в местный бюджет;
- учет количества и качества земли, создание банка данных о наличии и состоянии земельных ресурсов; информационное обеспечение и поддержка разработки программ по рациональному использованию земельных ресурсов, оптимальному планированию развития территорий; создание условий для установления территорий с особым правовым режимом (природоохранным, заповедным, рекреационным);
- информационная поддержка распределения полномочий по управлению землями между федеральными органами, органами субъектов федерации и муниципальными.
В настоящее время задачи учета и регистрации объектов недвижимости города решаются с использованием информационной системы "Недвижимость" регистрационной палаты Псковской области.
ИС "Недвижимость" представляет собой банк данных об объектах, субъектах и правах на недвижимость, достоверность и актуальность которого обеспечивается процессом государственной регистрации документов о правах на недвижимость и сделок с ней.
Основными задачами системы являются:
- создание единой информационной базы о недвижимости, объединяющей информацию, используемую и хранимую различными структурами, исключающей информационную избыточность, обеспечивающую информационную достаточность и возможность централизованного администрирования;
- обеспечение возможности точного определения местоположения и идентификации объектов недвижимости, регистрации права собственности, а также получения другой информации о недвижимости в соответствии с действующим законодательством;
- создание основы для получения данных о рыночной стоимости недвижимости при операциях с недвижимостью, а также для целей налогообложения;
- предоставление сведений организациям, частным лицам и предприятиям о владельце, местоположении, сервитутах, долговых обязательствах, закладных и обременениях, официальном описании.

3.3. Учет и регистрация субъектов хозяйственной деятельности

Информатизация в сфере учета и регистрации субъектов хозяйственной деятельности необходима для:
- автоматизации работы городских служб по учету и регистрации субъектов хозяйственной деятельности;
- создания единой информационной базы данных о субъектах хозяйственной деятельности;
- информационного обеспечения данными о субъектах хозяйственной деятельности структурных подразделений и органов управления Администрации города;
- оперативного справочного обслуживания абонентов из состава органов государственной власти Псковской области и РФ, а также правоохранительных органов;
- информационного взаимодействия с другими информационными системами ("Недвижимость", "Население", географическая информационная система и т.д.).
Основой для создания автоматизированной информационной системы "Субъекты хозяйственной деятельности" может стать база данных комитета Администрации города "Регистрационная палата", содержащая сведения о юридических и физических лицах, зарегистрированных в качестве субъектов хозяйственной деятельности.

3.4. Налоги и финансы

Деятельность этого сектора взаимосвязана со всеми сферами экономики города.
Решение информационной инфраструктуры налогово-финансовой системы улучшит контроль за источниками поступления доходов в бюджет города и оперативное отслеживание за эффективным расходованием бюджетных средств.
Информатизация рассматриваемой сферы позволит:
- организовать оперативный учет поступающих налогов;
- организовать оперативное распределение и перераспределение бюджетных средств;
- ускорить оборачиваемость денежных средств и снизить затраты, связанные с налично-денежным оборотом.

3.5. Правовое обеспечение

Информатизация в сфере правового обеспечения должна способствовать внедрению автоматизированной информационно-правовой системы, обеспечивающей:
- поддержку и постоянную актуализацию базы данных (БД) нормативно - законодательных актов федерального, регионального и местного уровня;
- доступ к БД нормативно-законодательных актов со стороны Псковской городской Думы, структурных подразделений и органов управления Администрации города, муниципальных учреждений и предприятий и т.д.;
- быстрый поиск и получение необходимых документов.
В настоящее время обеспечение правовой информацией происходит посредством использования различных версий наиболее популярных информационно-правовых систем (ИПС): "Кодекс", "Гарант" и "Консультант Плюс". Использование возможностей этих ИПС должно стать основой для создания как базы данных нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Пскова, законодательных актов органов власти Псковской области, так и функционирования всей системы в целом.

3.6. Экологический мониторинг

В единой системе экологического обеспечения необходимо решить три основные задачи:
- экологическое информирование;
- экологическая профилактика;
- экологическое восстановление.
Экологическое информирование включает задачи воспитания, образования и текущего информирования населения по всем вопросам экологии в городе, широкую пропаганду экологических знаний и систему информационного обеспечения Администрации города.
Экологическая профилактика включает задачи экологического мониторинга в рамках ведомственных постов и лабораторий вневедомственной службой экологических прогнозов на основе экспертных оценок и математического моделирования; разработку системы санкций на основе экологического законодательства.
Экологическое восстановление в плане информатизации включает задачи управления работами по дезактивации территорий на основе данных мониторинга и прогнозов, управление работами по детоксикации территорий на той же основе.

3.7. Географическая информационная система

Важнейшим элементом городской информационной среды должна быть автоматизированная географическая информационная система (ГИС) города, предназначенная для подготовки управленческих решений.
ГИС способна обеспечивать хранение и отображение в графической форме объектов, имеющих определенное положение на местности. Для каждого объекта в базе данных должны храниться его координаты, размеры, правила отображения, наименование и код для связи с другими базами данных, содержащими дополнительную информацию об объектах. Примерами объектов могут служить постройки, коммуникации, улицы, микрорайоны, экология, объекты торговли, здравоохранения, народного образования и другие зоны.
К наиболее существенным областям использования ГИС можно отнести:
- территориальное и отраслевое планирование и управление промышленностью, транспортом, энергетикой, финансами;
- создание городского кадастра;
- мониторинг экологических ситуаций и опасных природных явлений, оценка техногенных воздействий на среду и их последствий;
- контроль условий жизни населения, здравоохранения, социального обслуживания;
- обеспечение деятельности органов местного самоуправления города;
- научные исследования и прогнозирование;
- картографирование.
Отличительной особенностью ГИС-технологий является возможность моделирования различных ситуаций. С помощью ГИС-технологий решаются следующие типы задач:
- выявление взаимосвязей и взаимообусловленности объектов и явлений, оценка системообразующих связей;
- определение динамики процессов, траекторий возможного развития явлений во времени и пространстве;
- прогнозирование развития процессов, явлений, восстановление прошлых ситуаций (ретрогноз);
- оценка и районирование территории по заданному параметру или набору параметров.
Различие сфер использования ГИС и геоинформационных технологий порождает множественность их видов и типов, различие по тематике, пространственному назначению, проблемной ориентации.
Геоинформационные системы являются надстройкой, каркасом, обеспечивающим подготовку научно обоснованных управленческих решений для должностных лиц органов местного самоуправления города. Фундаментом же ГИС, на котором строится большинство геоинформационных систем, является "Электронный дежурный план города".
Электронный план города включает следующие самостоятельные разделы:
- ведение в цифровой форме топографических планшетов;
- дежурный план земельных отводов;
- дежурный план подземных коммуникаций;
- дежурный план геологических изысканий;
- дежурный план геодезических пунктов.
Хранение и обработка информации ограниченного доступа, циркулирующей в данной системе, должны производиться с соблюдением всех мероприятий по безопасности, указанных в разделе 2.3 "Система защиты информации".

3.8. Управление городом

Основной задачей информатизации в сфере управления городом является обеспечение процесса подготовки, моделирования и анализа последствий решений по всем вопросам, находящимся в компетенции органов местного самоуправления города.
Задача компьютерного информирования органов местного самоуправления города является основополагающей не только из-за максимальной цены возможных ошибок в принятии решений, но и в силу охвата органами местного самоуправления города практически всех вопросов социально-экономической жизни города. Последнее обстоятельство позволяет рассматривать процесс информатизации органов местного самоуправления города, с одной стороны, объединяющим для всех сфер информатизации города, а с другой - зависящим от уровня развития информатизации в различных сферах.
Эффективное управление городом требует выделить задачи оперативного управления и долгосрочного прогнозирования. Для первых существенным является возможность оперативного доступа к данным в нерегламентированном режиме. Для которых важно иметь возможность промоделировать возможные сценарии развития города.
Решение первой задачи предполагает развитие информационной технологии в направлении создания системы распределенной обработки данных, включающей как обязательный компонент интегрированную информационную базу, использование которой гарантировало бы взаимоувязанность количественных показателей состояния объектов городского хозяйства.
Решение задачи долгосрочного прогнозирования предполагает глубокую теоретическую проработку вопросов моделирования процессов принятия решений, балансовых моделей городского хозяйства, экспертизы проектов хозяйственных нововведений. Применение компьютерной техники для этой цели требует развития информационной технологии в направлении автоматизации слабоструктурированных задач, в частности, применения экспертных систем и баз знаний.
Проведение информатизации в сфере управления городом должно проходить главным образом посредством дальнейшего развития информационной системы (ИС) Администрации г. Пскова. Помимо прочих функций ИС Администрация города обязательно должна иметь управленческие функции, то есть функции, связанные с информационной поддержкой принятия управленческих решений. Такая система предполагает, что информация об управляемом объекте должна быть максимально полной и правдивой, а доступ к ней максимально простым и оперативным. Сам же характер информации, к которой осуществляется доступ, должен определяться теми управленческими задачами, которые ставятся руководством органов местного самоуправления города для решения в рамках ИС.
Управленческая направленность ИС Администрации города предполагает ее взаимодействие со всеми основными автономными ИС в рамках муниципальной информационной системы (рис. 2 - не приводится).

4. Техническое обеспечение информатизации

В понятие технического обеспечения информатизации входят:
- приемно-передающая среда и каналы связи;
- аппаратные средства информатизации;
- совокупность баз данных;
- программное обеспечение общекоммуникационных, общесистемных и пользовательских задач;
- средства разработки приложений;
- алгоритмическое обеспечение, имитационное моделирование, задачи искусственного интеллекта, в том числе экспертные системы, оптимизационные задачи и т.д.;
- лингвистическое обеспечение, в том числе машинные словари, кодификаторы, классификаторы, рубрикаторы, информационно-поисковые языки.

4.1. Приемно-передающая среда и каналы связи

Одной из основных задач развития инфраструктуры информатизации является создание приемно-передающей и каналообразующей информационной среды, которая должна включать самые разнообразные виды и средства связи и технологию их использования. Приемно-передающая среда должна обеспечивать, наряду с традиционными средствами связи (радио, телевидение, телефон, телеграф), широкое использование новых информационных услуг (электронная почта, видеотекст, телетекст, факсимиле, видеотелефон, кабельное телевидение, мультимедиа, пейджинговая связь и т.д.).
Основным направлением развития средств связи на ближайшие годы является переход на новую технологическую базу, предусматривающую электронофикацию технических средств (цифровая телефония), освоение новых передающих сред (лазерных, спутниковых, волоконно-оптических и др.).
При передаче информации ограниченного доступа приемно-передающая среда должна полностью удовлетворять требованиям ФАПСИ по защите информации.

4.2. Аппаратные средства информатизации

Формирование информационного пространства, информатизация органов местного самоуправления города предполагают следующие решения в части аппаратного обеспечения:
- типизация технической базы, ориентировка на мировые достижения в области вычислительной техники и средств построения компьютерных сетей;
- использование передовых информационных технологий в построении компьютерных сетей, организации баз данных, информационном обслуживании;
- формирование единой коммуникационной среды, основывающейся на использовании цифровых сетей стандарта ISDN, беспроводных сетей связи, выход в глобальные сети;
- модернизация устаревшего парка технических средств, системного программного обеспечения, пакетов прикладных программ.
Все компьютерное и телекоммуникационное оборудование, на котором будет обрабатываться информация ограниченного доступа, должно быть сертифицированным и пройти специальные исследования на предмет информационной защищенности в уполномоченных на это организациях.

4.3. Базы данных

Этот компонент технического обеспечения информатизации предполагает:
- создание и принятие типовой технологии сбора, обработки, накопления, передачи и представления информации в виде баз и банков данных на основе использования информационно-вычислительных сетей;
- переход к использованию гипертекстовых форм и методов хранения и представления информации;
- организацию формирования банков данных и банков знаний как проблемно ориентированных, так и общего назначения;
- создание и поддерживание в актуальном состоянии баз данных по направлениям:
- народонаселение;
- жилой фонд;
- земельный кадастр;
- кадастр жилых, нежилых помещений;
- субъекты хозяйственной деятельности;
- экономика и финансы;
- экология;
- законодательство и др.
Базы и банки данных, создаваемые за счет бюджетных средств, должны предусматривать возможность их последующей интеграции в единое информационное пространство Российской Федерации.

4.4. Алгоритмическое обеспечение

Алгоритмическое обеспечение информатизации включает:
- выбор и создание методов и средств решения многовариантных, плохо формализуемых задач;
- создание имитационных моделей, обеспечивающих подготовку и принятие взвешенных управленческих решений основными службами города.
Применение методов искусственного интеллекта, в том числе использование экспертных систем и оболочек, позволит аккумулировать знания наиболее квалифицированной и опытной части работников органов местного самоуправления и использовать эти знания при подготовке и принятии решений следующими поколениями чиновников.

4.5. Программное обеспечение общекоммуникационных, общесистемных и пользовательских задач

Этот компонент технического обеспечения информатизации включает выбор программного продукта, позволяющего решать массовые задачи в системах организационно-технического управления (документооборот, планирование, финансы и статистика, социальные задачи и т.д.) с целью создания типовых проектных решений.
Программное обеспечение позволит решать задачи:
- составления бюджета города;
- картографирования территории города в интересах инженерных служб (строители, жилищно-коммунальное хозяйство, водопровод, газ, транспорт, связь, энергоснабжение и т.д.) в трех уровнях: под землей, на поверхности земли, над землей;
- экологического мониторинга;
- мониторинга населения;
- типовые задачи социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, социологические исследования и т.д.);
- задачи сферы производства, ориентированные непосредственно на человека (магазин, бытовое обслуживание, коммунальное хозяйство, кредитно-финансовые расчеты и т.д.)

5. Организационное, правовое и финансовое
обеспечение информатизации

5.1. Организационное обеспечение

Для нормального развития информатизации в городе необходимо организовать во всех звеньях городского хозяйства сбор, хранение, обработку и обмен информацией с последующим их объединением в единую информационную среду города.
При этом должны быть определены взаимовыгодные условия обмена информацией с предприятиями, учреждениями, органами государственной власти Псковской области и РФ.
Основными задачами организационного обеспечения являются:
- разработка распорядительных, нормативных, методических материалов, регламентирующих проведение работ по информатизации в городе, увязанных с соответствующими материалами области и основывающихся на документах федерального уровня;
- координация деятельности структур городского управления по информатизации с отраслевыми и ведомственными структурами аналогичного профиля;
- формирование в структуре городского управления специализированных подразделений по информатизации, обеспечивающих единую техническую политику, проводящих оперативную работу.
В решении основных вышеперечисленных задач необходима согласованная работа всех управлений, комитетов, отделов Администрации города и Псковской городской Думы.
Для обеспечения эффективного функционирования всех компонентов инфраструктуры информатизации необходимо совершенствование и создание новых предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих эти компоненты в соответствии со специализацией по каждому виду.
Система комплексного централизованного обслуживания информатизации согласно нормативным документам должна включать разработку систем, ввод их в эксплуатацию, централизованное техническое обслуживание компьютерной техники, проведение ремонтно-восстановительных и профилактических работ, ввод в эксплуатацию и генерацию программных средств, их сопровождение и т.д.
Процесс информатизации на уровне города предполагает создание специализированной организации (например, городского информационного центра), обладающей необходимыми техническими и кадровыми ресурсами для организации и координации работ по внедрению и эксплуатации сложных информационных систем городского масштаба.
Основными функциями подобной организации должны стать:
1) Внедрение, поддержка и администрирование наиболее важных городских информационных систем:
- ИС "Население";
- ИС "Объекты недвижимости";
- ИС "Субъекты хозяйственной деятельности";
- информационно-правовая система;
- геоинформационная система.
2) Обеспечение доступа к автономным ИС Псковской городской Думы, структурным подразделениям и органам управления Администрации города.
3) Развитие транспортной среды.
4) Поддержка Web-сайта города Пскова в сети Интернет.
5) Приобретение, ремонт и модернизация компьютерной техники для Псковской городской Думы, структурных подразделений и органов управления Администрации города, муниципальных учреждений и предприятий.
6) Разработка прикладного программного обеспечения для Псковской городской Думы, структурных подразделений и органов управления Администрации города.
7) Предоставление информационных услуг предприятиям и организациям города.

5.2. Правовое обеспечение

Формирование компьютерных баз данных требует разработки решений, обеспечивающих правовую совместимость взаимодействий как разработчиков, так и различных категорий пользователей между собой, т.е. непротиворечивость правовых норм и взаимодействие различных компьютерных комплексов, сетей и их компонентов.
Первоочередные задачи в этой проблеме - создание нормативных актов, определяющих правовой статус баз данных, регулирующих статус документов, получаемых непосредственно с компьютера по каналам связи, регламентирующих взаимоотношения локальных сетей между собой, определяющих права и обязанности должностных лиц и т.д.
В условиях разработки и функционирования компьютерных систем управления проблема права требует совершенствования действующего законодательства о компьютерных средствах обработки, хранения и передачи информации, придания документам, полученным с компьютера, юридического статуса подлинника.
Важнейшим элементом правовых отношений в области взаимодействия отдельных служб города должны быть соглашения о регламентации права собственности на обмениваемую информацию, информационные услуги, программную продукцию и т.д.

5.3. Финансирование работ по информатизации

В комплексе мер по реализации Концепции необходимо предусмотреть процедуры финансирования по отдельным направлениям информатизации, таким, как:
- формирование баз и банков данных широкого использования;
- приобретение и внедрение новых инструментальных программных средств и информационных технологий, а также подготовка специалистов, работающих с ними;
- приобретение и внедрение новых аппаратных средств;
- развитие систем телекоммуникаций;
- создание и мониторинг цифровой карты города;
- развитие и внедрение территориальных и отраслевых ГИС и т.д.
Источники и объемы финансирования по каждой программе, составляющей элементы единого информационного пространства города, предлагаются комитетом по информатизации и связям с общественностью Администрации города.
Для формирования и развития работ по информатизации целесообразно использовать следующие источники финансирования:
- средства городского бюджета, выделяемые по статье "Информатизация" и в рамках отдельных целевых программ;
- средства федеральных фондов;
- средства внебюджетных фондов, выделенные на отраслевые, целевые и другие программы информатизации;
- средства коммерческих структур, привлекаемых на выгодных для них условиях (льготные условия доступа к информации, льготные экономические условия и т.д.);
- часть прибыли от предоставления за плату муниципальных информационных продуктов и услуг сторонним организациям.

Председатель комитета по информатизации
и связям с общественностью
Администрации города
Ф.И.ЗАУРА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru