Законодательство
Псковской области

Бежаницкий район
Гдовский район
Дедовичский район
Дновский район
Красногородский район
Куньинский район
Локнянский район
Невельский район
Новоржевский район
Новосокольнический район
Опочецкий район
Островский район
Палкинский район
Печорский район
Плюсский район
Порховский район
Псковская область
Пустошкинский район
Пушкиногорский район
Пыталовский район
Себежский район
Стругокрасненский район
Усвятский район

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления








Постановление Псковского областного Собрания депутатов от 29.05.2003 № 406
"Об утверждении областной целевой программы "Повышение плодородия почв Псковской области на 2003 - 2005 годы"

Официальная публикация в СМИ:
"Сборник законодательства Псковской области", 2003, выпуск № 57, ст. 113






ПСКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2003 г. № 406

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2003 - 2005 ГОДЫ"

В целях обеспечения сохранения и воспроизводства плодородия почв, рационального использования сельскохозяйственных угодий, повышения урожайности сельскохозяйственных культур областное Собрание депутатов постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Повышение плодородия почв Псковской области на 2003 - 2005 годы".
2. Объемы финансирования программы на 2004 - 2005 годы определять при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
3. Предусмотреть в Законе Псковской области "Об областном бюджете на 2003 год" средства на реализацию данной программы.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать и утвердить соответствующие программы по повышению плодородия почв на период до 2005 года включительно.

Председатель областного
Собрания депутатов
Ю.А.ШМАТОВ





Утверждена
постановлением
областного Собрания депутатов
от 29 мая 2003 г. № 406

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОВЫШЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2003 - 2005 ГОДЫ"

Паспорт
областной целевой программы "Повышение плодородия
почв Псковской области на 2003 - 2005 годы"

Наименование - Областная целевая программа "Повышение плодородия
программы почв Псковской области на 2003 - 2005 годы"
(далее по тексту - программа)

Правовое - Федеральный закон от 16.07.1998 № 101-ФЗ
основание "О государственном регулировании обеспечения
для разработки плодородия земель сельскохозяйственного
программы назначения"
- Федеральный закон от 10.01.1996 № 4-ФЗ "О
мелиорации земель"
- постановление Правительства Российской Федерации
от 08.11.2001 № 780 "О Федеральной целевой
программе "Повышение плодородия почв России на
2002 - 2005 годы"
- распоряжение Администрации Псковской области
от 02.10.2002 № 528-р

Областной - Управление сельского хозяйства и продовольствия
заказчик Псковской области

Основные - Управление сельского хозяйства и продовольствия
разработчики Псковской области;
программы - Федеральное государственное учреждение
"Управление Псковмелиоводхоз";
- Федеральное государственное учреждение
"Государственные станции агрохимической службы
"Псковская" и "Великолукская"

Цель и задачи - Целью программы является сохранение и
программы воспроизводство плодородия почв Псковской
области, рациональное использование природных
ресурсов, в том числе сельскохозяйственных
угодий, и создание на этой основе условий роста
производства сельскохозяйственной продукции для
обеспечения потребностей населения Псковской
области в продовольствии и сельскохозяйственном
сырье
- Задачи программы:
- создание условий для сохранения и воспроизводства
плодородия почв;
- предотвращение выбытия сельскохозяйственных
угодий из оборота;
- повышение степени использования биоклиматического
потенциала Псковской области для стабилизации
сельскохозяйственного производства;
- улучшение экологического состояния и повышения
устойчивости агросферы к природным факторам;
- увеличение количества рабочих мест и повышение
жизненного уровня работников, занятых в
сельскохозяйственном производстве

Срок - 2003 - 2005 годы по этапам:
реализации I - 2003 г.,
программы II - 2004 г.,
III - 2005 г.

Исполнители - сельскохозяйственные предприятия,
программы - ФГУ "Управление "Псковмелиоводхоз"

Объемы и Всего требуется 2003 - 2005 2003 г. 2004 г. 2005 г.
источники (млн. рублей) 542,6 171,8 179,3 191,5
финансирования Фед. бюджет 78,8 23,9 26,2 28,7
программы Обл. бюджет 60,0 14,3 19,7 26,0
Местный бюджет 24,4 8,6 7,7 8,1
Внебюдж. источн. 379,4 125,0 125,7 128,7

Ожидаемые Стабилизация объемов производства
конечные сельскохозяйственной продукции.
результаты В 2005 году планируется произвести в
реализации сельхозпредприятиях области:
программы зерна (амб. вес) тыс. т 71,8
льноволокна тыс. т 4,0
картофеля тыс. т 12,2
мяса в живом весе тыс. т 18,2
молока тыс. т 127,0
яиц млн. шт. 132,0
Укрепление финансового положения
сельхозпредприятий (в 2005 году хозяйства будут
рентабельны), повышение доходов работников,
занятых в сельскохозяйственном производстве

Контроль за Осуществляется Администрацией области и областным
исполнением Собранием депутатов
программы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения

Основным условием для обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса Псковской области и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Почвенное плодородие земель во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющую на эффективность производства сельскохозяйственной продукции.
Сохранение почвенного плодородия земель и его рациональное использование при хозяйственной деятельности имеет огромное значение: являясь естественным условием интенсификации земледелия, оно способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, увеличивает ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы.
Экстенсивное использование почвенного плодородия земель в Псковской области уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельского хозяйства от погодных условий.
В 2000 году завершилось действие Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России и комплексной программы сохранения и повышения плодородия почв Псковской области. Но цели, определенные этими программами, не были достигнуты. Главной причиной неудовлетворительного выполнения намеченных мероприятий явилось недостаточное и несвоевременное финансирование их из федерального бюджета, местных бюджетов и недостаточное участие в реализации мероприятий сельскохозяйственных товаропроизводителей. Анализ современного состояния природной среды и сельскохозяйственного производства, оценка динамики изменения качественных показателей почвенного плодородия земель дают основание говорить о том, что тенденция к снижению почвенного плодородия земель в агропромышленном комплексе (далее по тексту - АПК) сохраняется.
Продолжают действовать следующие негативные процессы:
- ухудшение мелиоративного состояния и хозяйственного использования осушенных земель;
- нарастание отрицательного баланса гумуса на пашне до 1,3 тонны на гектаре в год;
- увеличение площадей с сильнокислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство;
- зарастание земель древесно-кустарниковой растительностью, ухудшение естественных лугов и пастбищ.
В ближайшие 10 - 15 лет почвенное плодородие земель может снизиться до естественного, а урожайность зерновых до 5 - 6 центнеров с гектара. При этом экологическая устойчивость природных систем значительно понизится.
Федеральные законы "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и "О мелиорации земель" определили необходимость иметь региональные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Проблема воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения, что возможно только на основе программно-целевого метода, обеспечивающего внедрение передовых технологий, системного подхода к экономическому обоснованию и механизму реализации, увязки имеющихся ресурсов с организацией исполнения.

2. Основные цели и задачи программы

Программа разработана для определения действий по сохранению почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения, ее реализация будет осуществляться в соответствии с федеральной целевой программой "Повышение плодородия почв России на 2002 - 2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2001 № 780 "О федеральной целевой программе "Повышение плодородия почв России на 2002 - 2005 годы".
Программа разработана в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации, Федеральными законами "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", "Об охране окружающей природной среды", Водным кодексом Российской Федерации и с учетом Основных направлений агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001 - 2010 годы и ряда других нормативных правовых документов.
Целью программы является обеспечение сохранения и воспроизводства плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов, в том числе сельскохозяйственных угодий, и создание на этой основе условий роста производства сельскохозяйственной продукции для обеспечения потребности населения Псковской области в продовольствии и сельскохозяйственном сырье.
Стабилизация почвенного плодородия земель позволит создать условия для интенсивного использования основного средства сельскохозяйственного производства - земли.
Исходя из целей программы, определены следующие задачи:
- создание условий для сохранения и воспроизводства плодородия почв;
- предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;
- повышение степени использования биоклиматического потенциала Псковской области для сельскохозяйственного производства;
- увеличение количества рабочих мест работников, занятых в сельскохозяйственном производстве.
Программа предусматривает привлечение федеральных, областных, муниципальных и собственных средств землепользователей.

3. Система программных мероприятий

Система мероприятий, предусматриваемых программой, представляет собой комплекс взаимоувязанных технологических, организационных, хозяйственных и экологических мероприятий, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия почв. Эти мероприятия имеют финансовое, материально-техническое, научное, информационное и кадровое обеспечение.
Комплекс мер воздействия на сохранение и воспроизводство плодородия почв включает в себя:
освоение современных систем земледелия;
агрохимические мероприятия;
гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия.

3.1 Системы земледелия

Эффективное применение всех средств повышения плодородия почв возможно только при соблюдении в каждом хозяйстве научно обоснованной системы земледелия, соответствующей рекомендациям сельскохозяйственной науки.
Важным звеном реализации программы являются системы земледелия, позволяющие учитывать конкретные условия землепользования, его почвенно-климатические ресурсы, ландшафт используемых земель, и на этой основе дифференцированно определять для каждого хозяйства комплекс взаимоувязанных, сбалансированных мероприятий по использованию и охране земель, повышению плодородия почв.
Важным элементом системы земледелия являются агротехнологии, соблюдение которых обеспечивает оптимальную окупаемость затрат.
Необходимо вводить почвозащитные севообороты и технологии возделывания сельскохозяйственных культур на основе минимизации обработки почв, осваивать технологические приемы снижения отрицательного воздействия на почву технических средств, приводящего к уплотнению и разрушению структуры почв, и обеспечить применение всего комплекса агрохимических приемов.

3.2 Агрохимические мероприятия

3.2.1 Агрохимическое и эколого-токсикологическое
обследование земель

Проведение комплекса агротехнических, агрохимических, гидромелиоративных, фитосанитарных, противоэрозийных и культуртехнических мероприятий требует объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия. Для оценки состояния и динамики агрохимических характеристик сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, кормовых угодий, залежи) предусматривается проводить систематическое агрохимическое обследование земель сельскохозяйственного назначения, которое является частью общего мониторинга состояния этих земель.
Основными задачами мониторинга состояния земель являются:
- своевременное выявление изменений состояния плодородия сельскохозяйственных угодий;
- оценка, прогноз и разработка рекомендаций по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
- информационное обеспечение земельного кадастра и государственного контроля почвенного плодородия и охраны земель.
Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование сельскохозяйственных угодий намечается в следующих объемах:
2003 год - 180 тыс. гектаров;
2004 год - 180 тыс. гектаров;
2005 год - 180 тыс. гектаров;
всего - 540 тыс. гектаров.
Результаты агрохимического обследования станут базой для разработки проектно-технологической документации и рекомендаций по применению минеральных и органических удобрений, химических мелиорантов.
Предполагается обеспечить 4 - 5 летний цикл агрохимического обследования пахотных земель.

3.2.2 Применение органических удобрений

В настоящее время ежегодно в пахотных почвах минерализируется в среднем по Псковской области 249,3 тыс. тонн гумуса, а восполняется только 148,3 тыс. тонн. Для его покрытия необходимо внести в почву при сложившейся структуре посевных площадей свыше 2,35 млн. тонн органических удобрений. Программой предусматривается рациональное использование органических удобрений.
Данные по объемам внесения приведены в таблице 1.

Таблица 1

   -----------------------T-----------T--------------------------¬

¦Виды удобрений ¦ Объем ¦ в том числе ¦
¦ ¦ внесения +--------T--------T--------+
¦ ¦ всего ¦2003 год¦2004 год¦2005 год¦
¦ ¦(тыс. тонн)¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦Органические удобрения¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦(навоз, помет) ¦ 1500 ¦ 500 ¦ 500 ¦ 500 ¦
+----------------------+-----------+--------+--------+--------+
¦в т.ч. торф ¦ 300 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦
L----------------------+-----------+--------+--------+---------


Одним из реальных и экономически выгодных путей, обеспечивающих приостановление снижения плодородия почв и увеличение производства сельскохозяйственной продукции, наряду с применением средств химизации, является биологизация земледелия, которая предполагает, помимо более полного использования всех ресурсов традиционных органических удобрений и биологического азота, внедрение почвозащитных севооборотов, сидератов, запашку излишков соломы.
Ежегодные планируемые площади под сидератами составят 50 тыс. гектаров, из которых 20 тыс. гектаров составят занятые пары, что обеспечит получение недостающего количества органики в виде зеленых удобрений. Кроме удобрительного назначения сидераты позволяют успешно бороться с эрозией почв, болезнями, вредителями и сорняками, получать экологически чистую продукцию.
На чистых паровых полях предусматривается химическое уничтожение сорняков, которые значительно уменьшают запасы питательных веществ и влаги в почве.
Эти работы планируется проводить в летний период с использованием гербицидов сплошного действия на основе глифосата (раундап, глисол и др.), способных хорошо уничтожать многолетние злостные трудноискореняемые сорняки (осот, пырей и др.).
На площади чистых паров 2,5 тыс. га (составляющих 11% паров) потребуется 7,5 тыс. литров раундапа на сумму 2,2 млн. рублей (ежегодно).

3.2.3 Известкование кислых почв

Одним из важных показателей плодородия почв является степень их кислотности.
В настоящее время известкования требуют около 435 тыс. гектаров земель, в том числе 280 тыс. гектаров пашни.
В период 2003 - 2005 годов предусматривается проведение известкования 6,0 тыс. гектаров сильно- и среднекислых почв, в том числе:
2003 год - 2,0 тыс. гектаров;
2004 год - 2,0 тыс. гектаров;
2005 год - 2,0 тыс. гектаров.
Средние нормы внесения известковых удобрений в тоннах действующего вещества (СаСО3) на гектар рассчитаны с учетом агроэкологических особенностей почв, подлежащих известкованию, и составляют 4 - 5 тонн на гектар. На сильнокислых почвах - не менее 6 тонн на гектар. Для выполнения намеченных объемов известкования кислых почв потребуется 30 тысяч тонн известковых удобрений.
Работы по известкованию будут проводиться по проектам, разрабатываемым проектно-изыскательскими станциями государственной агрохимической службы. В первоочередном порядке под семенные посевы, пропашные культуры, культурные пастбища, паровые поля.

3.2.4 Применение минеральных удобрений

Потребность в минеральных удобрениях в 20 раз превышает то количество, которое применяется в настоящее время. Однако в сложившихся экономических условиях сельское хозяйство пока не может выйти на оптимальные объемы внесения минеральных удобрений. Предусматривается постепенный рост применения минеральных удобрений исходя из реальных финансовых и организационно-технических возможностей:
2003 год - 3,5 тыс. тонн в действующем веществе (далее по тексту - д.в.);
2004 год - 4,0 тыс тонн в д.в.;
2005 год - 5,0 тыс тонн в д.в.;
всего - 12,5 тыс. тонн д.в.
Азотные удобрения в форме аммиачной селитры вносятся при подкормке озимых зерновых культур и многолетних трав, а сложные удобрения в форме азофоски - под посевы зерновых культур, льна-долгунца, картофеля, овощей и других культур.
Фосфорные и калийные удобрения под зерновые культуры предусматривается вносить в почву с очень низким содержанием этих элементов. В целях экономии средств намечается переход от ежегодного к периодическому внесению таких удобрений с применением фосфоритной муки и хлористого калия.
Планируемые объемы применения удобрений в комплексе с другими мероприятиями дадут возможность стабильно получать урожайность зерновых культур в среднем по Псковской области до 10 - 12 центнеров с гектара и увеличить производство зерна и другой сельскохозяйственной продукции. Каждый килограмм действующего вещества (МРК) должен дать 4 - 5 килограммов прибавки зерна. Однако баланс азота, фосфора и калия по-прежнему будет складываться со значительным превышением выноса над внесением. В целях накопления биологического азота намечается возделывание зернобобовых и многолетних бобовых культур на площади 25 тыс. гектаров ежегодно.

3.2.5 Фосфоритование почв

В первую очередь фосфоритованию подлежат почвы, имеющие низкую обеспеченность подвижным фосфором в сочетании с повышенной кислотностью. Площадь пашни, на которой необходимо провести фосфоритование, в ближайшей перспективе составит 51 тыс. гектаров, в том числе на 0,3 тыс. гектаров пашни необходимо провести эти работы в первоочередном порядке.
Программа предусматривает выполнение работ по фосфоритованию почв:
2003 год - 100 гектаров;
2004 год - 100 гектаров;
2005 год - 100 гектаров;
всего - 300 гектаров.
Средняя норма внесения фосфоритной муки в области составляет 1,2 тонны на гектар.
Для выполнения намеченных объемов потребуется 360 тонн фосфоритной муки.

3.3 Гидромелиорация и культуртехнические работы

Осушительная мелиорация, культуртехнические работы в сочетании с агрохимическими мероприятиями являются одним из важных факторов обеспечения воспроизводства плодородия почв. На мелиорированных землях предусматривается в первую очередь производство кормов для животноводства, овощей, зерновых, льна и других наиболее ценных культур, а также развитие семеноводства.

3.3.1 Осушительная мелиорация

На осушаемых землях активизируются все биологические процессы: быстрее накапливаются фитомасса и растительные остатки, усиливается деятельность микроорганизмов, увеличивается энергетический потенциал почвы благодаря оптимальным условиям увлажненности. На этих землях обеспечивается наибольшая эффективность применения удобрений и других мелиоративных мероприятий.
По состоянию на 1 января 2003 года в Псковской области имелось 1,2 тыс. гектаров орошаемых и 267,2 тыс. гектаров осушенных земель, в том числе пашни 180 тыс. гектаров, которые были введены в эксплуатацию в 1975 - 1985 годах.
Восстановление и реконструкцию осушительных систем необходимо провести на площади 69 тыс. гектаров. В 2003 - 2005 годах предусматривается первоочередное проведение этих работ на 2,7 тыс. гектаров и строительство новых осушительных систем на площади 0,3 тыс. гектаров, где будет проведена очистка от заиления и растительности водоприемников и магистральных каналов с целью увеличения их пропускной способности.
Для создания оптимального водно-воздушного режима на осушенных землях при самых неблагоприятных погодных условиях предусматривается восстановление или замена вышедших из строя открытой осушительной сети и закрытого дренажа, повышение его водоприемной способности, осуществление агромелиоративных мероприятий по дополнительному регулированию поверхностного стока, в том числе за счет применения специальных агротехнических приемов.
В комплексе с работами на осушительных системах предусматривается окультуривание земель, включая создание культурных пастбищных угодий.
Программа предусматривает закладку пастбищ:
2003 год - на площади 2,0 тыс. гектаров;
2004 год - на 2,5 тыс. гектаров;
2005 год - на 3,0 тыс. гектаров;
всего - 7,5 тыс. гектаров.

3.3.2 Культуртехнические работы

Культуртехнические работы на землях сельскохозяйственного использования включают в себя расчистку земель от древесной и кустарниковой растительности, кочек, камней, пней и мха, что способствует сохранению пашни и кормовых угодий, улучшению конфигурации полей, севооборотов.
Особое значение придается проведению комплекса указанных мероприятий на ранее осушенных землях.
При относительно небольших затратах культуртехнические работы значительно повышают экономическую и экологическую эффективность плодородия почв, и проведение их является одним из основных условий предотвращения выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота.
Намечается проведение этих работ на площади 3,0 тыс. га (ежегодно по 1,0 тыс. га).

3.3.3 Эксплуатация мелиоративных систем

Для обеспечения надежного функционирования осушительных систем, отвода избыточной влаги предусматривается проведение комплекса ремонтно-эксплуатационных работ.
В этот комплекс входят капитальные, текущие и аварийные ремонтные работы, уходные (регламентные) работы, осуществление мониторинга и государственного контроля за состоянием мелиоративных земель, ведение учета и паспортизации мелиоративных систем.
Предусмотренные в программе объемы работ позволят поддерживать в рабочем состоянии каналы, коллекторы, дренажную сеть и гидротехнические сооружения.

Таблица 2

Объем
гидромелиоративных, культуртехнических работ
и затрат на развитие базы водохозяйственных
организаций

   ----------------------T---------T-----T--------------¬

¦Виды работ ¦Единица ¦Объем¦ в том числе:¦
¦ ¦измерения¦работ+----T----T----+
¦ ¦ния ¦ ¦2003¦2004¦2005¦
¦ ¦ ¦ ¦год ¦год ¦год ¦
+---------------------+---------+-----+----+----+----+
¦1. Реконструкция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и восстановление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦осушительных систем ¦ га ¦ 2700¦ 800¦ 900¦1000¦
+---------------------+---------+-----+----+----+----+
¦2. Осушение земель ¦ га ¦ 300¦ 100¦ 100¦ 100¦
+---------------------+---------+-----+----+----+----+
¦3. Культуртехнические¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦работы ¦ га ¦ 3000¦1000¦1000¦1000¦
+---------------------+---------+-----+----+----+----+
¦4. Ремонт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦внутрихозяйственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мелиоративных систем ¦ га ¦ 7800¦2500¦2600¦2700¦
+---------------------+---------+-----+----+----+----+
¦5. Развитие базы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦эксплуатации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦водохозяйственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организаций ¦млн. руб.¦ 1,2¦ 0,4¦ 0,4¦ 0,4¦
L---------------------+---------+-----+----+----+-----


4. Прогнозируемый результат осуществления программных
мероприятий

Выполнение намеченных программой мероприятий обеспечит повышение плодородия почв, прирост сельскохозяйственной продукции, сокращение выбытия сельскохозяйственных угодий и создание новых рабочих мест, что должно привести к получению следующих результатов:

Таблица 3

Расчет прироста сельскохозяйственной
продукции при реализации программы

   -------------------------T-------T----------T---------T---------------------------¬

¦Мероприятия, ¦Объем ¦Прирост ¦Прирост, ¦ В том числе: ¦
¦обеспечивающие ¦работ ¦ц.к.ед. на¦всего +-----T-----T-----T---------+
¦прирост ¦ ¦единицу ¦тыс. тонн¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦за ¦
¦сельскохозяйственной ¦ ¦измерения ¦к.ед. ¦год ¦год ¦год ¦пределами¦
¦продукции ¦ ¦объема ¦2003 - ¦ ¦ ¦ ¦2005 г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦2005 г.г.¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+----------+---------+-----+-----+-----+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦
+------------------------+-------+----------+---------+-----+-----+-----+---------+
¦1. Внесение органических¦ 2400 ¦ 0,2 ¦ 90 ¦16 ¦ 32 ¦42 ¦ 56 ¦
¦удобрений, использование¦тыс. т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сидератов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+----------+---------+-----+-----+-----+---------+
¦2. Известкование ¦ 6,0¦ 5 ¦ 6 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 12 ¦
¦ ¦тыс. га¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+----------+---------+-----+-----+-----+---------+
¦3. Фосфоритование ¦ 0,3¦ 5 ¦ 0,3 ¦ 0,05¦ 0,1 ¦ 0,15¦ 0,45¦
¦ ¦тыс. га¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+----------+---------+-----+-----+-----+---------+
¦4. Внесение минеральных¦ 12,5¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦удобрений ¦тыс. т ¦ 20,0 ¦ 25 ¦ 7 ¦ 8 ¦10 ¦ - ¦
¦ ¦ д.в. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+----------+---------+-----+-----+-----+---------+
¦5. Реконструкция и¦ 2,7¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦восстановление ¦тыс. га¦ 1,5 ¦ 7,2 ¦ 1,2 ¦ 2,4 ¦ 3,6 ¦ 25,2 ¦
¦осушительных систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+----------+---------+-----+-----+-----+---------+
¦6. Осушение земель ¦ 0,3¦ 2,25¦ 1,36¦ 0,23¦ 0,45¦ 0,68¦ 0,32¦
¦ ¦тыс. га¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+----------+---------+-----+-----+-----+---------+
¦7. Культуртехнические ¦ 3,0¦ 7,5 ¦ 0,46¦ 0,08¦ 0,15¦ 0,23¦ 0,52¦
¦работы ¦тыс. га¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+-------+----------+---------+-----+-----+-----+---------+
¦Итого в кормовых¦ ¦ ¦ 130,32¦25,56¦45,1 ¦59,66¦ 94,49¦
¦единицах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------+-------+----------+---------+-----+-----+-----+----------


Согласно приведенным данным, за счет реализации программы можно будет получить 225 тысяч тонн кормовых единиц по окончании ее реализации, так как проведение мероприятий по известкованию, фосфоритованию, внесению органических удобрений, гидромелиорации имеет длительный период действия.

5. Ресурсное обеспечение реализации программы

Ресурсное обеспечение программы включает в себя финансовое, материально-техническое, научное, информационное и кадровое обеспечение.

5.1. Финансовое обеспечение

Потребность в средствах и источниках финансирования для обеспечения объема работ, намеченных программой, определена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Основанием для расчетов являются федеральные законы "О мелиорации земель", "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Закон Российской Федерации "О плате за землю", а также Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 08.11.2001 № 780 "О федеральной целевой программе "Повышение плодородия почв России на 2002 - 2005 годы", Закон Псковской области от 01.04.02 № 188-оз "О мерах государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Псковской области" и постановление Администрации области 18.04.02 № 132 "Об утверждении порядка предоставления субсидий из областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственного производства", с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Администрации области от 18.02.03 № 57. Удельные показатели стоимости объемов работ определены по нормативным и фактически сложившимся среднеобластным данным.
Общая стоимость комплекса работ, согласно таблице 5, составляет 542,6 млн. рублей, в том числе агрохимических мероприятий - 412,2 млн. рублей, гидромелиоративных и культуртехнических мероприятий - 130,4 млн. рублей.

Таблица 4

Расчет по финансовому обеспечению
мероприятий программы

   -------------------------T---------T----------T---------T-----T-----T-----¬

¦ Виды работ ¦ Объемы ¦Цена за ¦Стоимость¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦
¦ ¦ работ ¦ед. объема¦работ ¦ год ¦ год ¦ год ¦
¦ ¦ ¦тыс. руб ¦млн. руб ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦
+------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+-----+
¦1. Внесение органических¦ 1500 ¦ 0,07 ¦ 105 ¦ 35 ¦ 35 ¦ 35 ¦
¦удобрений ¦тыс. тонн¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+-----+
¦2. Известкование ¦ 6,0 ¦ 3,0 ¦ 18 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 6 ¦
¦ ¦ тыс. га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+-----+
¦3. Фосфоритование ¦ 0,3 ¦ 4,0 ¦ 1,2¦ 0,4¦ 0,4¦ 0,4¦
¦ ¦ тыс. га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+-----+
¦4. Приобретение ¦ 12,5 ¦ 5,98 ¦ 74,8¦ 20,7¦ 23,8¦ 30,3¦
¦минеральных удобрений и¦тыс.т.д.в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средств хим. защиты ¦ 7,5 ¦ 0,29 ¦ 6,5¦ 2,1¦ 2,2¦ 2,2¦
¦ ¦ тыс. л. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+-----+
¦5. Комплекс работ по¦ 300 ¦ 0,15 ¦ 45 ¦ 15 ¦ 15 ¦ 15 ¦
¦торфу ¦ тыс. т ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+-----+
¦6. Агрохимическое и¦ 540 ¦ 0,025¦ 13,5¦ 4,5¦ 4,5¦ 4,5¦
¦эколого- ¦ тыс. га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦токсикологическое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обследование земель¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сельскохозяйственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦назначения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+-----+
¦7. Другие показатели ¦ ¦ ¦ 148,2¦ 49,4¦ 49,4¦ 49,4¦
+------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+-----+
¦ИТОГО ¦ ¦ ¦ 412,2¦133,1¦136,3¦142,8¦
+------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+-----+
¦8. Реконструкция и¦ 2,7 ¦ 39,78 ¦ 107,4¦ 31,1¦ 35,3¦ 41,0¦
¦восстановление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦осушительных систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+-----+
¦9. Осушение земель ¦ 0,3 ¦ 12,67 ¦ 3,8¦ 1,2¦ 1,3¦ 1,3¦
+------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+-----+
¦10. Культуртехнические ¦ 3,0 ¦ 3,0 ¦ 9,0¦ 3,0¦ 3,0¦ 3,0¦
¦работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+-----+
¦11. Развитие базы¦ 75 ¦ 16 ¦ 1,2¦ 0,4¦ 0,4¦ 0,4¦
¦эксплуатации ¦ тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦водохозяйственных ¦ кв. м ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+-----+
¦12. Ремонт ¦ 6 ¦ 1,0 ¦ 6,0¦ 2,0¦ 2,0¦ 2,0¦
¦межхозяйственных ¦ тыс. км¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мелиоративных систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+-----+
¦13. Ремонт ¦ 7800 ¦ 0,5 ¦ 3,0¦ 1,0¦ 1,0¦ 1,0¦
¦внутрихозяйственных ¦ га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мелиоративных систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+-----+
¦ИТОГО ¦ ¦ ¦ 130,4¦ 38,7¦ 43,0¦ 48,7¦
+------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+-----+
¦ВСЕГО ¦ ¦ ¦ 542,6¦171,8¦179,3¦191,5¦
L------------------------+---------+----------+---------+-----+-----+------


Источником финансирования программы является федеральный, областной, местный бюджеты и внебюджетные источники. Распределение средств указанных источников финансирования приведено в таблице 5.

Таблица 5

Перечень мероприятий областной целевой программы
"Повышение плодородия почв Псковской области
на 2003 - 2005 годы" и объемы финансирования

   ------------------T--------------------T------T-----------------------T-----------------------T-----------------------T-----------------------T-----------------------¬

¦ ¦ Исполнители ¦Объем ¦ Стоимость работ ¦ Федеральный бюджет ¦ Областной бюджет ¦ Местный бюджет ¦ Внебюджетные источники¦
¦ ¦ ¦работ ¦ млн. руб. ¦ млн. руб. ¦ млн. руб. ¦ млн. руб. ¦ млн. руб. ¦
¦ ¦ ¦ +-----T-----T-----T-----+-----T-----T-----T-----+-----T-----T-----T-----+-----T-----T-----T-----+-----T-----T-----T-----+
¦ ¦ ¦ ¦всего¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦всего¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦всего¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦всего¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦всего¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦год ¦год ¦год ¦ ¦год ¦год ¦год ¦ ¦год ¦год ¦год ¦ ¦год ¦год ¦год ¦ ¦год ¦год ¦год ¦
+-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦ 16 ¦ 17 ¦ 18 ¦ 19 ¦ 20 ¦ 21 ¦ 22 ¦ 23 ¦
+-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦1. Внесение ¦Сельскохозяйственные¦1500 ¦105,0¦ 35,0¦ 35,0¦ 35,0¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦105 ¦ 35 ¦ 35 ¦ 35 ¦
¦органических ¦предприятия ¦ тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦удобрений ¦Соглашение о ¦ тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦намерениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦2. Известкование ¦Сельскохозяйственные¦ 6,0¦ 18,0¦ 6,0¦ 6,0¦ 6,0¦ 5,6¦ 1,8¦ 1,8¦ 2,0¦ 9,0¦ 3,0¦ 3,0¦ 3,0¦ 3,4¦ 1,2¦ 1,2¦ 1,0¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦кислых почв ¦предприятия ¦ тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Соглашение о ¦ га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦намерениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦3. Фосфоритование¦Сельскохозяйственные¦ 0,3¦ 1,2¦ 0,4¦ 0,4¦ 0,4¦ 1,2¦ 0,4¦ 0,4¦ 0,4¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦предприятия ¦ тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Соглашение о ¦ га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦намерениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦4. Покупка ¦Сельскохозяйственные¦ 12,5¦ 81,3¦ 22,8¦ 26,0¦ 32,5¦ 13,2¦ 4,1¦ 4,4¦ 4,7¦ 45,0¦ 10,0¦ 15,0¦ 20,0¦ 11,5¦ 4,3¦ 3,3¦ 3,9¦ 11,6¦ 4,4¦ 3,3¦ 3,9¦
¦минеральных ¦предприятия ¦тыс. т¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦удобрений и ¦Соглашение о ¦ д.в.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦средств ¦намерениях ¦ 7,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦химзащиты ¦ ¦ т. л¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦растений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦5. Комплекс работ¦Сельскохозяйственные¦ 300 ¦ 45,0¦ 15,0¦ 15,0¦ 15,0¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 45,0¦ 15,0¦ 15,0¦ 15,0¦
¦по торфу и ¦предприятия ¦ тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сапропелю ¦Соглашение о ¦ тонн ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦намерениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦6. Агрохимическое¦ФГУ ГСАС ¦ 540 ¦ 13,5¦ 4,5¦ 4,5¦ 4,5¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 9,5¦ 3,1¦ 3,2¦ 3,2¦ 4,0¦ 1,4¦ 1,3¦ 1,3¦
¦и эколого- ¦"Псковская", ¦ тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦токсикологическое¦"Великолукская" ¦ га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦обследование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦земель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦сельскохозяйст- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦венного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦назначения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦7. Запашка ¦Сельскохозяйственные¦ 150 ¦148,2¦ 49,4¦ 49,4¦ 49,4¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦148,2¦ 49,4¦ 49,4¦ 49,4¦
¦сидератов ¦предприятия ¦ тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Соглашение о ¦ га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦намерениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Итого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦агрохимические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦показатели ¦ ¦ ¦412,2¦133,1¦136,3¦142,8¦ 20,0¦ 6,3¦ 6,6¦ 7,1¦ 54,0¦ 13,0¦ 18,0¦ 23,0¦ 24,4¦ 8,6¦ 7,7¦ 8,1¦313,8¦105,2¦104,0¦104,6¦
+-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦8. Реконструкция ¦ФГУ "Управление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦и восстановление ¦"Псковмелиоводхоз" ¦ 2,7¦107,4¦ 31,1¦ 35,3¦ 41,0¦ 49,8¦ 14,6¦ 16,6¦ 18,6¦ 2,8¦ 0,3¦ 0,6¦ 1,9¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 54,8¦ 16,2¦ 18,1¦ 20,5¦
¦осушительных ¦Соглашение о ¦ тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦систем ¦намерениях ¦ га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦9. Осушение ¦ФГУ "Управление ¦ 0,3¦ 3,8¦ 1,2¦ 1,3¦ 1,3¦ 1,8¦ 0,6¦ 0,6¦ 0,6¦ 0,2¦ - ¦ 0,1¦ 0,1¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1,8¦ 0,6¦ 0,6¦ 0,6¦
¦земель ¦"Псковмелиоводхоз" ¦ тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Соглашение о ¦ га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦намерениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦10. Культуртех- ¦ФГУ "Управление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нические работы ¦"Псковмелиоводхоз" ¦ 3,0¦ 9,0¦ 3,0¦ 3,0¦ 3,0¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 9,0¦ 3,0¦ 3,0¦ 3,0¦
¦ ¦Соглашение о ¦ тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦намерениях ¦ га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦11. Развитие баз ¦ФГУ "Управление ¦ 75 ¦ 1,2¦ 0,4¦ 0,4¦ 0,4¦ 1,2¦ 0,4¦ 0,4¦ 0,4¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦эксплуатации ¦"Псковмелиоводхоз" ¦ тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦водохозяйственных¦Соглашение о ¦ кв. м¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦организаций ¦намерениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦12. Затраты на ¦ФГУ "Управление ¦ 6 ¦ 6,0¦ 2,0¦ 2,0¦ 2,0¦ 6,0¦ 2,0¦ 2,0¦ 2,0¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ремонт и ¦"Псковмелиоводхоз" ¦ тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦содержание ¦Соглашение о ¦ км ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦межхозяйственных ¦намерениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦государственных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мелиоративных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦систем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Ремонт внутрихо- ¦ФГУ "Управление ¦7800 ¦ 3,0¦ 1,0¦ 1,0¦ 1,0¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 3,0¦ 1,0¦ 1,0¦ 1,0¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦зяйственных ¦"Псковмелиоводхоз" ¦ га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мелиоративных ¦Соглашение о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦систем ¦намерениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦Итого ¦ ¦ ¦130,4¦ 38,7¦ 43,0¦ 48,7¦ 58,8¦ 17,6¦ 19,6¦ 21,6¦ 6,0¦ 1,3¦ 1,7¦ 3,0¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 65,6¦ 19,8¦ 21,7¦ 24,1¦
¦мелиоративные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦ВСЕГО ¦ ¦ ¦542,6¦171,8¦179,3¦191,5¦ 78,8¦ 23,9¦ 26,2¦ 28,7¦ 60 ¦ 14,3¦ 19,7¦ 26,0¦ 24,4¦ 8,6¦ 7,7¦ 8,1¦379,4¦125,0¦125,7¦128,7¦
L-----------------+--------------------+------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------


За счет бюджетных средств предусматривается финансировать из
областного бюджета:
часть затрат на проведение известкования сильно- и среднекислых почв, приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений;
часть затрат на осушение земель, реконструкцию мелиоративных систем;
из федерального бюджета:
развитие производственной базы бюджетных водохозяйственных организаций и оснащение их необходимой техникой;
проведение работ по осушению земель, реконструкции и восстановлению мелиоративных систем на землях сельскохозяйственных товаропроизводителей;
затраты на ремонт межхозяйственных мелиоративных систем;
проведение работ по известкованию сильно- и среднекислых почв, фосфоритованию;
субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по приобретению минеральных удобрений и средств химической защиты растений.
Предусматриваемые объемы финансирования в процессе реализации программы ежегодно подлежат корректировке, исходя из возможностей бюджетов различных уровней и возможностей привлечения средств из внебюджетных источников.

5.2. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение выполнения программных мероприятий осуществляется агрохимическими, мелиоративными предприятиями и другими организациями. Часть работ будет выполняться непосредственно сельскохозяйственными товаропроизводителями. В связи с тем, что в последние годы практически не пополнялся парк почвообрабатывающей, мелиоративной техники, машин для проведения агрохимических работ, оснащение техникой подрядных организаций и сельскохозяйственных предприятий низкое. Объемы почвоулучшающих работ в Программе определены с учетом реальных возможностей их выполнения имеющимися в Псковской области подрядными организациями и силами сельскохозяйственных предприятий.
Обеспечение известковыми материалами планируется за счет имеющихся в Псковской области запасов известняковой муки, производимой Новоизборским комбинатом нерудных материалов и Порховским известковым заводом, фосфоритной муки из Ленинградской области. Основным поставщиком минеральных удобрений является АО "Акрон", г. Великий Новгород.
Обеспечение торфом будет производиться за счет имеющихся в Псковской области мелкозалежных торфоместорождений.

5.3. Информационное обеспечение

Основными задачами информационного обеспечения являются:
создание единой системы формирования объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия и комплекса мероприятий по его сохранению и повышению (агрохимических, культуртехнических, агротехнических, фитосанитарных);
проведение мониторинга почвенного плодородия земель и установление реальных и прогнозируемых информационных потребностей в целях определения приоритетов при формировании информационных ресурсов и обеспечении практического их использования в сфере управления, в научно-исследовательских, проектных институтах, в эксплуатационных и строительных организациях, в опытно-производственных хозяйствах и у сельскохозяйственных товаропроизводителей;
создание информационного банка данных в целях проведения единой научно-технической политики при реализации программы.
Решение поставленных задач возложено на государственные агрохимические станции "Псковская" и "Великолукская".

6. Механизм реализации программы

Реализация программы основана на соблюдении федеральных законов "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и "О мелиорации земель", постановлений, распоряжений и других подзаконных актов, направленных на исполнение этих законов.
Программой предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывать государственную поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям путем целевого финансирования программных мероприятий из областного бюджета и привлекаемых средств в установленных размерах и порядке.
С учетом выделяемых на реализацию программы средств ежегодно уточняются целевые показатели, объемы работ, организуется оформление соглашений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Администрацией Псковской области, а также заключение соответствующих контрактов с исполнителями.

7. Контроль за исполнением программы

Контроль за реализацией настоящей программы осуществляется Администрацией Псковской области и областным Собранием депутатов.

8. Экономические результаты реализации программы

В результате реализации программы прогнозируется решить следующие вопросы:
- стабилизировать объемы производства продукции;
- улучшить финансовое состояние сельхозпредприятий;
- обеспечить население области собственными продуктами питания, а перерабатывающую промышленность - сырьем;
Благодаря поддержке из бюджетов всех уровней и за счет собственных средств ожидается:
- приостановить снижение и сохранить на уровне 2000 года, а в ряде хозяйств повысить плодородие земель и состояние мелиоративных систем;
- увеличить объем работ по защите растений, что будет способствовать повышению урожайности.
В связи с тем, что растениеводство в области носит ярко выраженный кормовой характер, создание продуктивных полей многолетних трав позволит обеспечить скот кормами по полной потребности и соответственно значительно увеличить денежную выручку от реализации продукции животноводства и повысить рентабельность сельскохозяйственных предприятий, так как в общем объеме реализации на ее долю приходится более 80%, в том числе 44% - на молоко.

Таблица 6

Основные экономические показатели
по сельхозпредприятиям
в ценах соответствующих лет

   --------------------------------T-----------T-------T-------T-------¬

¦ ¦Единица ¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦
¦ ¦измерения ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----------+-------+-------+-------+
¦Производство валовой продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦в текущих ценах - всего ¦млн. рублей¦1741,0 ¦1903,0 ¦2079,0 ¦
+-------------------------------+-----------+-------+-------+-------+
¦Производство продукции: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----------+-------+-------+-------+
¦зерно ¦ тыс. т ¦ 71,0 ¦ 71,8 ¦ 71,8 ¦
+-------------------------------+-----------+-------+-------+-------+
¦картофель ¦ тыс. т ¦ 10,0 ¦ 12,2 ¦ 12,2 ¦
+-------------------------------+-----------+-------+-------+-------+
¦овощи ¦ тыс. т ¦ 7,8 ¦ 7,8 ¦ 7,8 ¦
+-------------------------------+-----------+-------+-------+-------+
¦льноволокно ¦ тыс. т ¦ 2,45¦ 3,2 ¦ 4,0 ¦
+-------------------------------+-----------+-------+-------+-------+
¦скот и птица (в живом весе) ¦ тыс. т ¦ 17,1 ¦ 17,6 ¦ 18,2 ¦
+-------------------------------+-----------+-------+-------+-------+
¦молоко ¦ тыс. т ¦ 123,4 ¦ 125,5 ¦ 127,0 ¦
+-------------------------------+-----------+-------+-------+-------+
¦яйцо ¦ млн. шт. ¦ 123,7 ¦ 130,0 ¦ 132,0 ¦
+-------------------------------+-----------+-------+-------+-------+
¦Выручка от реализации продукции¦млн. рублей¦1543,0 ¦1762,0 ¦1961,0 ¦
+-------------------------------+-----------+-------+-------+-------+
¦Себестоимость реализованной¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦продукции ¦млн. рублей¦1639,0 ¦1762,0 ¦1901,0 ¦
+-------------------------------+-----------+-------+-------+-------+
¦Финансовый результат: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦прибыль +, убыток - ¦млн. рублей¦- 96 ¦ - ¦+ 60 ¦
+-------------------------------+-----------+-------+-------+-------+
¦Уровень рентабельности ¦ % ¦ - 5,8 ¦ 0 ¦ + 3 ¦
L-------------------------------+-----------+-------+-------+--------


9. Мероприятия, подлежащие выполнению
в первоочередном порядке

В первоочередном порядке подлежат выполнению те мероприятия, которые дают в кратчайший срок наибольший экономический эффект: внесение органических и минеральных удобрений, известкование, культуртехнические работы, сохранение и реконструкция мелиоративных систем и сооружений.
Выделение средств на реализацию программы будет производиться сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, получившим наивысшую экономическую эффективность сельскохозяйственного производства при соблюдении норм федерального и областного законодательства.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru