Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Определение Псковского областного суда от 03.10.2002 № 33-1096/2002
Действующим федеральным законодательством выполнение депутатских обязанностей не отнесено к педагогической деятельности, а субъекты РФ не вправе устанавливать принципы и условия льготного пенсионного обеспечения.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебной коллегии по гражданским делам
от 3 октября 2002 года

Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе председательствующего Победова В.В., судей Сладковской Е.В., Ельчаниновой Г.А. рассмотрела в судебном заседании 3 октября 2002 года дело по кассационной жалобе ГУ - Управления пенсионного фонда РФ в г. Пскове на решение Псковского городского суда от 16 августа 2002 года, которым постановлено обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пскове зачесть в непрерывный, а также в стаж работы по специальности период работы в Псковской городской Думе с 1 мая 1998 г. по 26 марта 2002 г. и назначить пенсию с 26 марта 2002 года за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
Заслушав доклад судьи Ельчаниновой Г.А., объяснения Д. и представителя ГУ - УПРФ в г. Пскове Е., судебная коллегия

установила:

Д. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Пскове о включении периода работы в Псковской городской Думе в стаж работы, дающей право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование иска указала, что до 30 апреля 1998 года она осуществляла педагогическую деятельность, которая подлежала включению в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. С 1 мая 1998 года она как депутат работает в Псковской городской Думе на постоянной штатной основе председателем комитета по образованию, здравоохранению и культуре. По мнению истицы, этот период работы в соответствии со ст. 24 Закона Псковской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Псковской области" № 15-оз от 09.06.1997, несмотря на последующие изменения, должен быть включен в специальный стаж.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд постановил указанное решение.
В кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пскове ставит вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что действующим федеральным законодательством выполнение депутатских обязанностей не отнесено к педагогической деятельности, а субъекты РФ не вправе устанавливать принципы и условия льготного пенсионного обеспечения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Так, принимая решение об удовлетворении исковых требований Д. о зачете периода работы в Псковской городской Думе в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи в педагогической деятельностью, суд руководствовался Законом Псковской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Псковской области".
Согласно ст. 24 указанного Закона в редакции от 09.06.1997 время выполнения депутатом своих депутатских полномочий на постоянной основе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы), стаж работы по специальности.
Между тем, Конституцией Российской Федерации (п. "е" ст. 71) установление основ федеральной политики в сфере социального обеспечения отнесено к ведению Российской Федерации.
Следовательно, при рассмотрении спора суду следовало руководствоваться федеральным законодательством.
Согласно ст. 80 действовавшего ранее Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу с 1 января 2002 года в связи с изданием ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 № 173-ФЗ за указанной категорией лиц сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Пунктом 3 той же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 21.01.2002 № 30 нормативные правовые акты, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", применяются в части, не противоречащей указанным законам.
Следовательно, при определении права на льготное пенсионное обеспечение следует руководствоваться и списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 (в ред. постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953), - в отношении периодов работы до 1 ноября 1999 года, а также списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067.
(в ред. постановления Правительства РФ от 01.02.2001 № 79).
Таким образом, действующее законодательство связывает право на получение пенсии за выслугу лет не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с той работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, связанных со спецификой и характером труда.
Указанными списками и правилами не предусматривается включение в льготный педагогический стаж (выслугу лет) периода выполнения депутатских полномочий на постоянной основе.
С учетом изложенного постановленное судом первой инстанции решение, обязывающее ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Пскове зачесть Д. в стаж работы по специальности, дающий право на досрочную пенсию, период работы в Псковской городской Думе, не может быть признано законным и обоснованным.
Поскольку судом допущено неправильное применение норм права, судебная коллегия считает возможным, не передавая дела на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе Д. в удовлетворении исковых требований о зачете стажа работы в Псковской городской Думе в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.
Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, судебная коллегия

определила:

Решение Псковского городского суда от 16 августа 2002 года отменить.
Постановить новое решение, которым Д. в иске к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Пскове о зачете стажа работы в Псковской городской Думе на постоянной основе в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, - отказать.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru